Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал для самостоятельной работы




Темы для рефератов

1. Воля и мотивация.

2. Воля и рефлексия.

3. Становление волевой регуляции поведения у детей.

4. Основные направления и пути развития воли.

 

Литература

1. Выготский, Л. С. Собрание соч.: В 6 т. – Т.3. / Л. С. Выготский. – М., 1983.

2. Зимин, П. П. Воля и её воспитание у подростков / П. П. Зимин. – Ташкент, 1985.

3. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А.Иванников. – М., 1998.

4. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

5. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999.

7. Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

8. Селиванов, В. И. Воля и ее воспитание / В. И. Селиванов. ─ М.: Знание, 1976.

9. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии / Ш. Н. Чхартишвили. // Вопросы психологии. – 1967. – № 4.

 

 

Лекция по теме «Воля»

 

Любая деятельность человека всегда сопровождается действиями, которые могут быть разделены на произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий от непроизвольных состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют определенных усилий от человека. Эти усилия называют волевой регуляцией или волей.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных. Поведение, как и действия, может быть непроизвольным и произвольным. Сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение.

Волевые действия отличаются друг от друга уровнем своей сложности. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится человеком, может быть достигнута сразу.

Ещё одним признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий (внутренних или внешних). Не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени сложности, но и по степени осознанности.

Бывают случаи, когда действия человека импульсивны, т.е. он осознает (хотя степень осознания снижена) то, что делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек испытывает эмоциональное возбуждение. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для её достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. Но бывают такие ситуации, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов.

Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидальных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. Эти клетки называют «клетками Беца» по имени профессора анатомии Киевского университета В.А.Беца, который впервые описал их в 1874 г. В них зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает мышцы противоположной стороны тела (пирамидный путь).

Все пирамидные клетки условно, в зависимости от их местоположения и выполняемых функций, делят на три группы. Так, в верхних отделах передней центральной извилины лежат клетки, посылающие импульсы к нижним конечностям, в средних отделах лежат клетки, посылающие импульсы к руке, а в нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка, губ, гортани. Все эти клетки и нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения.

Произвольные движения выполняются в сложной системе целенаправленного действия, благодаря определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга. Большую роль играют участки мозга, которые обеспечивают организацию двигательной (или кинестетической) чувствительности, необходимую для регуляции движений. Эти участки располагаются сзади от передней центральной извилины. В случае их поражения человек перестает ощущать собственные движения и поэтому не в состоянии совершать даже относительно несложные действия, например взять какой-либо предмет, находящийся возле него. Затруднения, возникающие в этих случаях, характеризуются тем, что человек подбирает не те движения, которые ему нужны.

Сам по себе подбор движений еще не достаточен для того, чтобы действие было выполнено умело. Необходимо обеспечить преемственность отдельных фаз движения. Такая плавность движений обеспечивается деятельностью премоторной зоны коры, которая лежит спереди от передней центральной извилины. При поражении этой части коры не наблюдается никаких параличей (как при поражении передней центральной извилины) и не возникает никаких затруднений в подборе движений (как при поражении участков коры, расположенных сзади от передней центральной извилины), но при этом отмечается значительная неловкость. Человек перестает владеть движениями так, как он владел ими ранее, он перестает владеть приобретенным навыком, а выработка сложных двигательных навыков в этих случаях оказывается невозможной.

Помимо указанных участков мозга следует отметить структуры, направляю­щие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. Важную роль в удержании цели действий играют участки мозга, расположенные в лобных долях. Это так называемые префронталъные участки коры, которые в ходе эволюции мозга формировались в последнюю очередь. При их поражении наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий. Человек с таким поражением мозга, начав выполнять какое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия, что делает невозможным осуществление волевого акта. В клинической практике описывался случай, когда такой больной, проходя мимо раскрытого шкафа, вошел в него и стал беспомощно озираться вокруг себя, не зная, что делать дальше: одного вида открытых дверей шкафа оказалось достаточным для того, чтобы он изменил первоначальное намерение и вошел в шкаф. Поведение таких больных превращается в неуправляемые, разорванные действия.

На почве мозговой патологии может возникнуть и абулия, проявляющаяся в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Абулия вызвана патологическим торможением коры, в результате которого интенсивность импульсов к действию оказывается значительно ниже оптимального уровня. По свидетельству Т. Рибо, один больной по выздоровлении так говорил о своем состоянии: «Недостаток деятельности имел причиной то, что все мои ощущения были необыкновенно слабы, так что не могли оказывать никакого влияния на мою волю».

Следует отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий.

Необходимо различать мотивы и само волевое действие. Нормативами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.