Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг. Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их




Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи. При этом товары и услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) продавца. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон — продавца (франчайзера) и покупателя (франчай­зи), а также наличие объекта исключительных прав (фран-найза).

Франчайзер обеспечивает франчайзи квалифицирован­ную помощь в обучении персонала, в закупках оборудова­ния и т. п., в аренде помещений и оборудования, в марке­тинговых исследованиях и др.

Франчайзи оплачивает покупку франчайза, а также не­обходимых элементов материально-технического обеспече­ния своего бизнеса. Он также осуществляет периодические


платежи франчайзеру в виде процента от объема продаж (дохода или прибыли), а также обычно вносит определен­ную долю средств в рекламный фонд франчайзера.

Следовательно, в обмен на преимущества уже на деле проверенной концепции или методики ведения бизнеса с хорошо известной и популярной торговой маркой, фран­чайзи делится с франчайзером частью своей прибыли и частью своей независимости.

В настоящее время в мировой практике известно более 60 видов деятельности, в которых эффективно применяет­ся франчайзинг. Так, например, в розничной торговле франчайзинговые отношения применяются при продаже детских товаров, товаров для новобрачных, бытовой хи­мии, товаров для дома, для животных и других видов то­варов. Они эффективно используются при оказании раз­личных услуг (проявка фотопленок и печать фотографий; услуги по перевозкам; услуги, связанные с обслуживанием бизнеса и др.).

Франчайзинг является одним из эффективнейших спо­собов развития бизнеса. Его могут применять фирмы, уже добившиеся успеха и желающие развить свой успех, а также начинающие бизнесмены. Он выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. Так, преимущества системы франчайзинга для франчайзера проявляются, прежде всего, в том, что развитие сети франчайзинговых предприятий позволяет не расширять свою собственную сеть предприятий и значительно экономить не только свой капитал, но и трудовые ресурсы. При этом нет необходимо­сти франчайзеру заниматься будничными управленческими проблемами, он также не имеет проблем с персоналом.

Франчайзи также выгодны отношения, построенные на основе франчайзинга, так как он может начать собствен­ное дело, не являясь работником франчайзера. Он имеет возможность заниматься готовым надежным бизнесом, за­воевавшим определенную нишу на рынке, используя при


этом популярную торговую марку, фирменный знак или стиль. Разумеется, что в этом случае франчайзи имеет воз­можность пользоваться и всей мощью рекламы этой торго­вой марки. Франчайзер обеспечивает франчайзи необходи­мыми консультациями, помогает ему совместно решать возникающие проблемы. Он также может выступать гаран­том при получении франчайзи кредитов, а также оказывать ему помощь в организации более надежной и выгодной сис­темы снабжения расходными материалами и т. д.

Внедрение франчайзинга позволяет повысить общую культуру ведения бизнеса и его правовую защищенность.

Все основные положения франчайзинга отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации, ему посвя­щена специальная глава — «Коммерческая концессия». В ней содержатся статьи, регламентирующие вопросы форм и регистрации договора коммерческой концессии, воз­можностей субконцессии, изложены основные обязанности сторон и их права, а также другие вопросы системы франчайзинга.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, в противном случае он считается ни­чтожным. Он должен быть зарегистрирован органом, осу­ществляющим регистрацию юридического лица или инди­видуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Если последний зарегистри­рован в иностранном государстве, то регистрация догово­ра коммерческой концессии осуществляется органом, ко­торый зарегистрировал юридическое лицо или индивиду­ального предпринимателя, являющегося пользователем.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии Может выплачиваться в форме фиксированных разовых ^и периодических платежей, отчислений от выручки, на­ценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообла­дателем для перепродажи, или в иной форма, предусмот­ренной договором.


В договоре коммерческой концессии должны быть четко сформулированы обязанности правообладателя и пользова­теля. В частности, правообладатель обязан передать пользо­вателю техническую и коммерческую документацию и пре­доставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления его прав, предусмотренных договором коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. В его обязанность также входит выдача пользователю предусмотренных договором лицен­зий с соответствующим их оформлением в установленном порядке. Если иное не предусмотрено договором коммерче­ской концессии, правообладатель также обязан:

обеспечить регистрацию договора коммерческой кон­цессии;

оказывать пользователю постоянное техническое и кон­сультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

контролировать качество товаров (работ, услуг), произ­водимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

В зависимости от характера и особенностей деятельно­сти, осуществляемой пользователем по договору коммерче­ской концессии, он обязан:

1. Использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом.

2. Обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, ока­зываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых не­посредственно правообладателем.

3. Соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, спо-


собов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том чис­ле указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформле­ния коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав.

4. Оказывать покупателям (заказчикам) все дополни­тельные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредст­венно у правообладателя.

5. Не разглашать секреты производства правообладате­ля и другую, полученную от него конфиденциальную ком­мерческую информацию.

6. Предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором.

7. Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, то­варный знак, знак обслуживания или иное средство инди­видуализации в силу договора коммерческой концессии.

Договором коммерческой концессии могут быть преду­смотрены ограничения прав сторон по этому договору. Например, можно предусмотреть обязательство правооб­ладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздер­живаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. В качестве ограничения прав пользова­теля может быть его обязательство не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распростра­няется действие договора коммерческой концессии в от­ношении предпринимательской деятельности, осуществ­ляемой "пользователем с применением принадлежащих Правообладателю исключительных прав.

В Гражданском кодексе Российской Федерации преду­смотрены также и другие нормы, в частности, касающиеся


ответственности правообладателя по требованиям, предъ­являемым к пользователю, права пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок, а также установлен порядок его изменения и прекращения и дру­гие нормы.

Учитывая, что необходимым элементом системы фран­чайзинга является возмездная передача прав на фирмен­ное и (или) коммерческое обозначение правообладателя, указанная передача права регламентируется Законом Рос­сийской Федерации «О товарных знаках, знаках обслужи­вания и наименованиях мест происхождения».

10.4. Некоторые особенности

коммерческой деятельности

при внешнеторговых операциях

Внешнеторговая операция — комплекс действий контр­агентов (иностранных партнеров) разных стран, направ­ленных на совершение торгового обмена и обеспечиваю­щих такой обмен. Различают следующие виды внешне­торговых операций:

• экспортные — продажа товаров и услуг за границу или нерезидентам внутри национальной территории продавцов;

• импортные — приобретение товаров из-за границы или у нерезидентов на территории покупателей;

• реэкспортные — продажа за границу ранее импорти­рованных товаров без их переработки в стране поку­пателя;

• реимпортные — приобретение с ввозом из-за грани­цы ранее проданных товаров без их существенной переработки за границей.


Чтобы обеспечить выполнение внешнеторговых опера­ций, производители товаров и услуг, торговые организа­ции проводят маркетинговые исследования, рекламную деятельность, вступают в договорные отношения с посред­никами, банками, т. е. осуществляют коммерческую дея­тельность.

В Российской Федерации в качестве нормативной базы при осуществлении как внутренней, так и внешней тор­говли выступает Гражданский кодекс.

Однако при совершении внешнеторговых операций контрагенты должны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых от­ношений. Эти положения превалируют над нормами на­ционального законодательства.

К числу таких международных договоров относятся «До­говоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Со­глашения о торговле и платежах» и другие подобные доку­менты, подписанные правительствами соответствующих стран. В них могут быть определены взаимный торговый режим, влияющий на таможенное обложение товаров, ко­личественные и иные ограничения торговли, валюта рас­четов по торговым и иным платежам. Могут быть также приняты единые для договаривающихся сторон условия поставок товаров, способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения) и т. д.

Наряду с международными договорами важнейшей формой нормативного регулирования международных тор­говых отношений являются разрабатываемые междуна­родными организациями многосторонние конвенции. Так, основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи и трактования их условий является Венская конвенция 1980 года, принятая ООН. Она применима к торговым партнерам, если их главные торговые предприятия находятся в разных странах-участ-


ницах этой Конвенции. Российская Федерация присоеди­нилась к ней в 1991 году. При этом было оговорено усло­вие, что в торговле с российскими участниками контракты в устной форме не применяются.

