Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагональное освещение объекта съемки




Дымка

—3

2. Погода и климат

Чтобы правильно ориентироваться в характере освещения

натурного объекта, оператору необходимо уметь точно оце­

нивать физическое состояние атмосферы и ее оптические

свойства.

Оптические свойства атмосферы зависят от температуры

и влажности воздуха, от наличия в нем конденсированных па­

ров влаги и т. д. На оптические свойства атмосферы влияет

погода и климат.

Погодой называется физическое состояние атмосферы, кото­

рое определяется силой и направлением движения воздуха (ве­

тер), его температурой, влажностью, прозрачностью или мут­

ностью, атмосферным давлением, наличием облачности и т. д.,

наблюдаемое в короткий промежуток времени, например, в

течение дня.

А среднее физическое состояние атмосферы, свойственное

данной местности в определенное время года, и зависящее от

ее физико-географических условий, называется климатом. Т а к,

например, климат Ю ж н о г о берега Крыма относится к типу

средиземноморского климата с влажной зимой и с у х и м летом,

а погода на Ю ж н о м берегу может быть охарактеризована количе­

ством ясных, дождливых и облачных дней в течение лета или

другого времени года.

Таблица 3 дает представление о количестве ясных, облачных

и дождливых дней и о колебании температуры на Ю ж н о м бере­

гу Крыма, т. е. данные о климатических условиях и погоде

этих мест в среднем за 1945—1954 гг.

Т а б л и ц а 3

Учет климатических условий необходим и для достижения

тонального, колористического и светового единства монтажных

кадров, снимаемых в различное время дня или года. М о ж н о с

уверенностью сказать, что кадры, снятые, предположим, в июле

при высоком солнцестоянии и при чистой атмосфере, никогда не

будут сходны по тону, цвету и рисунку с кадрами, доснятыми

на том же месте осенью при низком солнце и влажном воздухе.

Различия будут проявляться и в распределении светотеней, и в

четкости контуров, и в светотональных или колористических

контрастах.

Все эти сведения о климатических и световых условиях тех

или иных районов, областей и т. д. совершенно необходимы

оператору при выборе мест натурных съемок и планировании

съемочной работы.

На натуре искусство съемки основано на умении оператора

выбрать необходимое мгновение, когда условия освещения и

состояние воздуха позволяют создать определенную, характер­

ную киноизобразительную форму в кадре.

Большая или меньшая освещенность объекта, та или иная

плотность дымки изменяют и тональный рисунок, и воздушную

перспективу, и градацию тонов, и рисунок контуров.

Т а к, например, пейзаж, снятый в дымке, отличается мяг­

костью красочных и тональных сочетаний, тогда как пейзаж,

снятый при прозрачном воздухе, обладает яркостью красок и

контрастом света и тени.

Поэтому дымка — одно из могущественных средств опера­

торской выразительности.

Дымка в пространстве кадра изменяет оптические свойства

воздуха, создает его помутнение, ухудшает видимость, рассеивая

и поглощая солнечный свет, изменяет его спектральный состав

и т. д. Мутный в о з д у х — д ы м к а меняет различимость форм пред­

метов, их тон и цвет. Действие дымки нарастает в глубину, по

мере нарастания массы мутной среды воздуха. Поэтому близкие

к камере предметы могут сохранить свой цветовой тон, более

удаленные — постепенно теряют свой цвет. Дымка определенным

образом окрашивает даль. Если съемка ведется по свету,

то дымка получает голубоватое окрашивание, если съемка

ведется против света, то окрашивание дымки розоватое. При

плотной дымке, как и в тумане, возникает серый тон.

Дымка на натуре — это объективная данность, возникшая

в силу погоды и состояния воздуха. Но дымка может быть

создана и искусственным путем.

Воздушной дымкой называется ощущаемое зрительно и фикси­

руемое фотографически свечение воздушных масс, возникшее

вследствие рассеивания световой энергии молекулами газа,

составляющего атмосферу (воздух), или взвешенными в воздухе

частицами.

Молекулярной дымкой называется свечение чистых (не зату­

маненных взвешенными частицами) воздушных масс.

Молекулы газа рассеивают волны короткой зоны спектра —

ультрафиолетовые, фиолетовые и отчасти синие — примерно в

пределах 0,42 микрон, поэтому наблюдаемый цвет атмосферы

(воздуха) — фиолетовый и темно-синий. Чистое молекулярное

рассеяние наблюдается только в верхних слоях атмосферы, преи­

мущественно выше облачного слоя, и характеризуется слабой

светимостью (зрительной яркостью). Т а к как чистый воздух

прозрачен для всех остальных лучей спектра, освещенности

объектов в светах весьма высоки, а подсвеченность теней от

неба весьма слаба. Поэтому так резки фотографические контрасты

света и тени при высокогорной и авиасъемках.

