Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы товароснабжения 1 страница




Г н

W

R - 1

Классификация и характеристика основных видов тары

К

а = \


где п0 — продолжительность элемента операции, мин;

к — количество замеров;

а — индекс замера.

Норма выработки определяет количество продукции, которая должна быть переработана за единицу времени. При помощи норм выработки можно рассчитать числен­ность работников, необходимую для выполнения соответ­ствующих складских операций.

Рациональная организация труда предусматривает по­стоянное совершенствование работы с кадрами. В связи с этим необходимо уделять большое внимание повышению квалификации складских работников, правильному под­бору и расстановке кадров.

Внедрение рациональной организации труда на складах невозможно без создания оптимальных условий труда, способствующих повышению производительности труда работников, сохранению их здоровья и трудоспособности. С этой целью необходимо установление физиологически обоснованных режимов труда и отдыха, а также графиков выхода на работу. Большое значение имеют механизация тяжелых и трудоемких работ, соблюдение норм и правил по охране труда и технике безопасности, постоянное улучшение санитарно-гигиенических и эстетических усло­вий труда.

Улучшению условий труда во многом способствуют ме­роприятия по охране труда и технике безопасности. Все работники склада должны быть обучены безопасным мето­дам работ и правилам электробезопасности. С этой целью проводятся инструктажи и проверка знаний работниками соответствующих правил по технике безопасности.

Ответственность за состояние охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии несут заве­дующие складами.



ГЛАВА 16

ТАРА И ТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ТОРГОВЛЕ

16.1. Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упа­ковке или таре.

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечи­вающих защиту продукции от повреждений и потерь, ок­ружающей среды от загрязнений, а также процесс обра­щения продукции. Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продук­ции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без нее.

Разнообразие свойств и особенностей товаров, различ­ные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, балло­ны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом про* цессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

• предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а внешней среды от вредного воздействия товара;


 

• защита товара от влияния других товаров;

• обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сфе­ры производства в сферу потребления;

• придание товарам и другим грузам необходимой мо­бильности и создание условий для механизации тру­доемких операций и более эффективного использова­ния складских и торговых площадей;

• создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для ко­личественного их учета;

• выполнение роли носителя коммерческой информа­ции и торговой рекламы;

• использование тары не только как средства для раз­мещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их кра­сочное оформление с необходимой рекламной информаци­онной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказы­вают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работни­ков, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Ассортимент тары, используемой для размещения това­ров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми ви­дами тары, позволяющими расширить ее функции, а сле­довательно и сделать еще более значимой в торгово-техно­логическом процессе.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отве­чать ряду технических, экономических и эстетических требований.


Технические требования предусматривают, что матери­ал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность то­варов при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портатив­ной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффи­циентом собственной массы (отношение массы к объему).

Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.

Тара представляет собой обширную номенклатуру изде­лий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и клас­сифицируют тару по достаточно широкому кругу призна­ков, основные из которых следующие:

• функции, выполняемые в процессе товарного обра­щения;

• назначение;

• принадлежность;

• кратность использования;

• материал изготовления;

• конструкция и метод изготовления;

• устойчивость к внешним механическим воздействиям;

• качество.

В процессе товарного обращения тара может выполнять различные функции, с учетом которых ее делят на транс­портную, цеховую, потребительскую и тару-оборудование.


Транспортная (внешняя) тара применяется для транс­портирования и хранения товаров. К ней относят ящики, бочки, мешки и т. д.

Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конст­рукции).

Потребительская (внутренняя) тара поступает к потре­бителю с продукцией и не представляет собой самостоятель­ной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары (пакетов, коробок, туб, банок и т. п.), как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, лег­кой, красочно оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.

Одной из разновидностей потребительской тары являет­ся подарочная тара, художественно-конструктор­ское исполнение которой должно подчеркивать назначение продукции (товара) как подарка, сувенира.

Тара-оборудование — это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.

По назначению тару делят на универсальную и специали­зированную. Универсальная тара может быть ис­пользована для затаривания различных товаров, спе­циализированная тара — только для определен­ных товаров.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего пользования может применяться раз­личными предприятиями и организациями. К таре Индивидуального пользования относится Инвентарная тара, изготовляемая по специальному заказу Яля централизованной доставки товаров на розничные Торговые предприятия. Она является собственностью Предприятий промышленности или оптовых торговых Предприятий.


