КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зенитное освещение объекта съемки
Контровое освещение объекта съемки Боковое освещение объекта съемки Но соотношения освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей при низком (утреннем) и при высоком (зенит) солнцестоянии будут различны в зависимости от высоты солнца. Тени падают от аппарата за предметами и мало видны. Объемы и рельефы выявляются слабо, свет «плоский», особенно при низком положении солнца. Д и а г о н а л ь н о е о с в е щ е н и е возникает тогда, когда солнечный свет падает на объект под углом 20—60° и несколько сбоку и сверху. Диагональный свет хорошо обрисовывает пласти ческие формы фигур и рельеф местности. При диагональном освещении удобно пользоваться электрической и отражательной подсветкой для моделировки форм фигуры и смягчения контрас тов светотени. Диагональное освещение при высоте солнца 30—50° иногда называют «пластическим». П р и б о к о в о м о с в е щ е н и и половина фигуры освещена, половина находится в тени. Боковой свет редко используется для съемки крупных и средних планов актеров, но вполне применим при съемке массовых сцен и пейзажей. К о н т р о в о е о с в е щ е н и е возникает, если съемка ве дется против солнца. В этих случаях на объемах и рельефах фигур появляется световой контур, а на плоских поверхно стях — блеск. Е с л и солнечный свет направлен на фигуры сзади и сбоку под углом 45°, тогда на объемах и особенно на лицах возникают блики — яркие световые пятна. П р и контровом освещении контраст яркости между света ми и тенями весьма значителен, так как вертикальные поверхности фигур, обращенные к аппарату, освещаются северной (более темной) стороной неба, а на горизонтальных поверхностях, на которые свет солнца падает сзади, под углами, близкими к зер кальным, в результате направленного рассеяния возникает яркий «блеск». При цветной съемке следует учитывать фактор двуцветности контрового освещения. Затененная сторона фигур, обращенная к камере, воспринимает голубой свет неба, а фоном для фигур служит южная, наиболее яркая сторона неба, где просвеченная солнцем дымка имеет теплый красноватый оттенок. При контровом освещении фигуры обычно подсвечивают отражательной или электрической подсветкой. Контровое освещение — весьма эффективный вид освещения как для актерских сцен, так и для съемки «проходов», «проездов», массовых сцен и пейзажей. При з е н и т н о м о с в е щ е н и и резко выступают кон трасты освещенности плоских и вертикальных поверхностей. При высоте солнца 70° вертикальные поверхности фигур полу чат в полтора раза меньше света, чем горизонтальные. Зенитное освещение бывает на юге С С С Р в июне и начале июля. Пейзажи и архитектура при зенитном освещении много проигрывают: пейзаж смотрится плоским, в архитектуре плохо выявлен рельеф. Зенитное освещение также мало пригодно для съемки актерских сцен, так как резкие светотени деформируют лицо. ПОДСВЕТКА Необходимость применения при натурной съемке киноосвети тельных приборов и отражателей, а также рассеивателей и зате- нителей, обусловлена художественными и техническими требова ниями к качеству киноизображения. Съемка актерских сцен производится в продолжение всего дня, за это время естественное освещение непрерывно изменяется как по интенсивности, так и по спектральному составу. Поэтому посредством электроподсветки балансируются освещенности, смягчаются контрасты, моделируется форма. Д л я подсветки на натуре применяются киноосветительные приборы К П Д и К П Л. Подсветка при съемках актерских сцен применяется при всех случаях натурной съемки: в нормальное съемочное время, при низком освещении, в пасмурную погоду, при режимной съемке в сумерки и при ночных съемках. При высоте солнца выше 15° свет, направленный по диагона ли, хорошо обрисовывает пластические формы лица и фигуры, но образует слишком резкие контрасты света и тени, которые можно смягчить подсветкой. Подсветкой общей высветляются тени на рельефах лица, подсветка глаз помогает подчеркнуть выразительность актерской игры на крупных и средних пла нах. При подсветке крупных и средних планов осветительные приборы устанавливаются со стороны, противоположной солнцу. Подсвечивая, необходимо наблюдать за тем, чтобы на лицах не получались «ломаные тени» на рельефах. Д л я этого можно дополнительно применить отражатели-экраны, устанавливая их вокруг объекта, создавая как бы сплошную равномерную осве щенность. При подсветке лица стараются сохранить светотеневой ри сунок солнечного света, регулируя контраст освещенности между светами и тенями. Баланс освещенности в светах и в тенях от солнца и от осве тительных приборов устанавливается в соответствии с изобра зительной задачей. Следует учитывать, что мягкие тени получают при соотношении освещенностей примерно 1:2,5. При чистом небе в полуденные часы для смягчения прямого солнечного света применяют тюлевые или шелковые, но не окра шенные рассеиватели, которые могут смягчать освещенность в светах в 2—4 раза. При подсветке контролируют соотношение яркости фона неба и лица. Яркости неба могут быть погашены путем установки тюлевого рассеивателя за фигурами. Подсветкой исправляется не только тональный, но и цветовой баланс освещения. Так, например, при съемке в солнечную погоду при чистом небе, бывает необходимо убрать синее окрашивание теней на лицах и на светлой одежде. Д л я этого на осветительные приборы ставят соломенно-желтые светофильтры. При контровом освещении, т. е. при съемке против солнца, возникает большой контраст между светами и тенями. При контровом освещении высока яркость плоских поверхно стей фона, освещенных солнцем под углами, близкими к зеркаль ным; высока яркость неба, так как фигуры проецируются на его южный сектор, просвеченный солнцем. Лица же находятся в собственной тени, и их освещенность зависит от светимости северного участка неба. Если строения или деревья закрывают горизонт, то фигуры освещены только зенитным участком неба, освещенности фигур еще более падают, а освещенность плоских поверхностей фона возрастает. При съемке на лесных полянах цветные рефлексы могут окра сить лица. Поэтому при контровом освещении применяется как отража тельная, так и электроподсветка, для того чтобы не только по высить освещенность в теневом ряду, но и создать достаточное «белое» освещение. Особенно необходима электроподсветка при съемке актерских сцен на закрытых площадках. В городе среди строений или в ле су на полянах здания и высокие деревья перекрывают свет, исхо дящий от нижних секторов неба, уменьшая количество рассеян ного света. Свет поступает только от зенитной части неба и, па дая на фигуру сверху, освещает головы и плечи и слабо осве щает лицо. В этих случаях освещенность плоских поверхностей фона будет значительно выше, чем освещенность фигур и лица. УСЛОВИЯ СЪЕМОК НА НАТУРЕ 1. Съемка в пасмурную погоду Пасмурная погода характерна для осенних дней (сентябрь, октябрь, ноябрь), когда солнце находится низко над горизонтом и освещенность его весьма мала. В пасмурную погоду, как известно, освещенность горизонталь ных и вертикальных поверхностей на открытом месте и в местах съемки, где горизонт перекрыт строениями, лесом или чем- либо другим, зависит от яркости неба. При съемке в городе осве щенность будет в десять раз меньше, чем на открытой площадке, а освещенность вертикальных поверхностей в 3—4 раза меньше, чем освещенность горизонтальных. Эти условия не обеспечивают надлежащего качества освещения для вертикальных фигур, поэтому, осуществляя, например, городскую съемку в условиях моросящего дождя, тумана и даже низкой облачности, следует пользоваться электроподсветкой. Съемка в пасмурную погоду, морось и дождь характеризуются следующими основными условиями: неравномерностью освещенности как для горизонтальных, так и особенно для вертикальных поверхностей; постоянством спектрального состава освещающего света (примерно 5700—6500П° К); тем, что изображение получается тональным, т. е. построен ным только на цвете или цветотональных контрастах; наличием дополнительной оптической среды, образуемой вла гой или каплями дождя (значение этой среды для перспек тивы, тона или окраски объекта в глубину такое же, как дымки и тумана — смягчение контрастов и разбеливание тонов); образованием на всех поверхностях объекта глянца, состоя щего из водяной пленки (блики и рефлексы, даваемые этим глянцем, позволяют, снимая при меньших освещенностях, все же получать объем и форму, для чего съемку лучше вести против светлой части неба); снижением яркости объекта вследствие наличия оптической среды влажного воздуха. Экспонометрический контроль при съемке в пасмурную по году должен в первую очередь обеспечить наблюдение за доста точностью освещения. Светосильную оптику, дающую значительное внутреннее светорассеяние, нужно применять с осторожностью, так как в кадре уже имеется дымка, смягчающая контрасты и разбеливаю щая цветные тона.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |