КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные психологические понятия по теме. 1. Принцип единства сознания и деятельности в психологии
План 1. Принцип единства сознания и деятельности в психологии. 2. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. 3. Антропологические исследования Б.Г. Ананьева. 4. Закономерности психического развития в онтогенезе по Л.С. Выготскому. 5. Психическое развитие человека в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. 6. Психическое развитие человека в трудах психологов современности (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А.В. Запорожец, М.И. Лисина).
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - отечественный психолог. Выступил с идеей создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения круга наук о человеке. Основатель психологического факультета ЛГУ им. А.А. Жданова.
Божович Лидия Ильинична (1908-1981) – отечественный психолог, представитель культурно-исторической психологии. В основе научной концепции положен целостный подход к изучению личности. Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к исследованию мотивов учебной деятельности, исследовала анализ личностных конфликтов. Братусь Борис Сергеевич (р. 1945) – отечественный психолог. Разработана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья.
Давыдов Василий Васильевич (1930-1998) – отечественный психолог, педагог. Создал логико-психологическую теорию о двух основных типах сознания и мышления человека – эмпирическом и теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности и развивающего обучения.
Движущие силы развития – понятие, отвечающее на вопрос, как происходит (осуществляется) процесс развития; включает в себя определение его источников, противоречий и механизмов.
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) -советский психолог, дефектолог, педагог. Создатель одной из дидактических систем начального обучения, носящей его имя. Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) – российский психолог, ученик Л.С. Выготского, создатель теории психического действия. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Специалист в области психологии развития и педагогической психологии Зона ближайшего развития – масштаб и уровень трудности задач, решаемых ребенком в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л.С. Выготским в рамках решения проблемы соотношения обучения и развития. Культурно-историческая концепция – теория психического развития человека, разработанная Л.С. Выготским; её основу составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в культурные (высшие) психические функции. Основным механизмом формирования культурных форм психики человека является интериоризация. Кризис возрастной – относительно непродолжительный период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) -отечественный психолог, теоретик психологии. Автор общепсихологической теории деятельности. Основатель психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Лисина Мая Ивановна (1929-1983) – советский детский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения взрослого с ребенком. Принцип единства сознания и деятельности – основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии (сформулирован С.Л. Рубинштейном) Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1969) – отечественный психолог и философ. Разрабатывал философские и теоретические проблемы психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) – советский психолог. Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребенка.
Вопросы для обсуждения
1. Расскажите о развитии человека в трудах отечественных психологов. 2. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования? 3. Расскажите об основных структурных элементах подхода Б.Г. Ананьева к изучению человека. 4. Расскажите о вкладе в отечественную науку ученых: В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной). 5. Какие научные труды отечественных ученых вам известны?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |