Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов




Ранее уже было отмечено, что непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою очередь таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.

Должностные лица таможенных органов (хотя точнее было бы сказать – государственные таможенные служащие, включив сюда и сотрудников организаций таможенной службы), а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст.456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную (например, материальную) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, к дисциплинарной ответственности привлекаются государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов – за нарушение трудовой дисциплины. За совершение административных правонарушений указанные ли­ца несут административную ответственность на общих основаниях Од­нако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотреб­ление должностными полномочиями – ст.285 УК РФ, получение взятки – ст.290 УК РФ, служебный подлог – ст.292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обязательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответственности является виновность этих лиц в совершении противоправного деяния или принятии незаконного решения.

Каждый из указанных видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.

Нам представляется, что в рамках рассматриваемой темы следует более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должно­стных лиц таможенных органов, а точнее даже, – на дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих. И вот почему. Дисциплинарная ответственность иных работников таможенных органов (то есть лиц, работающих в таможенных органах и организациях таможенной службы, но не являющихся при этом государственными таможенными служащими) регламентируется нормами трудового права, административная ответственность как государственных таможенных служащих, так и иных работников таможенных органов – нормами административного права, уголовная ответственность – нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем – нормами гражданского и трудового права. А вот дисциплинарная ответственность государственных таможенных служащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.

Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), то есть виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Правовую основу дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих составляют прежде всего Таможенный кодекс РФ, а также Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации». А вот порядок ее реализации закреплен в утвержденном Указом Президента РФ Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных органов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реализации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.

В соответствии со ст.29 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.

Правом наложения дисциплинарного взыскания на государственного таможенного служащего обладает начальник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь начальники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможен­ных органов начальника таможенного поста за нарушение им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность на­чальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся начальником таможенный пост, таким правом не обладает.

Увольнение из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания нуждается еще в некоторых комментариях. Так, в соответствии с подп.11 п.2 ст.48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.

К грубым нарушениям служебной дисциплины, согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы, относятся.

– невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подп.1, 3 и 7 п.1 ст.17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», то есть обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отданные в пределах их должностных полномочий приказы и распоряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

– утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

– прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;

– появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

– несоблюдение ограничений, установленных для государственных таможенных служащих ст.7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (перечень этих ограничений до­вольно велик, он рассматривался нами выше, и нет необходимости его здесь повторять).

Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение дисциплинарного проступка в течение года государственным таможенным служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.

При наложении того или иного дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых совершен этот проступок, а также предшествующие служба и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности таможенного служащего. В этой связи привлечение таможенного служащего к дисциплинарной ответственности производится, как прави­ло, по результатам служебной проверки, проводимой в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины либо чрезвычайного происшествия в таможенном органе или организа­ции таможенной службы и подтверждающей виновность тех или иных должностных лиц в совершении ими дисциплинарных проступков.

Если же в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник, в отношении которого она проводится, совершил деяние, указывающее на признаки преступления, руководитель таможенного органа (организации таможенной службы) обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания и предварительного следствия.

Для исправления возможных ошибок, допущенных при наложении дисциплинарных взысканий, и устранения у таможенных служащих сомнений в правомерности привлечения их к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарным уставом таможенной службы предусмотрена возможность обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их увольнения из таможенных органов за нарушение служебной дисциплины и осуществляется по правилам рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно подаются начальнику вышестоящего таможенного органа.

И наконец, следует отметить, что на практике принцип неотвратимости ответственности за нарушение таможенными служащими служебной дисциплины проявляется не только в применении к ним мер дисциплинарного взыскания, но и иным образом. Так, например, за несвоевременное выполнение сотрудником таможенного органа порученных ему заданий, ухудше­ние качества его работы, а также за нарушение служебной дисциплины начальник таможенного органа вправе лишить этого сотрудника персональной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы либо уменьшить размер этой надбавки.

 

Рекомендуемая литература:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002.

2. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М.: Книжный мир, 1998.

3. Кожанков Ю.А. Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ. М.: РИО РТА, 1999.

4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Спарк, 1996.

5. Комментарий к федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М.: Контракт: ИНФРА-М, 1998.

6. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Норма, 2002.

7. Российский Б.В. Административное право: Уч.-метод. и науч.-практ. пособие. М.: Право и закон, 2001.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (в ред. от 9 июня 2001 года) // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ряд от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 года) // Российская газета, 1994, 8 декабря.

4. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 16 января 1996 года №51-ФЗ (в ред. от 10 февраля 2003 года) // Собрание законодательства РФ, 1996, №5. Ст.410.

5. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 7 ноября 2000 года) // Собрание законодательства РФ, 1995, №31. Ст.2990.

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 14-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2002 года) // Собрание законодательства РФ, 1997, №30. Ст.3586.

7. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Утвержден Укатом Президента РФ от 16 ноября 1998 года №1396 // Собрание законодательства РФ, 1998, №47. Ст.5742.

8. Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в тамо­женных органах Российской Федерации. Утверждена приказом ГТК России от г 3 декабря 199Я года №817 (в ред. от 28 января 2000 года) // См.: Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации. М.: РИО РТА, 1999.

Вопросы для самоконтроля:

1. При наличии каких условий таможня несет ответственность за убытки или вред, причиненные действиями ее сотрудников участнику внешнеэкономической деятельности?

2. В каких случаях должностное лицо таможенного органа несет материальную ответственность за ущерб, причиненный им участнику внешнеэкономической деятельности вследствие добросовестного исполнения приказа своего начальника?

3. Какие виды вреда существуют и в чем отличие понятий вреда и убытков?

4. Каков порядок возмещения вреда (убытков), причиненного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием таможенных органов и их должностных лиц?

5. В течение какого срока с момента совершения дисциплинарного проступка государственный таможенный служащий может быть подвергнут дисциплинарному в взысканию?

6. Служебная проверка и служебное расследование – это идентичные понятия?

7. Является ли замечание, высказанное начальником устно, дисциплинарным взысканием?

8. Может ли государственный таможенный служащий, привлеченный к административной ответственности за совершение во время несения службы какого-либо административного правонарушения, одновременно с этим быть подвергнут и дисциплинарному воздействию за это со стороны своего руководства?

9. В течении какого срока с момента привлечения таможенного служащего к дисциплинарной ответственности он считается имеющим дисциплинарное взыскание?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.