КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностический анализ в ИСУ
Практическая работа 7
Краткие теоретические сведения. Слово «диагностика» (от греч. diagnostikos) означает «распознавание», «определение». Диагностика - это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев. Это исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности и др.), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.). Цель диагностики - установить диагноз объекта исследования и сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно выработать правильную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику. Задачи диагностики - определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и реализовать их. Для того чтобы систему управления организации приводить в соответствие с непрерывно изменяющейся структурой предмета управления, необходимо систематически исследовать организационные свойства и состояния производственной системы, условия и результаты хозяйственной деятельности ее подразделений, а также определять эффективность системы управления в целом. Процесс такого изучения объектов исследования с выявлением слабых звеньев организации и причин дезорганизации системы управления принято называть диагностическим анализом.
Диагностика в управлении как раздел науки изучает признаки организационной патологии, методы и принципы, по которым устанавливается диагноз, выявляются организационные противоречия и даются рекомендации по их устранению. Диагностический анализ - это метод исследования организационных систем, использующий при диагностике системный подход, качественную и количественную оценку свойств и состояний организации, а также причин дезорганизации ее структурных образований и появления организационных патологий. Таким образом, предмет диагностического анализа – это свойства, состояния, условия и результаты функционирования системы управления в целом относительно любого предмета управления либо при более глубоком изучении организационных противоречий производства объекта и субъекта управления или их отдельных подсистем и элементов в частности. В качестве первоочередных предметов диагностического анализа в последнее время стали проблемы организации делопроизводства и документооборота, регламентации управленческих процессов, организации управленческого труда, организации информационного и технического обеспечения системы управления и др. Методология комплексного диагностического анализа включает ряд методов последовательного, углубленного проникновения в суть организационных проблем: • исследование степени влияния управляющих параметров на поведение и состояние производственной системы; • экономический анализ ее рабочих параметров; • системные исследования организационных параметров, важнейших свойств производственной системы и режима ее функционирования; • определение характерных признаков организации управления производственной системой;
• факторный анализ исследуемого объекта; • социометрический анализ структурных подразделений; • структурный анализ отдельных элементов и коммуникаций. В процессе диагностического анализа вскрываются недостатки в организации и управлении в организационно-техническом, экономическом, административно-правовом и социально-психологическом отношениях. Это позволяет собрать многоплановую информацию об имеющихся резервах улучшения организации и управления по различным аспектам. Главная задача диагностического анализа состоит в выявлении важнейших организационных противоречий (патологий), в определении эффективных способов их разрешения и использования резервов улучшения процессов организации и управления деятельностью в границах исследуемого объекта. Выявленные в процессе диагностического анализа резервы улучшения организации и управления учитываются при подготовке технического задания и разработке системы мероприятий по совершенствованию системы управления, поэтому одна из центральных задач диагностического анализа - определение и обобщение лучших достижений, передового опыта организации управления для использования их в организационном проектировании новых и совершенствовании действующих систем управления. Задачей диагностического анализа является также подготовка исходных данных для планирования мероприятий по повышению эффективности систем управления. Разработанные мероприятия по совершенствованию организации управления включаются в план организационно-технических мероприятий. Задача экономического анализа рабочих параметров производственной системы состоит в том, чтобы изучить организацию управления под углом зрения оценки ее эффективности и соответствия направления работы каждого подразделения его целевому назначению, интересам организации, ассоциации или всего общества, рачительного использования трудовых и материально-технических ресурсов; выяснить, действительно ли подразделения организации работали эффективно, добиваясь планируемых результатов ценой наименьших общественных издержек производства и сохранения экологической среды.
Задача диагностики в части системных исследований и ситуационного анализа - выбор границ исследуемого объекта и направлений диагностики, чтобы исключить детальный анализ нормально функционирующих элементов и подсистем. При таком подходе на долю факторного, социометрического и структурного анализов остаются лишь те функциональные блоки и элементы производственной системы, у которых установлено несоответствие свойств и параметров нормализованному режиму их функционирования. Социометрические исследования проводятся с целью нормализации межличностных отношений в коллективе, поэтому задача диагностического анализа в социально-психологическом аспекте сводится к выявлению иерархии личного авторитета и неформальных лидеров исследуемого коллектива, определению коммуникаций влияния личного авторитета и структуры социально-психологических отношений в коллективе. Структурный анализ информационных и материальных потоков производственной системы (с точки зрения информационных характеристик) осуществляется для оценки адекватности системы управления структуре управляемого объекта. В связи с этим задачей структурного анализа потоков материальных носителей является решение следующих вопросов: 1) определение рациональных мест сбора информационных данных; 2) учет количества источников информации, их характер; 3) выделение фиксажных точек (технологически допустимых разрывов производственных процессов), по которым стыкуются различные формы кооперации производства; 4) отображение коммуникаций движения материальных носителей и потоков информации; 5) определение объективно обусловленных иерархических уровней принятия решений; 6) обоснование рациональных форм организационных и управленческих решений; 7) определение границ (контуров) управления распорядительных центров на каждом уровне принятия решений. Получение исходных данных по совокупности указанных вопросов - достаточно сложная задача диагностического анализа. Для ее решения требуется тщательная предварительная диагностика и организационно-методическая подготовка.
Общая постановка задачи диагностики Диагностика - процедура выявления аномалий или отнесения реального состояния некоторой системы к одному из известных классов на основе набора признаков или симптомов. Если реальное состояние фирмы описано вектором определенных признаков XJP, то
X1P SP = X2P . . . XNP
вектор реального состояния организации, где XNP - некоторые признаки (симптомы). Для выделения аномалий SP нужно сравнить с нормой SH, определить их различия, например расстояние по Хеммингу:
X1P X2P X3P … XNP XNP : X1H X2H X3H … XNH ΔX1 0 0 … ΔXN
Наличие отклонений ΔXJ < > 0 характеризует аномалии, т.е. отклонения от нормального или заданного состояния. Так, например, ведется диагностика состояния компьютера с помощью специальных последовательностей импульсов (сигнатур) и сравнения ответов устройств с эталонными кодами технических устройств, контроль выполнения проектов, оценка отклонений состояния фирмы. Далее производится сравнение векторов Sp и S1, S2, … SK для определения наиболее близкого к Sp состояния.
SP S1 S2 SK
X1P X11 X12 X1k Сравнение X2P X21 X22... X2k .... .... ....
XNP XN1 XN2 XNk
R Sp SK Решение принимается с помощью решающего правила R. При этом возможно детерминированное (четкое) решение или нечеткое (с помощью функции принадлежности). В задачах диагностики нужно: 1. Определить признаки, характеризующие классы 2. Определить и описать классы состояний Sp, SH, S1, S2, … SK. 3. Определить решающее правило R классификации состояния. Вторая задача заключается в определении такого числа классов S1, S2, … SK, которое должно применяться в диагностике. Число классов определяется целями управления и возможностями лица, принимающего решения.
Задание. Для оценки состояния системы управления предприятием отобраны признаки: 1. Рентабельность управления = Прибыль от реализации / Затраты на содержание аппарата управления 2. Экономическая эффективность управленческой деятельности = Прибыль от реализации / Численность аппарата управления 3. Объем продаж на одного работника аппарата управления = Объем продаж / Численность аппарата управления 4. Затратоемкость управления = Затраты на аппарат управления / Объем продаж 5. Затраты на содержание одного работника аппарата управления = Затраты на аппарат управления / Численность аппарата управления 6. Удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре себестоимости = Затраты на аппарат управления / Себестоимость продукции Определите классы состояний системы управления предприятием (не менее четырех). Реальное состояние системы управления предприятием определено вектором SP. К какому классу состояний относится система управления вашего предприятия? Что нужно сделать для нормализации состояния системы управления предприятием?
Вариант: 1 2 3 4 5 6 7 8 0.30 0,25 0,50 0,13 0,67 0,98 0,88 0,48 0.65 0,78 0,63 0,47 0,73 0,64 0,77 0,55 SP = 0.05 0,35 0,55 0,18 0,63 0,45 0,55 0,47 0.89 0,12 0,18 0,64 0,36 0,17 0,44 0,33 0.40 0,32 0,23 0,47 0,35 0,54 0,33 0,25 0.36 0,48 0,02 0,05 0,25 0,03 0,11 0,12
Форма отчетности: индивидуальный письменный отчет.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки: 1. Что представляет собой диагностика объектов системы управления? 2. Какие методы можно использовать при диагностике СУ? 3. В чем заключается сущность диагностического анализа СУ? 4. Какие вопросы решаются при оценке адекватности системы управления структуре управляемого объекта?
Литература: 1. Ибрагимова О.В. Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / О.В. Ибрагимова. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. С.173-178. 2. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. С. 178-184. 3. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-изд. стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 427-438.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |