Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и взаимосвязь помещений магазина




Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования тор-гово-технологического процесса.

Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствую­щей их взаимосвязи составляет его технологическую пла­нировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:

• торговые;

• для приемки, хранения и подготовки товаров к про­даже;

• подсобные;

• административно-бытовые;

• технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в об­щей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупате­лей, оказывают влияние на построение торгово-техноло-гического процесса в магазине, на экономические показа­тели его работы.


К помещениям для приемки, хранения и подготовки то­варов к продаже относят приемочные, разгрузочные, кла­довые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплекто­вочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хра­нения тары и контейнеров, экспедиции по доставке то­варов на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, поме­щения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбу­ры, вестибюли.

К административно-бытовым помещениям, относят служебные помещения аппарата управления, пункты пита­ния персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения. Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теп­лового узла или котельной, радиоузел, камеры кондицио­нирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ни­ми. Так, планировка торговых помещений, а также поме­щений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых поме­щений должна отвечать следующим основным требо­ваниям:

V торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торго­вом зале, используя кратчайшие пути движения то­варов;

• оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;


• торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим пу­тем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

• помещения для хранения товаров должны быть непро­ходными, с максимально приближенными к ним поме­щениями для приемки и подготовки товаров к продаже;

• помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемоч­ной или разгрузочной рампы;

• пункт приема посуды от населения должен иметь от­дельный вход и быть соединен с разгрузочной плат­формой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;

• административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с поме­щениями для приемки, хранения и подготовки това­ров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаи­мосвязь. Например, необходимо планировочное объе­динение помещений для отдыха и буфета. Гардероб­ные помещения, санузлы, моечные должны быть свя­заны со всеми группами помещений магазина.

Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для по­купателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-техноло-гического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персо­нала, высокий уровень производительности труда работ­ников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материаль­ных ценностей на торговых предприятиях. 376


20.3. Устройство и планировка торгового зала

и помещений для приемки, хранения

и подготовки товаров к продаже

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в об­щей площади магазина. Он служит для размещения рабо­чего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале ор­ганизованы рабочие места продавцов, кассиров, продав­цов-консультантов, кассиров-контролеров и других работ­ников магазина. Поэтому устройство и планировка торго­вого зала должны отвечать требованиям рациональной ор­ганизации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупа­тельского потока; обеспечение кратчайших путей движе­ния товаров из зон хранения и подготовки товаров к про­даже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориен­тации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможно­сти установки торгового оборудования.

Торговый зал молено разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабо­чих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.

Установочная тглощадъ магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным


для выкладки, демонстрации товаров, проведения денеж­ных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включа­ется и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей от­водится 27-30% площади торгового зала.

Степень эффективности использования площади торго­вого зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

где Ку — коэффициент установочной площади;

Sy — установочная площадь, м2;

■S-г.з — площадь торгового зала, м2.

Однако эффективность использования площади торго­вого зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы ус­тановочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при осна­щении торгового зала оборудованием, имеющим достаточ­но большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и на­клонных плоскостей торгового оборудования, используемо­го для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Для островных и пристенных универсальных горок экс­позиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щи­тов с кронштейнами — как произведение длины крон­штейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту;


подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их ос­нования на количество полок; для корзин или других това-роносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади вы­кладки товаров) к площади торгового зала:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.