Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хрестоматии по фольклористике




Хрестоматии по фольклору

1. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М. 1998.

2. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. проф. Н.И. Кравцова. М., 1971.

3. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглов. Л., 1981.

4. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Э.В. Померанцева, С.И. Минц. М., 1959; 2-е изд. 1963.

5. Русское устное народное творчество: Хрестоматия / Сост. А.В. Кулагина. М.: Изд-во РАО. 1996.

6. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978.

7. Русское народное творчество: Хрестоматия (Региональный курс) / Автор-составитель Р.А. Масленникова. Орел. (без даты).

8. Русская народная словесность: Книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов / Авт.-сост. Н.Н. Костанян. М.: Просвещение. 1994.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

 

1. Отлетала лебедушка. Русский свадебный обряд / Автор и составитель Р.А. Масленникова. Орел. 1993.

2. Масленникова Р.А. Мамина колыбельная. Орел. 1997.

 

1. Русский фольклор: Хрестоматия исследований / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М. 1998.

2. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003.

3. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика: Хрестоматия. 2 изд. М. 1971.

4. Морохин В. Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М.: «Высшая школа». 1973.

 


 

Вопросы к экзамену по курсу «Устное народное творчество»

1. Определение понятия фольклор. Синкретизм фольклора: словесная, драматическая, музыкальная, хореографическая стороны фольклора.

2. Устность, коллективность, анонимность фольклора; традиция и импровизация. Б.Н. Путилов. К типологии природы фольклора.

3. Система фольклорных жанров, принципы выделения фольклорных жанров.

4. Народный календарь в системе обрядов. Общее понятие об обряде и его функциях.

5. Общая характеристика аграрных или календарных обрядов, их функций и поэзии. А.Н. Афанасьев. Народные праздники.

6. Фольклор зимних обрядов: содержание и поэтика. В.И. Чичеров. Новогодние песни-заклятья….

7. Весенний, летний и осенний обрядовый фольклор. Н.П. Колпакова. Песни заклинательные.

8. Родильная обрядность.

9. Свадебный обряд и поэзия свадьбы: основные жанры свадебного фольклора, темы и мотивы, поэтика (по конспекту вступительной статьи Масленниковой Р.А. к сборнику «Отлетала лебедушка»).

10. Похоронная обрядность.

11. Похоронные и рекрутские причитания. К.В. Чистов. Русская причеть.

12. Заговоры, их специфика, тематические группы и поэтика. А. Блок «Поэтика заговора».

13. Загадки: определение жанра, классификация, строение, формы.

14. Пословицы и поговорки: определения, классификация, поэтика.

15. Сказки о животных: происхождение, тематика, основные повествовательные мотивы, поэтика.

16. Волшебная сказка: определение жанра, строение, «функции действующих лиц». Основные фольклористические школы в истории изучения волшебной сказки. В.Я. Пропп. Морфология сказки.

17. Происхождение волшебной сказки: обряд, миф и сказка. В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки.

18. Типология героев волшебной сказки. Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате.

19. Волшебные существа и предметы в сказках, их происхождение и функции.

20. Поэтика волшебной сказки: пространственная и временная организация, формульность, троекратность.

21. Кумулятивная сказка: композиция и поэтика. В.Я. Пропп о кумулятивной сказке.

22. Бытовые сказки, их разновидности; сфера изображаемой действительности (на конкретных примерах).

23. Герои бытовых сказок, способы достижения целей; характер вымысла в бытовых сказках (на конкретных примерах).

24. Виды конфликтов в бытовой сказке: социальный, моральный, интеллектуальный и т.д. (на конкретных примерах). Занимательность сюжета, гиперболичность, комизм, речевые особенности.

25. Бывальщина, былички, устные рассказы: сфера изображаемой действительности; основные темы и персонажи; проблема разграничения разновидностей устной прозы. Э.В. Померанцева. Устные рассказы о мифических существах.

26. Предания и их разновидности, их место в системе несказочной прозы и роль в формировании национального исторического сознания.

