Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетных полномочий. Стадии финансирования расходов




Доходы, расходы, дефицит (профицит) бюджета. Разграничение

В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:

– Налоговые доходы;

– Неналоговые доходы;

– Доходы целевых бюджетных фондов;

Налоговые доходы включают в себя:

1) налоги на прибыль:

– налог на прибыль организаций;

– налог доходы физических лиц;

– налог на игорный бизнес;

– единый социальный налог;

– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд.

2) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

– НДС;

– акцизы;

– лицензионные и регистрационные сборы;

– налог на покупку иностранной валюты;

– налог с продаж.

3) налоги на совокупный доход:

– единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

4) налоги на имущество:

– налог на имущество физических лиц;

– налог на имущество предприятий;

– налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

– налог на операции с ценными бумагами.

5) платежи за пользование природными ресурсами:

– платежи за пользование недрами;

– платежи за пользование континентальным шельфом РФ;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– платежи за пользование лесным фондом;

– плата за пользование водными объектами;

– земельный налог и др.

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

– таможенные пошлины;

– другие.

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.);

– доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов);

– иные неналоговые доходы.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Доходы целевых бюджетных фондов. На уровне субъектов РФ доходы целевых бюджетных фондов включают доходы:

– территориальных дорожных фондов;

– территориальных экологических фондов;

– целевых бюджетных фондов субъектов РФ, создаваемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во многих видах расходов, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

– природой и функциями государства;

– уровнем социально-экономического развития страны;

– разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой;

– административно-территориальным устройством государства;

– формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

По роли в общественном воспроизводстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. В этом случае по экономическому содержанию выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему грамотно сделанные прогнозы Forex могут сделать тебя безумно состоятельным.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Порядок и условия формирования бюджета развития определяются ФЗ-181 от 26 ноября 1998 г. Он используется для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, срочности, платности. Источниками средств бюджета развития являются:

– внутренние и внешние заимствования РФ на инвестиционные цели;

– часть доходов федерального бюджета от продажи и использования имущества, находящегося в федеральной собственности;

– отчислений части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг и др.

Управление бюджетом развития осуществляется Правительство РФ (через Министерство экономического развития и торговли РФ). Начиная с 2001 г. формирование бюджета развития с расходной части федерального бюджета не предусматривалось.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета. Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции -экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

– финансирование промышленного производства;

– финансирование социально-культурных мероприятий;

– финансирование науки;

– финансирование обороны;

– содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов;

– расходы по обслуживанию государственного долга;

– прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.

Дополнительно в указанных группах расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. В РФ в расходах федерального бюджета самостоятельно отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в РФ применятся классификация расходов по 19 целевым направлениям: заработная плата, начисления на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки и служебные разъезды, стипендии, расходы на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, приобретение оборудования и инвентаря, приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, государственные, капитальные вложения, капитальный ремонт, содержание сооружений благоустройства, геологоразведочные работы, проектирование, государственная дотация, операционные расходы, платежи по ссудам, возмещение разницы в ценах, прочие расходы. Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований, в обеспечении намеченных ими мероприятиями, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный признак. В соответствии с уровнем государственного управления в РФ расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

– выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

– выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

– финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

– реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

– реструктуризация государственного внешнего долга;

– усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

– сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

– упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т.е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

ДБ — доходы госбюджета;

К — кредиты и займы;

РБ — расходы госбюджета;

ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

– сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

– предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

– увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Рассмотрим разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования расходов из бюджетов различных уровней.

1. Только из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

– обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

– функционирование федеральной судебной системы;

– осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах: финансирование межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации и др.;

– национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;

– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

– компенсации государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий; других социальных выплат из федерального бюджета;

– государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

– государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

– исследование и использование космического пространства;

– содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

– обслуживание и погашение государственного долга РФ;

– пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

– проведение выборов и референдумов РФ;

– федеральная инвестиционная программа.

2. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

– государственная поддержка отраслей промышленности, кроме атомной энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

– обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности;

– научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

– социальная защита населения;

– охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорологическая деятельность;

– предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

– развитие рыночной инфраструктуры;

– развитие федеративных и национальных отношений;

– обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

– обеспечение деятельности средств массовой информации;

– финансовая помощь другим бюджетам.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

3. Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов субъектов РФ:

– функционирование органов законодательной, представительной и исполнительной власти;

– обслуживание и погашение государственного долга;

– проведение выборов и референдумов;

– обеспечение реализации региональных целевых программ;

– формирование государственной собственности;

– осуществление международных и внешнеэкономических связей;

– содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти;

– обеспечение деятельности средств массовой информации;

– оказание финансовой помощи местным бюджетам;

– прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

4. Только из средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов:

– содержание органов местного самоуправления;

– формирование и управление муниципальной собственностью;

– организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

– охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов, кроме радиоактивных; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

– организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

– обеспечение противопожарной безопасности;

– охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

– реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

– обслуживание и погашение муниципального долга;

– целевое дотирование населения;

– содержание муниципальных архивов;

– проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

– прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией.

Процесс расходования средств делится на три стадии:

1. Стадия санкционирования расходов.

Эта стадия подразумевает установление и доведение до бюджетных учреждений лимитов бюджетных обязательств, в пределах которых они могут принимать обязательства по осуществлению расходов.

Лимит бюджетных обязательств - это объем санкционированных расходов, или объем предоставленных государством бюджетополучателю прав на принятие им обязательств (заключение договоров, контрактов и т.д.), оплата которых будет производится за счет средств федерального бюджета.

2. Стадия финансирования расходов.

Бюджетные учреждения должны иметь право осуществлять расходование средств исключительно в пределах выполненных вышестоящим распорядителем бюджетных ассигнований лимитов финансирования, формируемых исходя из утвержденной росписи доходов и расходов федерального бюджета, а также реального обеспечения расходов денежными средствами в соответствии с утвержденными Правительством РФ ежемесячными лимитами финансирования. Можно привести другое определение: «лимит финансирования расходов» - это объем представленных государством бюджетополучателю прав на оплату принятых им в установленном порядке обязательств.

3.Стадия кассовых расходов.

На этой стадии осуществляется оплата принятых бюджетополучателем в установленном порядке обязательств в пределах доведенного лимита финансирования. Оплата обязательств федерального бюджета по осуществлению расходов должна производится на основании представленных получателями средств документов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.