Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В розничную торговую сеть




И схемы завоза товаров

Значительная часть товаров завозится в розничную тор-го вую сеть с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседнев­ного спроса поступают на предприятия розничной торгов­ли непосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п. В крупные универ­сальные специализированные магазины транзитом с про­мышленных предприятий могут поступать и другие това­ры, в том числе и сложного ассортимента. В основной же массе товары сложного ассортимента (культтовары, одеж­да, обувь и т. д.) завозят в магазины со складов оптовых торговых баз.

В магазины товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хо­зяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Выбор источников товароснабжения зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент товаров, типы и размеры магазинов, объем товарооборота, возмож­ность бесперебойного снабжения магазинов, количество звеньев товародвижения, скорость товарооборачиваемо-сти и уровень транспортных расходов.


В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснаб-жения розничной торговой сети.

При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производст­венных предприятий промышленности или сельского хо­зяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассре-доточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в рай­онах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п.).

При складской форме товары сложного ас­сортимента, нуждающиеся в предварительной подсорти­ровке, завозятся в магазины со складов оптовых предпри­ятий.

Выбрать наиболее оптимальные источники и формы то­вароснабжения розничных торговых предприятий можно с помощью разработки схем завоза по каждой то­варной группе. Эти схемы определяют порядок движения товаров от промышленных предприятий, оптовых баз и других поставщиков до розничных торговых предприятий по каждой товарной группе, а в случае необходимости — по отдельным подгруппам товаров. Схемы предусматри­вают конкретный порядок завоза товаров на каждое роз­ничное торговое предприятие. Их разработку рекоменду­ется осуществлять с учетом ряда принципов, основными из которых являются следующие:

• прохождение товаров через минимально необходимое число промежуточных складских звеньев, преимуще­ственно по схеме: промышленное предприятие — опто­вая база — магазин;


 

• сосредоточение оптовой торговли товарами сложного ассортимента на крупных оптовых предприятиях;

• расширение централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;

• более широкая оптовая продажа товаров через пере­движные склады и залы товарных образцов, разъезд­ных товароведов и путем почтово-посылочных опе­раций.

При разработке схем завоза товаров сначала определя­ют пути движения товаров до оптовых предприятий. Сле­дует предусматривать завоз товаров в эти оптовые звенья с предприятий промышленности, выходных и торгово-закупочных баз. Сосредоточение оптовой торговли това­рами сложного ассортимента на крупных оптовых базах препятствует распылению этих товаров по мелким опто­вым предприятиям и создает возможность для установле­ния рациональных связей с производственными предпри­ятиями.

Разработанные с учетом перечисленных требований сводные схемы завоза товаров на оптовые предприятия являются основой для разработки конкретных схем завоза товаров в розничную торговую сеть.

Наряду со схемами завоза товаров с оптовых баз целе­сообразно разрабатывать схемы, предусматривающие по­ступление товаров на предприятия розничной торговли из других источников снабжения. В них определяют порядок завоза в магазины товаров местной промышленности, сельскохозяйственных продуктов. Это в первую очередь относится к завозу хлеба и хлебобулочных изделий, молоч­ных и мясных продуктов и т. п.

Схемы завоза товаров следует регулярно пересматри­вать и уточнять с учетом появления новых источников по­ступления товаров или других обстоятельств.


18.3. Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия

Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по ус­тановленной форме. В ней указывают наименование това­ров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или дирек­тор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и децентра­лизованным методами.

Наиболее эффективный метод доставки товаров на роз­ничные торговые предприятия — централизованный за­воз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Примене­ние этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их ос­новных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эф­фективнее используется рабочая сила и транспорт, сни­жаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость то­варов, уменьшается их порча.

При централизованной доставке завоз товаров в роз­ничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользо­вания. Если завоз товаров осуществляется автотранспор­том общего пользования, то наряду с договором поставки,


который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным пред­приятием на перевозку грузов.

Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществ­ляющие централизованный завоз товаров, проводят сле­дующие подготовительные мероприятия:

• анализируют расположение торговой сети, группиру­ют предприятия розничной торговли по типам и объ­ему товарооборота;

• рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры по­ставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;

• осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров;

• устанавливают систему материальной ответственно­сти сторон за выполнение условий централизованной доставки;

• рассчитывают эффективность применения централи­зованной доставки товаров и выявляют резервы ее повышения.

Анализируя дислокацию розничной торговой сети, об­ращают внимание на следующие данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и поме­щений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до опто­вой базы или другого поставщика.

Грузооборот определяют на основе данных о товарообо­роте и средней цены 1 т товара.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий то­вара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебой-


ную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.

При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия должны завозиться в магазины ежедневно, другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации — не реже чем через два-три дня. Непродовольственные това­ры, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь-де-сять дней.

Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и средне­дневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Если составляется заявка на завоз товаров сложного ас­сортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество из­делий по размерам, расцветкам и другим признакам зака­зывают с учетом в продаже их удельного веса, выявлен­ного по данным изучения спроса.

Определяя потребность в завозе скоропортящихся това­ров, следует также учитывать емкость имеющегося в мага­зине холодильного оборудования.

Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неиз­вестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.

Централизованная доставка товаров должна осуществ­ляться по строго установленным графикам, представляю­щим собой расписание времени отборки и доставки това-


ров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

При составлении графиков учитывают размещение роз­ничной торговой сети, объем завозимых товаров и перио­дичность их завоза, особенности эксплуатации используе­мого транспорта. Их согласовывают с товарополучателями.

Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки товаров, разрабатываемыми оптовыми базами. Их составление предусматривает более эффективное использование грузоподъемности транспорт­ных средств и кратчайшие пути доставки товаров. Они бывают линейные и кольцевые.

Линейные маршруты используются для дос­тавки товаров за один рейс в один магазин. По коль­цевым маршрутам товары завозятся одним рей­сом на несколько розничных торговых предприятий.

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом тер­риториального размещения сети розничных торговых пред­приятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых оптовой базой розничных торговых предпри­ятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых рас­положены предприятия розничной торговли. При этом снача­ла составляют линейные маршруты, а затем формируют коль­цевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения опти­мальных показателей работы транспортных средств.

Оптовые базы, осуществляющие централизованную дос­тавку товаров в розничную торговую сеть, должны пра­вильно определять потребность в транспортных средствах и многооборотной инвентарной таре.

В основу расчетов потребности в транспортных средст­вах должны быть положены данные об объемах заявок розничных торговых организаций и предприятий, грузо­подъемности транспортных средств и среднем количестве


рейсов. Потребность в транспортных средствах должна от­вечать требованиям безусловного выполнения разработан­ных оптовой базой графиков и маршрутов централизован­ной доставки товаров в розничную торговую сеть.

Для определения потребности в отдельных видах инвен­тарной многооборотной тары может быть использована следующая формула:

Ч™ qT-a-T3' |

где Qur — потребное количество инвентарной многообо­ротной тары;

Q г — количество подлежащего доставке груза, т;

tQ6 — время оборота единицы тары, дни;

qT — грузовместимость тары, т;

а — коэффициент использования грузовместимости тары;

Тэ — время эксплуатации тары в планируемом периоде (с учетом времени нахождения тары в ремонте), дни.

В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного товаро-снабжения розничной торговой сети, важная роль принад­лежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспорт­ных систем. Так, все более широкое применение находят технологические схемы процесса товародвижения с исполь­зованием тары-оборудования. Они предусматривают вы­полнение следующих основных операций:

• комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер;

• зачехление и пломбирование контейнера;

• доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию опто­вой базы;


 

• группировка контейнеров по принятым маршрутам;

• оформление передачи загруженных контейнеров во­дителям транспортных средств;

• погрузка и крепление контейнеров в кузове транс­портного средства;

• доставка контейнеров с товарами на розничное тор­говое предприятие;

• выгрузка контейнеров и перемещение их в зону при­емки, хранения или в торговый зал магазина;

• оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами;

• прием, погрузка и доставка на базу порожних кон­тейнеров.

