Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология розничной продажи товаров 4 страница




Во-вторых, следует учитывать, что эффективное ис­пользование торговых площадей может быть достигнуто при условии оснащения магазинов торговым оборудовани­ем, имеющим достаточно большую площадь выкладки. При одной и той же установочной площади площадь вы­кладки товаров может быть различной в зависимости от типов и композиций торгового оборудования, количества элементов для выкладки товаров.

Для установления взаимосвязи между различными тех­нологическими зонами магазина важно знать емкость тор­гового оборудования и количество разновидностей това­ров, выкладываемых на одном метре островной или при­стенной горки. Эти показатели дают возможность опреде­лить не только эффективность использования торгового обо­рудования, но и установить для магазина оптимальный раз­мер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рас­считать потребность в завозе товаров, в транспорте и т. д.

Емкость оборудования зависит от его типа, используе­мых элементов и приспособлений для выкладки товаров, а


также от вида товаров, выкладываемых на нем. Определя­ется она по формуле

С0б = ^об ' -Кп.у " Л>

где С0б — емкость оборудования;

V0q — объем оборудования;

Кпу — коэффициент плотности укладки товаров;

jT — объемная масса товара.

Определение набора торговой мебели для конкретного магазина осуществляется в соответствии с действующими нормами технического оснащения магазинов, разработан­ной для него схемой технологической планировки, которая оформляется в виде чертежа.

Чертеж является основным технологическим докумен­том, по которому можно оценить степень рационально­сти разработанных технологических решений и произво­дить весь комплекс работ по техническому оснащению магазина.

Оформление чертежей должно производиться в соответ­ствии с правилами, изложенными в государственных стандартах и строительных нормах и правилах. Сначала вычерчивают план здания магазина с обозначением стен и перегородок, оконных и дверных проемов и т. д. Затем приступают к расстановке на чертеже торгово-технологи­ческого оборудования, «привязке» ассортимента товаров и составлению спецификации на оборудование.

Расстановка торгово-технологического оборудования дол­жна производиться в соответствии с нормативами, изло­женными в строительных нормах и правилах. Этими нор­мативами предусмотрена наименьшая ширина проходов между торговым оборудованием и стенами, перегородками или витринами при размещении торгового оборудования параллельно стенам, перегородкам или витринам; между


параллельно располагаемыми прилавками или горками; между кабинами контролеров-кассиров и т. д.

На схемах технологических планировок должны быть обо­значены индексы горок, прилавков, прилавков-витрин, ве­шал, столов и т. п., а также торцовых щитов для привит-ринных, островных и пристенных горок.

По схемам отдельных секций определяется количество стоек, ножек, кронштейнов, межстоечных щитов (стенок), полок, подшкафников, кассет и т. п. При этом следует учитывать, что между одинаковыми или различными ва­риантами пристенных и островных горок остается единая стойка, кронштейн и ножка.

Рассчитанная на основании схемы технологической планировки потребность в торговой мебели отражается в спецификации, с учетом которой производится постав­ка магазинам торговой мебели.

Потребность в других видах торгово-технологического оборудования определяется на основании примерных норм технического оснащения магазинов или расчетным путем.

Так, количество весоизмерительных приборов в торго­вом зале магазина определяется числом рабочих мест, на которых необходимы весы. Кроме того, нужно иметь ре­зерв для замены весов, вышедших из строя, а также для организации продажи товаров вне магазина. Потребность в весах для фасования определяется числом работников, занятых на этой операции. При определении контрольного количества товарных весов исходят из объема суточного грузооборота магазина, пропускной способности весов. Их подбирают таким образом, чтобы они обеспечивали высо­кую производительность труда, необходимую точность уче­та товаров по массе в магазине, а также при отпуске их получателям и при фасовании.

Контрольно-кассовыми машинами магазины оснащают­ся из расчета один кассовый аппарат на каждое рабочее место кассира-контролера. При этом рекомендуется неза-

438 J


висимо от типа магазина иметь одну резервную контроль­но-кассовую машину.

При определении потребности в торговом холодильном оборудовании учитывают объем реализации скоропортя­щихся продуктов и сроки их хранения, методы продажи товаров и т. д.

Потребность в торговом инвентаре определяют на осно­ве действующих норм технического оснащения магазинов, которые дифференцированы по типам магазинов и разме­рам их торговой площади.


ГЛАВА 22

ИНТЕРЬЕР

И РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОФОРМЛЕНИЕ МАГАЗИНА

22.1. Фирменный стиль и интерьер магазина

Успешное функционирование предприятия розничной торговли во многом зависит от использования для оформ­ления магазина элементов фирменности, с помощью кото­рых может быть создан его фирменный стиль.

Фирменный стиль создается путем использования еди­ных принципов оформления, цветовых сочетаний и обра­зов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торго­вого зала и т. д.

Основными составляющими фирменного стиля являются:

• товарный знак;

• фирменные цвета;

• логотип;

• рекламный слоган;

• рекламный персонаж.

Различают словесный и графический товарные знаки. Сло­весный товарный знак представляет собой название фирмы или предприятия, выполненное в определенной графической манере, оригинальным, запоминающимся шрисртом. ГрааЬиче-ский товарный знак — условное обозначение, принадлежащее данной фирме или предприятию и подлежащее регистрации. 440


Для оформления словесного и графического товарных знаков выбираются определенные фирменные цвета, а для особого начертания названия магазина — логотип.

Рекламный слоган представляет собой краткую фразу или девиз фирмы (предприятия).

В качестве рекламного персонажа (символа) фирмы мо­жет быть использован определенный персонаж, выступаю­щий от имени фирмы при рекламных и других мероприя­тиях. Он способствует лучшему запоминанию рекламы.

Основными носителями фирменного стиля могут высту­пать:

• вывеска над входом или у входа в магазин;

• элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки);

• различные виды витрин;

• торговое оборудование;

• указатели и вывески в помещении магазина;

• ценники, наклейки и этикетки;

• пакеты;

• коробки и различные упаковочные материалы;

• одежда персонала.

Использование тех или иных фирменных элементов зави­сит от типа и размера торговой площади магазина, места его расположения и других факторов. Путем рационального со­четания фирменных элементов магазину может быть придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.

Рациональное планировочное решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной организации совершаемых здесь торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под ко­торым следует понимать как оформление торгового зала, так и организацию внутреннего пространства помещения и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.


Поэтому художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решенных задач:

• создания оптимальных пропорций помещений, расста­новки оборудования с учетом положения колонн, лест­ниц, пандусов, эскалаторов, основных проходов и т. д.;

• расположения витрин и различных средств рекламы;

• отделки полов, потолков, стен и колонн;

• цветовой характеристики помещений;

• расположения светильников и местных подсветов;

• устройства подвесных потолков, коробов, стояков с учетом архитектуры пространства торгового зала.

При решении интерьера торгового зала следует иметь в виду необходимость создания оптимальных условий для показа товаров и обеспечения максимальных удобств по­купателям для совершения покупки.

Основным средством художественной выразительности интерьера магазина являются отделочные материалы, под­бор которых следует осуществлять в соответствии со спе­цификой, функциональным назначением, размером и ар­хитектурно-пространственной композицией розничного торгового предприятия на основании их эксплуатацион­ных и эстетических качеств.

Определяющими факторами при подборе отделочных материалов являются основные физические характеристи­ки. Материалы, используемые для отделки помещений тор­говых залов, должны быть красивыми, прочными, износо­устойчивыми, звукопоглощающими, водоотталкивающими, гигиеничными, удобными для эксплуатации. Они должны отвечать требованиям эстетики и быть дешевыми.

При отделке различных типов магазинов некоторые тре­бования становятся решающими для выбора материала. Так, для отделки стен, перегородок и колонн в продовольст­венных магазинах должна применяться гладкая влагостой­кая отделка, которая не должна менять свою поверхность при влажной уборке, при дезинфекции. Здесь не допуска-442


ется применять отделочные материалы, собирающие пыль, перфорированные материалы и т. д. Для таких магазинов больше подходят такие материалы, как керамические гла­зурованные плитки, слоистые пластики, поливинилхлорид-ные пленки и т. д.

Отделка поверхностей в непродовольственных магази­нах может создавать любую фактуру (гладкую, шерохова­тую и т. д.).

Не следует предусматривать в торговом зале мозаичные панно, витражи и сложные архитектурные детали, по­скольку они будут отвлекать внимание покупателей от реа­лизуемого в магазине товара. Подобные художественные средства уместны только в отдельных местах торгового за­ла для указания направления движения, обозначения ле­стничных клеток и т. п.

Для покрытия полов должны использоваться материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляе­мостью истиранию. Поверхность полов должна быть ров­ной, нескользкой, влагоустойчивой. Чем меньшей скольз­костью и теплоусвоением и, вместе с тем, большей упру­гостью и звукопоглощающей способностью обладает пол, тем лучшими будут условия для покупателей и торговых работников. Желательно, чтобы в конструкциях пола пре­дусматривалась возможность периодического ремонта от­дельных износившихся или поврежденных участков без полной смены покрытия.

Облицовка нижнего яруса стен торгового зала может быть заменена пристенным оборудованием. Применение перфорированных щитов и набора навесных приспособле­ний для выкладки и показа товаров позволяет использо­вать стены и колонны для их экспозиции. Облицовка ко­лонн производится твердыми и высокопрочными материа­лами, что особенно касается колонн, находящихся в тран­зитных зонах и в наибольшей степени подвергающихся механическим воздействиям.


Для облицовки стен, находящихся вне пределов зоны контакта с покупателями и не подвергающихся воздейст­виям, связанным с технологическим процессом, применя­ются декоративные штукатурки, окраска с фактурными отделками. Подбор отделочных материалов для стен опре­деляется в основном с учетом их художественно-декора­тивных свойств.

При проектировании интерьера торгового зала можно акцентировать внимание на одной или нескольких стенах. Этого можно добиться с помощью цвета и фактуры отдел­ки, используя, в зависимости от архитектурного решения интерьера, профилированные деревянные рейки, литые гипсовые рельефные плиты, природный камень, лицевой кирпич, металлические штампованные элементы и т. д.

Одним из самых важных и самых выразительных архи­тектурных элементов торгового зала является потолок, для отделки которого можно использовать лакокрасочные соста­вы, гипсовые или рельефные плитки и другие материалы.

Очень удобны подвесные потолки, с помощью которых можно скрыть системы инженерного оборудования и со­вместить функции отделки, искусственного освещения и акустики. Они могут быть разных конструктивных систем, светящимися, полусветящимися, акустическими. Для их от­делки можно использовать звукопоглощающие и перфориро­ванные древесноволокнистые и гипсовые плиты, перфори­рованный алюминий, молочное стекло и другие материалы.

Решение отдельных элементов интерьера должно нахо­диться в полном соответствии с общим архитектурно-пространственным решением торгового зала. Сочетание материалов, используемых в интерьере, должно быть гар­моничным по фактуре, цвету, массе. При этом очень важ­ным является расположение материалов с учетом конст­руктивной логики.

При строительстве магазинов из материалов с высокой степенью теплоизоляции стены имеют небольшую (до 20 см)


толщину, а стекла оконных проемов составляют с ними единую поверхность, что создает ощущение легкости в ин­терьере торгового зала.

В зависимости от климатических условий применяется различная ориентация оконных проемов. В районах с жарким климатом в оконных проемах устанавливаются специальные солнцезащитные элементы, в условиях холод­ного климата — двойное остекление.

Особые требования предъявляются к освещению торго­вого зала. Для определения степени естественного освеще­ния рассчитывается световой коэффициент с) по сле­дующей формуле:

Лс —,

&п. т. з

где S з.п — площадь застекленной поверхности;

SnT3 — площадь пола торгового зала.

Этот показатель должен составлять не менее 0,125. Ес­тественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, не­удачного расположения магазина и т. д. Поэтому для ос­вещения торговых залов магазинов широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь благоприятный спектраль­ный состав. Искусственная освещенность торговых залов, как и других помещений магазинов, нормируется в зави­симости от характера применяемых электрических ламп (накаливания или люминесцентные).

При решении интерьера торгового зала магазина необ­ходимо учитывать местные особенности и национальные традиции.

Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эс­тетическим и эргономическим требованиям. Фактор эрго-


номики должен учитываться при организации основных функциональных зон, при расстановке и конструировании основных элементов интерьера торгового зала, выборе раз­меров оборудования.

В интерьерах торговых залов должна широко использо­ваться реклама, информирующая о наличии товаров, о ближайшем их поступлении, о расположении торговых от­делов, мест отдыха, стола находок и т. п.

22.2. Рекламно-информационное оформление магазина

В торговле используются разнообразные рекламные и информационные средства, многие из которых применя­ются для рекламного оформления магазина. Они пред­ставляют собой носители информации, с помощью кото­рых до покупателей доводится определенное рекламное

сообщение.

Рекламно-информационное оформление магазина удоб­нее осуществлять по предварительно разработанному про­екту. При разработке такого проекта следует ознакомиться с расположением здания, его архитектурно-строительными особенностями, технологической планировкой торгового зала, организацией торгово-технологического процесса.

Осуществляя комплексное рекламно-информационное оформление магазина, необходимо придерживаться при­нятого для него стиля рекламного оформления.

Внешняя информация торгового предприятия, как пра­вило, включает вывеску, состоящую из названия магазина, отвечающего типу предприятия, фирменного знака, а так­же указателя времени работы магазина. Для изготовления вывески можно использовать унифицированные короба, изготовленные обычно из металлических каркасов и белого


полистирола. На короба наносится изображение фирменно­го знака и букв. Короба крепятся на фасаде зданий.

Изготовление, форма вывесок регламентированы. Они регистрируются, за их использование взимается арендная плата.

Кроме вывесок применяются указатели, размещаемые вблизи магазинов, на остановках транспорта и в других местах скопления людей. С их помощью можно сообщить адрес магазина, направление движения к нему и т. д.

При входе в магазин должна быть размещена информа­ция не только о времени его работы, но и о расположении основных товарных групп. По мере продвижения покупа­теля в торговый зал его следует сориентировать так, чтобы он мог без затруднений найти интересующий его потреби­тельский комплекс или товарную секцию, контрольно-кассовый узел и т. д.

С помощью унифицированных рекламных средств, со­временных методов оформления отдельных зон торгового зала и создания условий для хорошего обозрения товаров можно добиться единого, типового стиля оформления ин­терьера, характерного для магазинов соответствующей фир­мы и определяющего общую картину торгового зала.

Для рекламного оформления магазинов широкое рас­пространение получили пиктограммы. С их помощью ори­ентируют покупателей в торговом зале, информируют о предлагаемых услугах. Они облегчают нахождение товар­ных групп, отдельных товаров. Разработаны пиктограммы для различных групп товаров и рекомендованы для ис­пользования в магазинах различных форм собственности. Выполняются они в реалистической обобщенной манере и представляют собой стилизованное изображение товара, заключенное в рамки различной (для продовольственных и непродовольственных товаров) конфигурации.

При оформлении торгового зала необходимо иметь в ви­ду, что слишком большое количество рекламных элементов


 




плохо воспринимается покупателями. Это особенно харак­терно для небольших магазинов. Не рекомендуется исполь­зовать слишком много контрастных цветов, что вызывает чувство утомления.

При выборе цветов следует учитывать их значение и влия­ние на человека, а также соответствие назначению товара. Большую роль играют оттенки цвета, а также цветовые соче­тания. Так, например, лучше всего воспринимается сочетание цветов синего на белом, черного на желтом, зеленого на белом, черного на белом и хуже всего — красного на зеленом.

Одним из основных элементов оформления магазина является торговое оборудование, при выборе и расстанов­ке которого следует учитывать сочетание практической и эстетической сторон. Оно не должно «противоречить» дру­гим элементам оформления торгового зала. Форма и кон­струкция оборудования, особенности стиля и способов вы­кладки товаров, сочетание цветов, рекламные тексты должны создавать единый, законченный ансамбль.

Большое влияние на общее впечатление о магазине ока­зывают витрины. Они помогают знакомиться с основным ассортиментом товаров в магазине. Это средство рекламы находится непосредственно на месте продажи товаров, и покупатель, ознакомившись с товаром, рекламируемым в ней, может сразу же купить его. Кроме того, на покупателя существенное влияние может оказать наличие других по­купателей, разглядывающих этот же товар в витрине. Из­вестно, что влияние витрин на стимулирование продажи увеличивается в несколько раз, если показ товара в них сочетается с его рекламой в газете или других средствах массовой информации.

С помощью витрин информируют покупателей о товар­ном профиле магазина, рекламируют новые товары, про­грессивные методы продажи, дополнительные услуги, оказы­ваемые магазином. Они являются украшением магазинов и улиц населенных пунктов.


По характеру оформления витрины принято подразде­лять на товарные, товарно-декоративные и сюжетные.

В товарных витринах не используют декора­тивные элементы. Для их оформления применяют только товары.

Товарно-декоративные витрины оформ­ляют с применением товаров и декоративных элементов (макеты, цветы и т. п.).

Сюжетные витрины оформляют по мотивам известных сказок и т. п.

Товарные витрины могут быть узкоспециализированные (для показа какого-либо одного вида товара), специализи­рованные (для экспонирования товаров одной группы) и комбинированные (для показа товаров нескольких товар­ных групп).

С учетом технического устройства их подразделяют на статические и электродинамические. Для оборудования статических витрин применяют неподвижное витринное оборудование и инвентарь. Электродинамические витри­ны служат для демонстрации товаров в движении.

В витринах могут также использоваться звуковые уста­новки и световые эффекты.

Для демонстрации образцов скоропортящихся продук­тов применяют охлаждаемые витрины.

Оформление товарных витрин должно осуществляться с соблюдением определенных требований. Основным эле­ментом их оформления должны быть натуральные образцы товаров. В витринах должны выставляться только те това­ры, которые имеются в продаже.

Особое внимание должно быть уделено рекламированию новых товаров, с которыми покупатели еще не знакомы.

Нельзя перегружать витрину товарами, декоративными элементами или инвентарем, так как это затрудняет ос­мотр ее покупателями. На всех выставленных в витрине товарах должны быть ценники.


Размещая в витрине товары и декоративные элементы, следует соблюдать и другие принципы. К их числу относят: равновесие, устойчивость и ритм.

Равновесие означает симметричное или асиммет­ричное размещение одинаковых по размерам товаров в

витрине.

Для обеспечения принципа устойчивости более крупные предметы должны располагаться в основании выставки товаров.

Ритм выражается в последовательно повторяющихся, расположенных на одинаковых или пропорциональных рас­стояниях элементах оформления, что обеспечивает строй­ность витрины.

При оформлении витрин важное значение придается правильному цветовому решению, которое достигается со­четанием цвета товаров, декоративных элементов и фона витрины. Цветовое решение витрины зависит от реклами­руемого товара, времени года, а также от композиции

витрины.

Для освещения витрин могут быть использованы люми­несцентные лампы, лампы накаливания и зеркальные лампы. Их применяют отдельно или в определенных ком­бинациях. Освещение витрины должно обеспечить наи­лучшие условия для восприятия формы, цвета и фактуры демонстрируемых товаров.

Оформление витрин осуществляется на основе предва­рительно разработанных эскизов. Частота смены оформле­ния витрины зависит от ее назначения и места располо­жения, особенностей демонстрируемых в ней товаров и некоторых других факторов. Наиболее частой смены экс­позиции требуют внутримагазинные витрины.

Товарные витрины нуждаются в постоянном уходе. Нельзя допускать замерзания и запотевания витринных стекол. Они должны быть чистыми и прозрачными. Вы­ставленные в витрине товарные образцы следует предо-


хранять от выгорания, для чего в весенне-летний период года применяют тенты с козырьками.

Эффективное рекламное воздействие на покупателей оказывает выкладка товаров на торгово-технологическом оборудовании. В магазинах, где продажа товаров осущест­вляется через прилавок обслуживания, товары выклады­вают на пристенном и прилавочном оборудовании.

Выкладка должна привлекать покупателей, информиро­вать их об имеющихся в продаже товарах. Здесь широко должны быть использованы пояснительные тексты, ценни­ки и т. д. Очень важное значение имеет рациональная вы­кладка и показ товаров в магазине самообслуживания, где реклама в известной мере принимает на себя функции продавца.

В магазине самообслуживания весь торговый зал дол­жен представлять собой выставку товаров. Выкладка то­варов здесь несет основную рекламную нагрузку, помогая покупателю правильно ориентироваться в торговом зале, способствуя ускорению выбора товаров.

Кроме перечисленных средств рекламы в магазинах ис­пользуют световую рекламу в виде вывесок, указателей, табло и т. д. Для их размещения используют фасады и крыши зданий, витрины, торговые залы магазинов.

Применяемые в магазине рекламные средства следует сочетать с внутримагазинной информацией. К основным средствам внутримагазинной информации относят указа­тели, ценники, объявления, информационные схемы.

Средства информации необходимо размещать так, что­бы покупатели при входе в торговый зал получили подроб­ную информацию о размещении товаров, направлениях покупательского потока. Указатели товарных групп концентрируются, как правило, в зонах выкладки товаров над торгово-технологическим оборудованием, в проходах или на границе их, у входа в торговый зал. Информацион­ные указатели устанавливают перпендикулярно к направ-


лению движения покупательских потоков. Уровень их под­вески избирается с условием обеспечения наилучшего вос­приятия их под различными углами зрения.

Выложенные на торгово-технологическом оборудовании товары должны иметь четкие, правильно Ьформленные ценники. Их изготовляют из бумаги, картона или пла­стмассы. Бумажные ценники должны содержать следую­щие реквизиты: наименование товара, артикул, сорт, раз­мер, рост и цену.

Если наименование, вес и сорт товара обозначены на упаковке, то в ценнике указывают только стоимость еди­ницы товара. Удобны крупноформатные ценники, которые информируют покупателей об особенностях товара, спосо­бах применения и т. д.

Ценники размещают на различных приспособлениях для выкладки товаров. Некоторые из этих приспособлений (полки, консоли и т. д.) имеют специальные устройства для прикрепления ценников — ценникодержатели.


ГЛАВА 23

ОРГАНИЗАЦИЯ

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ

И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ

23.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине представ­ляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммер­ческих) и технологических операций и является завер­шающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торго­во-технологического процесса товародвижения подключа­ются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Структура торгово-технологического процесса, последо­вательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового пред­приятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе иг­рают коммерческие операции. Их своевременность и каче­ство выполнения влияют на широту и глубину ассортимен-



та предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу та­ких операций относят изучение спроса покупателей, состав­ление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естест­венно, что в самостоятельных торговых предприятиях харак­тер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

В общем виде схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания с отделом индивидуального обслуживания покупателей через прилавок представлена на рис. 25.

* Таким образом, торгово-технологический процесс в мага­зине можно разделить на три основные части:

• операции с товарами до предложения их покупателям;

• операции непосредственного обслуживания покупателей;

• дополнительные операции по обслуживанию покупа­телей.

На качество торгового обслуживания существенное влия­ние оказывают операции с товарами до предложения их по­купателям. К ним относят:

разгрузку транспортных средств;

доставку товаров в зону приемки;

приемку товаров по количеству и качеству;

доставку товаров в зону хранения, подготовки к прода­же или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

хранение товаров;

подготовку товаров к продаже;

перемещение товаров в торговый зал;

выкладку товаров на торговом оборудовании.

Для того, чтобы обеспечить высокое качество обслужи­вания покупателей, в магазине должен постоянно изучать­ся спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров.


Работники магазина обязаны обеспечить квалифициро­ванную приемку поступивших товаров. В магазине долж­ны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегча­ется процесс непосредственного обслуживания покупате­лей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

Наиболее ответственную часть торгово-технологи-ческого процесса в магазине составляют операции непо­средственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

встреча покупателя;

предложение товаров;

отбор товаров покупателями;

расчет за отобранные товары;

оказание покупателям дополнительных услуг.

На этой стадии торгово-технологического процесса ме­жду покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые от­ражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного озна­комления покупателя с предлагаемым ассортиментом то­варов, для удобной отборки им товаров и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.