КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронологическая карта теоретического занятия по теме. Технологическая карта занятия
Задачи занятия. Технологическая карта занятия Это исполнительная и распорядительная деятельность по непосредственной, практической организации общественных процессов в развитии общества. А. Государственное управление В. Управление С. Налоговое управление Д. Финансовое управление Е. Административное управление
10. Правоотношения, в которых лицу, обладающему субъективным гражданским правом, противостоит неопределенный круг обязанных лиц? А. Абсолютные правоооношения В. Относительные правоотношения С. Имущественные правоотношения Д. Неимущественные правоотношения Е. Неабсолютные правоотношения
Дисциплина «Основы права», Специальность «Стоматология» Тема: Основные понятия и категории государства. Время: - 90 минут Цели занятия: Образовательная – рассказать о категориях государства, содержащим вопросы основные понятия и категории государства. Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность. Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности. Иметь представление:
Используемые педагогические технологии: · исследовательская, информационно-коммуникативная. Методы: · объяснительно-иллюстративный Требования к знаниям, умениям, практическому опыту: Учащиеся должны знать: · основные понятие государства и категории государства · источники возникновения правовой системы
Учащиеся должны уметь:
Средства обучения профессионального модуля:
Литература основная:
Литература дополнительная:
« Основные понятия и категории государства»
1. Основные понятия и категории государства. Одним из крупных Достижений развития человеческого общества является возникновение государства и права. По сути два этих взаимодополняющих друг друга явления дали огромный толчок развитию человеческого общества по пути цивилизации, придав ему организованность и порядок. Поэтому изучение основных понятий и категорий государства и права является теоретико-методологической базой для всей последующей отрасли права. Понятие «государство» в современном его значении в науку введено в начале XVI в. итальянским мыслителем Никколой Макиавелли (1469— 1527 гг.). Он использовал для обозначения государства слово «stato» (отлат. status—положение, статус). До этого все государственные образования обозначались: «республика», «королевство», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Существует немало подходов в определении государства. Коммуникативный подход. Согласно данному подходу, при попытке определения государства акцентируется внимание на публично-властной природе государства, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достижения общего блага. Население, проживающее на территории государства, представляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать законы государства. Дальнейшее подтверждение настоящий подход находит в трудах римского оратора и мыслителя Марка Тулия Цицерона (106— 43 гг. до н. э), который рассматривал государство как соединение в единое целое, в гражданскую общину всех составляющих ее граждан". Выдающийся представитель немецкой философии И. Кант (1724-1804), писал, что «государство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов». Организационно-структурный подход выделяет государство из общества и связывает его с централизованной группой, монополизирующей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерархический административный аппарат, а также нормы права. Основоположником данного подхода в понимании сущности государства был французский юрист Жан Бодэн (1529—1596), который трактовать государство как особую организацию верховной политической власти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. Государство выступает механизмом реализации интересов политического общества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверенитета. Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему. В этом случае государство понимается как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. Согласно институциональному подходу, для выражения и представительства частных и общезначимых интересов общества социальные группы, индивиды создают политические институты. По мнению казахстанского специалиста А. А. Матюхина, в рамках институционального подхода «государство есть элемент сферы права», а институты в узко юридическом смысле - это в первую очередь, обособленные группы (совокупность) юридических норм, регулирующих однородные отношения или какие-либо их компоненты; или нормы, сопровождающие их санкции и организационные формы, где они прояшіяются: «общий установленный закон и право, судебные учреждения, в которые можно обратиться». При расширении юридического контекста до общеправового, сюда «также относятся и нравы, а еще более глубокий смысл институтов состоит в том, что они выражают не просто законы, но «дух законов». Институты служат поддержанию свободы только в том случае, если они не просто «законы» (legal), но также и легитимны (legitimate). Достижение гармонии, равновесия частных и публичных интересов может осуществляться как путем достижения компромисса между интересами социальных групп, их согласования и формирования на основе общих целей, так и путем подавления интересов одной группы другой. В первом случае государство выступает воплощением социальной солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот тезис лежит в основе теории солидаризма, пришедшей в государство из политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги (1859-1929). Данная теория нашла свое подтверждение в современных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «среднего класса» достигает 70 %. Это обстоятельство позволяет говорить о приверженности большинства общества ценностям солидарности, общего блага, социальной справедливости и защищенности, которые олицетворяют собой государство и право. Следовательно, государство является выразителем интересов всего общества или его большинства, а не какой-то привилегированной группы. Однако примирение разнородных интересов может осуществляться и путем подчинения одной части общества другой. Как политическую организацию экономически господствующего класса рассматривал государство марксизм (классовый подход). Один из основоположников марксизма К. Маркс (1818-1883) отмечал: «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Правящим классом, по определению соратника К. Маркса - Ф. Энгельса (1820-1895), является экономически господствующий класс, «который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» Другой подход — позитивизм в юриспруденции сделал акцент на внешние, формальные признаки государства. Позитивизм как i юдход ввел в науку французский социолог Огюст Конт (1798-1857). Его распространение было связано с критическим отношением к социологическому подходу и успехам естественных наук и ограничением анализа государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фактов, связей государства, его функций, взаимодействия его институтов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за пределами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о сущности государства, который был одним из главных прежде, рассматривался, как пережиток до научных представлений и был объявлен принципиально неразрешимым. В рамках позитивизма сложился арифметический подход, который интерпретировал государство как совокупность внешних признаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявлением позитивизма в юриспруденции является «теория трех элементов», согласно которой государство рассматривается как совокупность трех основных элементов: территории, населения и власти. Естественно, что невозможно представить государство вне конкретной территории, на которой происходит политическое самоопределение населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщенным инвариантом «теории трех элементов» является современное представление о государстве как политической, структурной и территориальной организации. На смену «теории трех элементов» приходят многоэлементные характеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характеристик современного понимания государства дана французскими политологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие признаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в рамках национальных границ; форму правления и государственную службу; глобальность (идея суверенитета); институционализированную форму власти На внешних, формальных признаках государства акцентирует внимание и правовой подход, автором которого являлся австрийский правовед X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассматривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой порядок. «С юридической точки зрения, — отмечал Кельзен, — проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка»'. По X. Кельзену, государство предстает как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории. Функциональные определения государства исходят из выделения в деятельности государства тех функций, посредством которых оно осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого контроля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реализуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предположить, что перед нами полицейское государство. Если управляющая и организационная функции государства опираются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые определяют границы вмешательства государства в дела гражданского общества, то можно предположить, что перед нами правовое государство. Учитывая все вышеперечисленные подходы, на наш взгляд, государство — это специальный аппарат, устанавливающий право, издающий законы, соблюдающий в обществе порядок и законности. 2.Сущность государства. Несмотря на многообразие подходов в изучении государства, все они стремятся выявить то главное, устойчивое, определяющее, что обусловливает отличие государства от иных социальных институтов, его ценность и социальное назначение. Главным в определении государства является раскрытие его сущности, то есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе. Однако руководство и управление обществом осуществлялось на протяжении человеческой истории не только в интересах большинства населения, но и в интересах привилегированного меньшинства, экономически господствующего класса. В этой связи i юд социальной сущностью государства понималась его классо-иая природа (марксизм). Последователи марксизма под влиянием объективных и субъективных факторов стали акцентировать внимание исключительно на классовой природеет репрессивной функции. Виднейший теоретик пролетарской идеологии В. И. Ленин (1870—1924) подчеркивал, что «государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса». Однако несмотря на доминирование в отдельные исторические периоды специфической функции господства и подавления, обще социальная сущность государства не переставала осуществляться. Даже в антагонистических обществах, разделенных на противостоящие друг другу классы, классы собственников были вынуждены для собственного блага заботиться о выживании общества в целом, о создании устойчивого правопорядка. Поэтому господствующие классы стремились достичь социального компромисса, если желали оставаться у власти. От политики изоляции и отчуждениялеимущих и зависимых классов от собственности и государственной власти правящий класс был вынужден переходить к постепенной интеграции этих групп в гражданское общество через рыночную экономику, право и политическую демократию. Эти способы интеграции населения свойственны правовому демократическому государству. Изменения в социальной структуре прежде всего промышленно развитых стран, под влиянием рыночной экономики, научно-технической революции, породившей новые виды деятельности и группы работников, заметно расширили социальную базу современного государства. Это явилось основанием появления концепций, в которых обосновывается надклассовый характер государства и его обще социальная сущность. Отрицание классовой сущности обосновывается в теории ми-тарной демократии. Ее центральным тезисом является положение о неизбежности деления общества на правящее меньшинство и подчиняющееся большинство. У истоков теории элит в 90-х годах XIX столетия стояли социологи Г. Моска, В. Парето, идеи которых развивали в 50-х годах XX в. их последователи: амери канцыХ.Лассуэл, Дж.Сартори, испанец X. Ортега-и-Гассет и другие. Инвариантом теории элитарной демократии являются представления о сущности государства, которые развивались авторами технократического государства. Среди них следует выделить американских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят из положения о закономерности деления общества на управляемых и управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ресурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами становятся знания и информация. Значительно дальше в социальной обезличенное™ государственной власти пошел американский исследователь Карл Дойч (1912), использующий аналогию государства с кибернетической машиной. Движение государства к осуществлению оставленных общезначимых целей происходит на основе поступающей из общества информации, в соответствии с которой корректируется политический курс правительства. Так, благодаря «обратным связям», государству удается обеспечивать баланс публичных и частных интересов в обществе. Стало очевидно, что рыночная стихия не в состоянии быть эффективным регулятором, необходимо регулирующее воздействие государства. На этой основе сформировалась теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой стал английский ученый Дж. Кейнс. В послевоенное время в связи с изменениями в уровне жизни значительных слоев западного общества, достигнутом не в последнюю очередь за счет ограбления колониальных и полуколониальных стран, стал утверждаться миф о надклассовом государстве, которое заботится о всех своих гражданах. Данный миф (кстати, это не миф, а теория — О. К.) подкреплялся теми сверхприбылями, которые вывозились из колоний и частично шли на поддержание социально уязвимых групп населения. Один из разработчиков концепции «государства всеобщего благоденствия» — американский исследователь Дж. Гэлбрейт ввел понятие «народное государство», которое он характеризовал как государство, способное обеспечить всем членам общества относительно высокий уровень жизни, справедливое распределение ресурсов и ликвидацию социального неравенства. По Гэлбрейту, все это оказывается возможным благодаря достижениям научно технической революции и модернизации системы управления, эффективно реагирующей на постоянно изменяющиеся потребности населения. Достаточно близкой к теории «народного государства» является теория «социального государства», развиваемая европейской социал-демократией в 50-е гг. XX в. Практика последних лет показывает, что провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательство в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе, особенно рынок с его конкуренцией к сосредоточению ресурсов и богатства в руках имущего меньшинства и резкому обнищанию большей части населения. В таких условиях общество нуждается в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики. Социальное государство представляет собой такой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, а также обеспечить высокий уровень социальной защищенности. Конечно, немногие государства сегодня могут быть причислены к ряду социальных государств, а лишь те, где большинство населения имеют высокий уровень потребления товаров первой необходимости на душу населения, доступные большинству населения услуги, то есть, имеют высокий жизненный уровень. Например, к социальным государствам можно отнести Норвегию, Швецию, Японию, США, Францию, Германию, Швейцарию, и др. Так, во всемирном докладе о человеческом развитии за 2004 год, самый высокий индекс человеческого развития ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня грамотности взрослого населения и охвата обучением подрастающего поколения занимает Норвегия. На 2-м месте стоит Швеция, США - на 9-м, Франция - на 16-м, Германия - на 19-м. Чтобы достичь такого уровня, страна должна обеспечить объем ВВП на душу населения в размере 40 тысяч долларов СШ А. Страны СНГ по этому показателю занимают позиции, начиная с 57-й строчки, в ней значится Россия. Беларусь — на 62-й, Украина - на 70-й. Казахстан на постсоветском пространстве оказался в пятерке лидеров, среди 177 стран мира, которые включены в этот список. Социальное государство характеризуется следующими признаками. Во-первых, социальное государство создает достойный для человека уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, причем этот минимум должен гарантировать достойное существование человека. Эту функцию государство выполняет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров, услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека. Однако, это не означает, что взрослый, здоровый человек должен ожидать социальное пособие, он обязан зарабатывать сам и кормить свою семью. Государство берет на себя ответственность только за тех граждан, которые самостоятельно не могут удовлетворить собственные потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т. д. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долларов на человека в год. Во-вторых, социальное государство стремится обеспечить социальное равенство. Разговор не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т. д. Государство стремится смягчить, а где возможно - и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. В-третьих, задачей социального государства является социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы. Сюда же входит бесплатное медицинское обслуживание. Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. В-четвертых, социальное государство стремится к подъему благосостояния всего общества. Его показателем является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10 %, а в Швеции - чуть больше 5 %. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата за жилье, стипендии учащимся, пособия на детей и т. д.) все более широкий круг лиц. Сущность государства развертывается в содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как институт права обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, до государственных образований, политических партий, движений, и т. д.), оказывающих существенное влияние на развитие общества. Признаки государства: государственная власть, государственный суверенитет, территория (граница), правовая система, гражданство, государственный язык, символы государства (гимн, герб, флаг), налоги и сборы. Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. На смену объединению людей по признаку родства, свойственному формам социальной организации до государственного общества, приходит территориальное объединение. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением. Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития. Обеспечивая нормальные условия существования общества, государство обладает таким свойством, как принудительность, которая осуществляется через органы насилия - армию, службы охраны порядка и безопасности. В отличие от принципов самоуправления, на которых основано регулирование взаимоотношений индивидов в до государственном обществе самим населением, с возникновением государства происходит отделение публичной политической власти от общества, обособление и концентрация политических функций в руках профессионалов-управленцев. В-третьих, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность государственной власти выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам. Легальность власти представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждения. Формой легального господства является правовое государство.. Приложение 1 Вопросы для самоконтроля:
Приложение 2
1. Какой подход, при попытке определения государства сделал акцент на внешние, формальные признаки государства? А. Коммуникативный подход В. Организационно-структурный подход С. Позитивизм в юриспруденции Д. Арифметический подход Е. Правовой подход 2. Внутренние функции государства: А. Экономические и социальные В. Регулятивные и охранительные С. Функция обороны страны и поддержания мирового порядка Д. Внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество Е. Налоговая и финансовая
3. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу – монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно? А. Президентско-парламентская республика В. Федеративное государство С. Унитарное государство Д. Парламентская республика Е. Монархия
4.... – это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью? А. Президентско-парламентская республика В. Федеративное государство С. Унитарное государство Д. Парламентская республика Е. Монархия
5.... – это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственныхобразований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции? А. Президентско-парламентская республика В. Федеративное государство С. Унитарное государство Д. Парламентская республика Е. Монархия
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |