Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура




 

1. Правовая культура. Понятие «культура» достаточно давно и прочно вошло в наш обиход. Однако за ним не сохранилось како­го-то четкого содержания, поэтому существуют его различные толкования. Термин «культура» происходит от лат. соіеге- возде­лывать, культивировать землю. Однако лишь в XVIII в. термин «культура» стал употребляться для характеристики человека, его манер, начитанности. Обычно культурными считались аристок­раты. Позже аристократический оттенок понятия исчезает. Куль­тура уже представляется как убеждения, ценности и формы их выражения, которые являются общими для какой-либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регули­рует поведение людей. Кроме этого, культура отбирает обще­ ственно полезные стандарты поведения и запрещает обществен­но вредные.

Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, которые созданы трудом человека. Культура отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаи­модействовали на основе общепризнанных правил, были привер­жены определенным идеалам и ценностям, которые в своей сово­купности и формируют культуру.

Одной из форм существования таких общеобязательных пра­вил является право. Следовательно, правовая культура представ­ляет собой разновидность культуры общества в целом. Она ха­рактеризует уровень развития правовой деятельности и выража­ется в правосознании, образе мышления, системе ценностей, при­знанных в обществе стандартах поведения. Формирование отно­сительно высокого уровня правовой культуры населения, про­фессиональной культуры государственных служащих, должност­ных лиц оказывает непосредственное влияние на укрепление не только правового, но и социального, демократического, светско­го государства.

В отечественной юриспруденции существует понимание пра­вовой культуры в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и ин­ституты: законодательство, юридические учреждения, деятель­ность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание. Тем самым правовая куль­тура отождествляется с правовой системой.

Понимание правовой культуры в узком смысле связано с ха­рактеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленно­сти, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни. Именно в узком смысле, как качественную характеристи­ку юридической практики официальных органов власти и право­вого поведения индивидов следует употреблять термин «право­вая культура». Следовательно, правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности. П равовая культура отличается от правосознания тем, что по­следнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, те­орий, ориентации, выражающих отношение общества и индивида к праву, а правовая культура представляет собой положитель­ный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений.

Поэтому правовая культура - понятие более широкое, неже­ли правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, вклю­чает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц.

Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в зако­нопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

2. Структура правовой культуры представляет собой взаимодей­ствие различных компонентов позитивного правового поведения (деятельности). Ее можно условно сгруппировать в три блока: познавательный (гносеологический); ценностно-ориентацион-ный; деятельностный (поведенческий).

Познавательный «блок» охватывает правовую информирован­ность людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юридическая подготовка индивида основывается также и на эмо­циях, чувствах, стереотипах, которые формируют его уважитель­ное отношение к праву.

Ценностно-ориентационный «блок» составляют правовые ус­тановки, правовые ценностные ориентации, переходящие в лич­ностную структуру поведения, определяющие направленность правовой активности, готовность позитивно воспринимать пра­вовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сфор­мулированного отношения. Проявлениями правовой культуры на этом уровне являются: готовность соблюдать и исполнять зако­ны, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за за­щитой своих прав.

Деятельностный «блок» содержит устойчивые формы право­мерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей. Наивысшим проявлением поведенческого аспекта правовой куль­туры является правовая активность как осознанная поведенчес­кая реакция в форме правомерного поведения, исключающего использование противозаконных силовых средств при разреше­нии споров.

В целом, именно зрелость правовой культуры выступает ин­тегрированным показателем, определяющим место и роль права в жизни общества.

В связи с этим, если правовая культура не представляет собой целостного образования, внутри которого в разной мере развиты ее отдельные компоненты (например, правовая информирован­ность без предрасположенности к правомерному поведению), то она не в состоянии оказывать сколько-нибудь серьезного влия­ния на юридическую действительность.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций. По­знавательная функция правовой культуры выражается в форми­ровании у населения представлений о государстве, праве, граж­данском обществе, на основе которых они вступают в правоотно­шения.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение устойчивого функционирования общества путем пред­писания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп, общепризнанных в об­ществе.

Функция правовой социализации выражается в способности пра­вовой культуры обеспечивать передачу новым поколениям на­копленного опыта и культуры для эффективного использования своих субъективных прав и соблюдения юридических обязаннос­тей.

Оценочная функция состоит в выработке отношения индивида к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении, в его оценке права, законности, правопорядка, зако­нодательства в сравнении с имеющимися представлениями об этом.

Прогностическая функция правовой культуры выражается в способности предвидеть возможные направления развития пра­вовой системы, законодательства, юридической практики, опре­делить средства для достижения актуальных правовых целей. В связи с этим важно обоснование вероятных изменений в систе­ме правовых ориентации граждан, выработке средств, либо бло­кирующих, либо стимулирующих их появление.