27. Легенды, сфера изображаемого, сверхъестественное в легенде и др. жанрах устной прозы, связь с христианским вероучением и книгами Священного Писания.

28. Несказочная проза как совокупность повествовательных форм. Общие свойства несказочной прозы, отличия от сказки.

29. Русский героический эпос: происхождение, круг сюжетов, виды и циклы русских былин. В.Ф. Миллер. Русская былина, её слагатели и исполнители. А.М. Астахова. Происхождение северной эпической традиции.

30. Русский героический эпос: мифологическая историческая и компаративистская школы о происхождении былин. Пропп В.Я. Русский героический эпос.

31. Сюжеты былин о Волхе Всеславьевиче, Вольге и Микуле, Святогоре, их своеобразие и общие черты, особенности поэтики. Мифологическое и историческое в былинах о старших богатырях. Рыбаков Б.А. Микула Селянинович.

32. Ранние сюжеты об Илье Муромце: Илья Муромец и Соловей разбойник, Илья и Идолище; Илья и Сокольник, Илья Муромец на заставе богатырской. Характер подвигов, противники Ильи. Азбелев о прототипе Ильи (по статье «Предания о древнейших князьях Руси в записях 19-20 веков»). Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

33. Сюжеты былин о татарском нашествии, о ссоре Ильи с Владимиром. Нравственный облик и богатырство Ильи. В.Я. Пропп о героическом характере русского эпоса.

34. Сюжеты об исцелении Ильи, трех поездках, казне монастырской как попытка создания биографии Ильи Муромца. А.П. Скафтымов о нравственном облике и приемах изображения богатырей в былинах.

35. Герои-змееборцы: «Добрыня и Змей», «Алёша и Тугарин». Общее и особенное. Соотношение эпического и сказочного начал.

36. Богатырские и человеческие черты Добрыни и Алёши: «Добрыня и Василий Казимирович», «Дунай», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алёша», «Алёша и сестра Збродовичей».

37. Новгородские былины, их специфика. Отличие богатырства Василия Буслаева от богатырства героев киевских былин.

38. Сюжеты о Садко, их происхождение, связь со сказкой. Своеобразие главного героя и специфика конфликтов.

39. Круг героев русских былин: Иван Годинович, Ставр Годинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Соловей Будимирович, Сухмантий и др. сюжеты. Характер событий и сюжетов, их новеллистические черты.

40. Поэтика былин: принципы изображения людей и событий (гиперболизация и идеализация), композиция, типические (общие) места, ретардация, зачины, концовки. Поэтический стиль, былинный стих. А.П. Скафтымов «Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах».

41. Сказка и былина: сопоставительная характеристика жанров.

42. Духовные стихи: репертуар, особенности исполнения, темы, мотивы и образы, особенности русской народной веры по духовным стихам. Сюжеты духовных стихов «Голубиная книга», «О Егории Храбром», «О Лазаре», «О Христосовом воскресении», «О милосливой жене».

43. Ранние исторические песни (XIII-XIV вв.): «Авдотья Рязаночка», «Щелкан Дудентьевич».

44. Историческая песня XVI в.: образ Ивана Грозного в разных сюжетах о нем, черты психологизма в облике царя. Песни о Ермаке, изображение народной массы.

45. Исторические песни XVII – XIX вв.: тематика, основные коллизии и герои; лиризм. Эволюция жанра.

46. Историческая песня: происхождение жанра, связь с былинами и народной лирикой; характер отражения исторической действительности; история и историческая песня.

47. Народная баллада: тематические группы, специфика конфликтов, психологизм, искусство трагического и др. черты поэтики.

48. Классические балладные сюжеты: «Дмитрий и Домна», «Князь Роман жену терял», «Василий и Софья», «Братья-разбойники и сестра», «Ванька-ключник и князь Волконский». Особенности сюжета и композиции, психологизм.

49. Народная лирика: определение жанра, соотношение личного и коллективного; принципы классификации.