 




По кратности использования тара делится на много­оборотную, возвратную и разового использования.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продук­ции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и дру­гая транспортная тара.

К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать по­вторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации.

В зависимости от материала изготовления тару под­разделяют на деревянную, картонную, бумажную, тек­стильную, металлическую, стеклянную, керамическую, по­лимерную и комбинированную.

Деревянная тара широко распространена в обращении. Ее изготовляют из древесины различных по­род. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.

Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинирован­ные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две головки, две боковины и крышка. Для упаковки про­мышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, винно-водочных изделий — решетчатые. В соответствии со стан­дартами выпускается несколько видов дощатых и фанер­ных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей и фруктов, а также других продовольственных товаров, продукции лег­кой промышленности и других непродовольственных то­варов. Различаются они между собой по размерам, назна­чению, объему древесины, пошедшей на изготовление


деталей ящиков, и по другим признакам. Бывают нераз­борные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.

Деревянные бочки изготовляют из древесины раз­личных пород. Состоят они из клепок, днищ и обручей. Из клепок и днища собирают остов бочки. На конце клепок имеются уторы (пазы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично располо­женными обручами.

Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В за­ливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в сухотарные бочки — сухие мо­лочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т. п. В днище заливных бочек имеется отверстие для за­ливки рассола, тузлука и т. п.

Деревянные бочки выпускают различной емкости. На­пример, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л; рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин — от 15 до 250 л.

Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанер­ные барабаны емкостью от 10 до 100 л.

Для сбора, хранения и транспортирования овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.

Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого мате­риала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее соб­ственный вес без снижения показателей прочности и вла­гостойкости, характерных для деревянной тары.

К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготовляют из прессованного картона, ящики — из прессованного и гофрированного. Картон­ная тара легче деревянной в 2,5-4 раза на единицу зата­ренной продукции. Для ее изготовления требуется в не-


сколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изго­товления могут служить отходы деловой древесины. Про­изводство картонной тары и процесс ее затаривания легче механизировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как промышленных, так и продовольственных товаров.

В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразде­ляются более чем на 10 типов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной промышленности и т. д.).

Для затаривания сыпучих товаров используется бумаж­ная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битумированные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. Битумированные мешки пропитывают специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовле­ния пакетов используют специальную упаковочную бумагу.

Текстилъно-мочалъная тара в основ­ном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, па­ковочными тканями. Мешки изготовляют из льняных, полульняных, льноджутовых, льнокенафных, льноджутоке-нафных и других тканей, а также из сетки или гардинного полотна. В зависимости от назначения они делятся на мешки сетчатые из-под картофеля и овощей, мешки тка­невые из-под сахара и мешки тканевые из-под хлебопро­дуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как прави­ло, мешки выпускаются вместимостью 50 и 100 кг.

Паковочная ткань (хлопчатобумажная или льняная) используется для упаковки тканей, швейных, три­котажных и ковровых изделий, а также других товаров.

Транспортирование и хранение жидких, летучих, огне­опасных и других товаров осуществляется в металличе­ской таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны,


фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того чтобы пре­дотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами.

Стеклянная тара используется для затарива­ния жидких товаров (молока и молочных продуктов, вин­но-водочных изделий и других продовольственных и про­мышленных товаров). В зависимости от формы и емкости различают банки, бутылки, баллоны (бутыли) и флаконы. Товары, затаренные в стеклянную тару, необходимо пере­возить и хранить в жесткой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.

Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затарива­ния некоторых ликеро-водочных изделий.

Полимерная тара получает все более широкое распространение. Она изготавливается из синтетических материалов, которые обладают прочностью, легкостью и хо­рошо защищают товары от внешних влияний. Она объеди­няет достаточно разнообразный ассортимент как потреби­тельской, так и транспортной тары. Сюда относятся банки, бутылки, канистры, тубы, коробки, пакеты, ящики и т. п.

Комбинированная тара получается путем со­четания различных материалов при ее изготовлении. Так, пу­тем комбинации полимерных материалов с бумагой, фольгой, тканью можно получить прочную и красочную упаковку.

По конструкции тару подразделяют на разборную, не-разборную, складную, разборно-складную, со съемными Деталями, а по методам изготовления — на литую, штам­пованную, бондарную, клееную тару и тару, изготовлен­ную литьем под давлением.

В зависимости от устойчивости к внешним механиче­ским воздействиям тару принято делить на жесткую (де­ревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная та-


pa), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани и т. п.).

Одним из признаков классификации тары является ее качество. Например, тканевые мешки в зависимости от их качества делятся на три категории, возвратные деревян­ные ящики — на две категории и т. д.

16.3. Унификация, стандартизация и качество тары

Постоянное развитие производства тары неразрывно связано с мероприятиями по ее унификации.

Унификация тары — процесс приведения всего многооб­разия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типоразмеров и закрепление их за определенными товарны­ми группами. Она осуществляется на базе единого модуля для тары, транспортных средств, средств механизации по-грузочно-разгрузочных работ и оборудования для хранения.

Модулем унификации для транспортной тары принят международный плоский поддон размером 800x1200 мм. С учетом этого модуля разработана сетка унифицированных внешних и внутренних размеров ящика, а по внутренним размерам определены унифицированные размеры потреби­тельской тары. Исходя из оптимальной шкалы устанавли­ваются также определенные размеры тары по высоте. Все это позволяет унифицировать форматы тарных материалов, расфасовочно-упаковочных машин и других видов обору­дования, а также габариты транспортных средств, что, в свою очередь, создает условия для внедрения единой сис­темы технологии обработки грузовых мест на транспорте, на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Унификация распространяется не только на тару с пря­моугольным основанием (ящики, коробки и т. д.), но и на


другие виды тары. При этом основывается она также на модуле 800x1200 мм.

Стандартизация тары предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения материа­лов изготовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса. Одной из задач стандартизации является ус­тановление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортирования и хранения.

Различают две группы стандартов на тару. К первой группе относятся нормативные стандарты, в которых сформулированы общие технические требования к таре, определены ее типы и основные параметры, мето­ды испытаний. Так, в стандарте «Ящики деревянные. Но­менклатура показателей» приведены номенклатура показа­телей качества и классификационные группировки дере­вянных ящиков. В специальном разделе этого важного до­кумента регламентировано применение показателей каче­ства деревянных ящиков. Существуют стандарты, в кото­рых приведены общие и основные понятия, связанные с тарой, важнейшие термины и даны их определения.

Вторая группа включает предметные стан­дарты на тару для конкретных видов продукции (това­ра). В них приведены наименование и назначение тары, типы и особенности ее конструкции, технические требова­ния и т. д. Предметные стандарты разрабатываются на основании нормативных.

Система стандартизации тары основывается на прин­ципах максимальной экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Она устанавливает оптимальную Массу конкретных видов тары и рациональные габариты с Учетом применяемых транспортных средств.

Эффективность использования тары во многом зависит °т ее качества. Действующими стандартами предусмотре­ла система показателей качества, которые применяются пРи разработке конструкторской и нормативно-техни-


ческой документации на конкретные виды тары. Напри­мер, номенклатура показателей качества деревянных ящиков включает следующие показатели: назначения, на­дежности, эргономические, эстетические, технологично­сти, транспортабельности, патентно-правовые, стандарти­зации и унификации.

К показателям назначения относятся: исходные мате­риалы; размеры; предельная масса упаковываемого груза; вместимость; сопротивление сжатию; сопротивление уда­рам; устойчивость к воздействию дождя; влажность и др.

Показатели надежности, в свою очередь, включают пока­затели ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.

Очень важными показателями качества тары являются показатели транспортабельности. Сюда относятся коэф­фициент складирования, указывающий на степень исполь­зования транспортных средств и складских помещений, и коэффициент пакетирования (на поддонах 800x1200 и 1000x1200 мм), свидетельствующий о степени использова­ния поддона. Коэффициент складирования (Б) определяет­ся по формуле

L3

где Lj — объем ящика в сложенном виде, дм3;

h\ — габаритный объем ящика, дм3.

Коэффициент пакетирования (В) рассчитывается как отношение площади поддона под ящиками (Щ) к площади поддона (П2) по формуле

в=п> I

п2


Качество конкретных видов новой (после ее изготовле­ния) тары определяется по соответствующим стандартам с учетом требований, которые изложены в разделах «Типы и размеры», «Технологические требования», «Правила прием­ки», «Методы контроля».

Качество тары, находящейся в обращении, определяется в соответствии с требованиями действующих Правил при­менения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки и Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары.

Так, мешки сетчатые из-под картофеля и овощей по ка­честву подразделяются на две категории:

I категория — мешки новые, а также бывшие в упот­
реблении, сухие, непрелые, без заплат, штопок и дыр;

II категория — мешки сухие, непрелые, имеющие или
требующие не более трех заплат или штопок. При этом
площадь одной заплаты не должна превышать трех ячеек
или трех квадратных сантиметров для сетчатых мешков
или вырабатываемых из гардинного полотна.

Мешки тканевые из-под сахара в зависимости от каче­ства подразделяют на три категории:

I категория — мешки новые, отечественные или им­портные, а также бывшие в употреблении, сухие, непре­лые, без заплат, штопок и дыр;

II категория — мешки, бывшие в употреблении, сухие, непрелые, имеющие или требующие не более трех заплат Или штопок;

III категория — мешки, бывшие в употреблении, сухие,
Непрелые, имеющие или требующие не более пяти заплат
Или штопок.

Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян сель-• сКохозяйственных культур по качеству делятся, так же как и мешки из-под сахара, на три категории.

Мешки I и II категорий используются для упаковывания ^Уки всех видов и сортов, крупы и сортовых семян сель-


скохозяйственных культур, а III категории — для упаковы­вания муки, крупы (кроме риса, пшена, манной крупы и бобовых), зерна, сортовых семян сельскохозяйственных культур, рядовых семян масличных культур, семян трав, комбикормов, пищевых жмыхов, шрота и отрубей.

Новые мешки для хлебопродуктов и семян сельскохо­зяйственных культур, получаемые от промышленности, подлежат обязательному клеймению до упаковывания в них продукции.

Мешки, бывшие в употреблении, подлежат клеймению на специализированных ремонтных предприятиях после их обработки. Клеймят их несмывающейся краской штампом размером 75x35 мм, который ставится в середине мешка на расстоянии 30-40 см от кромки горловины. В штампе слева ставятся буквы, обозначающие название материала, из ко­торого изготовлен мешок, а затем цифры «1», «2», «3», обо­значающие категорию мешка по качеству. Категория меш­ка определяется по последней стоящей в штампе цифре.

Возвратные деревянные ящики (дощатые, комбиниро­ванные и из листовых древесных материалов) по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта и отремон­тированные.

Возвратными ящиками, требующими ремонта, счита­ются ящики, у которых имеется одно из следующих по­вреждений:

поломка (отсутствие) до 4 дощечек или планок, за ис­ключением вертикальных планок торцовых стенок плот­ных и решетчатых дощатых ящиков;

поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дна лотков для плодов и овощей;

повреждение металлической ленты или проволоки, угол­ков из ленты, расшатанность;

наличие торчащих гвоздей.

В отремонтированных ящиках должны быть устранены повреждения, перечисленные выше.


Возвратные деревянные бочки по качеству подразделя­ются на бочки, требующие ремонта, и бочки отремонтиро­ванные.

Возвратными деревянными бочками, требующими ре­монта, считаются бочки, у которых имеется одно из сле­дующих повреждений:

поломка не более трех клепок остова;

повреждение уторного паза;

повреждение обручей.

Бочки, требующие ремонта, должны иметь не менее трех обручей и двух звеньев. Допускается поломка одного дна, но его детали должны быть вложены внутрь бочки.

В отремонтированных бочках должны быть устранены перечисленные выше повреждения.

Деревянные ящики с повреждениями, превышающими дефекты, допустимые для ящиков, требующих ремонта, детали деревянных бочек, а также бочки, имеющие по­вреждения сверх тех, которые допустимы для бочек, тре­бующих ремонта, относятся к деревянному тароматериалу.

Возвратные картонные ящики по качеству подразделя­ются на ящики, требующие ремонта, и ящики отремонти­рованные.

В свою очередь, ящики, требующие ремонта, делятся на ящики I и II категорий.

Ящики, требующие ремонта, I категории — годные для повторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с цельными клапанами и укомплектованные вспомогательными упаковочными средствами, с наличием скрепок. Допускаются обрывки клеевой ленты и этикеток.

Ящики II категории — годные для повторного использо­вания, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до четырех сквозных повреждений, но не более Двух на одной стенке, размером по длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофрой размером по длине не более


12 см, по ширине до 6 см, наличие скрепок, обрывков клеевой ленты и этикеток.

В отремонтированных ящиках должны быть устранены повреждения, допустимые для ящиков, требующих ремонта.

Картонные ящики, имеющие повреждения, превышаю­щие предусмотренные для ящиков II категории, считаются тароматериалом.

Возвращаемая (сдаваемая) отправителю (изготовителю) стеклянная тара не должна иметь сквозных щербин в верхней части горла, а также с внешней и внутренней сто­рон, сколов и посечек на внешней стороне горла, щербин на дне, трещин на стекле горла и корпуса,

Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом: на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки; на бочках и бара­банах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз (по соглашению с потребителем она может быть нанесена на обечайку); на флягах и бал­лонах — на дне.

Маркировка должна содержать следующую информа­цию: наименование предприятия-изготовителя или его то­варный знак; обозначение стандарта или другой норма­тивно-технической документации, в соответствии с кото­рыми изготовлена тара. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

16.4. Организация тарного хозяйства в торговле

Сбор и возврат тары осуществляют предприятия тор­говли, общественного питания, заготовительные и произ­водственные предприятия. При этом они руководствуются специальными Правилами, которые допускают другой по­рядок применения, обращения и возврата тары, если он предусмотрен в договоре. 316


Значительная нагрузка ложится на предприятия тор­говли, которые в зависимости от выполняемых ими функ­ций и товарно-отраслевого профиля выполняют очень об­ширный круг операций с тарой, основными из которых являются следующие: приемка тары по количеству и каче­ству; вскрытие; высвобождение от товара; кратковремен­ное хранение и накопление отгрузочных партий; вывоз; сдача по количеству и качеству тарособирающим (тароре-монтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров; документальное оформление тарных операций.

Приемку тары по количеству и качеству осуществля­ют материально ответственные лица, причем тару, по­ступившую с товаром, принимают одновременно с това­ром. Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов.

Принимая тару по качеству, следует убедиться в ее со­ответствии требованиям стандартов, проверить правиль­ность маркировки. Необходимо также убедиться в соот­ветствии фактического качества тары качеству, указан­ному в сопроводительных документах. Проверяется пра­вильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре.

При выявлении ненадлежащего качества тары или рас­хождений в ее количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления пре­тензии к поставщику. Порядок составления акта и предъ­явления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-техни­ческого назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Для вскрытия тары используют специальные инстру­менты: топорик-гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки (железный и деревянный), набойки обручей (деревянная и металлическая), клещи, ножи для вскрытия картонных ящиков и вспарывания мешков.


Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть рассортирована по видам и сосредото­чена в специально отведенных местах.

Деревянную тару хранят на подтоварниках штабелями, уложенными по видам и назначению. Тару из-под товаров, обладающих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки их от остатков товаров сортируют по видам и категориям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают категорию и количество мешков.

Металлические бочки хранят на подтоварниках под на­весом. Стеклянную тару, уложенную в транспортную тару, также хранят под навесом.

Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тару — в сырых местах, на каменных полах без деревянных настилов или прокладок.

Тара разового пользования после вскрытия и высвобож­дения от товара подлежит утилизации. Бумажная и кар­тонная тара используется в качестве макулатуры. Некото­рая часть полимерной тары может быть использована как вторичное сырье химических производств. В качестве ма­териалов для ремонта тары рекомендуется использовать отходы деревянной тары.

Для различных видов возвратной тары установлены опре­деленные сроки возврата их предприятиям-изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовителе товаров — отпра­вителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары.

Для повышения коэффициента загрузки транспорта наращивают борта автомашин, применяют полуприцепы большой вместимости. Однотипную тару укладывают пра­вильными рядами с максимальной плотностью, обеспечи­вая при этом необходимую «связь». Уложенную тару пере­вязывают веревкой и закрывают брезентом,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.