Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологическая карта теоретического занятия по теме. Технологическая карта занятия




Задачи занятия.

Технологическая карта занятия

Это исполнительная и распорядительная деятельность по непосредственной, практической организации общественных процессов в развитии общества.

А. Государственное управление

В. Управление

С. Налоговое управление

Д. Финансовое управление

Е. Административное управление

 

10. Правоотношения, в которых лицу, обладающему субъективным гражданским правом, противостоит неопределенный круг обязанных лиц?

А. Абсолютные правоооношения

В. Относительные правоотношения

С. Имущественные правоотношения

Д. Неимущественные правоотношения

Е. Неабсолютные правоотношения

 

 

Дисциплина «Основы права», Специальность «Стоматология»

Тема: Основные понятия и категории государства.

Время: - 90 минут

Цели занятия:

Образовательная рассказать о категориях государства, содержащим вопросы основные понятия и категории государства.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

Иметь представление:

  • о понятиях государства.

 

Используемые педагогические технологии:

· исследовательская, информационно-коммуникативная.

Методы:

· объяснительно-иллюстративный

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать:

· основные понятие государства и категории государства

· источники возникновения правовой системы

 

Учащиеся должны уметь:

  • различать формы государственного устройства.

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.
  • Электронные:

Литература основная:

  • К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010

 

Литература дополнительная:

  • Теория государства права 2011 г

 

« Основные понятия и категории государства»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - право и его возникновение; - принципы, функции права, методы регулирования; - объекты и субъекты права.   20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала. Изложение нового материала, согласно плана: - основные понятие государства и категории государства. 40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. 1) Ответить на вопросы. 2) Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом. 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 10 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010 6-8 стр.   5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

 

 

1. Основные понятия и категории государства.

Одним из круп­ных Достижений развития человеческого общества является воз­никновение государства и права. По сути два этих взаимодопол­няющих друг друга явления дали огромный толчок развитию че­ловеческого общества по пути цивилизации, придав ему органи­зованность и порядок. Поэтому изучение основных понятий и категорий государства и права является теоретико-методологи­ческой базой для всей последующей отрасли права. Понятие «го­сударство» в современном его значении в науку введено в начале XVI в. итальянским мыслителем Никколой Макиавелли (1469— 1527 гг.). Он использовал для обозначения государства слово «stato» (отлат. status—положение, статус). До этого все государ­ственные образования обозначались: «республика», «королев­ство», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Существует немало подходов в определении государства.

Коммуникативный подход. Согласно данному подходу, при по­пытке определения государства акцентируется внимание на пуб­лично-властной природе государства, рассматривая его, по опре­делению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достиже­ния общего блага. Население, проживающее на территории госу­дарства, представляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать зако­ны государства.

Дальнейшее подтверждение настоящий подход находит в тру­дах римского оратора и мыслителя Марка Тулия Цицерона (106— 43 гг. до н. э), который рассматривал государство как соединение в единое целое, в гражданскую общину всех составляющих ее граж­дан". Выдающийся представитель немецкой философии И. Кант (1724-1804), писал, что «государство - это общество людей, ко­торое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов».

Организационно-структурный подход выделяет государство из общества и связывает его с централизованной группой, монопо­лизирующей властные функции и опирающейся в их осуществле­нии на иерархический административный аппарат, а также нормы права. Основоположником данного подхода в понимании сущно­сти государства был французский юрист Жан Бодэн (1529—1596), который трактовать государство как особую организацию верхов­ной политической власти, обладающую суверенитетом. Сувере­нитет государства выражается в его исключительной возможно­сти творить право и проводить в жизнь законы.

Государство выступает механизмом реализации интересов политического общества, опираясь на специальные органы: ар­мию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носите­лем суверенитета. Таким образом, органы государственной влас­ти выделяются из общества и противопоставляются ему. В этом случае государство понимается как система институтов публич­ной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Согласно институциональному подходу, для выражения и пред­ставительства частных и общезначимых интересов общества со­циальные группы, индивиды создают политические институты. По мнению казахстанского специалиста А. А. Матюхина, в рам­ках институционального подхода «государство есть элемент сфе­ры права», а институты в узко юридическом смысле - это в пер­вую очередь, обособленные группы (совокупность) юридичес­ких норм, регулирующих однородные отношения или какие-либо их компоненты; или нормы, сопровождающие их санкции и орга­низационные формы, где они прояшіяются: «общий установлен­ный закон и право, судебные учреждения, в которые можно об­ратиться». При расширении юридического контекста до обще­правового, сюда «также относятся и нравы, а еще более глубокий смысл институтов состоит в том, что они выражают не просто законы, но «дух законов». Институты служат поддержанию сво­боды только в том случае, если они не просто «законы» (legal), но также и легитимны (legitimate).

Достижение гармонии, равновесия частных и публичных ин­тересов может осуществляться как путем достижения компро­мисса между интересами социальных групп, их согласования и формирования на основе общих целей, так и путем подавления интересов одной группы другой. В первом случае государство выступает воплощением социальной солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот тезис лежит в основе теории солидаризма, пришедшей в государство из политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги (1859-1929). Данная теория нашла свое подтверждение в современных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «среднего класса» достигает 70 %. Это обстоятельство позволяет говорить о приверженности большинства общества ценностям солидарнос­ти, общего блага, социальной справедливости и защищенности, которые олицетворяют собой государство и право. Следователь­но, государство является выразителем интересов всего общества или его большинства, а не какой-то привилегированной группы.

Однако примирение разнородных интересов может осуществ­ляться и путем подчинения одной части общества другой. Как политическую организацию экономически господствующего клас­са рассматривал государство марксизм (классовый подход). Один из основоположников марксизма К. Маркс (1818-1883) отмечал: «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Правящим классом, по определению со­ратника К. Маркса - Ф. Энгельса (1820-1895), является эконо­мически господствующий класс, «который при помощи государ­ства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» Другой подход — позитивизм в юриспруденции сделал акцент на внешние, формальные признаки государства. Позитивизм как i юдход ввел в науку французский социолог Огюст Конт (1798-1857). Его распространение было связано с критическим отношением к социологическому подходу и успехам естественных наук и ограничением анализа государства фиксацией только непосред­ственно наблюдаемых фактов, связей государства, его функций, взаимодействия его институтов. Поиск причин изменений госу­дарства, которые лежат за пределами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о сущности государства, кото­рый был одним из главных прежде, рассматривался, как пережи­ток до научных представлений и был объявлен принципиально неразрешимым.

В рамках позитивизма сложился арифметический подход, ко­торый интерпретировал государство как совокупность внешних признаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявлением позитивизма в юриспруденции является «теория трех элементов», согласно которой государство рассматривается как совокупность трех основных элементов: территории, населе­ния и власти. Естественно, что невозможно представить госу­дарство вне конкретной территории, на которой происходит по­литическое самоопределение населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть организовано с помощью ин­ститутов публичной власти. Обобщенным инвариантом «теории трех элементов» является современное представление о государ­стве как политической, структурной и территориальной органи­зации.

На смену «теории трех элементов» приходят многоэлемент­ные характеристики государства. Так, одна из наиболее объем­ных характеристик современного понимания государства дана французскими политологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделя­ют следующие признаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в рамках национальных границ; форму правления и государственную службу; глобальность (идея суве­ренитета); институционализированную форму власти На внешних, формальных признаках государства акцентирует внимание и правовой подход, автором которого являлся австрий­ский правовед X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассматривалось как установленный в масштабах нации или стра­ны правовой порядок. «С юридической точки зрения, — отмечал Кельзен, — проблемы государства в значительной мере проявля­ются как проблемы национального правового порядка»'. По X. Кельзену, государство предстает как правовая организация по­литической власти, наиболее эффективная на данной террито­рии.

Функциональные определения государства исходят из выде­ления в деятельности государства тех функций, посредством ко­торых оно осуществляет решение «общих дел». Если согласова­ние интересов осуществляется посредством подавления и наси­лия, жесткого контроля различных сфер жизнедеятельности ин­дивида и общества, реализуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предположить, что перед нами полицей­ское государство. Если управляющая и организационная функ­ции государства опираются на принцип верховенства прав и сво­бод человека, которые определяют границы вмешательства госу­дарства в дела гражданского общества, то можно предположить, что перед нами правовое государство. Учитывая все вышепере­численные подходы, на наш взгляд, государство — это специаль­ный аппарат, устанавливающий право, издающий законы, соблю­дающий в обществе порядок и законности.

2.Сущность государства. Несмотря на многообразие подходов в изучении государства, все они стремятся выявить то главное, ус­тойчивое, определяющее, что обусловливает отличие государ­ства от иных социальных институтов, его ценность и социальное назначение. Главным в определении государства является рас­крытие его сущности, то есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребо­ванность в обществе.

Однако руководство и управление обществом осуществлялось на протяжении человеческой истории не только в интересах боль­шинства населения, но и в интересах привилегированного мень­шинства, экономически господствующего класса. В этой связи i юд социальной сущностью государства понималась его классо-иая природа (марксизм). Последователи марксизма под влиянием объективных и субъективных факторов стали акцентировать вни­мание исключительно на классовой природеет репрессивной функции. Виднейший теоретик пролетарской идеологии В. И. Ленин (1870—1924) подчеркивал, что «государство есть особая органи­зация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса».

Однако несмотря на доминирование в отдельные историчес­кие периоды специфической функции господства и подавления, обще социальная сущность государства не переставала осуществляться. Даже в антагонистических обществах, разделенных на противостоящие друг другу классы, классы собственников были вынуждены для собственного блага заботиться о выживании об­щества в целом, о создании устойчивого правопорядка. Поэтому господствующие классы стремились достичь социального комп­ромисса, если желали оставаться у власти. От политики изоля­ции и отчуждениялеимущих и зависимых классов от собственно­сти и государственной власти правящий класс был вынужден пе­реходить к постепенной интеграции этих групп в гражданское общество через рыночную экономику, право и политическую демократию. Эти способы интеграции населения свойственны правовому демократическому государству.

Изменения в социальной структуре прежде всего промышленно развитых стран, под влиянием рыночной экономики, научно-технической революции, породившей новые виды деятельности и группы работников, заметно расширили социальную базу совре­менного государства. Это явилось основанием появления концеп­ций, в которых обосновывается надклассовый характер государ­ства и его обще социальная сущность. Отрицание классовой сущности обосновывается в теории ми-тарной демократии. Ее центральным тезисом является положе­ние о неизбежности деления общества на правящее меньшинство и подчиняющееся большинство. У истоков теории элит в 90-х го­дах XIX столетия стояли социологи Г. Моска, В. Парето, идеи которых развивали в 50-х годах XX в. их последователи: амери канцыХ.Лассуэл, Дж.Сартори, испанец X. Ортега-и-Гассет и другие.

Инвариантом теории элитарной демократии являются пред­ставления о сущности государства, которые развивались автора­ми технократического государства. Среди них следует выделить американских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят из положения о закономерности деления обще­ства на управляемых и управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ресурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами становятся знания и информация.

Значительно дальше в социальной обезличенное™ государ­ственной власти пошел американский исследователь Карл Дойч (1912), использующий аналогию государства с кибернетической машиной. Движение государства к осуществлению оставленных общезначимых целей происходит на основе поступающей из об­щества информации, в соответствии с которой корректируется политический курс правительства. Так, благодаря «обратным свя­зям», государству удается обеспечивать баланс публичных и част­ных интересов в обществе.

Стало очевидно, что рыночная стихия не в состоянии быть эффективным регулятором, необходимо регулирующее воздей­ствие государства. На этой основе сформировалась теория «госу­дарства всеобщего благоденствия», автором которой стал англий­ский ученый Дж. Кейнс. В послевоенное время в связи с измене­ниями в уровне жизни значительных слоев западного общества, достигнутом не в последнюю очередь за счет ограбления колони­альных и полуколониальных стран, стал утверждаться миф о над­классовом государстве, которое заботится о всех своих гражда­нах. Данный миф (кстати, это не миф, а теория — О. К.) подкреп­лялся теми сверхприбылями, которые вывозились из колоний и частично шли на поддержание социально уязвимых групп насе­ления.

Один из разработчиков концепции «государства всеобщего бла­годенствия» — американский исследователь Дж. Гэлбрейт ввел понятие «народное государство», которое он характеризовал как государство, способное обеспечить всем членам общества отно­сительно высокий уровень жизни, справедливое распределение ресурсов и ликвидацию социального неравенства. По Гэлбрейту, все это оказывается возможным благодаря достижениям научно ­технической революции и модернизации системы управления, эффективно реагирующей на постоянно изменяющиеся потреб­ности населения.

Достаточно близкой к теории «народного государства» явля­ется теория «социального государства», развиваемая европейской социал-демократией в 50-е гг. XX в. Практика последних лет по­казывает, что провозглашение в правовых государствах принци­пов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, не­вмешательство в дела общества не привело к всеобщему благопо­лучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обще­стве, особенно рынок с его конкуренцией к сосредоточению ре­сурсов и богатства в руках имущего меньшинства и резкому об­нищанию большей части населения. В таких условиях общество нуждается в сглаживании фактического неравенства путем про­ведения государством активной социальной политики.

Социальное государство представляет собой такой тип государ­ства, которое стремится создать каждому гражданину максималь­но благоприятные условия существования, реализации своих ин­дивидуальных талантов и способностей, а также обеспечить вы­сокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства сегодня могут быть причис­лены к ряду социальных государств, а лишь те, где большинство населения имеют высокий уровень потребления товаров первой необходимости на душу населения, доступные большинству на­селения услуги, то есть, имеют высокий жизненный уровень. Например, к социальным государствам можно отнести Норвегию, Швецию, Японию, США, Францию, Германию, Швейцарию, и др. Так, во всемирном докладе о человеческом развитии за 2004 год, самый высокий индекс человеческого развития ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня гра­мотности взрослого населения и охвата обучением подрастаю­щего поколения занимает Норвегия. На 2-м месте стоит Швеция, США - на 9-м, Франция - на 16-м, Германия - на 19-м. Чтобы достичь такого уровня, страна должна обеспечить объем ВВП на душу населения в размере 40 тысяч долларов СШ А. Страны СНГ по этому показателю занимают позиции, начиная с 57-й строчки, в ней значится Россия. Беларусь — на 62-й, Украина - на 70-й. Казахстан на постсоветском пространстве оказался в пятерке лидеров, среди 177 стран мира, которые включены в этот список.

Социальное государство характеризуется следующими призна­ками. Во-первых, социальное государство создает достойный для человека уровень жизни. Государство ответственно за предос­тавление каждому гражданину прожиточного минимума, причем этот минимум должен гарантировать достойное существование человека. Эту функцию государство выполняет путем справед­ливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум состав­ляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров, услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека. Однако, это не означает, что взрослый, здоровый человек дол­жен ожидать социальное пособие, он обязан зарабатывать сам и кормить свою семью. Государство берет на себя ответственность только за тех граждан, которые самостоятельно не могут удов­летворить собственные потребности по возрасту, болезни, инва­лидности и т. д. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долларов на человека в год.

Во-вторых, социальное государство стремится обеспечить социальное равенство. Разговор не идет об уравниловке. Соци­альное равенство следует понимать как равенство стартовых воз­можностей, а не равенство результатов деятельности. Проявле­ний социального неравенства множество: это возраст, образова­ние, район проживания, здоровье, специальность, пол и т. д. Го­сударство стремится смягчить, а где возможно - и устранить со­циальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека.

В-третьих, задачей социального государства является соци­альная защита тех, кто потерял доход или средства к существова­нию по причине болезни, инвалидности, старости, потери кор­мильца, безработицы. Сюда же входит бесплатное медицинское обслуживание. Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования.

В-четвертых, социальное государство стремится к подъему благосостояния всего общества. Его показателем является уро­вень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10 %, а в Швеции - чуть больше 5 %. Это позволяет включать в пользо­вание материальными благами (оплата за жилье, стипендии уча­щимся, пособия на детей и т. д.) все более широкий круг лиц.

Сущность государства развертывается в содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт.

Государство как институт права обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных полити­ческих организаций (например, до государственных образований, политических партий, движений, и т. д.), оказывающих существен­ное влияние на развитие общества. Признаки государства: госу­дарственная власть, государственный суверенитет, территория (граница), правовая система, гражданство, государственный язык, символы государства (гимн, герб, флаг), налоги и сборы.

Во-первых, государство выступает как единая территориаль­ная организация населения в масштабах всей страны, как офици­альный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. На смену объединению людей по признаку родства, свойственному формам социальной организации до государственного общества, приходит территориальное объединение. Целост­ность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства, представляющий собой устойчи­вую правовую связь личности с государством. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполни­тельной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую органи­зацию политической власти, обладающую специальным аппара­том управления и принуждения, системой ведомств и учрежде­ний, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития. Обеспечивая нормальные условия существования общества, го­сударство обладает таким свойством, как принудительность, ко­торая осуществляется через органы насилия - армию, службы охраны порядка и безопасности. В отличие от принципов самоуп­равления, на которых основано регулирование взаимоотношений индивидов в до государственном обществе самим населением, с возникновением государства происходит отделение публичной политической власти от общества, обособление и концентрация политических функций в руках профессионалов-управленцев.

В-третьих, государство представляет собой суверенную орга­низацию власти. Суверенитет государственной власти выражает­ся в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государства­ми. Верховенство государственной власти проявляется: а) в об­щеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политичес­ких организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обя­зательный характер; г) в наличии специальных средств воздей­ствия на население, отсутствующих у других организаций (аппа­рат принуждения и насилия).

В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Ле­гальность государственной власти выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам. Легальность власти представляет собой юридическое признание права государства на применение при­нуждения. Формой легального господства является правовое го­сударство..

Приложение 1

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является предметом курса «Основы права»?
  2. Дайте характеристику методам права.
  3. Назовите функции права.
  4. Какие существуют признаки правового государства?
  5. Дайте краткую характеристику правового государства и выскажите свое мнение о мерах, осуществляемых в настоящее время по формированию правового общества в Казахстане?
  6. Что такое социальное государство?
  7. Понятие государство.
  8. Дайте характеристику методам: индукции и дедукции.
  9. Назовите функции курса «Основы права»?
  10. Что такое обще научные методы?

 

Приложение 2

 

1. Какой подход, при попытке определения государства сделал акцент на внешние, формальные признаки государства?

А. Коммуникативный подход

В. Организационно-структурный подход

С. Позитивизм в юриспруденции

Д. Арифметический подход

Е. Правовой подход

2. Внутренние функции государства:

А. Экономические и социальные

В. Регулятивные и охранительные

С. Функция обороны страны и поддержания мирового порядка

Д. Внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество

Е. Налоговая и финансовая

 

3. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу – монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно?

А. Президентско-парламентская республика

В. Федеративное государство

С. Унитарное государство

Д. Парламентская республика

Е. Монархия

 

4.... – это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью?

А. Президентско-парламентская республика

В. Федеративное государство

С. Унитарное государство

Д. Парламентская республика

Е. Монархия

 

5.... – это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственныхобразований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции?

А. Президентско-парламентская республика

В. Федеративное государство

С. Унитарное государство

Д. Парламентская республика

Е. Монархия

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.