Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и состав нарушения таможенных правил




В одной из предыдущих лекций мы уже выяснили, что основным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является их деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Нарушения таможенных правил - наиболее распространенный вид противоправного посягательства на урегулированные нормами таможен­ного права общественные отношения.

Вплоть до относительно недавнего времени (до принятия 30 декабря 2001 года нового Кодекса РФ об административных правонарушениях и вступления с 1 июля 2002 года его положений в законную силу) понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием, содержащимся в ст.230 ТК РФ. Согласно этой статье нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

Исходя из смысла этой статьи ТК РФ и следуя по принципу «от обратного», можно было определить и понятие «таможенные правила – как установленный таможенным законодательством РФ порядок перемещения (включая процедуры применения таможенных режимов) товаров и транспортных средств через таможенную границу России, порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможен­ных льгот и пользования ими.

Нарушение таможенных правил – разновидность административных правонарушений в сфере таможенного дела. Это следовало из содержа­ния и смысла ст.231 ТК РФ 1993 года, в которой было сказано, что ли­ца, совершившие нарушения таможенных правил, несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им, – в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, поскольку в самой ст.230 ТК РФ говорилось об ответственности вообще, а не о ее конкретном виде. В то же время следует отметить, что до принятия ныне действующего Таможенного кодекса РФ таможенные органы при решении вопросов привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела руководствовались общими положениями норм административного законодательства – Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В КоАП РСФСР нарушениям таможенных правил была посвящена ст.186, которая после принятия в 1993 году Таможенного кодекса РФ фактически не применялась. Отметим также, что Таможенный кодекс РФ 1993 года (в разделе X) достаточно подробно регламентировал не только общие вопросы ответственности за нарушения таможенных правил, но и вопросы, касающиеся порядка реализации этой ответственности – порядка производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения. Причем многие принципиальные подходы нового российского законодательства об административных правонарушениях были введены именно Таможенным кодексом РФ 1993 года. Это касается, в частности, уже упоминав­шегося выше принципа двусубъектности административной ответственности, сформулированного в части третьей ст.2.1 КоАП РФ, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное право­нарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не осво­бождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо Этот принцип был впервые сформулирован именно в Таможенном кодексе РФ 1993 года (в ст.231), как, впрочем, и само понятие административной ответственности юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" с 1 июля 2002 года, то есть с момента вступления в силу КоАП РФ, утратили силу все нормы Таможенного кодекса РФ, касаю­щиеся нарушений таможенных правил, ответственности за эти нарушения и производства по делам о таких нарушениях, в том числе и ст.230, содержавшая понятие нарушения таможенных правил. Поскольку глава 16 КоАП РФ именуется как "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)", а законодательно закрепленное понятие теперь отсутствует, то необходимо определиться в вопросе о том, что следует понимать под нарушением таможенных правил в настоящее время?

Определяя это понятие в ст.230 ТК РФ, законодатель, прежде всего, указывал на то, что это противоправное действие либо бездействие, далее указывал на объекты противоправного посягательства (порядок переме­щения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, порядок их таможенного контроля и таможенного оформления и др.), а также на наличие установленной за это Таможенным кодексом РФ ответственности, то есть на наказуемость деяния. При этом такой обязательный признак правонарушения, как вина (виновность деяния), в определении отсутствовал, хотя в следующей статье Таможенного кодекса РФ (ст.231) говорилось, что физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности (то есть виновно), а предприятия, учреждения и организации (то есть по сути юридические лица) и лица, занимающиеся предприни­мательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность во всех случаях, за исключением тех, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы.

С принятием нового КоАП РФ ситуация в корне изменилась – юридические лица так же, как и физические, несут теперь ответственность только за виновно совершенные деяния, причем в соответствии с частью второй ст.2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все за­висящие от него меры по их соблюдению. Понятие юридического лица в КоАП РФ не содержится (в отличие от понятия должностного лица), в него вкладывается тот же смысл, что и в гражданском праве, где согласно ст.48 ГК РФ под юридическими лицами понимаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, и имеющие статус юри­дического лица. А термин «лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» в КоАП РФ вообще не фигурирует, таковых следует причислять к категории должностных лиц, исходя из смысла примечания к ст.2.4 КоАП РФ.

Родовой объект, то есть совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает нарушение таможенных правил и которые и именуются как таможенные правила, исходя из анализа составов административных правонарушений, сформулированных в главе 16 КоАП РФ, тот же, что и раньше, – это установленный таможенным законодательством РФ порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное и опираясь на положения п. «ж» ст.71 Конституции РФ, относящего таможенное регулиро­вание к исключительному ведению Российской Федерации, а также на положения части первой ст.2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства РФ о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав нарушения таможенных правил – логическая конструкция, это правовое понятие о нем, отражающее существенные признаки определенных антиобщественных деяний в сфере таможенного дела. Законодатель не создает признаков таможенных правонарушений, он лишь отбирает существенные и отличительные черты и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков - необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как нарушения таможенных правил. Иными словами, реальное деяние только тогда может рассматриваться в качестве нарушения таможенных правил, когда оно содержит все признаки его состава, а отсутствие хотя бы одного из них означает и отсутствие состава в целом.

