Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый контроль. Государственный и негосударственный




 

 

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации.

Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов, закрепленными в Конституции государства.

Существует государственный и негосударственный контроль.

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Государственный финансовый контроль осуществляется, прежде всего, за финансовой деятельностью органов исполнительной власти. Он предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации, прежде всего, охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

Счетная палата – высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Счетная палата - юридическое лицо. Возглавляет её председатель, назначаемый Госдумой на 6 лет. Коллегия Счетной палаты включает 12 аудиторов. Текущую контрольную работу выполняет аппарат – инспекторы Счетной палаты.

Счетная палата РФ является единственным органом государственного финансового контроля, задачи, и порядок деятельности которого определены Федеральным законодательством – Конституцией РФ, Бюджетный кодексом РФ, Федеральным законом «О счетной палате РФ» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2010 г. № 437-ФЗ), законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют её компетенцию, т.е. право осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, предоставленное только Счетной палате, одновременно является и её обязанностью.

Деятельность Счетной палаты связана с контролем за федеральной собственностью и контролем за расходованием федеральных средств. Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также предоставления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата РФ – единственный в стране орган государственного финансового контроля, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.

По своему правовому статусу Счетная палата является независимым органом государственного финансового контроля. Она самостоятельно формирует свой план работы и графики контроля, в обязательном порядке представляет Федеральному Собранию РФ заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

Основными формами контроля Счетной палаты являются тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы.

При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины и законности, приносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право выдавать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении всех видов расчетных операций нарушителя. Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины. На уровне субъектов Федерации схожие функции выполняют Контрольно-счетные палаты.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания Федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента РФ от 24 мая 1994г., которое подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.

К числу основных функций данного управления относятся контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главное контрольное управление имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок Управление вносит предложение на рассмотрение Президента. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств.

Правительством РФ утверждено Положение «О Министерстве финансов РФ» постановление от 6 марта 1998г. (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, с изменениями и дополнениями от 22 октября 2012 г.), Положение «О Казначействе» постановление от 27 августа 1993 г. (от 1 декабря 2004 г. N 703, с изменениями и дополнениями на 26 декабря 2011 г.).

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами.

В Совет входят председатель банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Межведомственного совета могут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов Российской Федерации.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимают Министерство финансов РФ и его структурные подразделения, наделенные контрольными функциями. Прежде всего, Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Министерство финансов вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Недополучение доходов бюджета, обострение бюджетного кризиса, возрастание бюджетного дефицита привели к созданию централизованной системы органов Федерального казначейства, подчиненных Минфину РФ.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу в процессе контроля.

Органы Федерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления и непоступления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Наряду с указанными выше государственными органами финансового контроля отдельные функции государственного финансового контроля выполняют и другие государственные органы. К ним относятся: Министерство по налогам и сборам, Федеральная налоговая служба, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними. Контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке, является одной из важнейших функций налоговых органов.

Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.

Центральный банк Российской Федерации наделен значительными полномочиями в области государственного и финансового контроля. В его структуре функционирует специальный контрольный орган — Департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности.

В зависимости от вида нарушений коммерческими банками Центральный банк имеет право применять к ним различные меры воздействия от наложения штрафов, замены руководства коммерческого банка до отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.

По отношению к нарушителям бюджетного законодательства органы государственного контроля могут применять следующие меры:

– сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств;

– изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

– приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

– наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств, на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и сумм процентов за пользование бюджетными средствами;

– вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

– начисление пени, а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

– сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Негосударственный финансовый контроль.

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: (а) внутрифирменным контролем, (б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями, (в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

Внутрифирменный (корпоративный) контроль.

Финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.

По закону коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями – клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует целевое использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский (независимый) контроль.

Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов XX века. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия, произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствовать ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Специалистов по аудиту в разных странах называют по-разному: в США - общественными бухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги и т. д. Несмотря на различия в названии, все аудиторы занимаются одним и тем же делом: проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем, у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г. (Указ Президента РФ от 13 декабря 2001 г. N 1459 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации"), результат аудиторской Проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

 

Вопросы:

В чем заключается социально-экономическая функция финансов?

2.Расскажите о функциях финансов?

3.Что включает в себя расширенное воспроизводство?

4.Какова роль финансов в расширенном воспроизводстве?

5.Что такое финансовый контроль?

6.Особенности финансового контроля?

7.Виды финансового контроля?

8. Дайте определение финансовой системы. Назовите составные элементы финансовой системы?

9.По какому принципу выделяют сферы финансовой системы?

10.Охарактеризуйте основные звенья финансовой системы?

 

Задание к главе:

Задание. Используя модель потока доходов и расходов из курса "Микроэкономика", объясните:

При ответах найдите аналогии в российской истории и сегодняшней практике.

Вариант 1. Дайте разъяснения, почему деньги в этой модели перемещаются в одном направлении, а факторы производства, товары и услуги – в противоположном.

Вариант 2. Дайте разъяснения, что в модели является финансовыми потоками, и у каких субъектов формируются при этом финансовые резервы.

Вариант 3. Опираясь на модель потока доходов и расходов, раскройте смысл утверждения: "Расходы одних субъектов – это доходы других субъектов".

Вариант 4. Опираясь на модель потока доходов и расходов, определите субъекты, чьи расходы представляют собой доходы других субъектов. Докажите, что в любом случае расходы равны доходам.

Вариант 5. Дайте разъяснения, что означает "кризис неплатежей" для функционирования данной модели? Что конкретно произошло?

Вариант 6. Как сказалось бы следующее событие в финансовой сфере на уровне цен на товарном рынке в рамках модели поток доходов и расходов – «миллионы людей отказали бы в доверии банкам и решили хранить свои деньги дома»?

Вариант 7. Как сказалось бы следующее событие в финансовой сфере на уровне цен на товарном рынке в рамках модели поток доходов и расходов – «правительство решило увеличить оборонные расходы на 10%»?

Вариант 8. Как сказалось бы следующее событие в финансовой сфере на уровне цен на товарном рынке в рамках модели поток доходов и расходов – «правительство решило сократить оборонные расходы на 10%»?

Вариант 9. Как сказалось бы следующее событие в финансовой сфере на уровне цен на товарном рынке в рамках модели поток доходов и расходов – «в спекулятивных целях магазины увеличили свои финансовые средства»?

Вариант 10. Дайте разъяснения, какую роль в модели выполняют финансовые резервы, и у каких субъектов они формируются? Определите и сформулируйте основные факторы внешней среды и экономические инструменты регулирования, необходимые для функционирования данной модели.

 

Упражнения к главе:

1. Упражнение (письменный с выбором варианта ответа):

Как вы думаете, в чем смысл уравнения обмена Фишера? Приведите это уравнение.

а) ценность денег прямо пропорциональна их количеству;

б) ценность денег обратно пропорциональна их количеству;

в) сумма товарных цен находится в прямой зависимости от обращающейся денежной массы;

г) количество обращающихся денег находится в прямой зависимости от имеющейся товарной массы.

Ответ: Г; , то есть произведение величины денежной массы на скорость оборота денег равно номинальному национальному доходу.

2. Упражнение (письменный ответ):

Известно, что финансы выполняют две основные функции – распределительную и контрольную. В связи с этим ответьте на вопросы:

а) На какие функции денег опираются названные функции финансов? Есть ли между ними связь?

6) Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов? Как они влияют на состояние экономики?

в) Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в России. Назовите позитивные и негативные последствия этого процесса для финансовой сферы.

Ответ: Функции финансов базируются на основных функциях денег: деньги как мера стоимости (предопределяет первичные пропорции распределения), функция сбережений и накоплений (аккумулирующая функция финансов), средства обращения и средства платежа (распределительная функция финансов), функция мировых денег (аккумулирующая функция финансов МВФ). Все функции взаимосвязаны между собой. Контрольная и распределительная функции предполагают контроль за распределением и перераспределением НД. Коммерческий банковский сектор в России – это также сфера перераспределения финансовых ресурсов общества, помимо выполнения распределительной функции финансов через бюджет.

3. Упражнение (письменный ответ):

А. Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям?

Б. В чем вы видите кризисное состояние финансов России и пути выхода из кризиса?

Ответ: А) Денежные отношения, организованные государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств.

Б) Незавершенность процесса формирования целостного финансового законодательства; отсутствие системы негосударственных финансовых органов, принимающих активное участие в процессе перераспределения национального дохода; проблемы в сфере государственных ценных бумаг; отсутствие паритета экономических интересов трех базовых категорий участников процесса создания, распределения и перераспределения финансовых ресурсов государства.

4. Упражнение (письменный ответ):

Приведите конкретный пример реализации базовых функций финансов на уровне конкретного предприятия, определите субъекты управления в рамках этого процесса.

Ответ: Аккумулирующая функция реализуется при формировании амортизационного фонда (субъекты управления – бухгалтерия и службы в составе технического направления). Распределительная функция реализуется при распределении лимита затрат, установленного по целевому финансовому фонду (субъекты управления – бухгалтерия и соответствующая штабная служба, использующая средства этого фонда). Контрольная функция реализуется в процессе использования ранее выделенных финансовых лимитов (субъект управления – финансовая служба предприятия).

5. Упражнение (письменный ответ):

Каковы основные понятия и термины денежного обращения?

Каково отличие налично-денежного обращения от безналичного обращения?

Ответ: Движение денег, обслуживающих реализацию товаров, работ и услуг, называют денежным обращением. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. Наличное денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую.

6. Упражнение (письменный ответ):

В настоящее время в России несовершенен механизм безналичных денежных расчетов. Как Вы можете это объяснить? Опишите ситуацию, используя понятия: оптимизация расчетов, предоплата, наличность, неплатежи, теневая экономика, экономический кризис, финансовый риск, неустойчивость банков, суррогаты денег, бартер. Составьте резюме на полстраницы.

Ответ: Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах – до 90%. На ЦБ РФ возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов. К ним относятся: соблюдение правового режима; осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя и плательщика; обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений; наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж; соблюдение срочности платежа; контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. Самой распространенной формой являются платежные поручения (предоплата). Развитая в РФ теневая экономика и неустойчивость банков (что связано в первую очередь с риском) не позволяют в полной мере наращивать объемы безналичного платежного оборота. Недостаточность денежной массы для экономического оборота определяется слабыми стимулами инвесторов к сбережениям. Именно по этой причине медленно развивается денежный оборот, и денег не хватает на обслуживание важнейших циклов воспроизводства.

7. Упражнение (письменный ответ):

Раскройте достоинства и недостатки различных видов аккредитивов с точки зрения плательщика и с точки зрения поставщики.

Имеются в виду аккредитивы: отзывные, безотзывные; подтвержденные, неподтвержденные; переводные; револьверные (возобновляемые); покрытые, непокрытые.

Ответ: Достоинства и недостатки различных видов аккредитивов:

Безотзывные аккредитивы не могут быть аннулированы или изменены до указанного срока без согласия поставщика (недостаток для плательщика); Преимущества такой формы расчетов для поставщика в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему денежные средства. Недостатки для покупателя: для открытия аккредитива необходим большой документооборот, оплата производится только по месту нахождения поставщика, небольшое количество банков, работающее по аккредитивам.

Непокрытый аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. При покрытом аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка-поставщика.

Подтвержденные аккредитивы удобны поставщику с точки зрения наличия ответственности за платеж по нему банка.

Револьверные аккредитивы удобны поставщику, т.к. используются при регулярных поставках товара. Эта форма аккредитива хороша для фирм, выполняющих целую серию сделок с надежным партнером.

Переводной аккредитив удобен с точки зрения возможности обращаться благодаря передаточной надписи.

8. Упражнение (письменный ответ):

Определить процедуру маневрирования финансовыми ресурсами на примере текущей деятельности государства, обосновать в этой связи необходимость финансового резерва.

Ответ: Перерасход по конкретным статьям бюджета при отсутствии финансового резерва требует последующего перерасчета других расходных статей.

 

Тест:

1. Как историческая категория финансы появились:

а) во времена первобытнообщинного строя;

б) в рабовладельческом государстве;

в) в феодальном государстве.

2. Развитие капиталистического способа производства характеризуется:

а) увеличением доли натуральных сборов и повинностей;

б) снижением денежных доходов и расходов государства;

в) выделением государственной казны как государственного бюджета.

3. Какой из перечисленных источников в большей степени способствовал созданию первоначальных капиталов:

а) государственные налоги;

б) система протекционизма;

в) государственные финансы.

4. Финансовая наука выдвигает следующие задачи:

а) оценить складывающуюся финансовую ситуацию;

б) предвидеть последствия развития финансовой ситуации;

в) раскрыть теоретические основы функционирования финансов.

5. Какое из высказываний неверно:

а) финансы – это эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда;

б) финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП;

в) финансы – это инструмент контроля над образованием и использованием фондов денежных средств.

 

6. Какое из высказываний неверно:

а) финансы выражают денежные отношения, возникающие между предприятиями;

б) финансы выражают денежные отношения, возникающие между государством и гражданами;

в) финансы выражают денежные отношения, возникающие между государством и органами имущественного страхования.

7. Сущность финансов проявляется в следующих функциях:

а) структуризация;

б) трансформация;

в) контроль.

8. Следующие явления раскрывают сущность финансов:

а) формирование фондов внутрихозяйственного назначения предприятия;

б) движение денежных средств, связанное с распределением прибыли предприятия;

в) однородные экономические отношения между различными участниками общественного производства.

9. Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что:

а) они являются условием существования производства;

б) они являются источником формирования государственного бюджета;

в) они всегда имеют денежную форму выражения.

10. Областью возникновения и функционирования финансов является:

а) стадия производства воспроизводственного процесса;

б) стадия производства и обмена воспроизводственного процесса;

в) стадия распределения воспроизводственного процесса.

 

Ответы к тесту:

1) б;

2) в;

3) в;

4) в;

5) а;

6) в;

7) в;

8) в;

9) в;

10) в.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 4825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.