Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность, признаки, источники, система права




 

Право - это общее правило поведения людей, устанавливаемое государством. Существует несколько теорий по поводу возник­новения и определения права. Сторонники нормативистской тео­рии определяют право как совокупность охраняемых норм. Право

- это система норм, где на самом верху находится основная (су­веренная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к пра­ву определяется во взгляде на действительность через признак принятых государством нормативных правовых актов.

В психологической теории наряду с писаными законами, то есть с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психи­ческие переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате опреде­ленных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с госу­дарством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний че­ловека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки инди­вида.

Социологическая теория основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направле­ния обращаются, прежде всего, к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государ­ства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними суще­ствует «живое право», которое есть ничто иное, как сложившие­ся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они,

— изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, кото­рые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса дей­ствия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», другими словами, возможность изменения правовой нор­мы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению «правотворчес­ких» функций судьи и принижению роли закона, поскольку су­дья не связан юридическими нормами и может по своему усмот­рению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

В основе социальной концепции права лежит идея солидарнос­ти, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуть­ся идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право вы­ступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраня­ющий «общие интересы» всех групп. Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабиль­ность и устойчивость самой общественной системы. Это предпо­лагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности — экономикой, поли­тикой, моралью - в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда - акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Ины­ми словами, наблюдается ориентация права на социальные, об­щедемократические ценности.

Основной тезис meqjuu естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее по­нимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастли­вым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-пра­вовой теории), то право, которое создается государством, явля­ется производным по отношению к высшему, естественному пра­ву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. В системе марксистской теории было зако­номерно понимание права как возведенной в закон воли господ­ствующего класса, определяемой материальными условиями жиз­ни этого класса. Интегративный подход к пониманию права исхо­дит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право и поэтому представители данного подхода взя­ли из различных теорий самые рациональные на их взгляд сторо­ны.

Сущность права. Сущность права, как и сущность государства, состоит из двух моментов: общесоциальной и классовой. Общесо­циальная сущность права заключается в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компро­мисса, взаимных уступок и согласования существующих в обще­стве интересов. Классовая сущность права - это понимание права как воли экономически господствующего класса (рабовладель­цев, феодалов, буржуазии, рабочих, крестьян и т. п.).

2.Признаки права. Признаки права делятся на всеобщие и осо­бенные (частные). К всеобщим признакам права, прежде всего, от­носится его социально-историческая природа, т. е. право являет­ся продуктом определенной стадии развития общества и государ­ства, конкретной исторической и социальной среды.

признаки права: 1) нормативность, означающая ус­тановление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определяют границы дозволенного, запрещенного, обязательно­го; 2) системность — право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Консти­туция или Основной закон, которым не должны противоречить все иные нормы права, например нормы, регулирующие имуще­ственные и личные неимущественные отношения, то есть нормы гражданского права; 3) общеобязательный характер норм права, который выражается в том, что все члены общества обязаны доб­ровольно соблюдать и исполнять их требования; 4) формальная определенность права, означающая, что нормы права закрепле­ны в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены; 5) процедурность права предполагает порядок при­нятия законов, механизм их реализации, средства контроля за их исполнением; 6) неперсонифицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он по­падает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адресатом; 7) связь права с государством. Нормы права созда­ются государством и оно само обеспечивает их реализацию с по­мощью правоохранительных органов; 8) волевой характер, то есть, в праве всегда выражается воля общества, государства, опреде­ленного класса; 9) регулятивность, то есть право является крите­рием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.

Источники права - это исходящие от государства или призна­ваемые им официально-документальные формы выражения и за­крепления норм права, придания им юридического, общеобяза­тельного значения. Исторически первым источником права был правовой обычай.

Правовой обычай — это правило поведения, сло­жившееся в результате постоянного применения людьми и пере­шедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается госу­дарственным принуждением. Однако обычай приобретает право­вой характер тогда, когда появляется государство, потому что в этом случае правовой обычай опирается на государство и стано­вится обязательным для всех.

К числу немаловажных источников права относится доктри­на (учение, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части исла­ма, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. В пер­вую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это свя­щенная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка

Мухаммеда. Нередко к доктрине относятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои реше­ния ссылками на труды английских ученых.

Следующий источник права - юридический прецедент. Суще­ствуют два вида прецедентов: судебный и административный. Ад-министративный прецедент — это решение суда, принятое адми­нистративным органом или административным судом по конкрет­ному делу, которое рассматривается в качестве образца при рас­смотрении аналогичных дел. Судебный прецедент - это решение суда, внесенное по конкретному делу, которое становится прави­лом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций.

В юридической науке стран Запада выделяют деклараторные прецеденты, т. е. решения судов, которые либо толкуют суще­ствующие нормы, либо повторяют их. Кроме того, есть креатив­ный прецедент, восполняющий пробел в законодательстве и со­здающий новую норму. Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт, являющийся офици­альным документом, созданный уполномоченным на это государ­ственным органом и принятый в установленном порядке, содер­жащий общеобязательные правила поведения. Нормативные пра­вовые акты различаются по содержанию, по органу, его издавше­му, и процедуре принятия.

Среди нормативных правовых актов по значимости ведущее место принадлежит закону. Закон - это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке законодательным органом власти, чаще всего Парламентом и выражает волю госу­дарства по наиболее важным вопросам общественного развития. Он обладает высшей юридической силой, т. е. имеет верховенство над всеми иными нормативными правовыми актами и содержит правовые нормы по коренным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативные правовые акты должны исходить из за­конов, не противоречить им. По степени важности и юридичес­кой силе законы разделяются на конституционные, органичес­кие и обычные. К конституционным законам относятся сама Кон­ституция и приравненные к ней законы, касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общественного развития;

они имеют основополагающий характер, поскольку определяют главные принципы устройства общества.

Органические законы как источник права распространены в странах Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих стран, которые регулируют деятельность органов государ­ства. К источникам права относятся обычные законы. Они прини­маются законодательным органом государства, президентами стран. Кроме законов, к нормативным правовым актам относятся подзаконные нормативные акты. Они не должны противоречить законам и принимаются во исполнение законов. К ним относят­ся: 1) указы и распоряжения Президента, обязательные для ис­полнения на всей территории Казахстана; 2) постановления и рас­поряжения Правительства по актуальным вопросам текущей жизни; 3) приказы и инструкции министерств и ведомств, содер­жащие нормы права; 4) постановления и распоряжения глав мест­ных администраций.

Система права. Право имеет не только внешнюю форму выра­жения, представленную в источниках права, но и внутреннюю форму, под которой понимается внутреннее строение, порядок организации и взаимосвязи связывающих его элементов: отрас­лей права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, экологическое, процессуальное и т. д.), институты права (избирательное право, институт собственности, институт освобождения от уголовной ответственности и наказания и т. д.) и нормы права (диспозиция, гипотеза, санкция).

Нормы права - это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное правило поведения, опирающееся на государ­ственное принуждение. Для правого регламентирования зачас­тую требуется взаимодействие комплекса норм, которые состав­ляют правовой институт. Нормы права имеют следующие при­знаки: общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, представительно-обязывающий характер. Виды правовых норм: регулятивные, правоохранительные, управомо-чивающие, запрещающие, обязывающие, императивные, диспозитивные. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Институт права представляет собой совокупность обособ­ленных правовых норм, регулирующих однородные обществен­ные отношения и входящие в соответствующую отрасль или раз­личные отрасли права. Совокупность правовых институтов, ре гулирующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли, составляет подотрасль права. Например, внутри гражданского права выделяют подотрасли обязательственного, наследственного права и т. д.

Отрасли права — это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения какой-то опре­деленной области, обладающих качественным своеобразием, при­сушим ей методом правового регулирования. Отрасль права яв­ляется главным элементом всей системы права. Она представляет собой совокупность относительно обособленных в кодексе или законе правовых норм, которые позволяют регулировать целые области жизнедеятельности общества.

 

 

Приложение 1

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите разницу между понятиями социальная норма и правовая норма.

2. Какая связь между правом и законом?

3. Что мы называем правовой системой?

4. Как вы считаете, какие элементы национального права можно было бы ввести в современную правовую систему?

5. Что понимается под правом?

6. Назовите источники права, признаки права.

7. Перечислите виды нормативных правовых актов.

8. Что понимается под категориями?

9. Назавите отрасли права?

10. Виды правовых норм.

Приложение 2

1. Какой подход, при попытке определения государства сделал акцент на внешние, формальные признаки государства?

А. Коммуникативный подход

В. Организационно-структурный подход

С. Позитивизм в юриспруденции

Д. Арифметический подход

Е. Правовой подход

 

2. Внутренние функции государства:

А. Экономические и социальные

В. Регулятивные и охранительные

С. Функция обороны страны и поддержания мирового порядка

Д. Внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество

Е. Налоговая и финансовая

 

3. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу – монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно?

А. Президентско-парламентская республика

В. Федеративное государство

С. Унитарное государство

Д. Парламентская республика

Е. Монархия

 

4.... – это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью?

А. Президентско-парламентская республика

В. Федеративное государство

С. Унитарное государство

Д. Парламентская республика

Е. Монархия

 

5.... – это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственныхобразований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции?

А. Президентско-парламентская республика

В. Федеративное государство

С. Унитарное государство

Д. Парламентская республика

Е. Монархия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.