Виды правовой культуры. Правовая культура общества не пред­ставляет собой единого целого. Она распадается на виды, кото­рые вычленяются на основе следующих критериев. С точки зре­ния носителей правовой культуры она подразделяется на право­вую культуру общества, группы и личности.

3. Индивидуальная правовая культура проявляется в глубоком знании и понимании ценности права, юридической подготовлен­ности личности к восприятию позитивных изменений в законода­тельстве, в развитых навыках и внутренней потребности исполь­зовать право.

Будучи представителем социальной группы, слоя (рабочих, интеллигенции, юристов, студентов и т. д.), личность испытывает на себе влияние ценностных правовых ориентации группы, со­ставляющих правовую субкультуру. Интеграция субкультур групп в единую правовую культуру общества осуществляется на основе общепризнанных ценностей большинством населения.

Правовая культура общества выражается в гарантиях субъек­тивных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и исполнять законы, в уров­не совершенства законодательства, уровне правосознания долж­ностных лиц, их убежденности следовать предписаниям норм пра­ва, в эффективности работы правоохранительных органов, нако­нец в уровне законности и правопорядка.

По степени познания правовых явлений и использования их в практической правовой деятельности выделяют: обыденный уро­вень правовой культуры, профессиональный и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется вклю­ченностью личности в правоотношения на уровне здравого смыс­ла, эмоциональных переживаний и выражается в использовании субъективных прав и соблюдении юридических обязанностей.

В отличие от обыденного профессиональный уровень правовой культуры выражается в творчестве лиц, специально занимающих­ся правовой деятельностью. Свою работу они строят на основе системы знаний, понимания закономерностей развития правовой сферы. Однако осознание обществом правового регулирования про­исходит на теоретическом уровне правовой культуры. Именно здесь происходит целостное осмысление основных направлений разви­тия права, его природы и сущности, структуры правовых инсти­тутов. На этом же уровне формируются основные юридические понятия, которые отражают содержание правовой сферы.

 

 

 

Приложение 1

Вопросы для самоконтроля:

1.Раскройте понятие правовая культура.

2. Какова структура правовой культуры.

3.Назовите функции правовой культуры?

4. Характеризуйте обыденный уровень правовой культуры.

5. Нормы повидения.

6. Правовая культура в широком смысле.

7. Нормы поведения.

8. Что такое обыденный уровень правовой культуры?

9. Формы правления

10. Что следует понимать под формой государственного режима?

 

Приложение 2

1. Форма государственного устройства в РК:
А) федерация
В) автономная республика
С) унитарное государство
Д) конфедерация
Е) ассоциация

2. Что является признаком диктаторского режима?
А) Ограничение выборности органов государства, сведение к нулю роли Парламента, широкое применение насилия, произвола и т.д.
В) Всеобщее и равное избирательное право
С) Защита прав и свобод граждан
Д) Политические свободы для оппозиционных сил в государстве
Е) Легальное функционирование политических партий, имеющих социальную базу

3. Когда была принята действующая конституция РК?
А) 29 апреля 1995года
В) 25 октября 1995 года
С) 30 августа 1995 года
Д) 16 декабря 1995 года
Е) 28 января 1995 года

4. Что следует понимать под референдумом?
А) Выборы главы государства парламентом
В) Право всех наций и народностей пользоваться своими языками, создавать школы на своих языках, издавать книги, газеты
С) недопустимость преимуществ или льгот для какого-либо религиозного течения
Д) Всенародное голосование по проектам законов и наиболее важных вопросов государственной жизни
Е) требование строго соблюдения законов, других нормативно-правовых актов от всех должностных лиц, государственных органов, общественных организаций, политических партий и граждан

5. Что из перечисленного относится к источникам права РК?
А) Нормы морали
В) Нормы адата
С) Программы политических партий
Д) Нормы решений суда биев
Е)Нормативные постановления Верховного Суда РК

6. Правила поведения, сложившиеся в течении длительного времени и фактически применяемые в силу привычки, не требующие особых государственных органов принуждения?
А) Обычаи
В) Указы Президента РК
С) Нормы общественных организаций
Д) Постановления Правительства РК
Е) Приговор Суда

 

 


7. Свойство государства, проявляющееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости в отношении с другими государствами?
А) правоспособность
В) Объективность
С) Суверенитет
Д) Бюрократизм
Е) Тоталитаризм

8.Какой из указанных признаков относится к абсолютной монархии?
А) Коллегиальный характер верховной государственной власти
В) Юридическая ответственность главы государства
С) Наличие политической партии, играющей руководящую роль в управлении всеми государственными делами страны
Д) Существование единоличного носителя верховной власти по наследству
Е) Выборность верховной власти на определенный срок

