Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные внебюджетные фонды. Централизованные бюджетные фонды




Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

– Пенсионный фонд Российской Федерации;

– Фонд социального страхования Российской Федерации;

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

– Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). Однако такие фонды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

– социальную защиту населения;

– повышение жизненного уровня населения;

– сохранение и улучшение здоровья населения;

– социальную ориентацию безработного населения.

– оказание социальных услуг населению.

Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

– обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

– добровольные взносы юридических и физических лиц;

– прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государев венного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов:

– четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

– Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);

– Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

– Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

– государственный бюджет;

– внебюджетные фонды.

Финансовая политика государства: приоритеты, результаты, механизм реализации.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений. Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

– разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

– создание адекватного финансового механизма;

– управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

– обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

– установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

– организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

– выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

– создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

– формы финансовых ресурсов;

– методы их формирования;

– система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

– организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут являться:

– политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики;

– экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне;

– социальные цели, т.е достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

– мировом;

– региональном;

– национальном;

– на уровне отдельных регионов внутри страны;

– на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта);

– отдельного предпринимателя;

– на уровне отдельного домохозяйства.

Финансовые потоки и финансовые пропорции на макроуровне.

Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках ЛС, так и вне ее.

Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Среда обращения финансовых потоков – финансовое окружение. Данная среда включает как часть внутренней среды предприятия, так и часть внешней логистической среды. Элементами финансового окружения являются финансы и финансовые ресурсы, источники и потребители ресурсов и финансовые потоки, связанные с логистическими отношениям.

Рисунок 1 – Финансовые потоки в логистике

 

Исследование финансового окружения проводят для конкретной ЛС. Определяют ряд параметров: ценность и значимость финансов, доступность и ликвидность финансовых ресурсов, упорядоченность и подконтрольность движения финансовых средств, число и конкурентоспособность источников и потребителей финансовых ресурсов. При изучении финансовых потоков необходимо выбрать степень их детализации, определить факторы влияния внешней и внутренней среды на потоковые процессы, возможности осуществлять управляющие воздействия.

Чем крупнее ЛС, тем более многочисленные и разветвленные в ней логистические цепочки и тем сложнее схемы движения финансовых потоков. В современных условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем процесс управления финансами дополнительно усложняется, более актуальными становятся структурирование потоков, определение их свойств, выявление факторов влияния и воздействия. Для повышения прозрачности финансовых потоков, как в микро-, так и в макрологистических системах нужно иметь четкое представление о характеристиках потоков.

В экономике стран можно выделить четыре основных сектора, чтобы проследить движение денежных средств.

Существует движение финансовых средств внутри секторов. Например, коммерческие фирмы оказывают друг другу финансовые услуги, образуя кредиторскую и дебиторскую задолженности. Однако эти денежные потоки взаимно погашаются, если рассматривать сектор в целом.

В результате по всем секторам экономики сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).

Таким образом, рынок ценных бумаг возникает тогда, когда появляется необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства и есть юридические и физические лица, обладающие свободными денежными средствами. Именно на рынке ценных бумаг находят друг друга продавцы и покупатели финансовых средств.

Предоставление финансовых ресурсов сберегателями пользователям осуществляется в двух формах: в виде займа и в виде приобретения прав собственности.

Когда инвестор выделяет средства на возвратной основе на определенный срок, по истечении которого он получает эти средства обратно с уплатой пользователем определенного процента, то эти средства представляют собой займ. Если инвестор передает пользователю средства на безвозвратной основе, то он приобретает права собственности на часть предприятия, а также другие имущественные и неимущественные права. Примером такой формы предоставления средств является покупка инвестором акций какой-либо компании.

Рассмотрим механизм действия каждого субъекта на финансовом рынке.

Государство на финансовом рынке является основным заемщиком денежных средств.

Для финансирования государственных расходов у правительства есть три основных источника получения средств:

– налоговые поступления;

– поступления от реализации государственных активов (поступления от приватизации);

– заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Государство использует механизм фондового рынка не только для привлечения займов, но и для регулирования финансовых отношений. Основными функциями государства на фондовом рынке являются:

– привлечение средств для покрытия дефицита бюджета;

– регулирование банковских процентных ставок путем выпуска государственных краткосрочных обязательств с соответствующим уровнем доходности;

– осуществление контроля за денежной массой, находящейся в обращении.

Продавая ценные бумаги, государство изымает часть денежных средств из обращения, что повышает покупательскую способность денег, оставшихся в обращении, и способствует уменьшению темпов инфляции;

– перераспределение финансовых ресурсов для финансирования крупных инвестиционных проектов путем выпуска долгосрочных ценных бумаг.

Содержание муниципальных финансов. Межбюджетное регулирование и межбюджетный федерализм.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

– средства местного бюджета;

– муниципальные внебюджетные фонды;

– государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

– другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

– самостоятельности;

– государственной финансовой поддержки;

– гласности.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Межбюджетное регулирование.

Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах. Основные формы:

1) Дотации;

2) Субвенции;

3) Бюджетные ссуды;

4) Отчисления от регулирующих налогов и доходов;

5) Трансферты.

1) Самая простая форма; для сбалансирования из вышестоящих бюджетов предоставляется сумма (абсолютная) средств. Эта форма самая несовершенная и порождает иждивенчество.

2) Целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий. Это более прогрессивная форма, которая может предоставляться на долевых началах.

3) Предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент.

4) Наиболее распространенная до последнего времени форма; когда с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет (раньше - налог с оборота). Этот способ стимулировал изыскание дополнительных средств для роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается виртуально, свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать средства.

5) Новый механизм - бюджетный федерализм, заимствованный у Германии, когда распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.

Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей региона.

Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС, региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения, 50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный налог; + региональные налоги (налог на имущество, лесной налог) = налоговый потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.

Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (например, Москва имеет высокий налоговый потенциал, но тем не менее получает субвенции).

Важное значение имеет бесперебойное поступление средств из регионов (оставляют часть средств у себя). При нарушении отдельными регионами правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены санкции:

1) Приостановление финансирования из федерального бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты, субвенции);

2) Приостановление поставки продукции из централизованных государственных ресурсов;

3) Прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.

 

Вопросы:

1. Государственные финансы – это…

А) схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год;

Б) совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций;

В) состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета;

Г) результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

2. Сколько функций присуще государственным финансам?

А) 1;

Б) 2;

В) 3.

3. В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:

А) упорядочения действующей системы социальных льгот;

Б) выпуска в обращение дополнительной денежной массы (инфляции); финансирования и кредитования других государств (внешнего долга);

В) ссуд и бюджетных кредитов;

Г) налоговых доходов; неналоговых доходов; доходов целевых бюджетных фондов.

4. Дефицит бюджета – это…

А) превышение расходов госбюджета над его доходами;

Б) равенство доходов и расходов бюджета;

В) превышение бюджетных доходов над расходами.

5. Что включает второй этап по управлению государственным долгом?

А) поиск источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижение общих издержек, своевременное выполнение долговых обязательств;

Б) привлечение ресурсов на внешние или внутренние финансовые рынки путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг; получение кредита или предоставление государственной гарантии, а затем направление средств на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов;

В) определение предельного размера государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

6. Финансовый поток – это…

А) система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

Б) совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

В) направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках ЛС, так и вне ее.к

7. Предоставление финансовых ресурсов сберегателями пользователям осуществляется в формах

А) 3;

Б) 2;

В) 6

8. Межбюджетное регулирование – это…

А) предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах

Б) приостановление поставки продукции из централизованных государственных ресурсов

В) предоставление финансовых ресурсов сберегателями.

9. Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение:

А) Министерство финансов;

Б) Государственной думы и Совета Федерации;

В) Фонд социального страхования Российской Федерации.

10. Внебюджетные фонды – это…

А) привлеченные средства для покрытия дефицита бюджета;

Б) система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

В) один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

 

Упражнения к главе:

Упражнение (письменный ответ):

Одной из целей экономической политики государства является создание условий для роста объемов производства (ВНП).

Вариант А: этот рост должен стимулироваться, в первую очередь, фискальной политикой государства; роль кредитно-денежной политики стоит на втором месте.

Вариант Б: с точки зрения оппонирующей концепции, рост объема производства достигается на основе саморегулирующихся рыночных механизмов при косвенном воздействии на объем денежной массы, то есть приоритет отдается кредитно-денежной, а не фискальной политике.

Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Характерная черта какой концепции предложена в варианте “А”? Выразите ее в виде уравнения. Насколько она применима в России? Приведите примеры.

б) Отличительная черта какой концепции предложена в варианте “Б” и каким может быть ее уравнение? Используется ли в России такой подход в экономической политике?! Подберите примеры из событий последних лет.

Ответ:

а) В данном варианте представлена Кенсианская модель макроэкономического равновесия. Дж. Кейнс разработал теорию «эффективного спроса», основанную на том, что увеличение совокупного спроса ведет к росту НД. По представленной теории, государство воздействует на увеличение спроса через понижение процентной ставки, увеличивая при этом инвестирование, а также через снижение налогов, увеличивая потребительский спрос. Кейнс отдавал приоритет бюджетно-финансовой политике государства. Совокупный спрос выражается формулой:

,

где С – потребительские расходы;

J – инвестиции;

G – государственные расходы;

Xn – чистый экспорт.

Концепция фискальной политики государства состоит в том, что государство с помощью рациональных налоговых сборов пополняет бюджет. Это позволяет своевременно реализовывать целевые программы социально-экономического развития страны, инвестиционные программы и т.д. и как следствие приводит к росту объемов производства.

б) В этом варианте представлена теория монетаризма, в которой в качестве направления государственного регулирования служит денежно-кредитная политика. Обеспечение регулирующих функций рынка осуществляется на основе стимулирования предложения. Поэтому необходимо создание благоприятных условий для процесса накопления капитала. Основными трудностями на этом пути являются: высокие налоги и инфляция, которые ведут к удорожанию кредита, снижению инвестиционной активности. Совокупное предложение можно выразить уравнением:

.

В России на позициях монетаризма стояло правительство Гайдара. Первоочередными мерами были: борьба с инфляцией, приватизация государственной собственности, воссоздание механизма накопления.

Второй вариант соответствует косвенному вмешательству государства в экономику с использованием учетной ставки и операций на открытом рынке. В зависимости от состояния экономики государство проводит политику «дорогих» (ставка повышается) или «дешевых» (ставка понижается) денег, сдерживая или стимулируя экономический рост. Повышая или понижая доходность государственных ценных бумаг, государство либо увеличивает общую массу денег, занятую в производстве, либо уменьшает ее. Например, при увеличении доходности ГКО (1996 г.) государство получало реальные деньги для покрытия дефицита. Кроме того, чем выше устанавливаемая государством норма обязательного резервирования, тем меньше денег в производстве.

4. Упражнение (письменный ответ):

Дайте сравнительный анализ действующей до I января 1998 г. налоговой системы РФ и принятого Налогового кодекса:

а) Возросли или нет налоги с предприятий?

б) Как изменились налоги с физических лиц?

в) Каковы регламенты для местных налогов?

Ответ:

а) Налоговый кодекс предусматривает реальное снижение налогового бремени предприятий (отменен налог на операции с ценными бумагами, отменены налоги, уплачиваемые с выручки и неэффективные налоги, которые невозможно контролировать). Пересмотрена система принимаемых к вычету затрат, порядок амортизации и система льгот. Изменены исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Принят единый социальный налог во внебюджетные фонды, который равен 35%, что меньше прежнего совокупного, направляемого в социальные фонды в размере 38,5%.

б) Государственной Думой отменен прогрессивный подоходный налог, и принят единый налог на физических лиц в размере 13%. Физические лица обязаны выплачивать 1% ежемесячных отчислений в Пенсионный фонд.

в) Недопустимо устанавливать специальные налоговые режимы для отдельных территорий внутри государства. Увеличены ставки налогов, закрепленных на постоянной основе за местными бюджетами. «Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом (ст. 12 п. 4)».

5. Упражнение (письменный ответ):

А. Определить механизм, вследствие действия которого нерациональное увеличение налогового давления неизбежно приводит к последующему снижению общих налоговых поступлений в доход государства. Чем определяется структура государственных финансов.

Б. На примере федерального бюджета РФ на 2001 г. (источник – "Российская газета") определить удельный вес в расходной части бюджета статей № 3, 6, 7, 8, 12, 13, 16 и 17.

Ответ:

А) Фискальная функция налога усиливается в период крупных реформаций в обществе, когда требуется максимально возможная централизация ресурсов для осуществления перегруппировки капитала, реализации масштабных общегосударственных программ. Однако эти задачи могут быть не выполнены, если экономика страны открыта (утечка капитала за границу), если субъекты перераспределения ресурсов (органы государственного управления) пользуются ошибочными приоритетами и т.д. Фискальное налогообложение подавляет стимулирующую функцию налогов. А. Лаффер утверждал: «Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то определенного предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета». Увеличение налоговых ставок заставляет производителей сокращать масштабы производства, что сопровождается и сокращением налоговой базы

6. Упражнение (письменный ответ):

Доля национального дохода, перераспределяемого через госбюджет, в развитых странах достигает уровня 30-50%.

а) Как Вы считаете, высока эта доля или нет? Чем можно объяснить подобный уровень перераспределения финансовых средств через госбюджет?

б) Будет ли расти или падать этот уровень в дальнейшем? Найдите аналогичную цифру для бюджета России на 2001 г. и дайте комментарий по этому поводу.

В чем заключаются функции государственных финансов?

Ответ:

А) В начале прошлого столетия в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9–18% национального дохода, начиная с 1960–1980 гг. – 50% и более. С помощью бюджета перераспределяется национальный доход, реже национальные богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития. Большой уровень перераспределения национального дохода через государственный бюджет, является следствием высокой собираемости налогов в стране, высоким уровнем ее экономического развития.

Б) В нашей стране, несмотря на большую потребность социального и экономического развития, этот уровень находится на отметке 10–20%, что объясняется низкими темпами экономического развития и небольшой собираемостью налогов. Для развитых стран уровень 30–50% является стабильным. России необходимо увеличить долю НД, перераспределяемого через госбюджет.

7. Упражнение (письменный ответ):

Выскажите свое мнение по проблемам:

а) формирования доходной части бюджета РФ на 2000 г.: доля налоговых и неналоговых поступлений, влияние инфляции, недоимок и т.п.;

б) расходных статей бюджета: их секвестирования, перераспределения, изменения их природы в связи с развитием рынка;

в) дефицитности бюджета РФ: его динамики, влияния на уровень инфляции, на инвестиционные процессы, на внутренние и внешние заимствования.

Сделайте в заключение вывод о том, в чем же состоит принципиально новый подход в проведении бюджетной политики в России?

Ответ:

А) Доля налоговых поступлений в бюджет страны 93,46%, что составляет 1,115 трлн. руб. Доля неналоговых поступлений возрастает и составляет 64261,3 млрд. руб. Инфляция снижает реальную стоимость финансовых поступлений в бюджет и составляет 12% в 2001 году. В целом федеральный доход составлял 1 трлн. 193 млрд. 4829 млн. руб., что составляет 15,4% от ВВП; ВВП=7.75 трлн. руб.

Б) До 2000 года вследствие недоимок в бюджет, государство прибегает к секвестированию бюджетных расходов, что пагубно отражалось на социальном и экономическом развитии страны. Перераспределение статей расходов порождается дефицитом бюджета. Приоритет расходов бюджета 2001 года определяется: обслуживанием долга, расходы на выплаты долга составляют 11,4 млрд. долларов, расходы на правоохранительную деятельность – 129 млрд. 620 млн. руб.; расходы на здравоохранение – 22206.5 млрд. руб.; культуру – 6384 млрд. руб.; социальную помощь – 107,28 млрд. руб.; науку – 20,493 млрд. руб.; промышленность – 42,442 млрд. руб..

В) Дефицит бюджета было постоянным состоянием в истории нашей страны после экономических реформ 90-х годов. Бюджетный дефицит оказывал сильное влияние на рост инфляции в стране и сокращение инвестиционных процессов. Внутренние и внешние заимствования дают возможность покрыть дефицит бюджета на определенное время.

Бюджетный дефицит являлся результатом:

– ошибок в процессе бюджетного планирования;

– низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;

– развития инфляционных процессов;

– необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;

– дополнительных затрат, связанных с форс-мажорными обстоятельствами в условиях отсутствия специального финансового резерва.

С 2000 г. бюджет РФ характеризуется положительным сальдо.

Бюджетную политику 2001 г. характеризуют:

1) жесткость и критичная оценка правительством своих возможностей;

2) централизация в федеральном бюджете части доходных источников субъектов федерации с целью их последующего распределения из центра.

3) основное направление бюджетной политики в области доходов – укрепление и расширение доходной базы бюджетов.

8. Упражнение (письменный ответ):

Сформулируйте факторы, определяющие целесообразность формирования целевых внебюджетных фондов в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования. Почему наряду с бюджетами различных уровней в государственных финансах формируются внебюджетные фонды?

Ответ: Основные факторы:

– невозможность изъятия части средств фонда в порядке централизованного перераспределения при выявлении срочной потребности в ресурсах;

– возможность самовозрастания средств внебюджетных фондов за счет их временного использования на фондовом рынке.

 

Тест:

1. Подоходный налог с физических лиц:

а) региональный налог;

б) местный налог;

в) федеральный налог.

2. Фискальная политика – это:

а) налоговая политика;

б) финансово-бюджетная политика;

в) кредитная политика;

г) все ответы не верны.

3. Прямые налоги – это:

а) налоги на все виды доходов;

б) налоги на продажу товаров;

в) налоги на перепродажу товаров;

г) все ответы не верны.

4. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:

а) растет с увеличением дохода;

б) не изменяется при изменении дохода;

в) сокращается с увеличением дохода;

г) все ответы не верны.

5. Определить классификацию налогов по объекту обложения:

а) общие и целевые;

б) прямые, косвенные, обязательные платежи налогового характера;

в) налоги на оборот, на прибыль, на имущество.

6. Определить основные функции налоговой системы:

а) фискальная и экономическая;

б) аккумулирующая и распределительная;

в) регулирующая и контрольная.

7. Когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является:

а) кредитором;

б) заемщиком;

в) гарантом.

8. Определить базовый источник отчислений во внебюджетные социальные фонды со стороны юридических лиц:

а) прибыль;

б) средства, фактически направленные на оплату труда персонала.

9. Кто вправе принять решение о создании регионального (муниципального) целевого внебюджетного фонда?

а) местные органы исполнительной власти;

б) местные органы представительной власти;

в) вышестоящие финансовые органы.

 

Ответы к тесту:

1) в;

2) а;

3) а;

4) в;

5) б;

6) в;

7) в;

8) б;

9) б.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 4702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.