Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толкование и реализация права




Хронологическая карта теоретического занятия по теме

« Толкование и реализация права»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: -понятие, сущность, признаки, источники, система права. 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала. Изложение нового материала, согласно плана: -толкование и реализация права; - правоприминение; -правоотношение; - законность; - правопроядок; -правоотношение; - законность; - правонарушение; -юридическая ответственность. 40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. 1) Ответить на вопросы. 2) Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом. 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 10 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010 11-16стр.   5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

1. Реализация права. Право регулирует жизнедеятельность лю­дей в обществе. Однако осуществление всех функций права по регулированию отношений людей возможно лишь при условии претворения правовых предписаний в общественную практику, реализации их в деятельности людей, организаций. Следователь­но, право реализуется через деятельность людей в их поступках, поведении. Таким образом, реализация права — это воплощение в жизнь его предписаний посредством осуществления закреплен­ных в нем субъективных прав и исполнения юридических обязан­ностей в правомерном поведении людей. Под реализацией права понимается только правомерное поведение, т. е. такие действия, которые соответствуют правовым нормам, ибо неправомерное поведение связано с нарушением предписаний юридических норм. В зависимости от характера предписываемого нормой права пове­дения оно может быть запрещающим, обязывающим, управомо-чивающим.

В теории права выделяют три непосредственные формы реа­лизации: соблюдение, исполнение, использование. Этим трем непос­редственным формам реализации права соответствуют три спо­соба правового регулирования — запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называются потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государ­ства. В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, тогда возникает не-

обходимость государственного вмешательства, без которого пре­творение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации - применении права.

Право применяют только те структуры, должностные лица, которые имеют властные полномочия. Гражданин не применяет право, однако, в определенных случаях, когда под непосредствен­ной угрозой оказывается жизнь, здоровье его или близкого ему человека, при необходимой обороне он имеет право активно пре­пятствовать противоправному поведению другого лица. Приме­няют право, как правило, органы государства, представители вла­сти, должностные лица, одним словом те, кто наделен специаль­ной компетенцией или чья работа связана с правоохранительны­ми органами. Следовательно, применение права—властная деятель­ность компетентных государственных органов по реализации пред­писаний правовых норм применительно к конкретным жизнен­ным ситуациям и индивидуально определенным лицам.

Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, основанное на законе. Принуждение может осуществ­ляться непосредственно, например, для предотвращения преступ­ления, либо в четко установленной процедурной форме. Послед­няя предполагает издание соответствующим государственным органом так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия. Применение права осу­ществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагива­ет его права и свободы. Определенная последовательность совер­шения комплекса действий в ходе правоприменения дает основа­ние судить о трех стадиях правоприменительной деятельности: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установле­ние юридической основы дела; 3) решение дела.

Толкование права. Практическая деятельность субъектов пра­ва по осуществлению своих прав и юридических обязанностей невозможна без уяснения ими содержания правовых предписа­ний, понимания воли законодателя, сформулированной в них. Следовательно, реализация права, правотворческая и правопри­менительная деятельность невозможны без уяснения смысла и содержания правовых норм. Процесс выявления воли законода­теля, выраженной в норме права, обозначается понятием талко-

Толкование права — интеллектуально-волевая деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организа­ций, граждан, специалистов-практиков, ученых, направленная на установление содержания норм права, раскрытие в них воли за­конодателя. Целью толкования норм права является правильное, точное единообразное понимание и применение закона. Толкова­ние права состоит из двух этапов: толкование-уяснение и толко­вание-разъяснение. Толкование-уяснение—это процесс понимания смысла и содержания нормы, их осознания «для себя», для конк­ретного правоприменителя, принимающего правовое решение.

Толкование-разъяснение — это процесс объяснения смысла и содержания нормы права, доведение до других смысла государ­ственной юли. Цель толкования-разъяснения состоит в том, чтобы обеспечить правильное и единообразное применение толкуемой нормы, устранив при этом неясности и возможные ошибки. По­добные разъяснения вправе давать Пленум Верховного Суда Рес­публики Казахстан. Толкование бывает: официальное, легальное, казуальное, неофициальное, обыденное, профессиональное. Спо­соб толкования права: грамматический, логический, системати­ческий, историко-политический, специально-юридический, тео­логический.

Правоотношение. Известно, что право, регламентируя обще­ственные отношения, — упорядочивая, стабилизируя, изменяя, прекращая, делает их более цивилизованными и предсказуемы­ми, придает им новое качество, превращает их в правовые отно­шения. Следовательно, правоотношение— это устойчивая юриди­ческая связь между участниками урегулированного нормами права общественного отношения, заключающегося в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечивае­мых в случае необходимости принудительными мерами государ­ственно-властного характера. К субъектам правоотношений от­носятся: индивиды (физические лица); коллективы (юридичес­кие лица); государство в целом.

Законность. Значимость и ценность права для общества опре­деляется тем, насколько полно оно воплощено в поведении лю­дей, в деятельности применяющих право должностных лиц, в пра­воотношениях. Урегулированность взаимодействий между людь­ми, индивидами и государством отражается понятием «закон­ность». Законность выражает общий принцип отношения к пра­ву. Следовательно, с позиции системного подхода законность можно определить как режим общественно-политической жиз­ни, основанный на правовом характере ее организации и выража-ющийся в требовании точного, строгого неукоснительного со­блюдения и исполнения действующих правовых актов всеми орга­нами государства, должностными лицами и гражданами.

Правопорядок. Очевидно, что в реальной жизни добиться стро­гого и неуклонного соблюдения и исполнения всем населением, органами государства норм права достаточно сложно. Поэтому то, насколько требования правовых норм вошли в быт, привыч­ку, повседневное поведение людей, отражает понятие «правопо­рядок». Правопорядок ограниченно связан с законностью, по­скольку является результатом осуществления законности и дей­ствия права, т. е. реализации требований норм права, их соблюде­ния и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка.

Правопорядок отражает степень фактической упорядоченно­сти общественных отношений. Такая упорядоченность возника­ет на основе реализации норм права, является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом право­порядок является одновременно и целью правового регулирова­ния, и его результатом, который обеспечивается государством. Следовательно, правопорядок - это состояние фактической упо­рядоченности и организованности общественной жизни, осно­ванной на праве и законности.

Правонарушение. Противоположностью общественно полезно­го, правомерного поведения является неправомерное, или проти­воправное поведение людей. Оно характеризуется общественной вредностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интересов и ценностей, охраняемых правом, подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, посягает на усло­вия существования общества, создает угрозу правопорядку в це­лом. Поскольку такие действия (поступки) совершены вопреки правовому запрету либо не выполнены, несмотря на предписа­ние, содержащееся в нормах права, они признаются правонару­шениями. Таким образом, правонарушение - это общественно опас­ное, противоправное, виновное деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юри­дическую ответственность, применение к нему мер общественно­го либо государственного принуждения.

Юридическая ответственность. Юридическая ответственность выступает в качестве особой разновидности социальной ответ­ственности и проявляется в различных сферах жизни. Она явля­ется одним из правовых средств ограничения и пресечения про­тивоправного поведения и стимулирования общественно полез­ных действий людей. Лицо, совершившее правонарушение, под­лежит юридической ответственности, т. е. к нему могут быть при­менены меры государственного воздействия, влекущие неблаго­приятные для него последствия.

Юридическая ответственность всегда связана с определенны­ми лишениями, она сопровождается причинением виновному от­рицательных последствий, ущемлением его личных и имуществен­ных интересов. Таким образом, юридическая ответственность -это применение мер государственного принуждения к правона­рушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным лишений личного или имущественного характера. К видам юридической ответственности относятся: уго­ловно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, финансовая, семейная, про­цессуальная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.