Внедрение товароснабжения по этой схеме требует со­ответствующей подготовленности как оптовых предпри­ятий, так и магазинов. В частности, оптовые базы должны располагать необходимым парком колесных контейнеров. Маршруты, в которые включены магазины, снабжаемые по технологической схеме с использованием тары-оборудо­вания, должны обслуживаться автомобилями, оснащенны­ми бортподъемниками. Соответствующим образом должны быть оборудованы места для приемки грузов в магазинах.

В последние годы многое сделано для внедрения тары-оборудования для доставки хлеба и хлебобулочных изде­лий, плодоовощной продукции, бакалейных и других то­варов.

Для внедрения передовой технологии транспортирова­ния, хранения и продажи товаров с применением тары-оборудования создаются опорные комплексы на базе пред­приятий-поставщиков и розничных торговых предприятий. Они создаются по следующим схемам: «оптовая торговая ба­за — торговый зал магазина», «хлебозавод — торговый зал магазина», «овощекартофелехранилище — торговый зал ма­газина» и «промышленное предприятие — торговый зал ма­газина».


Использование контейнерной доставки товаров в мага­зины позволяет существенно сократить численность ра­ботников, занятых переноской и перемещением товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли, упрощает организацию товароснабжения магазинов и в значитель­ной степени облегчает внутримагазинное перемещение то­варов, создает условия для более эффективной эксплуата­ции автотранспорта и торговой площади магазинов.

Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используют специальную много­оборотную ящичную и текстильную тару. При этом техно­логическая схема процесса товароснабжения будет отли­чаться от приведенной выше.

Для упрощения управления процессом товароснабжения могут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важней­ших составных элементов централизованной доставки то­варов в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время доставки товаров в магазин, но и но­мер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия во­дителя, размер партий товара и другие данные.

Успешное функционирование системы товароснабже­ния розничной торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информа­ции о состоянии торговли отдельными товарами на каж­дом розничном торговом предприятии. Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возлагается на диспетчерскую службу. Дис­петчерская служба обеспечивает постоянную связь с роз­ничной торговой сетью и оптовыми базами, осуществляю­щими товароснабжение. Она занимается сбором и обоб­щением информации, поступившей от магазинов, и опера­тивно передает ее коммерческой службе оптовой базы для принятия необходимого решения о завозе товаров.


ГЛАВА 19

КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ

И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

19.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий

Процесс обращения товаров и доведения их до непо­средственных потребителей завершается в розничной тор­говой сети, составляющей основу материально-техничес­кой базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имуществен­ный комплекс, используемый организацией для купли-про­дажи товаров и оказания услуг торговли. В основу клас­сификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

• виды и особенности устройства;

• тип предприятия;

• форма торгового обслуживания;

• тип здания и особенности его объемно-планировоч­ного решения;

• функциональные особенности предприятия.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-



склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые ав­томаты и др.

Магазины располагают земельным участком, капи­тальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических опе­раций.

Магазины-склады осуществляют торговлю то­пливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помеще­ния для товарных образцов, торговли хозяйственными то­варами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торго­вой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслу­живании покупателей.

Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строе­ние, не имеющее торгового зала и помещений для хране­ния товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвиж­ные средства развозной и разносной торговли (автомагази­ны, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей неболь­ших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными пред­приятиями для реализации своей продукции в городах.


Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торго­вого зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магази­нах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого ти­па (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры.

По формам обслуживания различают салонное обслу­живание покупателей, индивидуальное обслуживание че­рез прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслу­живания — организационный прием, представляю­щий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, мно­гоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, се­зонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный торгово-технологический про­цесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговые функции магазинов следующие:

• изучение покупательского спроса на товары;

•. составление заявок на завоз товаров;

• формирование ассортимента товаров;

• реклама товаров и услуг.


К технологическим функциям (операциям) относят:

• прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

• обеспечение хранения товаров;

• выполнение операций, связанных с производствен­ной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

• внутримагазинное перемещение, размещение и вы­кладка товаров в торговом зале;

• продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение рас­четных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предвари­тельный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной само­стоятельности, технической оснащенности, места распо­ложения и других факторов. Например, магазин, обла­дающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслужи­вание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как пра­вило, имеется больше возможностей для оказания широко­го круга дополнительных услуг.

19.2. Специализация и типизация магазинов

Одно из перспективных направлений совершенствова­ния розничной торговой сети — ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному ис-


пользованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслужива­ния покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по:

• товарному профилю (признаку);

• формам торгового обслуживания;

• функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является спе­циализация магазинов по товарному признаку, преду­сматривающая ограничение их деятельности торговлей от­дельными видами или группами товаров при одновре­менном расширении ассортимента каждой группы.

Необходимость специализации розничных торговых предприятий — следствие постоянного изменения ассор­тимента товаров, который нуждается в глубоком расчле­нении всей товарной массы на группы. В специализиро­ванных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется боль­ше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.

В то же время чрезмерно узкая специализация магазинов # может отрицательно сказаться на торговом обслуживании г населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:,

универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);


специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);

комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетво­ряющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже по­требительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).

смешанные, ведущие торговлю как продовольст­венными, так и непродовольственными товарами. К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».

Специализация магазинов по товарному признаку на­шла более широкое распространение в городах, где до­вольно высокий уровень концентрации предприятий роз­ничной торговли.

В потребительской кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использова­ния или реконструкции действующих торговых предпри­ятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредото­чения магазинов по небольшим населенным пунктам.

Для определения уровня специализации розничной тор­говой сети рассчитывают коэффициент специализации сп) по формуле

К = сп СП " Оо '

где Qcn — количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);

Q 0 — общее количество магазинов в населенном пункте.

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных мага­зинов к общей торговой площади магазинов


или отношения розничного товарооборота специализиро­ванных магазинов к товарообороту всех магазинов

V

ту " Т. СП

Т. О

Рассчитав этот показатель приведенными тремя спосо­бами, молено составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в насе­ленном пункте, районе и т. д.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

Под типизацией понимают систему мероприятий, на­правленных на отбор технически совершенных и экономиче­ски эффективных типов магазинов.

Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей молено шире применять типовые решения по таким на­правлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и раз­мер торговой площади.

В зависимости от применяемых форм торгового обслу­живания и размера торговой площади предприятия роз­ничной торговли можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает в себя различные типы мага­зинов:


 




• универсальные магазины (Гипермаркет, Универсам (супермаркет), Универмаг, Универмаг «Детский мир», Магазин-склад, Гастроном и т. п.);

• специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Сыры, Минеральные воды и т. п.);

• специализированные непродовольственные магазины (Одежда, Обувь, Мебель, Хозяйственные товары и т. п.);

• магазины прочей товарной специализации (Природа, Семена, Книги и т. п.);

• неспециализированные продовольственные магазины (Продукты и т. п.);

• неспециализированные непродовольственные мага­зины (Дом торговли, Все для дома, Товары для жен­щин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.).

При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магази­нов. Она включает основные и дополнительные типы мага­зинов.

Основные типы магазинов представляют собой пред­приятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет ново­го строительства и реконструкции действующих предпри­ятий с изменением в случае необходимости их ассорти­ментного профиля.

Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании дейст­вующих торговых помещений.

Действующая номенклатура типов продовольственных и непродовольственных магазинов предусматривает не только магазины с универсальным ассортиментом соответствующих товаров (универсамы и универмаги), но и достаточно широ­кий перечень специализированных и узкоспециализирован­ных магазинов, подразделяющихся в зависимости от разме-


ров торговой площади на типоразмеры. Так, например, универсамы, расположенные в городах, могут иметь раз­меры торговой площади 400, 650, 1000, 1500 или 2000 м2, универмаги — 3500, 4500, 6500, 8500, 11000, 15500 или 22000 м2.

Кроме того, номенклатура предусматривает соответст­вующие типоразмеры магазинов для городов с численно­стью населения до 50 тыс. человек, от 50,1 до 100, от 100,1 до 250, от 250,1 до 500 и от 500,1 до 1000 тыс. чело­век.

Сеть магазинов потребительской кооперации представ­лена широкой номенклатурой, включающей основные ти­пы магазинов для проектирования и нового строительства и типы магазинов для переспециализации действующих предприятий.

Т\гпы магазинов для проектирования и нового строи­тельства также делятся на типоразмеры. К группе ведущих типов здесь следует отнести магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных то­варов — «Универмаг» и магазин с универсальным ассорти­ментом продовольственных товаров и отделом непродо­вольственных товаров повседневного спроса — «Универсам». Наиболее массовый тип предприятия этой группы — магазин по продаже товаров повседневного спроса. В эту же группу включены магазины «Продукты», «Промтовары», торгующие соответственно продовольст­венными и непродовольственными товарами различных групп, а также специализированные магазины по торговле продовольственными или непродовольственными товара­ми, комиссионные магазины и магазины-заготпункты раз­личной торговой площади.

Еще более разнообразна номенклатура типов магазинов для переспециализации, которая не предусматривает де­ление по размерам торговой площади и включает в основ­ном магазины по продаже отдельных продовольственных


товаров (молоко и молочные продукты; мясо и мясопро­дукты и т. д.), а также магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров (обувь, ткани, быто­вые электротовары и т. д.).

В отдельные группы розничных торговых предприятий выделены мелкорозничные предприятия: павильоны, ки­оски и передвижные предприятия торговли (автомагази­ны, суда-магазины и т. д.).

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связан­ных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Так, в послед­ние годы в городах появились супермаркеты — крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров и большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудова­нием. В них применяется прогрессивная технология.

В зарубежной торговле все более широкое распростра­нение получают гипермаркеты. В них, как и в супермарке­тах, применяется самообслуживание. Главное отличие ги-пермаркетов от других магазинов — очень большие (не менее 5000 м2) торговые площади и огромные объемы про­даж. Кроме того, в них применяется политика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в еди­ном контрольно-кассовом узле магазина при выходе. У ги-пермаркетов устраиваются большие стоянки для автома­шин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов на длительное время. Первые гипермаркеты уже появились и в крупных городах России.

В кооперативной торговле в перспективе могут полу­чить распространение кооперативные торговые центры, состоящие из трех интегрированных предприятий бизнеса: супермаркета с торговой площадью не менее 600 м2 и ба­зовым ассортиментом из 300 наименований товаров; кафе


быстрого питания и пекарни, реализующей свою продук­цию через супермаркет и другие предприятия торговли.

19.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рацио­нального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.

Решая вопросы размещения магазинов в городах, сле­дует учитывать влияние градостроительных, транспорт­ных, социальных и экономических факторов.

В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, разме­щение мест приложения труда, а также административ­ных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направ­ление и интенсивность основных потоков движения обще­ственного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относят необхо­димость снижения совокупных затрат времени на посеще­ние предприятий розничной торговли, достижение высо­кого качества торгового обслуживания.

Экономические факторы — обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения роз­ничных торговых: предприятий относятся равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.


 




..


Равномерность размещения предполагает расположе­ние магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, тор­гующим товарами повседневного спроса и обслуживаю­щим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость терри­ториального сближения магазинов разного товарного про­филя с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается разме­щения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продоволь­ственных товаров.

Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключается в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.

Магазины местного значения, зани­мающиеся обеспечением населения основными продоволь­ственными и непродовольственными товарами повседнев­ного и частого спроса, размещают в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах). Они обслуживают на­селение в пределах пешеходной доступности. Основным типом магазина местного значения является универсам. Радиус обслуживания магазинов этой группы составляет 500 м.

Магазины общегородского значения должны ' предоставлять населению возможность макси­мального выбора товаров и услуг. К этой группе магазинов относят универмаги, продовольственные магазины типа «Гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города.


Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, пред­ставляющих собой комплексы взаимосвязанных предпри­ятий торговли, общественного питания, а также предпри­ятий бытового и коммунального обслуживания, размещае­мых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле.

Переход к рыночным отношениям привел к необходи­мости новых подходов к развитию сети розничных торго­вых предприятий. Одной из возможных тенденций в фор­мировании розничной торговой сети в городах, по всей видимости, станет образование «торговых цепей», вклю­чающих в свой состав:

• продовольственные магазины самообслуживания с со­путствующими непродовольственными товарами, рас­считанные на каждодневные покупки, — супер­маркеты;

• крупные универсальные магазины с широким ассор­тиментом продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, расположенные преиму­щественно в пригородах и на трассах, с большими стоянками для автомобилей и рассчитанные в основ­ном на закупки товаров на неделю или на более дли­тельный период, — гипермаркеты;

• магазины, торгующие товарами по ценам более низ­ким по сравнению с другими предприятиями, — магазины-дискаунты.

Иные принципы положены в основу размещения роз­ничной торговой сети потребительской кооперации. Ее размещение должно обеспечить создание на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания, позволяющей населению приоб­ретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в города. Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обяза-


тельно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:

районные центры — города, поселки, крупные населен­ные пункты, являющиеся административными, экономи­ческими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;

межхозяйственные центры — малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;

внутрихозяйственные центры — центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а так­же центры производственных подразделений (отделений, бригад и т. д.);

рядовые населенные пункты, представленные в основ­ном мелкими поселениями.

Функциональная значимость каждого населенного пунк­та в общей системе расселения на территории сельского ад­министративного района, намечаемые изменения в разви­тии поселений должны в первую очередь учитываться при решении вопросов перспективного развития и размещения розничной торговой сети потребительской кооперации.

Например, при новом строительстве, перепрофилирова­нии и реконструкции действующих магазинов, располо­женных в районных и межхозяйственных центрах, в зави­симости от численности населения может быть следующий состав розничной торговой сети: магазины с универсаль­ным ассортиментом товаров — «Универсам» (торговой площадью от 250 до 850 м2) и «Универмаг» (торговой пло­щадью от 650 до 3500 м2), а также магазины «Продукты» (от 150 до 250 м2), «Сельхозпродукты» (от 150 до 1000 м2), «Хозтовары» (от 150 до 250 м2), «Книги» (от 70 до 250 м2), «Товары для приусадебного хозяйства» (от 100 до 400 м2). В сравнительно крупных населенных пунктах этих двух ти­пов (при численности жителей, соответственно, более 5 и


10 тыс. человек) целесообразно предусмотреть также мага­зины «Детский мир», «Культтовары», «Современное домаш­нее хозяйство», «Техника», «Сделай сам», «Хлеб», «Кулина­рия», «Комиссионные товары», магазины-склады по про­даже строительных материалов и топлива. Формируя сеть в таких населенных пунктах, следует иметь в виду, что к ним в наибольшей степени «тяготеет» население из насе­ленных пунктов других групп.

В населенных пунктах с численностью собственного насе­ления (или с общим количеством жителей на группу поселе­ний в радиусе пешеходной доступности) свыше 100 человек размещают магазины «Товары повседневного спроса». При меньшей численности населения и отсутствии стационар­ной торговой сети могут быть построены стационарные торговые предприятия торговой площадью 25, 50 или 75 м2 в составе предприятий, объединяющих, кроме магазина, чайную или буфет, помещение для выездного бытового об­служивания, для приема сельскохозяйственных продуктов от населения и других видов обслуживания, или же откры­ты магазины на дому. А при невозможности создания ста­ционарной торговой сети торговое обслуживание населе­ния должно осуществляться с помощью автомагазинов. Передвижные средства торговли должны также широко применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ.