9. Что следует понимать под формой государственного режима?
А) Порядок образования и структура высших органов государственной власти
В) Национально-территориальное и административно-территориальное строение
С) Совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Д) Единое (простое) государственное устройство
Е) Структура местных органов государственной власти

10. Как называется форма государственного устройства, представляющая собой временный союз государств для обеспечения их общих интересов?
А) Федерация построенная по национальному признаку
В) Империя
С) Конфедерация
Д) Унитарное государство
Е) Ограничение суверенитета государств, входящих в союз

11. Кому принадлежит право выступать от имени народа и государства по Конституции РК?
А) Парламенту
В) Конституционному Совету
С) Правительству
Д) Государственному Секретарю
Е) Маслихату

12. Непосредственные формы осуществления народовластия?
А) Парламент
В) Маслихаты
С) Конституция
Д) Референдум
Е) Суд

13. Республика Казахстан состоит из:
А) Автономий
В) Союзных республик
С) Административно-территориальных единиц
Д) Штатов
Е) Национальных округов

14. Основополагающим принципом правового государства является:
А) Верховенство закона
В) Матриархат
С) Родовая принадлежность
Д) Приоритет запретов
Е) Неприкосновенность и неотчуждаемость её территории

15. Форма правления Республики Казахстан:
А) Парламентско-президентская
В) Парламентская
С) Президентская
Д) Народно-демократическая
Е) Дуалистическая монархия

16. Кто является источником государственной власти в РК по Конституции?
А) Президент
В) Парламент
С) Правительство
Д) Верховный Суд
Е) Народ

17. Кто не может участвовать в выборах по Конституции РК?
А) Граждане, не имеющие постоянного места жительства
В) Граждане, не имеющие постоянной работы
С) Граждане, временно выехавшие за пределы республики
Д) Недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы
Е) Состоящие членами политических партий

18. Какой вид образования является безусловно бесплатным по Конституции РК?
А) Высшее
В) Профессиональное
С) Специальное
Д) обязательно среднее
Е) Средне-специальное

19.Принцип права, закрепляющий равные права и возможности, равную ответственность и недопустимость всякой дискриминации:
А) Свобода действий
В) Правомерность
С) Нормативность
Д) Равенство перед законом и судом
Е) Прецедент

20. Как называется должность главы местного государственного исполнительного органа по Конституции РК?
А) Губернатор
В) Мэр
С) Спикер
Д) Аким
Е) Референт
21. Сколько человек входит в состав Конституционного совета РК?
А) 10
В) 7
С) 5
Д) 8
Е) 6

22. Какой орган государственной власти возглавляет систему исполнительных органов республики?
А) Парламент
В) Министерство юстиции
С) Верховный Суд
Д) Правительство
Е) КНБ

23. Сколько лет должен прожить в Республике гражданин, чтобы стать кандидатом в Президенты?
А) не менее 5 лет
В) не менее 10 лет
С) не менее 15 лет
Д) не менее 12 лет
Е) с рождения

24. На сколько сроков подряд может быть избран Президент РК?
А) Не более чем на 2 срока подряд
В) На любое количество сроков
С) На 1 срок
Д) На 3 срока
Е) На 4 срока

25. Как называется отрасль права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся в процессе деятельности исполнительно-распорядительных органов государственной власти?
А) Гражданское право
В) Административное право
С) Трудовое право
Д) Экологическое право
Е) Уголовное право

26. В каком нормативно-правовом акте закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную семейную жизнь, защиту своей чести и достоинства?
А) Кодекс о браке
В) Гражданский кодекс
С) Уголовный кодекс
Д) Конституция
Е) Кодекс законов о труде

27. Как приобретаются права и свободы человека в РК?
А) Правами и свободами человека наделяет государство
В) Права и свободы человеку предоставляет суд
С) Права и свободы нужно завоевать путем политической борьбы
Д) Правами и свободами человека наделяет Президент по достижению совершеннолетия
Е) права и свободы приобретаются с рождения

28. Какая из перечисленных отраслей права регулирует отношения, связанные с имущественными спорами супругов?
А) Трудовое право
В) Административное право
С) Уголовное право
Д) Семейное право
Е) Финансовое право

29. С какого возраста наступает в полном объеме дееспособность граждан?
А) с 14 лет
В) с 16 лет
С) с 21 года
Д) с 25 лет
Е) с 18 лет

30. Добровольное обращение лица в орган дознания, предварительного следствия, являющегося смягчающим обстоятельством
А) презумпция невиновности
В) алиби
С) явка с повинной
Д) исковое обращение

Е) кассация.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.