КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практический материал для семинарского занятия. Вопросы для обсуждения
Вопросы для обсуждения Основные психологические понятия по теме План 1. Воля и волевые действия человека. 2. Физиологические механизмы волевого действия. 3. Психологическая структура волевого акта. Борьба мотивов – этап волевого действия, связанный с принятием решения. Влечение ─ инстиктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Волевое усилие – форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Желание ─ осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Принятие решение – выбор одного из вариантов решения задачи. Сила воли ─ степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость и др.
1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения. 2. Охарактеризуйте волевые действия. 3. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания? 4. Что является физиологической основой воли? 5. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий. 6. Какие волевые качества человека вы знаете? Охарактеризуйте их.
Задача №1. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли.
1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра. 2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз. 3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. 4. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата а ля Цезарь, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые. 5. Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем. 6. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.
Задача №2. Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной и слабой волей.
Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь.
Задача №3. Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы. Какие причины породили необходимость введения и сохранения понятия воли в психологии? Сохранились ли данные исторические реалии, породившие необходимость введения понятия «воля» в психологии, в настоящее время?
1. Одним из первых в европейской культуре, кто рассмотрел действия, лишенные стремления к цели, но принимаемые человеком как «обязательные к исполнению», был Аристотель. Он считал, что действия, осуществляемые по разумному решению, можно объяснить, только допустив наличие особой способности — воли, которая придает разумному решению стремление или возможность инициировать и доводить до цели намеренное действие. 2. Второй реальностью, оправдывающей введение понятия воли, явилась необходимость выбора действий при конфликте мотивов, целей, когда человек не находит разумных оснований выбора. В такой ситуации воля наделяется способностью совершать такой выбор по собственному критерию. 3. Обращение к понятию воли было обусловлено способностью человека управлять по своему сознательному решению психическими и физиологическими процессами и состояниями, различными параметрами двигательных актов (силой, скоростью, темпом, длительностью и т.д.).
Задача №4. Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.
1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади. 2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе. 3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду. 4. Шестиклассник В., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня.
Задача №5. Проанализируйте следующие представления о внушаемости и покажите, какое значение для определения содержания волевого акта личности имеет внушение.
1. Внушаемость связана с общей личностной и интеллектуальной незрелостью, имеет определенную функциональную роль в онтогенезе — как фактор первичных, еще не интериоризованных, интерпсихических отношений между людьми. (В. Н. Куликов) 2. Внушаемость — черта истерической личности, для которой характерны подражательные формы истерического поведения. (А. Якубик) 3. Внушаемость — черта личности, связанная с интеллектуальной недостаточностью, отрицательным отношением субъекта к самому себе, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой — определяющими ориентацию в поведении на мнения и оценки других людей. 4. Внушаемость — относительная черта, проявляющаяся в значимой ситуации — личностно-значимое чаще принимается на веру. (С. В. Кравков, В. А. Бакеев).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |