КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Франчайзинг. Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их
Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи. При этом товары и услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) продавца. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон — продавца (франчайзера) и покупателя (франчайзи), а также наличие объекта исключительных прав (фран-найза). Франчайзер обеспечивает франчайзи квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках оборудования и т. п., в аренде помещений и оборудования, в маркетинговых исследованиях и др. Франчайзи оплачивает покупку франчайза, а также необходимых элементов материально-технического обеспечения своего бизнеса. Он также осуществляет периодические платежи франчайзеру в виде процента от объема продаж (дохода или прибыли), а также обычно вносит определенную долю средств в рекламный фонд франчайзера. Следовательно, в обмен на преимущества уже на деле проверенной концепции или методики ведения бизнеса с хорошо известной и популярной торговой маркой, франчайзи делится с франчайзером частью своей прибыли и частью своей независимости. В настоящее время в мировой практике известно более 60 видов деятельности, в которых эффективно применяется франчайзинг. Так, например, в розничной торговле франчайзинговые отношения применяются при продаже детских товаров, товаров для новобрачных, бытовой химии, товаров для дома, для животных и других видов товаров. Они эффективно используются при оказании различных услуг (проявка фотопленок и печать фотографий; услуги по перевозкам; услуги, связанные с обслуживанием бизнеса и др.). Франчайзинг является одним из эффективнейших способов развития бизнеса. Его могут применять фирмы, уже добившиеся успеха и желающие развить свой успех, а также начинающие бизнесмены. Он выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. Так, преимущества системы франчайзинга для франчайзера проявляются, прежде всего, в том, что развитие сети франчайзинговых предприятий позволяет не расширять свою собственную сеть предприятий и значительно экономить не только свой капитал, но и трудовые ресурсы. При этом нет необходимости франчайзеру заниматься будничными управленческими проблемами, он также не имеет проблем с персоналом. Франчайзи также выгодны отношения, построенные на основе франчайзинга, так как он может начать собственное дело, не являясь работником франчайзера. Он имеет возможность заниматься готовым надежным бизнесом, завоевавшим определенную нишу на рынке, используя при этом популярную торговую марку, фирменный знак или стиль. Разумеется, что в этом случае франчайзи имеет возможность пользоваться и всей мощью рекламы этой торговой марки. Франчайзер обеспечивает франчайзи необходимыми консультациями, помогает ему совместно решать возникающие проблемы. Он также может выступать гарантом при получении франчайзи кредитов, а также оказывать ему помощь в организации более надежной и выгодной системы снабжения расходными материалами и т. д. Внедрение франчайзинга позволяет повысить общую культуру ведения бизнеса и его правовую защищенность. Все основные положения франчайзинга отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации, ему посвящена специальная глава — «Коммерческая концессия». В ней содержатся статьи, регламентирующие вопросы форм и регистрации договора коммерческой концессии, возможностей субконцессии, изложены основные обязанности сторон и их права, а также другие вопросы системы франчайзинга. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, в противном случае он считается ничтожным. Он должен быть зарегистрирован органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Если последний зарегистрирован в иностранном государстве, то регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, который зарегистрировал юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем. Вознаграждение по договору коммерческой концессии Может выплачиваться в форме фиксированных разовых ^и периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форма, предусмотренной договором. В договоре коммерческой концессии должны быть четко сформулированы обязанности правообладателя и пользователя. В частности, правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления его прав, предусмотренных договором коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. В его обязанность также входит выдача пользователю предусмотренных договором лицензий с соответствующим их оформлением в установленном порядке. Если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии, правообладатель также обязан: обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии; оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии. В зависимости от характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, он обязан: 1. Использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом. 2. Обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем. 3. Соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, спо- собов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. 4. Оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя. 5. Не разглашать секреты производства правообладателя и другую, полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. 6. Предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором. 7. Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору. Например, можно предусмотреть обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. В качестве ограничения прав пользователя может быть его обязательство не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой "пользователем с применением принадлежащих Правообладателю исключительных прав. В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрены также и другие нормы, в частности, касающиеся ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, права пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок, а также установлен порядок его изменения и прекращения и другие нормы. Учитывая, что необходимым элементом системы франчайзинга является возмездная передача прав на фирменное и (или) коммерческое обозначение правообладателя, указанная передача права регламентируется Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения». 10.4. Некоторые особенности коммерческой деятельности при внешнеторговых операциях Внешнеторговая операция — комплекс действий контрагентов (иностранных партнеров) разных стран, направленных на совершение торгового обмена и обеспечивающих такой обмен. Различают следующие виды внешнеторговых операций: • экспортные — продажа товаров и услуг за границу или нерезидентам внутри национальной территории продавцов; • импортные — приобретение товаров из-за границы или у нерезидентов на территории покупателей; • реэкспортные — продажа за границу ранее импортированных товаров без их переработки в стране покупателя; • реимпортные — приобретение с ввозом из-за границы ранее проданных товаров без их существенной переработки за границей. Чтобы обеспечить выполнение внешнеторговых операций, производители товаров и услуг, торговые организации проводят маркетинговые исследования, рекламную деятельность, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, т. е. осуществляют коммерческую деятельность. В Российской Федерации в качестве нормативной базы при осуществлении как внутренней, так и внешней торговли выступает Гражданский кодекс. Однако при совершении внешнеторговых операций контрагенты должны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых отношений. Эти положения превалируют над нормами национального законодательства. К числу таких международных договоров относятся «Договоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Соглашения о торговле и платежах» и другие подобные документы, подписанные правительствами соответствующих стран. В них могут быть определены взаимный торговый режим, влияющий на таможенное обложение товаров, количественные и иные ограничения торговли, валюта расчетов по торговым и иным платежам. Могут быть также приняты единые для договаривающихся сторон условия поставок товаров, способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения) и т. д. Наряду с международными договорами важнейшей формой нормативного регулирования международных торговых отношений являются разрабатываемые международными организациями многосторонние конвенции. Так, основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи и трактования их условий является Венская конвенция 1980 года, принятая ООН. Она применима к торговым партнерам, если их главные торговые предприятия находятся в разных странах-участ- ницах этой Конвенции. Российская Федерация присоединилась к ней в 1991 году. При этом было оговорено условие, что в торговле с российскими участниками контракты в устной форме не применяются. К числу других ограничений, которые содержит Конвенция, относится то, что она не применяется при купле-продаже товаров личного пользования, при аукционных торгах, при торговле ценными бумагами и деньгами, судами воздушного и водного транспорта, электроэнергией, а также при заключении контрактов подрядного характера. Она также предусматривает право продавца и покупателя, страны которых являются участниками Конвенции, вообще исключать ее применение либо отступать от любого из ее положений, внеся соответствующие оговорки в текст контракта. Главным элементом внешнеторговой операции является контракт — международный коммерческий договор купли-продажи. Как правило, контракт имеет следующую структуру: • преамбула (вводная часть); • предмет контракта; • объем поставок — количество товара и способы его определения; • способы определения качества товаров; • сроки поставки; • базисные условия поставки; • цены; • условия платежа; • порядок сдачи-приемки товаров; • условия о гарантиях и санкциях; • арбитраж:; • форс-мажорные обстоятельства; • транспортные условия; • другие условия. По соглашению сторон структура контракта может быть иной. В конце текстовой части контракта указываются следующие его реквизиты: на каких языках составлен и имеет силу контракт; на каком языке стороны договорились вести деловую переписку; количество страниц основного текста контракта и количество приложений с указанием числа страниц в каждом приложении либо общего числа страниц; юридические адреса сторон, соответствующие адресам, содержащимся в зарегистрированных уставах предприятий; полное название банка, осуществляющего платежи, его полный адрес, реквизиты связи и номер расчетного счета. Все страницы основного текста контракта и приложений перед его подписанием парафируются подписантами или их помощниками. Подписи ставятся на последних страницах основного текста контракта и на каждом его приложении. Подробное изучение вопросов коммерческой деятельности предприятий при совершении внешнеторговых операций предусмотрено в специальных учебных дисциплинах. ГЛАВА It ОПТОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ФУНКЦИИ, ТИПЫ И ВИДЫ 11.1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, — оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров. Являясь неотъемлемым звеном единой системы товародвижения, оптовая торговля требует коренной перестройки. Поэтому одна из важных долговременных задач государственной политики в области развития оптовой торговли — ее структурная перестройка, предусматривающая распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена. За последние годы произошло резкое сокращение объемов оптовых операций. Существенно снизилась роль оптовых предприятий в снабжении розничных торговых преД" Приятии товарами. В связи с этим второй важной задачей государственной политики в области развития оптовой торговли является прекращение спада и стабилизация объемов оптовых операций. Сложившийся потенциал оптового звена должен быть активно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процессов на потребительском рынке. Существующая материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить не только за счет строительства новых современных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, но и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов, рационализации имеющейся материально-технической базы. Среди других задач государственной политики в области развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных: форм продвижения на рынок отечественных товаров. В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей новыми задачами целями ее развития должны стать: • создание развитой структуры каналов товародвижения; • поддержание должной интенсивности товаропотоков; • формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения; • обеспечение экономии совокупных издержек обращения. ° рыночно-ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются и функции оптовой торговли. Так, По отношению к оптовым покупателям ее функции долж-HbI сводиться к: оценке потребностей и спроса; преобразованию промышленного ассортимента в торговый; накоплению и хранению товарных запасов; доставке товаров; кредитованию; информационному и консалтинговому обслуживанию. Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам товаров должны состоять в следующем: концентрация коммерческой деятельности; поддержка процесса перехода прав собственности на товар; инвестиционное обеспечение процесса товародвижения; минимизация коммерческого риска; маркетинговое обслуживание. Переориентация оптовой торговли в целевом и функциональном отношении позволит не только создать условия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом. 11.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров. В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспе- чение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, что позволит наполнить потребительский рынок товарами, создаст условия ддя беспрепятственного их продвижения по каналам распределения, активизации отечественных товаропроизводителей. Существенно расширяются права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию. Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке. В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следует выделять крупные оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня и оптовые предприятия регионального уровня. Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать ее устойчивость и стратегическую стабильность. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров. Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны. Сюда включайся предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, Суживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Вос-
тока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели и других товаров. С учетом этого и должен развиваться товарный ассортимент оптовых предприятий общенационального масштаба и межрегионального характера. Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акционерные общества открытого типа с заметной долей участия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны. Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования тор-гово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний. Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности. Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами региональных товарных рынков. В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ. На региональном уровне должны получить распространение различного рода объединения. Они могут формирс ваться как в виде цепных оптовых торговых компаний» так и в виде добровольных оптово-розничных цепей. Каждый тип оптовых, предприятий может существовать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:
• специализирующиеся на оптовой торговой деятельности, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы; • посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности переход к ним права собственности на товар (дистрибьюторы); • организаторы оптового оборота. Специализирующиеся на оптовой торговле предприятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их главной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг. Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимущественно за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение. Организаторы оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные Рьщки. Они — важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для организации оптовой торговли. Но они не выступают в каче-отве субъектов оптовой торговой деятельности. ГЛАВА 12 ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ, ИХ УСТРОЙСТВО И ПЛАНИРОВКА 12.1. Назначение и функции складов, их классификация Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз. Они предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Кроме того, товарные склады могут функционировать и как самостоятельные структуры (организации), выполняющие весь комплекс торгово-технологических операций, связанных с поступлением, хранением и отпуском товаров оптовым покупателям. Большинство складов выполняет следующие основные функции: • получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством; • накопление товарных запасов и обеспечение надле" жащих условий их хранения; • подсортировку и подготовку товаров к продаже; • комплектование заказов оптовых покупателей; • товароснабжение розничной торговой сети. Контролируя качество поступающих товаров, склады оптовых баз служат заслоном проникновению недоброкачественных товаров в розничную торговую сеть. С целью обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения товаров с учетом их самых разнообразных физико-химических свойств. Одной из важных функций складов является подсортировка товаров, поступающих на склады в узком ассортименте от большого количества поставщиков. Осуществляя преобразование промышленного ассортимента в торговый, склады оптовых баз стремятся максимально удовлетворить заявки розничных торговых предприятий на завоз товаров. Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже и товароснабжении розничной торговой сети. В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и накопительные. Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов товаров. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качеству, подсортировку и подготовку их к отпуску и отправку в Розничную торговую сеть. Сюда относят склады оптовых торговых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Здесь формируют товарные потоки в удобном для розничных торговых предприятий ассортименте и направляют их в торговую сеть. Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных приста-**нх. Они служат для принятия грузов на партионное хра- нение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. Эти склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами. К складам сезонного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного характера. На складах досрочного завоза товары хранятся в течение продолжительного времени. Они создаются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруднена в определенные периоды года. Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления. Одним из важных классификационных признаков является ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение складского технологического процесса. По ассортиментному признаку склады делят на универсальные и специализированные. Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных или продовольственных товаров. К этой группе следует также относить склады для хранения основных групп непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых или секций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации. Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп. Широкое разнообразие физико-химических свойств товаров требует дифференцированного подхода к условиям ЛХ хранения и вызывает необходимость наличия соответствующей складской сети. С учетом создаваемых режимов хранения склады подразделяют на общетоварные и специальные. Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима. К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т. д. Для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающих на базу товаров и кратковременного их хранения предназначены экспедиционные склады, которые занимают важное место в технологическом процессе предприятий оптовой торговли. К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи. В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам. По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на комплексно-механизированные и автоматизированные, а также склады с применением средств малой механизации. С учетом внешних транспортных связей бывают скла-Дь* с причалами (пристанские) и рельсовыми подъездными пУтями (прирельсовые). В зависимости от устройства склады подразделяют на °Ткрытые, полузакрытые и закрытые. Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др. Полузакрытые склады представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков. Закрытые склады — это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотапливаемыми (утепленные и неутепленные). Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройства для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения товаров, требующих поддержания температуры и относительной влажности воздуха в определенных пределах. В неотапливаемых складах хранят товары, которые не теряют своих свойств при температуре ниже 0°С. Особую разновидность складов представляют собой склады временного хранения, которые учреждаются таможенными органами или российскими лицами при наличии лицензии таможни Российской Федерации. Порядок выдачи лицензии на учреждение склада временного хранения и срок ее действия определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами, являются складами открытого типа и служат для использования любыми лицами. Склады закрытого типа предназначены для хранения товаров определенных лиц. Устройство складов временного хранения должно быть подчинено обеспечению таможенного контроля и невозможности доступа третьих лиц к хранимым товарам ** транспортным средствам. При необходимости они должны быть оборудованы двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа. Общий срок хранения товаров и транспортных средств на складе не должен превышать двух месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом. 12.2. Технологические и общетехнические требования к устройству складов Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Наиболее широкое распространение получило строительство одноэтажных зданий складов, основное преимущество которых заключается в уменьшении стоимости строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов. Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна. Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента широко Применяются железобетонные блоки. Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности ноздуха. Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания, они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими. В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки. Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон. Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков. Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков. Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладско-го перемещения грузов. Для естественного освещения складских помещений служат окна. В одноэтажных складах их размещают выше уровня стеллажей. Для характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота. Шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т. д.). Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями. Высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком. В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м. На складах выполняется довольно сложный комплекс торгово-технологических операций с товарами, успешное осуществление которых может быть достигнуто только в том случае, если устройство складов будет отвечать ряду технологических требований. Одним из важнейших технологических требований является соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов. При проектировании новых и реконструкции действующих складов следует также исходить из целесообразности выделения помещений или зон для выполнения основных операций внутрискладского технологического процесса, размеры которых должны соответствовать объемам товарных потоков. Второе важное требование, предъявляемое к устройству складов, — соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков. Здания крупных складов могут иметь П-образное расположение. В этом случае между параллельно располагаемыми линиями здания устраивают дебаркадер и укладывают Железнодорожные подъездные пути. Для того чтобы складское здание отвечало требованиям Рациональной технологии выполняемых операций, оно Должно иметь определенное соотношение длины и шири-Нь*- Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; Ц5; 1:3; 1:5.
Создание условий поточной организации технологического процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше капитальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада. Устройство складов должно отвечать требованиям, предъявляемым к правилам их эксплуатации, соблюдению условий охраны труда и техники безопасности, а также противопожарной безопасности. Для выполнения этих требований склады оснащают вентиляционными устройствами и проводят центральное отопление. Водоснабжение должно обеспечивать потребность как в питьевой воде, так и в воде для противопожарных и других нужд. Освещение складов должно соответствовать установленным нормам. Особые требования предъявляются к планировке складских участков, которая должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов. Между отдельными складскими зданиями и сооружениями следует установить в зависимости от их огнестойкости необходимое расстояние. Таковы общие требования, которым в основном должно отвечать устройство общетоварных складов. Устройство специальных складов должно быть.подчинено рациональной организации технологического процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников используют различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и оснащаются необходимыми холодильными установками. В современных складах-холодильниках отводятся специальные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов. При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими складскими помещениями. Их устройство должно отвечать особым требованиям противопожарной безопасности. Устройство хранилищ для картофеля, овощей и фруктов должно обеспечивать условия дифференцированного гидротермического режима хранения товаров.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |