КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор, оформление и съемка натурных кадров
На операторе лежит особая ответственность за изобразитель ное решение натурной части фильма. Оператор выбирает натур ные объекты, место и время съемок, тем самым предопределяя изобразительную форму эпизодов. Хорошо выбранная натура позволяет режиссеру и актерам свободно творить в реальной обстановке, способствуя созданию правдивых образов. Натура может и должна служить не только фоном, но обяза тельным компонентом драматургической композиции фильма, входящим как действенный элемент в создание образа сцены. Д л я того чтобы хорошо выбрать натуру, оператор должен оценить ее типичность, характерность, выразительность, сов падающую с общим изобразительным строем фильма, ее киноизо бразительные качества и съемочно-постановочные возможности. «И з своего и чужого опыта я видел, что в кино непосред ственное отражение действительности не угрожает нищетой и поверхностью натурализма. Наоборот, любая самая искус ная постройка всегда оказывалась менее выразительной, чем точно выбранная натура. Мысль должна руководить выбором, и среди неисчерпаемого богатства действительной жизни режис сер всегда найдет то, что совпадает с его художественным замыслом»1. Выбор натурных объектов для постановки и съемки сцен фильма — конкретная операторская работа над киноизобразитель ным решением фильма. Посредством кинокамеры можно зафиксировать любое ес тественное состояние природы, неповторимое в своем своеобра зии, но для этого необходимо долго и терпеливо, иногда с боль шими лишениями и трудностями, искать кадр (т. е. объект) и освещение. Поэтому поиски натуры для решения определенной образной задачи, специфичной для киноискусства, — это ответственная часть художественно-творческой работы оператора. Кинематографическое изображение — это достоверное изо бражение реально существующей натуры. 1 В. П у д о в к и н, Избранные статьи, стр. 88. Д л я фильма «Адмирал Нахимов» оператор несколько дней в штормовую погоду плавал в море для того, чтобы найти и снять такое состояние моря — «оловянное», которое соответ ствовало бы замыслу изобразительно-монтажного решения эпи зода «осенний шторм». Кадры «оловянного моря» помогли вырази тельно оформить образ адмирала, которого «и море боится». В фильме «Броненосец «Потемкин» изобразительное решение знаменитого эпизода «туманы в Одесской гавани» было «наход кой на месте». Вот как описывает его режиссер С. М. Эйзенштейн: «Было туманное утро в порту. Словно вата легла на зеркальную поверхность з а л и в а... И черные туловища ботов, барж и ком мерческих судов, похожие на бегемотов, барахтающихся в кисее1. Оператор Э. Тиссэ всегда имел при себе съемочный аппарат и снял эти кадры». И затем «случайно схваченная и на ходу эмоционально осмысленная встреча с туманами, подбор деталей, абрисы кадров тут же собираются в материал траурных пласти ческих аккордов, чьи взаимные хитроумные монтажные сплетения сложатся уже позже на монтажном столе в траурную симфонию памяти Вакулинчука»2. Все эти примеры свидетельствуют о том, что режиссер и оператор должны в процессе работы черпать вдохновение у при роды и выбирать для съемки такой материал действительности, который бы отвечал образному строю фильма. Выбрать кадр — это значит среди реальной действитель ности или в построенной декорации в ы б р а т ь место для постановки и съемки мизансцены, создать на экране «опти ческую картину», выражающую драматургический образ. Т а к, в натурных кадрах фильма «Сорок первый» был создан образ природы, враждебной действующим лицам в начале фильма и расположенной к ним — в кадрах на острове, и вос произведена реальная среда, которая позволила актерам убеди тельно раскрыть переживания их героев. Это было достигнуто оператором С. Урусевским точным выбором места и времени натурных съемок и соответствующим использованием средств композиции и естественного освещения. Несколько иную задачу пришлось решать оператору Е. А н - дриканису при съемках фильма «Отелло». Творческой фантазией и производственными усилиями по становочного, коллектива на экране был создан особый, убеди тельный в своей достоверности мир, в котором обитали Отелло, Дездемона, Я г о и другие персонажи трагедии. Решение натурных эпизодов «Отелло» может служить при мером творческого содружества между режиссером, оператором и художником. 1 С. Э й з е н ш т е й н, Избранные статьи, стр. 372. 2 Там же, стр. 373. Кадр из фильма «Иваново детство» (оператор В. Юсов) На натуре — на развалинах генуэзской крепости в Судаке (в Крыму), на остатках военных укреплений X V I века не подалеку от устья Днепра и на натурной площадке «Мосфильма» С. Юткевичем, Е. Андриканисом и художниками В. Доррером и М. Карякиным были выбраны и декоративно оформлены архи тектурные фрагменты дворцов и улиц, набережной, крепостных стен, берега моря и т. д., которым были присвоены названия «остров Корфу», «Венеция» и другие, соответствующие местам действия. Затем среди этих съемочных объектов актеры сыгра ли написанные драматургом сцены — и все это было снято на пленку. А на экране игра актеров и обстановка, оформленные с помощью определенных приемов операторского искусства, воссоединились в яркие кинематографические образы, выразив шие содержание величественной трагедии Шекспира. Вполне естественно, что оптические картины, зафиксирован ные на пленке, должны быть выполнены так, чтобы удовлет ворять требованиям выразительности драматургических обра зов и живописной формы. На операторе, таким образом, лежит специфичная для киноискусства работа, которую можно назвать киноизобразительной. С. Юткевич так пишет об этой работе: «В чистой натуре мне хотелось, чтобы где-то прозвучала итальянская нота. Я понимал, что бытовое правдоподобие разрешало итальян ский колорит лишь в венецианских эпизодах. Однако мне каза лось, что я не погрешу против художественной истины, если отблеск пейзажа итальян ского Возрождения про никнет в некоторые кад ры фильма. Зоркий глаз опера тора Е. Андриканиса высмотрел на Ю ж н о м берегу Крыма рощу на стоящих итальянских пи ний, чьи характерные си луэты вырисовывались на синеве далеких гор. На фоне этих пиний, соединив их на первом плане с гроздьями спело го винограда, мы и сняли эпизод, в котором Дезде мона беззаботно и ша ловливо уговаривает Отелло вернуть на служ бу провинившегося К а с - сио»1. Оператор творчески ощутил замысел режис Оператор Е. Андриканис и режиссер С. Юткевич на съемке фильма «Отелло* сера и нашел для это го конкретное киноизо- бразительное решение. Выбор натуры для съемки эпизодов фильма во многом зави сит и от жанра и от киноизобразительных и постановочных задач, которые ставит перед собой творческий коллектив. При выборе натурного объекта важно учитывать и множе ство других факторов, в том числе организационных и произ водственных. Среди них обязательными являются съемочные условия, обеспечивающие возможность постановки и съемки натурной сцены. Работа над натурным объектом включает следующие этапы: осмотр и выбор объекта, т. е. места или сооружения, где могут быть поставлены и сняты эпизоды и сцены (сценария) фильма: производственную подготовку объекта к съемке; освоение объекта — репетиции, пробы света и т. п.; съемку поставленных сцен; просмотр и оценку снятого материала. Работа над натурным объектом осуществляется в три этапа. Решение о характере обстановки, в которой должен быть по ставлен эпизод, о месте и времени съемки принимается режиссе- 1 С. Ю т к е в и ч, Контрапункт режиссера, стр. 172. ром совместно с оператором и художником при разработке ре жиссерского (постановочного) сценария. На основе принятого решения выбирается натура, т. е. географическое место, и оформляется объект, где будут ста виться и сниматься кадры эпизода. Наконец, конкретная композиция кадра осуществляется на съемочной площадке. Д л я того чтобы проконсультировать режиссера и окончатель но решить возможность съемки натурного объекта, оператор должен сначала сам оценить качество выбранного места. Оператор должен определить его п о с т а н о в о ч н ы е в о з м о ж н о с т и, — т. е. можно ли в данном месте развернуть актерские мизансцены, вести монтажную съемку, соответствует ли его природное или архитектурное оформление содержанию актерской сцены. Далее, оператору важно выяснить к и н о и з о б р а з и т е л ь н о е и ж и в о п и с н о е к а ч е с т в а о б ъ е к т а — можно ли выбрать интересные кадры для общих, средних и крупных планов и для динамической съемки, подходит ли объект по фактуре и цвету. Кроме того, необходимо уточнить и с в е т о т о н а л ь н ы е, к о л о р и с т и ч е с к и е к а ч е с т в а объекта и э к с п о н о м е т р и ч е с к и е у с л о в и я съемки, дать оценку условий погоды в зависимости о т выбранного с в е т о в о г о р е ж и м а съемки кадров или отдельных сцен. Наконец, предстоит продумать с ъ е м о ч н о - т е х н и ч е с к и е и п р о и з в о д с т в е н н ы е у с л о в и я съемки: размещение осветительной техники, расположение путей для динамической съемки, применение пиротехники и т. д. У ж е при разработке постановочного сценария режиссер и оператор должны уточнить, при какой погоде и при каком осве щении будут сниматься каждый эпизод, сцена или даже отдель ный кадр фильма. Натурные объекты по условиям погоды и света следует раз бить на следующие виды: эпизоды (объекты), снимаемые в солнечную погоду в нор мальном световом режиме; эпизоды (объекты), снимаемые в пасмурную (бессолнечную) погоду; эпизоды, снимаемые в заданном световом режиме — в су мерки, в белые ночи, в темную пасмурную погоду, на рассвете, на закате; эпизоды, снимаемые в ночное время. При выборе мест натурных съемок в первую очередь оператор оценивает пригодность того или иного натурного объекта для постановки актерских сцен фильма. Затем оператор решает, какой пейзаж по своему характеру, по своему рельефу соответст вует содержанию сцен. Наконец, оператор определяет, в какое 1 1 календарное время наиболее целесообразнее вести съемки в данном месте, какие факторы погоды здесь действуют и как они могут быть использованы для выразительного решения сни маемых сцен. Кроме того, съемочная группа и режиссер обязательно оцени вают, насколько данное место подходит для снимаемых сцен с точки зрения исторической достоверности, удобства построения актерских мизансцен и производственной рациональности, орга низации съемок в данном месте. Выбранные места съемок утверждаются режиссером-поста новщиком и директором картины с учетом экономических, органи зационных и технических возможностей проведения съемок. После утверждения мест натурных съемок группой разраба тываются необходимые методы оформления натуры и прово дится организационная и техническая подготовка натурной съемки. Оператор в этот период участвует в работе художника по декоративному оформлению объекта и готовит операторскую съемочную технику. Оператор и его ассистенты также ведут экспонометрическую подготовку к съемкам. Эта подготовка включает изучение факторов погоды, характера освещения объекта съемки и съемку экспонометрических проб. Оператор определяет возможность решения в условиях натур ной съемки тех или иных специальных эффектов, таких, как, например, съемка в тумане. Операторская разработка натурных съемок в известной мере определяет календарный план съемок фильма. ОСВЕЩЕНИЕ НА НАТУРЕ 1, Источники света Съемка натурных эпизодов фильма представляет собой сущест венную часть творческо-производственной работы оператора над фильмом. Съемка на натуре и в павильоне имеет существенные раз личия. В павильоне кинооператор работает светом осветительных приборов. На натуре оператор выбирает условия естественного освещения и подсвечивает объект осветительными приборами. Поэтому оператор должен хорошо разбираться в явлениях атмо сферной оптики, источниках естественного освещения, климате и погоде. На натуре определение места и времени съемки в первую очередь зависит от освещения и погоды. Выбор натуры прово дится в подготовительный период, чтобы оператор мог заранее учесть климатические особенности, характерные для данной местности. Основным источником естественного освещения является солнце, свет которого непрерывно изменяется в зависимости от высоты солнца над горизонтом и состояния атмосферы (по годы). Когда солнечные лучи проходят массу атмосферы, то неко торая часть излучения рассеивается, образуя светящуюся сфе ру — небо, которое служит вторичным источником естественно го освещения. Поверхности объекта, освещенные солнцем и не бом, приобретут некоторую яркость, но свет, отраженный ими, прежде чем достигнуть линз объектива, пройдет сквозь массу воздуха и также претерпит рассеяние и поглощение. Наконец, этот свет, частично рассеянный и поглощенный оптической си стемой, и нарисует изображение объекта на светочувствительном слое пленки. Таким образом, атмосфера (небо) выступает в нескольких качествах: как среда, рассеивающая проходящий солнечный свет, как вторичный источник света, освещающий объект, как светящаяся физическая среда (дымка), в которую погру жен объект съемки и которая снимается и воспроизводится вместе с объектом на пленке. Солнце — бесконечно удаленный источник света. Х о т я сол нечный диск, наблюдаемый с Земли, и стягивает угол в 0,5 уг ловых минут, пучки солнечного света практически параллельны, и отброшенная тень имеет резкую линию раздела света и тени. Наибольшая освещенность (плотность светового потока) будет на тех поверхностях, на которые солнечный свет падает по нормали. В зенит — это горизонтальные поверхности земли и воды, утром и вечером — это вертикальные поверхности фигур и предметов. Высота солнца для каждого момента съемки зависит от времени дня и склонения солнца. Высотой солнца (h0) называется угол, образуемый направлением на солнце с плоскостью гори зонта. В момент восхода и захода высота солнца равна 0°, в зените она равна 90°. Отрицательной высотой или глубиной погружения обозначается положение солнца ниже линии гори зонта в сумерки и ночью. В любой точке земной поверхности высота солнца в часы до полудня бывает такой же, как и после полудня. Полдень определяется как время, когда солнце находится на местном меридиане. В течение года высота солнца в полдень изменяется изо дня в день, но для целей операторской экспонометрии достаточно данных на 21-е число каждого месяца: 21 июня — день летнего солнцестояния, когда солнце достигает наибольшей высоты для данной широты, 21 марта и 21 сентября — дни равноденствия, и высота солнца в эти дни одинакова, 21 декабря — наиболее низкое солнцестояние. 11* По данным табл. 2 оператор может ориентироваться в изме нениях высоты солнца по месяцам для разных пунктов терри тории С С С Р. Т а б л и ц а 2 Высота солнца в полдень в градусах Широта Район 21/ХП 21/III и 21/IX 2I/VII Кушка Тбилиси Ялта Киев Москва Ленинград Норильск Мурманск
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |