Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология розничной продажи товаров 7 страница




Раскрой купленных в магазине тканей выполняет за­кройщик. Для этих целей в торговом зале, в стороне от поку­пательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть торговой площади (до 12 м2), на которой оборудуется рабочее место закройщика. Здесь устанавливают примероч­ную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хра­нения принятых в раскрой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т. д.

Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупа­телем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе покупателя закройщик дает ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести различные при­надлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик может выезжать в отдаленные населен­ные пункты с автомагазином и там раскраивать ткани, приобретенные покупателями в автомагазине.

Крупные универмаги и специализированные магазины проводят прием заказов на пошив одежды из приобретенных в них материалов. Для приема и выполнения заказов при­глашают мастеров местных ателье или швейных мастерских.

Магазины оказывают и такую услугу, как подгонка по фигуре покупателя одежды, здесь же приобретенной. Для этих целей в универмагах, где под готовую одежду отведе­но не менее 200 м2 торговой площади, следует выделить под соответствующую мастерскую помещение площадью не менее 8 м2 и оборудовать его швейной машинкой, гла­дильным столом и другой необходимой мебелью.

Одним из распространенных видов услуг является дос­тавка товаров на дом покупателю. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры,


холодильники, строительные материалы и т. д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров исполь­зуют транспорт автотранспортных организаций либо тран­спорт, принадлежащий торговому предприятию.

Установку купленных в магазине технически сложных то­варов на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п.) обеспечивают преимущественно универмаги и крупные специализированные магазины.

Для жителей малых и отдаленных сельских населенных пунктов удобными являются коллективные выезды для приобретения товаров в универмагах и крупных специа­лизированных магазинах особенно для покупок товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйст­венные предприятия выделяют транспорт. Выезд покупа­телей организуется по графикам.

Кафетерии организуют в крупных универмагах, уни­версамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным обору­дованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков,» кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магази­нах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекар­ственных средств и др.; прием стеклопосуды на дому у на­селения; консультации покупателей по домашнему консер­вированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-авто­матов; установка игровых автоматов и другие.


23.7. Внемагазинные формы продажи товаров

К внемагазинным формам продажи товаров относят:

• продажу товаров через сеть мелкорозничных предпри­ятий;

• розничную посылочную торговлю;

• продажу товаров через автоматы;

• продажу товаров на ярмарках и базарах.
Использование той или иной формы продажи товаров

зависит от численности жителей в населенном пункте, на­личия торговых предприятий и их ассортиментного про­филя, производственных условий, сезона и других обстоя­тельств.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предпри­ятий занимает большое место в торговом обслуживании населения.

Мелкорозничная торговая сеть представлена павильо­нами, киосками, торговыми автоматами, магазинами на дому, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки и т. д.). Мелкорозничные предприятия, расположенные в населен­ных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоя­тельное значение. В некоторых случаях они, не имея само­стоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).

Предприятия мелкорозничной торговой сети могут иметь различный товарный профиль. Так, к числу мелко­розничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи — фрукты», «Хлеб», «Мороженое», «Соки — воды» и др. Непродовольствен­ными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтова-ры», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе отно­сятся бензозаправочные станции. Довольно широко рас-


пространены мелкорозничные предприятия, торгующие то­варами повседневного спроса.

Наиболее распространенным типом мелкорозничных предприятий являются «Продукты». Обычно в их ассорти­менте не менее пяти товарных групп. При этом на предпри­ятиях, оснащенных холодильным оборудованием (обычно хо­лодильными шкафами ШХ-0,4 или ШХ-0,56), реализуют и скоропортящиеся продовольственные товары.

Павильоны и киоски типа «Промтовары» торгуют голов­ными уборами, трикотажными изделиями, галантереей, парфюмерией, хозяйственными и некоторыми другими

товарами.

В павильонах и киосках «Товары повседневного спроса» реализуют продовольственные товары и ограниченный ас­сортимент непродовольственных товаров частого спроса.

Мелкорозничные торговые предприятия размещают не только на рынках, вокзалах, в зоне отдыха и других местах наибольшего сосредоточения населения, но и в малых насе­ленных пунктах. При их размещении учитывают профиль мелкорозничного предприятия, наличие других предпри­ятий торговли и другие факторы. Особую роль мелкороз­ничные предприятия играют в торговом обслуживании жи­телей малых сел и деревень, где отсутствует магазин и строительство его нецелесообразно. Здесь чаще всего рас­пространены павильоны и киоски «Продукты», «Товары по­вседневного спроса», а также магазины на дому.