50. Любовные и семейные песни, их персонажи, лирическое настроение, художественный стиль.

51. Песни неволи, разбойничьи, ямщицкие, бурлацкие, солдатские: основные мотивы, приемы композиции, образность.

52. Хороводные, игровые и шуточные песни: тематика, типичные обрязы, особенности исполнения. Ю. Круглов об обрядовой природе игровой песни.

53. Способы выражения чувств и переживаний в народной лирической песне. А.Н. Веселовский. Психологический параллелизм и его формы.

54. Фольклористы о композиции народной лирической песни: Б.М. Соколов, С.Г. Лазутин, А.М. Новикова.

55. Поэтика народной лирики. Сравнения, метафоры, эпитеты, уменьшительные и ласкательные суффиксы. Повторы и их роль в песнях, припевы и рефрены.

56. Частушка: происхождение, характер содержания и поэтика жанра.

57. Детский фольклор и его классификация; жанры: колыбельные песни, пестушки, потешки; прибаутки, перевертыши, заклички, приговорки, считалки и др., их назначение, мотивы, образность.

58. Народный театр: балаган, раёк, театр Петрушки, вертеп.

59. Народная драма: бытование, сюжетика, поэтика.

60. Жестокий романс: происхождение и бытование жанра, специфика образной системы, тематика и поэтика.


 

Требования к уровню подготовки студента на экзамене

На экзамене студент должен показать следующие знания, умения и навыки:

· знать общие закономерности и этапы исторического развития русского устного народного поэтического творчества,

· знать основной репертуар сюжетов и базовых текстов, представляющих жанры русского фольклора;

· знать специфические черты, отличающие фольклорное произведение от литературного (письменного);

· представлять жанровую специфику русского фольклора в её историческом развитии и функционировании;

· понимать специфику фольклористики в её отличиях от литературоведения (например, учет вопросов, связанных с бытованием и исполнением произведений);

· владеть навыками фольклористического анализа, т.е. видеть произведение в его вариантах и исторической подвижности;

· разбираться в основных фольклористических работах и направлениях фольклористики.

 

Критерии оценки уровня подготовки студента на экзамене

Оценка «отлично» ставится за ответ студента, в котором он обнаружил глубокие знания и дал полный и аргументированный ответ на вопросы экзаменационного билета. При этом он не должен отклоняться от темы, знать содержание фольклорного произведения и свободно анализировать художественные особенности народно-поэтического текста, уметь подтверждать свои высказывания конкретными примерами, использовать в своем ответе знание фольклористических трудов по вопросу, уметь анализировать текст, излагать материал последовательно, логически связно, грамотно, отвечать на дополнительные вопросы.

«Хорошо» оценивается ответ студента при достаточно полном освещении поставленных вопросов, хорошем знании содержания фольклорного произведения и умении производить анализ художественных особенностей народно-поэтического текста. При этом допускаются незначительные отклонения от темы, элементы описательности, незначительное нарушение последовательности изложения, незначительные фактические и речевые ошибки. Знание фольклористических работ по вопросам экзаменационного билета обязательно.

«Удовлетворительным» считается ответ студента, который обнаруживает в основном правильные, но недостаточно глубокие знания при ответах на вопросы экзамена. Не демонстрирует глубокого знания текста, допускает ошибки при цитировании, пересказе и анализе, причем в ответе пересказ преобладает над анализом. Ответ может носить описательный характер, но с обязательной опорой на основные литературоведческие концепции. Возможны и незначительные фактические и речевые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если при ответе студент значительно отклоняется от темы, дает неверные или крайне упрощенные ответы на вопросы, сводит их к высказываниям общего характера, не показывает знания содержания фольклорного произведения, дает только описательные ответы, сводящиеся к пересказу, без элементарного анализа, демонстрирует бедность словарного запаса, допускает значительные фактические ошибки, речевую безграмотность.

 


Приложение. Хрестоматия по фольклористике

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 6659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.