Для понимания сущности нарушения таможенных правил как разно­видности административных правонарушений недостаточно наличия одних юридических признаков, сформулированных в определении, – необходимо определить и его юридический состав, то есть установить сово­купность обязательных элементов нарушения таможенных правил.

Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

– имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

– неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу про­изводства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

– порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

– порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

– порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

– порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

– порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил – это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде все­го, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим това­ры или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортные средства в установленный для этого срок и др.). а также наступившие при этом вредные последствия Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит на­личие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь – значит, выявить обстоятельства появления вредных последствий от деяния, определить, действительно ли они на­ступили в результате совершения конкретного противоправного деяния либо нет, а также уяснить, как данное конкретное деяние повлияло на величину этих последствий. В то же время в установлении наличия при­чинно-следственной связи в составе административного правонарушения может и не быть нужды, поскольку наступившие вредные последствия от того или иного противоправного деяния могут быть и нематериальны, а проявляться только в виде общественного вреда или общественной опас­ности, когда причинно-следственная связь между противоправным дея­нием и его последствиями не вызывает сомнения. Так, например, выше­упомянутое причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, ответственность за которое преду­смотрена ст.16.8 КоАП РФ, противоправно и общественно опасно (вредно) в силу наличия при этом возможности передачи на причалив­шее судно товаров, не оформленных в таможенном отношении, то есть наличия возможности посредством совершения такого действия незаконного перемещения товаров через таможенную границу, и наличие наступления вредных материальных последствий здесь вовсе не требуется. Такого рода составы именуются как формальные, и их в главе 16 КоАП РФ большинство.

Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

При характеристике объективной стороны того или иного нарушения таможенных правил в Таможенном кодексе РФ нередко используются такие понятия, как пользование, распоряжение, хранение, приобретение и др. Толковать эти понятия нужно в соответствии с тем смыслом, который им придается в гражданском законодательстве.

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействие), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст.24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъектами нарушений таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:

а) предприятия, учреждения, организации, то есть субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо»;

б) вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста;

в) должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Еще раз подчеркнем, что субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетельствует таможенная практика, при совершении нарушений таможенных правил может иметь место соучастие, то есть участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в КоАП РФ отсутствует специальная статья, понятие соучастия в совершении административного правонарушения, как это было в Тамо­женном кодексе РФ 1993 года (ст.246). Имеется лишь указание на то, что совершение административного правонарушения группой лиц явля­ется обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п.4 части первой ст.4.3 КоАП). В понятие «группа лиц» вкладывается, очевидно, тот же смысл, что и УК РФ, то есть объединение двух и более физических лиц для умышленного совместного участия в правонарушении. Но ведь правонарушение может быть совершено и посредством со­вместного участия в нем и нескольких юридических лиц, а законодатель этот вопрос никак не обозначил.

Под соучастием в совершении нарушения таможенных правил следует понимать совместное участие в нем двух или более физических лиц. В качестве таковых могут выступать: исполнитель, организатор, подстре­катель и пособник. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно уча­ствовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также со­вершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста; дипломатических представителей иностранных государств и т.п.). Организатором признается лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением, подстрекателем – лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможенных правил, а пособником – лицо, содействовавшее совершению нарушения таможен­ных правил своими советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

При наложении взыскания на совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризу­ется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. В силу ст.2.2 КоАП РФ умысел предполагает, что лицо, совершившее нарушение таможенных правил, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает наступление этих последствий или относилось к ним безразлично (косвенный умысел). К нарушениям таможенных правил, которые могут быть совершены только умышленно, относятся, прежде всего, таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу – ст.16.1 КоАП РФ, а также недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств - ст.16.2 КоАП РФ) и ряд других.

Неосторожность может проявляться:

1) как самонадеянность, когда лицо предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их (например, вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации с нарушением установленно­го для этого таможенным органом срока – часть вторая ст.16.18 КоАП РФ);

2) как небрежность, когда лицо не предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть (на­пример, неуведомление таможенного органа перевозчиком о пересечении им таможенной границы при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - ст.16.4 КоАП РФ).

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения тамо­женных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит иначе. Вина юридического лица определяется по правилам части второй ст.2.10 КоАП: для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможен­ных правил, могут назначать экспертизы (ст.26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом кино- и фотосъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ст.26.5 КоАП РФ), приобщать к материалам дела документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для произ­водства по делу (ст.26.7 КоАП РФ), использовать показания специаль­ных технических средств (ст.26.8 КоАП РФ) и проводить иные предусмотренные законом действия, необходимые для разрешения дела. При этом до принятия КоАП РФ, когда производство по делам о нарушении таможенных правил регламентировалось исключительно нормами Тамо­женного кодекса РФ, среди предусмотренных ст.320 ТК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о нарушениях таможенных правил, была указана лишь виновность физических или должностных лиц, а в отношении юридических лиц было сказано, что подлежит доказыванию лишь сам факт совершения ими нарушения таможенных правил. Иными словами, при привлечении к ответственности юридических лиц субъективная сторона правонарушения роли не играла и доказыванию в процессе производства по делу не подлежала. Сейчас ситуация выглядит иначе, что в большей степени соответствует принципам юридической ответственности и идеям построения в России правового государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.