К числу других ограничений, которые содержит Кон­венция, относится то, что она не применяется при купле-продаже товаров личного пользования, при аукционных торгах, при торговле ценными бумагами и деньгами, суда­ми воздушного и водного транспорта, электроэнергией, а также при заключении контрактов подрядного характера. Она также предусматривает право продавца и покупателя, страны которых являются участниками Конвенции, вооб­ще исключать ее применение либо отступать от любого из ее положений, внеся соответствующие оговорки в текст контракта.

Главным элементом внешнеторговой операции является контракт — международный коммерческий договор купли-продажи.

Как правило, контракт имеет следующую структуру:

• преамбула (вводная часть);

• предмет контракта;

• объем поставок — количество товара и способы его определения;

• способы определения качества товаров;

• сроки поставки;

• базисные условия поставки;

• цены;

• условия платежа;

• порядок сдачи-приемки товаров;

• условия о гарантиях и санкциях;

• арбитраж:;

• форс-мажорные обстоятельства;

• транспортные условия;

• другие условия.


По соглашению сторон структура контракта может быть иной.

В конце текстовой части контракта указываются сле­дующие его реквизиты:

на каких языках составлен и имеет силу контракт;

на каком языке стороны договорились вести деловую переписку;

количество страниц основного текста контракта и коли­чество приложений с указанием числа страниц в каждом приложении либо общего числа страниц;

юридические адреса сторон, соответствующие адресам, содержащимся в зарегистрированных уставах предпри­ятий;

полное название банка, осуществляющего платежи, его полный адрес, реквизиты связи и номер расчетного счета.

Все страницы основного текста контракта и приложе­ний перед его подписанием парафируются подписантами или их помощниками.

Подписи ставятся на последних страницах основного текста контракта и на каждом его приложении.

Подробное изучение вопросов коммерческой деятельно­сти предприятий при совершении внешнеторговых опера­ций предусмотрено в специальных учебных дисциплинах.



ГЛАВА It

ОПТОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ФУНКЦИИ, ТИПЫ И ВИДЫ

11.1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсив­ность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, — оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхрони­зации производства и потребления товаров.

Являясь неотъемлемым звеном единой системы товаро­движения, оптовая торговля требует коренной перестрой­ки. Поэтому одна из важных долговременных задач госу­дарственной политики в области развития оптовой торговли — ее структурная перестройка, предусматри­вающая распространение таких форм ее организации, ко­торые должны быть максимально сориентированы на ма­лое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.

За последние годы произошло резкое сокращение объе­мов оптовых операций. Существенно снизилась роль опто­вых предприятий в снабжении розничных торговых преД"


Приятии товарами. В связи с этим второй важной задачей государственной политики в области развития оптовой торговли является прекращение спада и стабилизация объемов оптовых операций.

Сложившийся потенциал оптового звена должен быть активно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процес­сов на потребительском рынке.

Существующая материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно про­исходить не только за счет строительства новых современ­ных складов, оснащенных прогрессивным технологиче­ским оборудованием, но и за счет реконструкции и техни­ческого переоснащения действующих складов, рационали­зации имеющейся материально-технической базы.

Среди других задач государственной политики в облас­ти развития оптовой торговли необходимо отметить раз­витие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стиму­лирование работы оптового звена по внедрению активных: форм продвижения на рынок отечественных товаров.

В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей но­выми задачами целями ее развития должны стать:

• создание развитой структуры каналов товародвиже­ния;

• поддержание должной интенсивности товаропотоков;

• формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

• обеспечение экономии совокупных издержек обра­щения.

° рыночно-ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются и функции оптовой торговли. Так, По отношению к оптовым покупателям ее функции долж-HbI сводиться к:


оценке потребностей и спроса;

преобразованию промышленного ассортимента в торго­вый;

накоплению и хранению товарных запасов;

доставке товаров;

кредитованию;

информационному и консалтинговому обслуживанию.

Функции оптовой торговли по отношению к поставщи­кам товаров должны состоять в следующем:

концентрация коммерческой деятельности;

поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

минимизация коммерческого риска;

маркетинговое обслуживание.

Переориентация оптовой торговли в целевом и функ­циональном отношении позволит не только создать усло­вия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

11.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения

Оптовая торговля располагает обширной сетью пред­приятий, осуществляющих куплю-продажу товаров с це­лью их последующей перепродажи, а также оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров. В на­стоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собствен­ности и ведомственной принадлежности.

Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспе-


чение рыночного разнообразия структур, осуществляю­щих оптовую торговую деятельность, что позволит напол­нить потребительский рынок товарами, создаст условия ддя беспрепятственного их продвижения по каналам рас­пределения, активизации отечественных товаропроизво­дителей.

Существенно расширяются права оптовых предпри­ятий. Они самостоятельно определяют свою специализа­цию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на лю­бые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типово­го и видового разнообразия оптовых структур на потреби­тельском рынке.

В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следу­ет выделять крупные оптовые предприятия общенацио­нального (федерального) уровня и оптовые предприятия регионального уровня.

Оптовые предприятия общенационального (федераль­ного) уровня призваны стать стержнем всей внутриот­раслевой структуры оптовой торговли. Они должны га­рантировать ее устойчивость и стратегическую стабиль­ность. Важнейшей их задачей является создание необхо­димой структуры каналов товародвижения, предназна­ченной для обслуживания крупных отечественных товаро­производителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Оптовые предприятия общенационального уровня реа­лизуют товары по всей территории страны. Сюда включа­йся предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, Суживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Вос-


 




тока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, кера­мики, мебели и других товаров. С учетом этого и должен раз­виваться товарный ассортимент оптовых предприятий обще­национального масштаба и межрегионального характера.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акцио­нерные общества открытого типа с заметной долей уча­стия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны.

Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования тор-гово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.

Процесс оптовой реализации товаров завершают опто­вые предприятия регионального уровня. Они закупают то­вары непосредственно у товаропроизводителей и у опто­вых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Главной задачей их функционирования является обес­печение товарами региональных товарных рынков.

В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

На региональном уровне должны получить распростра­нение различного рода объединения. Они могут формирс ваться как в виде цепных оптовых торговых компаний» так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.

Каждый тип оптовых, предприятий может существо­вать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:


 

• специализирующиеся на оптовой торговой деятельно­сти, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые не­зависимые оптовые торговцы;

• посреднические оптовые структуры, не использую­щие в своей деятельности переход к ним права соб­ственности на товар (дистрибьюторы);

• организаторы оптового оборота.

Специализирующиеся на оптовой торговле предпри­ятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их главной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводите­лей и розничных торговцев. Это могут быть как специали­зированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор ока­зываемых услуг.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (ди­стрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимущественно за его счет. В качестве основного пред­мета их деятельности выступает информационное обеспе­чение.

Организаторы оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные Рьщки. Они — важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для ор­ганизации оптовой торговли. Но они не выступают в каче-отве субъектов оптовой торговой деятельности.



ГЛАВА 12

ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ, ИХ УСТРОЙСТВО И ПЛАНИРОВКА

12.1. Назначение и функции складов, их классификация

Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз. Они предназначены для накопления и хране­ния товарных запасов, комплектования торгового ассор­тимента товаров и составляют основной комплекс соору­жений предприятий оптовой торговли, а также значи­тельную часть материально-технической базы розничной торговли. Кроме того, товарные склады могут функциони­ровать и как самостоятельные структуры (организации), выполняющие весь комплекс торгово-технологических опе­раций, связанных с поступлением, хранением и отпуском товаров оптовым покупателям.

Большинство складов выполняет следующие ос­новные функции:

• получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

• накопление товарных запасов и обеспечение надле" жащих условий их хранения;

• подсортировку и подготовку товаров к продаже;

• комплектование заказов оптовых покупателей;

• товароснабжение розничной торговой сети.


Контролируя качество поступающих товаров, склады оптовых баз служат заслоном проникновению недоброка­чественных товаров в розничную торговую сеть.

С целью обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения товаров с учетом их самых разнообразных физико-химических свойств.

Одной из важных функций складов является подсорти­ровка товаров, поступающих на склады в узком ассорти­менте от большого количества поставщиков. Осуществляя преобразование промышленного ассортимента в торговый, склады оптовых баз стремятся максимально удовлетворить заявки розничных торговых предприятий на завоз товаров.

Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже и товароснабжении роз­ничной торговой сети.

В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и накопительные.

Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запа­сов товаров. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качест­ву, подсортировку и подготовку их к отпуску и отправку в Розничную торговую сеть. Сюда относят склады оптовых торговых баз, которые расположены в районах потребле­ния, а также склады розничных торговых организаций. Здесь формируют товарные потоки в удобном для рознич­ных торговых предприятий ассортименте и направляют их в торговую сеть.

Транзитно-перевалочные склады раз­мещаются на железнодорожных станциях, водных приста-**нх. Они служат для принятия грузов на партионное хра-


нение в связи с необходимостью перегрузки их с одного ви­да транспорта на другой. Эти склады осуществляют прием­ку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.

К складам сезонного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие скла­ды, на которых осуществляются обработка и хранение то­варов сезонного характера.

На складах досрочного завоза товары хранятся в течение продолжительного времени. Они созда­ются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруднена в определенные периоды года.

Накопительные склады осуществляют при­емку мелких партий товаров от промышленных предпри­ятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления.

Одним из важных классификационных признаков явля­ется ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение складского технологического процесса.

По ассортиментному признаку склады делят на уни­версальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольствен­ных или продовольственных товаров. К этой группе следу­ет также относить склады для хранения основных групп непродовольственных и продовольственных товаров с вы­делением для этих целей специальных кладовых или сек­ций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации.

Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных то­варных групп.

Широкое разнообразие физико-химических свойств то­варов требует дифференцированного подхода к условиям


ЛХ хранения и вызывает необходимость наличия соответ­ствующей складской сети.

С учетом создаваемых режимов хранения склады под­разделяют на общетоварные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.

К специальным складам относятся овоще­хранилища, холодильники и т. д.

Для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающих на базу товаров и кратко­временного их хранения предназначены экспеди­ционные склады, которые занимают важное ме­сто в технологическом процессе предприятий оптовой торговли.

К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, сте­пень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи.

В зависимости от этажности и высоты складских по­мещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.

По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на комплексно-механизированные и автоматизированные, а также склады с применением средств малой механизации.

С учетом внешних транспортных связей бывают скла-Дь* с причалами (пристанские) и рельсовыми подъездными пУтями (прирельсовые).

В зависимости от устройства склады подразделяют на °Ткрытые, полузакрытые и закрытые.


Открытые склады устраиваются в виде грун­товых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейне­рах и др. Полузакрытые склады представля­ют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады — это одно- или многоэтаж­ные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотап­ливаемыми (утепленные и неутепленные). Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройства для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения товаров, требующих поддержания температуры и относи­тельной влажности воздуха в определенных пределах. В неотапливаемых складах хранят товары, которые не теря­ют своих свойств при температуре ниже 0°С.

Особую разновидность складов представляют собой склады временного хранения, которые уч­реждаются таможенными органами или российскими ли­цами при наличии лицензии таможни Российской Федера­ции. Порядок выдачи лицензии на учреждение склада временного хранения и срок ее действия определяются Го­сударственным таможенным комитетом Российской Феде­рации.

Склады временного хранения, учреждаемые таможен­ными органами, являются складами открытого типа и служат для использования любыми лицами. Склады закры­того типа предназначены для хранения товаров опреде­ленных лиц.

Устройство складов временного хранения должно быть подчинено обеспечению таможенного контроля и невоз­можности доступа третьих лиц к хранимым товарам ** транспортным средствам. При необходимости они должны быть оборудованы двойными запорными устройствами,


одно из которых должно находиться в ведении таможенно­го органа.

Общий срок хранения товаров и транспортных средств на складе не должен превышать двух месяцев, за исклю­чением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом.

12.2. Технологические и общетехнические требования к устройству складов

Строительство складских зданий осуществляется пре­имущественно из типовых сборных железобетонных эле­ментов. Наиболее широкое распространение получило строительство одноэтажных зданий складов, основное преимущество которых заключается в уменьшении стои­мости строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.

Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и ко­зырьки над ними, двери и окна.

Фундамент сооружается из прочных и долговечных ма­териалов. Его конструкция должна выдерживать опреде­ленную нагрузку. Для строительства фундамента широко Применяются железобетонные блоки.

Стены склада могут быть кирпичными, из железобетон­ных панелей и блоков. Они должны быть достаточно проч­ными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать ми­нимальной массой, быть огнестойкими и способными под­держивать необходимый режим температуры и влажности ноздуха.

Опорные колонны являются одним из несущих элемен­тов складского здания, они могут быть кирпичными, желе­зобетонными и металлическими.


В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, спо­собные выдерживать большие нагрузки.

Полы складских помещений также должны выдержи­вать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон.

Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.

Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных ра­бот вдоль складов устраивают рампы, представляющие со­бой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.

Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладско-го перемещения грузов.

Для естественного освещения складских помещений служат окна. В одноэтажных складах их размещают выше уровня стеллажей.

Для характеристики объемно-планировочных и конст­руктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота.

Шаг — расстояние между основными поперечными не­сущими конструкциями (колоннами, стенами и т. д.).

Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями.

Высота этажа — расстояние между уровнем пола и по­толком.

В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.


На складах выполняется довольно сложный комплекс торгово-технологических операций с товарами, успешное осуществление которых может быть достигнуто только в том случае, если устройство складов будет отвечать ряду технологических требований.

Одним из важнейших технологических требований яв­ляется соответствие площади и емкости складских по­мещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товаро­оборота и товарных запасов.

При проектировании новых и реконструкции дейст­вующих складов следует также исходить из целесообразно­сти выделения помещений или зон для выполнения основ­ных операций внутрискладского технологического процес­са, размеры которых должны соответствовать объемам то­варных потоков.

Второе важное требование, предъявляемое к устройству складов, — соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рацио­нально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пере­сечения внутрискладских товарных потоков.

Здания крупных складов могут иметь П-образное распо­ложение. В этом случае между параллельно располагаемы­ми линиями здания устраивают дебаркадер и укладывают Железнодорожные подъездные пути.

Для того чтобы складское здание отвечало требованиям Рациональной технологии выполняемых операций, оно Должно иметь определенное соотношение длины и шири-Нь*- Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; Ц5; 1:3; 1:5.


 




Создание условий поточной организации технологиче­ского процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше ка­питальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада.

Устройство складов должно отвечать требованиям, предъявляемым к правилам их эксплуатации, соблюде­нию условий охраны труда и техники безопасности, а также противопожарной безопасности. Для выполнения этих требований склады оснащают вентиляционными устройствами и проводят центральное отопление. Водо­снабжение должно обеспечивать потребность как в пить­евой воде, так и в воде для противопожарных и других нужд. Освещение складов должно соответствовать уста­новленным нормам.

Особые требования предъявляются к планировке склад­ских участков, которая должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов. Между отдельны­ми складскими зданиями и сооружениями следует установить в зависимости от их огнестойкости необходимое расстояние.

Таковы общие требования, которым в основном должно отвечать устройство общетоварных складов.

Устройство специальных складов должно быть.подчинено рациональной организации технологиче­ского процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников ис­пользуют различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и осна­щаются необходимыми холодильными установками. В со­временных складах-холодильниках отводятся специаль­ные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов.


При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими склад­скими помещениями. Их устройство должно отвечать осо­бым требованиям противопожарной безопасности.

Устройство хранилищ для картофеля, овощей и фруктов должно обеспечивать условия дифференцированного гид­ротермического режима хранения товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.