Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностический анализ в ИСУ




Практическая работа 7

 

Краткие теоретические сведения.

Слово «диагностика» (от греч. diagnostikos) означает «распоз­навание», «определение».

Диагностика - это определение состояния объекта, предмета, яв­ления или процесса управления посредством реализации комплек­са исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев. Это исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального со­стояния процессов управления.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорга­низованная динамическая система (вся экономика страны, отдель­ная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности и др.), так и любой элемент этих систем (внутрен­няя среда организации, конкретные виды ресурсов, производствен­ные функции, организационная структура, себестоимость и др.).

Цель диагностики - установить диагноз объекта исследования и сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.

Осуществив цель на основании данных диагноза, можно вы­работать правильную экономическую (политическую, социаль­ную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики - определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и ре­ализовать их.

Для того чтобы систему управления организации приводить в соответствие с непрерывно изменяющейся структурой предмета управления, необходимо систематически исследовать организационные свойства и состояния производственной системы, условия и результаты хозяйственной деятельности ее подразделений, а также определять эффективность системы управления в целом. Процесс такого изучения объектов исследования с выявлением слабых звеньев организации и причин дезорганизации системы управления принято называть диагностическим анализом.

Диагностика в управлении как раздел науки изучает признаки организационной патологии, методы и принципы, по которым устанавливается диагноз, выявляются организационные противоречия и даются рекомендации по их устранению.

Диагностический анализ - это метод исследования организационных систем, использующий при диагностике системный подход, качественную и количественную оценку свойств и состояний организации, а также причин дезорганизации ее структурных образований и появления организационных патологий.

Таким образом, предмет диагностического анализа – это свойства, состояния, условия и результаты функционирования системы управления в целом относительно любого предмета управления либо при более глубоком изучении организационных противоречий производства объекта и субъекта управления или их отдельных подсистем и элементов в частности. В качестве первоочередных предметов диагностического анализа в последнее время стали проблемы организации делопроизводства и документооборота, регламентации управленческих процессов, организации управленческого труда, организации информационного и технического обеспечения системы управления и др.

Методология комплексного диагностического анализа вклю­чает ряд методов последовательного, углубленного проникновения в суть организационных проблем:

• исследование степени влияния управляющих параметров на по­ведение и состояние производственной системы;

• экономический анализ ее рабочих параметров;

• системные исследования организационных параметров, важней­ших свойств производственной системы и режима ее функци­онирования;

• определение характерных признаков организации управления производственной системой;

• факторный анализ исследуемого объекта;

• социометрический анализ структурных подразделений;

• структурный анализ отдельных элементов и коммуникаций.

В процессе диагностического анализа вскрываются недостатки в организации и управлении в организа­ционно-техническом, экономическом, административно-правовом и социально-психологическом отношениях. Это позволяет собрать мно­гоплановую информацию об имеющихся резервах улучшения орга­низации и управления по различным аспектам.

Главная задача диагностического анализа состоит в выявлении важнейших организационных противоречий (патологий), в определе­нии эффективных способов их разрешения и использования резервов улучшения процессов организации и управления деятельностью в границах исследуемого объекта.

Выявленные в процессе диагностического анализа резервы улуч­шения организации и управления учитываются при подготовке тех­нического задания и разработке системы мероприятий по совершен­ствованию системы управления, поэтому одна из центральных задач диагностического анализа - определение и обобщение лучших дости­жений, передового опыта организации управления для использования их в организационном проектировании новых и совершенствовании дей­ствующих систем управления.

Задачей диагностического анализа является также подготовка ис­ходных данных для планирования мероприятий по повышению эф­фективности систем управления. Разработанные мероприятия по со­вершенствованию организации управления включаются в план орга­низационно-технических мероприятий.

Задача экономического анализа рабочих параметров производствен­ной системы состоит в том, чтобы изучить организацию управления под углом зрения оценки ее эффективности и соответствия направле­ния работы каждого подразделения его целевому на­значению, интересам организации, ассоциации или всего общества, рачительного использования трудовых и материально-технических ресурсов; выяснить, действительно ли подразделения организации работали эффективно, добиваясь планируемых результатов ценой наименьших общественных издержек производства и сохранения эко­логической среды.

Задача диагностики в части системных исследований и ситуацион­ного анализа - выбор границ исследуемого объекта и направлений диаг­ностики, чтобы исключить детальный анализ нормально функциони­рующих элементов и подсистем. При таком подходе на долю фактор­ного, социометрического и структурного анализов остаются лишь те функциональные блоки и элементы производственной системы, у которых установлено несоответствие свойств и параметров нормали­зованному режиму их функционирования.

Социометрические исследования проводятся с целью нормализа­ции межличностных отношений в коллективе, поэтому задача диагно­стического анализа в социально-психологическом аспекте сводится к выявлению иерархии личного авторитета и неформальных лидеров исследуемого коллектива, определению коммуникаций влияния лич­ного авторитета и структуры социально-психологических отношений в коллективе.

Структурный анализ информационных и материальных потоков производственной системы (с точки зрения информационных харак­теристик) осуществляется для оценки адекватности системы управления структуре управляемого объекта. В связи с этим задачей струк­турного анализа потоков материальных носителей является решение следующих вопросов:

1) определение рациональных мест сбора информационных данных;

2) учет количества источников информации, их характер;

3) выделение фиксажных точек (технологически допустимых разрывов производственных процессов), по которым стыкуются различ­ные формы кооперации производства;

4) отображение коммуникаций движения материальных носителей и потоков информации;

5) определение объективно обусловленных иерархических уровней принятия решений;

6) обоснование рациональных форм организационных и управлен­ческих решений;

7) определение границ (контуров) управления распорядительных центров на каждом уровне принятия решений.

Получение исходных данных по совокупности указанных вопро­сов - достаточно сложная задача диагностического анализа. Для ее решения требуется тщательная предварительная диагностика и орга­низационно-методическая подготовка.

Общая постановка задачи диагностики

Диагностика - процедура выявления аномалий или от­несения реального состояния некоторой системы к одному из известных классов на основе набора признаков или сим­птомов. Если реальное состояние фирмы описано векто­ром определенных признаков XJP, то

X1P

SP = X2P

.

.

.

XNP

 

вектор реального состояния организации, где XNP - не­которые признаки (симптомы).

Для выделения ано­малий SP нужно сравнить с нормой SH, определить их различия, например расстояние по Хеммингу:

 

X1P X2P X3P … XNP

XNP :

X1H X2H X3H … XNH

ΔX1 0 0 … ΔXN

 

Наличие отклонений ΔXJ < > 0 характеризует анома­лии, т.е. отклонения от нормального или заданного состо­яния. Так, например, ведется диагностика состояния компьютера с помощью специальных последовательностей импульсов (сиг­натур) и сравнения ответов устройств с эталонными кодами технических устройств, контроль выполнения проек­тов, оценка отклонений состояния фирмы.

Далее производится сравнение векторов Sp и S1, S2, … SK для определения наиболее близкого к Sp состо­яния.

 

SP S1 S2 SK

X1P X11 X12 X1k

Сравнение

X2P X21 X22... X2k

....

....

....

 

XNP XN1 XN2 XNk

 

R

Sp SK Решение принимается с помощью решающего правила R.

При этом возможно детерминированное (четкое) решение или нечеткое (с помощью функции при­надлежности).

В задачах диагностики нужно:

1. Определить признаки, характеризующие классы

2. Определить и описать классы состояний Sp, SH, S1, S2, … SK.

3. Определить решающее правило R классификации со­стояния.

Вторая задача заключается в определении такого числа классов S1, S2, … SK, которое должно применяться в диаг­ностике. Число классов определяется целями управления и возможностями лица, принимающего решения.

 

Задание.

Для оценки состояния системы управления предприятием отобраны признаки:

1. Рентабельность управления = Прибыль от реализации / Затраты на содержание аппарата управления

2. Экономическая эффективность управленческой деятельности = Прибыль от реализации / Численность аппарата управления

3. Объем продаж на одного работника аппарата управления = Объем продаж / Численность аппарата управления

4. Затратоемкость управления = Затраты на аппарат управления / Объем продаж

5. Затраты на содержание одного работника аппарата управления = Затраты на аппарат управления / Численность аппарата управления

6. Удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре себестоимости = Затраты на аппарат управления / Себестоимость продукции

Определите классы состояний системы управления предприятием (не менее четырех).

Реальное состояние системы управления предприятием определено вектором SP.

К какому классу состояний относится система управления вашего предприятия?

Что нужно сделать для нормализации состояния системы управления предприятием?

 

Вариант: 1 2 3 4 5 6 7 8

0.30 0,25 0,50 0,13 0,67 0,98 0,88 0,48

0.65 0,78 0,63 0,47 0,73 0,64 0,77 0,55

SP = 0.05 0,35 0,55 0,18 0,63 0,45 0,55 0,47

0.89 0,12 0,18 0,64 0,36 0,17 0,44 0,33

0.40 0,32 0,23 0,47 0,35 0,54 0,33 0,25

0.36 0,48 0,02 0,05 0,25 0,03 0,11 0,12

 

Форма отчетности: индивидуальный письменный отчет.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1. Что представляет собой диагностика объектов системы управления?

2. Какие методы можно использовать при диагностике СУ?

3. В чем заключается сущность диагностического анализа СУ?

4. Какие вопросы решаются при оценке адекватности системы управления структуре управляемого объекта?

 

Литература:

1. Ибрагимова О.В. Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / О.В. Ибрагимова. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. С.173-178.

2. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. С. 178-184.

3. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-изд. стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 427-438.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.