Применение желтых светофильтров в этих условиях повыша­

ет и без того высокий контраст объекта, так как снимает синюю

подсветку теневой стороны объекта. Зато при съемке далеко

расположенных объектов, например горных вершин, примене­

ние желтых светофильтров, фильтрующих синий свет, рассеянный

(свечение) молекулярной дымкой, совершенно обязательно.

Законы рассеяния света в газовой среде, которые гласят,

что рассеяние обратно пропорционально четвертой степени дли­

ны волны, применимы лишь при размере рассеивающих частиц

не свыше 0,42 микрон. Молекулярное рассеяние образует голубую

дымку. Если в атмосфере есть взвешенные частицы влаги,

пыли и органических примесей, то диффузное рассеяние более

выявлено и возникает серая дымка.

При киносъемочной работе оцениваются следующие виды

дымки:

дымка, расположенная между источником света (солнцем)

и объектом, влияющая на рассеяние и спектральный состав

солнечного света:

дымка, расположенная между камерой и объектом, влияющая

на яркость и цветность поверхностей объекта.

При дымке прямой свет солнца частично рассеивается, но

суммарная освещенность в светах уравнивается с освещенностью

в открытых тенях (от неба), поэтому контрасты светотени

смягчаются.

Мягкая градация светотени позволяет хорошо передавать

пластические формы лица на крупных и средних планах.

Погода, когда солнце в дымке, является благоприятной для

съемки актерских эпизодов в цветных фильмах, особенно для

съемки крупных планов. При съемке на черно-белой пленке

несколько теряется передача пластики объекта.

Е с л и небо частично затянуто облаками, то качественные и

количественные факторы освещения меняются в зависимости от

вида облаков, от их расположения на небе. П р и кучевой облач­

ности повышается освещенность в тенях благодаря отражен­

ному свету от облаков.

Погода при кучевой облачности благоприятна как для цветных

съемок, так и для черно-белых.

4. Спектральный состав освещения

В условиях натурной цветной съемки одним из факторов,

определяющих ее изобразительный и фотографический результат,

является спектральный состав освещающего света.

Спектральный состав освещения на натуре следует оценивать

отдельно для солнечного света, для света неба, для суммарного

света от солнца и неба.

При исследовании суммарного состава дневной (при высоте

солнца более 15°) освещенности плоской поверхности было

установлено, что в пределах видимого и частично ультра­

фиолетового участка спектра (от 355 до 655 мм) спектральный

состав света существенно не меняется. Неизменность спект­

рального состава объясняется тем, что усиление поглощения

коротковолновой радиации в земной атмосфере по мере

изменения высоты солнца компенсируется усилением свети­

мости неба, богатого именно коротковолновой рассеянной ра­

диацией. В этих условиях образуется суммарный средний

дневной белый свет примерно 4800—5220 К °, которым освещен

объект в светах.

П р и иных условиях освещение, особенно при съемке на

восходе или закате солнца, а также днем в облачную погоду,

спектральный состав света разко меняется.

В зависимости от состояния неба качество освещения будет

различно. Если небо чисто, т.е. в атмосфере рассеяны коротковол­

новые фиолетово-синие, а так же ультрафиолетовые лучи, тени

освещены голубым светом. Если небо в дымке, серое, то освещен­

ность в тени более белая. Пасмурное, сплошь затянутое плотными

облаками небо дает более синие тени. При низком солнце наблю­

дается покраснение солнечного света.

Оператору необходимо ориентироваться в изменениях спект­

рального состава света, освещающего объект в разные периоды

съемки, чтобы иметь возможность подобрать определенные

условия света для разновременно снимаемых кадров, для осу­

ществления художественных задач.

УСЛОВИЯ НАТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Съемку на натуре можно проводить в любых условиях

освещения. Выбор этих условий определяется теми худо­

жественными задачами, которые ставит перед собой оператор,

творчески трактуя содержание эпизодов фильма.

Характер освещения на натуре, как мы у ж е знаем, непрерыв­

но изменяется в зависимости от высоты солнца и состояния ат­

мосферы (погоды). Несмотря на это, можно выделить определен­

ные периоды суток и погоды, когда качественные и количествен­

ные условия освещения достаточно однородны. Эти условия сле­

дующие:

условия утреннего и вечернего низкого освещения,

условия нормального дневного освещения,

условия зенитного освещения,

условия сумеречного (режимного) освещения1,

условия ночного освещения,

условия сплошного освещения в пасмурную погоду2.

Условия низкого (от 0П до 15П°освещения характеризуются

резкими изменениями спектрального состава солнечного света

и соотношения освещенности вертикальных и горизонтальных

поверхностей по мере подъема солнца над горизонтом.

Условия нормального (от 15п до 60°) дневного освещения

характеризуются относительно равноценной освещенностью гори­

зонтальных и вертикальных поверхностей, а также допустимы­

ми (балансными) для цветной съемки колебаниями спектраль­

ного состава освещения в светах и тенях. В этот период времени

ведется основная съемка актерских сцен. Контрасты освещения

зависят от чистоты атмосферы.

1 Об условиях сумеречного и ночного освещения см. «Режимная съемка»,

стр. 185.

2 Об условиях освещения в пасмурную погоду см. «Съемка в пасмурную

погоду» стр., 181.

Периоды съемочного дня

(сумеречное освещение, утреннее и вечернее низкое освещение, нормальное дневное

освещение, зенитное освещение)

Условия низкого освещения

Условия нормального дневного освещения

Условия зенитного освещения

Условия зенитного освещения (h более 60°) характеризуются

нарастанием освещенности горизонтальных и спадом освещенно­

сти вертикальных поверхностей. Падающие тени деформируют

формы лица, и хотя спектральный состав света продолжает

оставаться удовлетворительным и освещенности достаточными,

данный период мало пригоден для съемки актерских сцен, так

же как и для съемки массовых и батальных сцен и пейзажей.

Период низкого освещения наблюдается не только утром

или вечером, но в зимнее и осеннее время в средних и северных

широтах России, когда солнце не поднимается выше 15,°.

П р и низком освещении большую роль играет плотность и

состав атмосферного слоя, через который должны пройти солнеч­

ные лучи. Приземные слои атмосферы являются наиболее плот­

ными и обычно наиболее мутными.

Если путь солнечных лучей сквозь атмосферу при зенитном

стоянии солнца (90°) принять за единицу, то при высоте солнца

h = 1 П° длина пути солнечных лучей больше в 27,5 раза,

h = 3 П° длина пути солнечных лучей больше в 15,36 раза,

h = 5П° длина пути солнечных лучей больше в 10,39 раза,

h = 10П° длина пути солнечных лучей больше в 5,6 раза.

Поэтому в утренние и вечерние часы непрерывно меняется и

освещенность вертикальных и горизонтальных поверхностей и

спектральный состав света, особенно в облачную погоду и при

дымке.

ОСВЕЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТА СЪЕМКИ

На натуре объект киносъемки может быть освещен:

суммарным светом солнца и неба,

рассеянным светом неба,

отраженным светом окружающих поверхностей,

подсвечен светом электроприборов или отражателей.

Возникающие при солнечном освещении светотени имеют

самое существенное значение для обрисовки объемов предметов

и рельефа поверхности.

На поверхностях, освещенных солнцем, образуется световой

ряд. На поверхностях, не освещенных прямым солнечным све­

том, образуется теневой ряд — собственные и падающие тени,

которые освещаются рассеянным светом неба и окружающих

поверхностей.

Поверхности в световом ряду всегда освещены прямым

солнечным светом и рассеянным светом неба. Таким образом

их освещенности складываются как суммарные освещенности

и яркость этих поверхностей зависит от направления света.

Таблица 4 ориентирует оператора в соотношении прямой

(солнечной) и рассеянной (небо) освещенности при различных

высотах солнца.

Т а б л и ц а 4

Соотношение освещенности в %

П р и съемке на натуре следует обязательно учитывать и ос­

вещенность в теневом ряду, так как горизонтальные поверхно­

сти в тени освещены полусферой неба, а вертикальные поверхно­

сти фигур примерно половиной этой полусферы.

Открытые тени образуются при съемке на открытой площадке,

где падающие тени фигур и предметов освещены всей полусферой

неба, поэтому они будут светлее, чем собственные, освещенные

четвертью сферы.

Полузакрытые тени наблюдаются при съемке, например,

среди зданий или на лесной поляне. В таких случаях небо у

горизонта бывает перекрыто, и собственные тени фигур почти не

освещаются небом, а плоские поверхности освещаются его

зенитной частью. Контраст яркости в световом и теневом ряду

значительно возрастает.

Закрытыми называют тени, совершенно не освещенные небом,

например, тени под густой кроной деревьев, в нишах, арках,

подворотнях и т. п. Освещенность в закрытых тенях весьма

низка. Зрительная оценка освещенности в закрытой тени

может быть неточной, так как глаз адаптирован на свет­

лое. Поэтому контраст освещенности обязательно промеряют

экспонометром.

В практике операторской работы различаются следующие

виды солнечного освещения объекта съемки:

фронтальное,

диагональное,

боковое,

контровое,

зенитное.

Каждый вид света в той или иной степени создает особые

возможности воспроизведения пластических форм объекта.

П р и ф р о н т а л ь н о м о с в е щ е н и и все элементы объек­

та, как вертикальные (фигуры, строения, деревья), так и гори­

зонтальные (земля, дорога и т. д.), равномерно освещены солнцем.

Освещенность объекта съемки

Фронтальное освещение объекта съемки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.