Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология розничной продажи товаров 5 страница




Третья часть торгово-технологического процесса вклю­чает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказа­ние им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.).»■ Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:


 

• обеспечение комплексного подхода к его построению;

• создание максимальных удобств для покупателей;

• достижение наиболее рационального использования, помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

• создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

• обеспечение необходимой экономической эффектив­ности работы магазина.

23.2. Организация и технология операций

по поступлению и приемке товаров

в магазине

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Раз­грузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Автоконтей­неры разгружают с помощью гидрокрана, которым обору­дован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снима­ют с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которы­ми оборудован автомобиль, или ручного водила.

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена мате­риальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в


 




соответствии с правилами, установленными в инструкци­ях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребле­ния по количеству» и «О порядке приемки продукции про­изводственно-технического назначения и товаров народ­ного потребления по качеству»1. Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязатель­ных правилах не предусмотрен иной порядок приемки то­варов. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хо­рошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступив­ших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-тран­спортных накладных и других сопроводительных доку­ментов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих доку­ментов, а поступившие товары принимают на ответствен­ное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определен­ные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в откры­той или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в мо­мент получения их от поставщика, по массе нетто и коли­честву товарных единиц в каждом месте — одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортя­щиеся товары — не позднее 24 ч с момента получения то-

1 В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. № 18 поря­док приемки товаров по количеству и качеству, установленный дан­ными инструкциями, может применяться только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.


варов. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более про­должительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позд­нее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позд­нее 48 ч после поступления.

Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводитель­ных документах.

Массу нетто проверяют в порядке, установленном стан­дартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновремен­но с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров — немедленно после ее освобождения, ес­ли иные сроки не определены в договоре. В акте о результа­тах проверки массы тары указывают также массу нетто то­варов.

Выборочная проверка количества товаров с распро­странением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техниче­скими условиями или иными обязательными правилами и договорами.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обес­печить сохранность товаров, а также принять меры к то­му, чтобы они не смешались с другими однородными това­рами. О выявленной недостаче составляют акт за подпи­сями лиц, принимавших товар.

В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных Документах либо на трафарете, магазин не должен вскры­вать тару и упаковку.


Для участия в окончательной приемке товаров и состав­ления двустороннего акта следует пригласить представите­ля одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или в нарушенной таре изготови­теля, не являющегося отправителем, вызывают представи­теля одногороднего изготовителя. Представитель иного­роднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) должен прибыть не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся то­варам — в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором.

Вызов представителя отправителя (изготовителя) на­правляется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам — немедленно после обна­ружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.

При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальнейшую приемку проводят с участием представителя общественности организации, в ведении которой находится магазин. Представитель общественности выделяется реше­нием профсоюзного комитета. Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, не могут быть представителями общественности, выделяе­мыми для участия в приемке товаров в магазине. Нельзя выделять в качестве представителя общественности пред­приятия-получателя: руководителей магазинов или их за­местителей, даже если они не являются материально ответ-


ственными лицами; бухгалтеров, товароведов, работа кото­рых связана с учетом, хранением, приемкой и отпуском ма­териальных ценностей; работников юридической службы.

По результатам окончательной приемки товаров состав­ляют акт. В нем указывают количество недостающих то­варов, их стоимость, приводят сведения о том, что опреде­ление количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему при­лагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, пре­дусмотренные правилами приемки товаров.

Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.

Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца по­сле составления акта, а в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях — в течение двух месяцев.

Если товары поступили в таре-оборудовании с исправ­ными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопро­водительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и соответствие оттисков на плом­бах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправно­сти тары-оборудования и чехлов, работник магазина, при­нимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной плом­бой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.

При нарушении целостности пломбы или неисправности тары-оборудования составляют акт, в котором указывают расхождения по всей поступившей партии товаров с со-


проводительными документами. Акт составляют по уста­новленной форме в четырех экземплярах.

Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по ка­честву должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где распо­ложен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся — в течение 24 ч) с момен­та их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам — остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящих­ся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 48 ч с момента их поступления в магазин.

В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют ка­чество и комплектность товаров, а также соответствие та­ры, упаковки и маркировки товаров установленным тре­бованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачествен­ные или некомплектные товары, то приемку приостанавли­вают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые усло­вия для сохранности поступивших товаров.

Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногород-него отправителя (изготовителя) или, если это предусмотре­но договором, представитель иногороднего отправителя (из­готовителя). Вызов представителя отправителя (изготовите­ля), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те лее сроки, что и при приемке товаров по количеству.


Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке — с участием представителя общественности, назна­ченного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Акт о приемке товаров по качеству содержит следую­щие сведения:

наименование и адрес магазина-получателя товаров; номер и дату составления акта;

место приемки товаров, время начала и окончания при­емки;

фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в при­емке товаров по качеству и составлении акта, место их ра­боты, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качест­ва товаров, а также указание о том, что эти лица ознаком­лены с правилами приемки товаров по качеству;

наименование и адрес изготовителя (отправителя) и по­ставщика;

дату и номер уведомления о вызове представителя изго­товителя (отправителя) или отметку о том, что вызов пред­ставителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;

дату и номер договора на поставку товаров и сопрово­дительных документов;

дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транс­портного средства, время доставки груза в магазин;

номер и дату коммерческого акта (акта, выданного ор­ганом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара;

условия хранения товаров на складе магазина до со­ставления акта;

состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров; исправность пломб и правильность оттисков на них.


Указывают также количество (массу), полное наимено­вание и список предъявленных к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. От­мечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их воз­никновения.

В акт могут быть внесены и другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с га­рантийным сроком службы, акт составляют в течение пя­ти дней с момента их выявления, но в пределах установ­ленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступле­ния товаров.

Магазин обязан принять на временное хранение недоб­рокачественные или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании.

Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензия о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т. д.).

Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию то­варного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.


23.3. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине преду­сматривает их правильное размещение и укладку, созда­ние оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально от­ветственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудо­вании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подто­варниках, товары в промышленной таре — на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по при­знаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологиче­ские свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

Непродовольственные товары, а также продовольствен­ные товары с длительными сроками реализации (нескоро­портящиеся товары) хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запа­хами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.

Для размещения гастрономических товаров используют холодильные камеры или шкафы, при этом копчености и колбасные изделия хранят в подвешенном состоянии.

Рыбные тузлучные товары должны быть полностью по­крыты тузлуком.


 




Диетические яйца хранят при температуре от О до 20°С — 7 дней, столовые — при температуре не выше 20°С — 25 суток, при температуре от 0 до -2°С — не более 120 суток.

Сухие детские молочные смеси хранят на предприятиях торговли при температуре не выше 10°С и относительной влажности воздуха не более 75%. Реализация их должна осуществляться в сроки, установленные для каждого вида продукта.

Мороженое промышленного производства хранят при температуре не выше -12°С.

Майонез хранят в затемненных помещениях при темпе­ратуре от 3 до 18°С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хра­нения для каждого вида продуктов.

Охлажденная рыба должна храниться в таре, в которой она поступила от поставщика. Температура ее хранения должна быть -2°С. Срок хранения — 48 ч. Мороженая ры­ба хранится в ящиках, уложенных в штабеля с прокладкой реек между ними в соответствии с требованиями норма­тивно-технической документации.

Живая рыба хранится в аквариуме, в теплое время года — не более 24 ч, в холодное — не более 48 ч при температуре 10°С в чистой воде.

Хранение сыпучих продуктов должно производиться в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, при относительной влажности воздуха не более 75%. Нерасфасованные про­дукты хранят в мешках штабелями на поддонах, на рас­стоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75 см.

Поваренная пищевая соль хранится изолированно от других продуктов. Иодированная соль имеет гарантийный срок хранения 6 месяцев с момента выработки, по истече­нии которого она реализуется как обычная пищевая.


В холодильных камерах и шкафах при температуре 6°С хранят мясо и мясные продукты, уложенные на подтовар­ники или подвешенные на крюках. Для удлинения срока хранения охлажденного мяса с 5 до 25 суток может быть использована новая технология хранения, основанная на сочетании холодильного эффекта с действием ультрафио­летовых лучей.

Овощи и фрукты хранят в затаренном виде в хорошо вентилируемых кладовых без естественного освещения.

Замороженные плоды и овощи хранят в низкотемпера­турных холодильных камерах и прилавках при температу­ре не выше -18°С в течение 3-5 дней.

Очень ограниченные сроки хранения (от 6 до 36 ч) име­ют торты, пирожные, бисквитные рулеты, относящиеся к особо скоропортящимся продуктам. Их хранят при темпе­ратуре 2-6 °С.

Вина хранят при температуре 8-16°С, пиво — не выше 12°С, газированные безалкогольные напитки, морсы и квасы — при температуре 2-12°С.

Специфических условий хранения требуют и непродо­вольственные товары. Так, верхнее готовое платье разве­шивают на плечиках в шкафах или на вешалах. Белье размещают стопками или в коробках на полках стеллажей. Ткани, штучные текстильные изделия в коробках хранят на стеллажах. Трикотажные изделия хранят рассортиро­ванными по видам, моделям, размерам, ростам и другим признакам.

Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок — не более пяти рядов, причем обязательно прокладывают картон между рядами. Ре­зиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упа­ковке или распакованной. Валяную обувь хранят в фабрич­ной упаковке штабелями с высотой укладки не более 1,5 м.

Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах.


Меховые товары рекомендуется хранить в вентилируе­мых, слабоосвещенных помещениях при температуре 0-8°С. Меховую одежду размещают на вешалах в полиэтиленовых чехлах.

Художественные изделия следует хранить в сухих отап­ливаемых помещениях, не допуская резких колебаний температуры.

Для хранения ювелирных изделий из драгоценных ме­таллов используют несгораемые шкафы.

Стеклянные и керамические изделия хранят распако­ванными на полках стеллажей.

Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварники на расстоянии от пола не менее 20 см в рас­правленном виде лицевой стороной вверх.

Большинство культтоваров, электротовары хранят в за­водской упаковке. Крупногабаритные товары размещают на подтоварниках, товары в небольшой промышленной упаковке — на стеллажах.

Хранение непродовольственных товаров в магазине может быть организовано по товарным группам (обувь, готовое платье и т. д.) или по потребительским комплексам («Товары для мужчин», «Товары для дома» и т. п.). При хра­нении товаров по потребительским комплексам необходи­мо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных по­требительских комплексов.

Температуру и относительную влажность воздуха в по­мещениях контролируют при помощи термометров и пси­хрометров и при необходимости регулируют. При повы­шенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной — воздух в помещениях увлажняют (раз­брызгивают воду и т. д.).

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и по-


дачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал по­дают ранее завезенные товары.

Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размеща­ют товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реа­лизация которых осуществляется сравнительно медленно.

За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распа­кованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств това­ров, вида тары и т. д.

На стеллажах размещают товары в распакованном виде.

Укладывают их стопками, рядами, маркировкой нару­жу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укла­дывать их в округленных количествах (десятками и т. д.).

В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При шта­бельной укладке используют подтоварники или поддоны. При определении высоты штабельной укладки учитывают установленную предельную норму нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза и т. д. Если в мага­зине не используются механизмы для подъема груза, то гру­зы массой более 50 кг нельзя укладывать в штабеля высо­той, превышающей 2 м.

Размещенные на стеллажах и в штабелях товары долж­ны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопитель­ных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следу­ет периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.


 




В процессе хранения товаров, так же как и при осуще­ствлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т. д.), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые поте­ри), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

Действующие нормы естественной убыли установлены на реализуемые вразвес стандартные продовольственные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине, а также при подготовке к продаже и продаже товаров вследствие:

• усушки;

• распыла;

• раскрошки, образующейся при продаже товаров, за исключением обсыпной карамели и сахара-рафинада;

• утечки (таяние, просачивание);

• розлива при перекачке и продаже жидких товаров;

• расхода веществ на дыхание (мука, крупа).

Кроме того, в нормы включены масса полимерной плен­ки, фольги и пергамента, удаляемых при продаже сыров, поступивших упакованными в указанные материалы, а также концы оболочек, шпагат и металлические зажимы, удаляемые при подготовке к продаже колбасного копчено­го сыра.

В норму естественной убыли не включены:

нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей и рыбы, продаваемой после предварительной разделки;

зачистки сливочного масла, а также крошка, образую­щаяся при продаже обсыпной карамели и сахара-рафинада. Зачистки и крошка сдаются на переработку и списываются по накладным, по которым эти отходы были сданы;

всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фак­тической массой тары и массой по трафарету (завес тары);


фактические дополнительные потери, связанные с реа­лизацией товаров методом самообслуживания, в пределах установленных норм.

Действующие нормы естественной убыли товаров явля­ются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров ока­жется недостача против учетных остатков.

Естественная убыль товаров списывается по фактиче­ским размерам, но не выше установленных норм. Ее спи­сание может производиться только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета.

Недостача товаров в пределах установленных норм есте­ственной убыли списывается с материально ответственных лиц по тем ценам, по которым товары были оприходованы.

Нормы естественной убыли применяются лишь к това­рам, проданным за отчетный период, независимо от срока хранения их в розничном торговом предприятии.

Действующие нормы естественной убыли не применя­ются к штучным товарам, а также к товарам, поступив­шим в розничные торговые предприятия в фасованном виде. Однако на товары, фасуемые в магазинах, нормы естественной убыли применяются в таком же размере, как и на нефасованные товары.

При исчислении размера естественной убыли в пределах установленных норм для розничной торговой сети в роз­ничный товарооборот не включаются товары:

отпущенные другим магазинам, филиалам магазина (павильонам, киоскам), имеющим самостоятельный учет материальных ценностей, а также проданные социально-культурным учреждениям и другим предприятиям, орга­низациям и учреждениям;

возвращенные поставщикам, а также сданные на пере­работку;

списанные по актам вследствие лома, крошения, порчи, снижения качества, завеса и повреждения тары.


На товары, отправляемые в другие магазины и на пере­работку, а также возвращаемые поставщикам, применя­ются нормы естественной убыли, установленные для скла­дов и баз розничных торговых организаций и организаций общественного питания по соответствующему сроку хра­нения.

Размер естественной убыли по розничному торговому предприятию в целом или по его отделу (секции) за время между смежными инвентаризациями (отчетный период) определяется на основании расчетов, составленных бух­галтерией предприятия (организации) при участии мате­риально ответственных лиц и утвержденных руководите­лем предприятия (организации).

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.

Подготовка товаров к продаже заключается в их рас­паковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ас­сортимента и других факторов.

При распаковке товары освобождают от внешней транс­портной тары, сортируют, т. е. группируют по ассорти­ментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помеще­ниях с соответствующим образом оборудованными рабочи­ми местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, обо­рудованная сетевыми электрическими розетками и телеви­зионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструк­ций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.


Швейные изделия, готовя к продаже, подбирают по размерам и ростам, устраняют в них мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильными досками.

Шерстяные и шелковые ткани перед подачей в торговый зал перемеривают и накатывают на специальные дощечки, на торцах которых указывают артикул, сорт и цену ткани.

Некоторые мелкие изделия металлической галантереи предварительно фасуют в пакетики по 10, 15 и 20 шт. Ленты, кружева и другие подобные товары наматывают на фанерные или картонные планшетки.

При подготовке к продаже парфюмерно-косметических товаров особенно тщательно проверяют качество упаковки.

Перед подачей в торговый зал фото- и видеоаппаратуры следует проверить их исправность. Музыкальные товары необходимо привести в рабочее состояние.

Велосипеды и мотоциклы очищают от смазки, собира­ют, комплектуют и проверяют работу их основных меха­низмов.

Значительная часть продовольственных товаров поступа­ет в нерасфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазинах. В основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. В магазинах товары фасуют, как правило, при помощи про­стейших приспособлений или на настольных Циферблатных весах в специальных помещениях (зонах) площадью не менее 6 м2. Зону для фасовки располагают в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующими ин­вентарем и упаковочными материалами. В магазинах с дос­таточно большим объемом фасовки товаров применяют спе­циальные устройства или приспособления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.