Вопросы перспективного развития и размещения роз­ничной торговой сети потребительской кооперации долж­ны решаться с учетом происходящих изменений в эконо­мике обслуживаемых ею районов, финансовых возмож­ностей кооперативных организаций и других факторов на основе научно обоснованных перспективных схем разви­тия и размещения предприятий розничной торговли, раз­рабатываемых для каждого административного района.



ГЛАВА 20

УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВОК

МАГАЗИНОВ

20.1. Требования к устройству магазинов

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

• капитальности сооружения;

• размещению;

• особенностям объемно-планировочного решения;

• материалу стен и конструктивных элементов.

По капитальности торговые здания и сооружения под­разделяют на два вида — капитальные и облегченные. Ка­питальные здания и сооружения представляют собой строительные системы, имеющие замкнутый объем, проч­но связанные фундаментом с земельным участком и под­соединенные к инженерным коммуникациям. Они служат для размещения магазинов, облегченные — для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые ком­плексы. Отдельно стоящие здания специально предназна­чены для магазинов. Встроенно-пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристро­енных к ним специальных блоках. Торговые комплексы —


совокупность торговых предприятий, реализующих уни­версальный ассортимент товаров и оказывающих широ­кий набор услуг, объединенных единством хозяйственного обслуживания торговой деятельности. В торговый ком­плекс наряду с магазинами входят предприятия общест­венного питания и т. д.

В зависимости от особенностей объемно-планировоч­ного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания. Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необ­ходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удоб­ны для покупателей.

По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, камен­ные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и де­ревянные. Последние по степени огнестойкости относят к группе сгораемых зданий. В современных условиях ши­рокое внедрение получило строительство торговых зданий из сборных железобетонных конструкций индустриаль­ным методом.

Для размещения магазинов и предприятий обществен­ного питания могут быть использованы модульные торго­вые павильоны. Их молено устанавливать в виде конструк­ции «свод». Особенностью этих конструкций является проз­рачный или полупрозрачный свод в центре основного зала для магазина высотой до 3,5 м. С двух сторон от централь­ного свода расположены торговые модули.

Модули могут соединяться между собой и образовывать единые помещения значительной площади. Каждый мо­дуль имеет мощный металлический каркас, оцинкованную двухскатную крышу со сливами. Боковые стены отделаны


рифленым оцинкованным листом, окрашенным краской. Для внутренней отделки используется пластик или рифле­ный крашеный металлический лист. В качестве утеплителя используется экологически чистый негорючий и сверхтеп­лый материал «пеноизол».

Окна и двери модулей могут быть с зеркальными тони­рованными стеклами.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое уст­ройство здания, которое создает возможность рациональ­ной организации торгово-технологического процесса в ма­газине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом техноло­гических требований определяются состав помещений ма­газина, их размещение и взаимосвязь, схема движения то­варных и покупательских потоков.

Архитектурно-строительные требования предполага­ют прочность здания, строительство индустриальными ме­тодами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и ин­терьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптими­зацию материальных и трудовых затрат не только в про­цессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использова­нием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические требования определяют уст­ройство систем вентиляции, отопления, освещения, водо­снабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персона-


ла, но и для нормального осуществления торгово-техноло-гического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех по­мещениях магазинов необходимо предусматривать осве­щение, обеспечивающее нормальный режим работы пред­приятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться в определенное время.

Особые требования предъявляются к генеральному пла­ну и благоустройству участка, на котором размещен ма­газин.

Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей предусматривает наличие не­скольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благо­приятные санитарно-гигиенические и комфортные усло­вия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин ма­газина. Для сезонной торговли необходимо предусматри­вать площадки для установки сборно-разборных павильо­нов и организации базаров. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройст­ва у магазинов специальных стояночных площадок. Пло­щадь стоянки транспорта покупателей отводится с учетом действующих строительных норм и правил.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирова­ния, а также для построек хозяйственного назначения соз­дается хозяйственная зона. Как правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не ре­комендуется устройство дворов и надворных построек. В


хозяйственной зоне могут размещаться и технические со­оружения (пожарные резервуары и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.