Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема в методологии исследования систем управления




Практическая работа 2

1. Проблема как предмет исследования в ИСУ.

2. Распознавание, анализ, формулировка, разрешение проблемы.

 

Краткие теоретические сведения.

Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем¸ которые могут выступать как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления, разработки управленческих решений, системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. И каждую из этих проблем можно решить только на основе её исследования, т.е. на основе определения её истоков, содержания, свойств, роли в развитии управления, особенностей разрешения, оценке последствий не решения и возможностей развития и пр.

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор подходов и методов исследования, путей и средств, а также возможные результаты.

В общем виде проблема (древнегреч. problema – преграда, трудность, задача) - это реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Проблема в ИСУ не всегда тождественна задаче. Она несет в себе в той или иной степени элементы нового, неизвестного ранее. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо применения типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого-либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Для этого необходимо достаточно ясно понимать суть проблемы, видеть заложенные в ней трудности, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

· отделение реальных проблем от псевдореальных;

· отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;

· отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

· выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют реальные и мнимые проблемы.

Мнимые проблемы можно разделить на три вида:

а) уже не проблемы, т.е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;

б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;

в) никогда не проблемы, т.е. проблемы, для которых не существует решений.

Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы (схема 6).

Качество проблемы характеризуется следующими свойствами: реальность проблемы, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.

Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.

1. Формулирование проблемы, состоящее из:

· постановки центрального вопроса;

· фиксации противоречия, которое легло в основу проблемы;

· описания предполагаемого результата.

2. Построение проблемы, представленное операциями:

· стратификации - расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;

· композиции - группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;

· локализации - ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, ограничения известного от неизвестного в области объекта исследования;

· вариантификации - выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как:

· выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;

· инвентаризация - проверка наличных возможностей и предпосылок разрешения проблемы;

· выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании;

· уподобление - нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;

· отнесение проблемы к определенному типу.

4. Обоснование проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур:

· экспозиция - установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;

· актуализация - приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

· компрометация - выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы;

· демонстрация объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.

5. Обозначение проблемы, состоящее в:

· экспликации понятий – перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык;

· выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

Таков наиболее типичный порядок действий, необходимых для определения проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и последовательности процедур и операций.

Определение проблемы является важным фактором успеха исследования.

Существует несколько уровней постановки проблемы.

Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто формулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.

Другой уровень постановки проблемы – её описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную методологию работы с проблемой.

Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в её отработке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке проектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.

При такой работе с проблемой исследователь оказывается вынужденным размышлять о проблеме в таких ракурсах, которые не возникают при её интуитивной постановке. Обогащается понимание проблемы, выявляются новые подходы, складываются новые точки зрения на средства и условия её решения.

При этом может произойти отказ от исследования, если обнаруживается, что-то, что первоначально возникло как проблема, таковой в действительности не является или есть разрыв между возможностями решить проблему и её реальной сложностью.

 

Схема 6. Проблема в исследовании управления

 

Источник: Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – М.: Дека, 2004. С. 52.

Задание:

· выберите любую из предложенных проблемных ситуаций;

· определите текущее состояние системы (если это необходимо для дальнейшего анализа, то доопределите параметры состояния, например, уточните место действия, введите дополнительные ограничения);

· определите цель, которую необходимо достигнуть при разрешении проблемной ситуации;

· выделите основную (главную) проблему;

· обобщите эту проблему, представьте ее в общем виде;

· определите проблему-аналог, это может подсказать удачные решения, убедить в необходимости решения проблемы, показать её важность, определить отношение к проблеме, позволяет увидеть исходную проблему в новом ракурсе;

· предложите один или несколько альтернативных путей разрешения выделенной проблемы;

· для каждой альтернативы, определенной в предыдущем пункте, выделите задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленной цели;

· оформите результат в виде дерева решений.

 

Проблемные ситуации

При подборе текстов проблемных ситуаций для практического анализа частично использовался банк бизнес-кейсов сайта http://www.e-xecutive.ru/education/cases

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.