Эффективность работы мелкорозничных предприятий торговли во многом зависит от организации снабжения их товарами, установленного режима работы. Товароснабже-ние их должно быть ритмичным, так как большинство из них не имеют условий для хранения значительных запасов товаров. Режим работы павильонов и киосков должен быть удобным для покупателей.

Его устанавливают с учетом места расположения пред­приятий и контингента обслуживаемых покупателей. На-


пример, режим работы мелкорозничных торговых пред­приятий, расположенных у кинотеатров, на рынках, вок­залах, в зонах отдыха, должен быть увязан с режимом ра­боты этих предприятий, с интенсивностью покупательских потоков, а режим работы предприятий, расположенных в малых населенных пунктах, должен быть удобным для их жителей.

Для продажи товаров по месту работы сельских жите­лей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, авто­прицепы и разные развозки.

Автомагазины выпускаются на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и др.

Салон автомагазина оснащают изотермическим шка­фом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными дверцами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании. Для демон­страции готового платья и других товаров служат вешала, свободная площадь под которыми может быть использова­на для перевозки крупногабаритных товаров, доставляе­мых по заказам покупателей, или товаров в таре-обору­довании.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Про­дукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спроса», «Книги».

Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состо­ит из следующих важнейших товарных групп: хлеб и хле­бобулочные изделия; кондитерские изделия; бакалейные товары; консервы; гастрономические продукты; безалко­гольные напитки; табачные изделия и спички; сопутст­вующие непродовольственные товары.

В автомагазинах «Промышленные товары» реализуют ткани, одежду, головные уборы, белье, обувь массового


пошива, галантерейные и парфюмерно-косметические то­вары, некоторые культтовары и хозяйственные товары.

Продовольственными и непродовольственными товара­ми примерно тех же групп торгуют и автомагазины «Това­ры повседневного спроса», но ассортимент товаров в них отличается от ассортимента автомагазинов первых двух типов как по широте, так и по глубине.

Автомагазины «Книги» имеют в своем ассортименте лите­ратуру различных направлений, а также периодические из­дания и соггзггствующие (в основном канцелярские) товары.

Торгово-технологический процесс в автомагазине состо­ит из следующих основных операций:

• отборка и приемка товаров на оптовой базе;

• размещение и укладка товаров в салоне автомагазина;

• выезд автомагазина в пункты обслуживания;

• подготовка автомагазина к торговле;

• предложение и продажа товаров, включая расчетные операции;

• прием предварительных заказов и оказание других услуг;

• возвращение автомагазина на стоянку и его осмотр;

• санитарная обработка кузова;

• опломбирование автомагазина и сдача его под охрану;

• составление отчета и сдача выручки.
Товароснабжение автомагазинов осуществляют оптовые

базы и другие поставщики. При этом они должны обеспе­чивать выделение автомагазинам максимального количе­ства фасованных товаров и первоочередную их загрузку, возможность предварительной отборки и комплектования товаров по заявкам водителей-продавцов. Оптовые базы и склады, снабжающие автомагазины, должны беспрепятст­венно принимать от них товары, не нашедшие покупателя. Хранение товаров в автомагазине должно осуществ­ляться с соблюдением товарного соседства, закрепления за


товарами постоянных мест. Своевременно должно прово­диться санитарное обслуживание автомагазина.

В автомагазинах самообслуживания особое внимание уделяют предварительной подготовке товаров к продаже, рациональному их размещению в салоне и выкладке на торговом оборудовании.

Торговля через автомагазины все более широкое рас­пространение получает в крупных городах, чему способст­вовало развитие сети автомагазинов при предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие про­довольственные товары.

Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие при­влекательный вид. Их устройство и оборудование позво­ляют покупателям беспрепятственно ознакомиться с ас­сортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах.

К числу услуг, предоставляемых покупателям автомага­зинами, относятся: информация о времени приезда авто­магазина в пункт обслуживания и о наличии в нем това­ров; прием заказов на товары; комплектование подароч­ных наборов товаров; упаковка товаров; доставка зака­занных крупногабаритных товаров на дом покупателя; сбор стеклотары.

Для упорядочения движения и работы автомагазинов составляют маршруты и графики работы. Это позволяет покупателям заранее подготовиться к приезду автомага­зина. Маршруты и графики могут меняться в зависимости от изменения климатических условий, особенностей про­ведения сельскохозяйственных работ и с учетом других факторов.

Торговля через автоматы является одной из прогрес­сивных форм продажи товаров. Чаще всего с помощью ав­томатов продаются жидкие и мелкоштучные продовольст­венные товары (напитки, растительное масло, мороженое,


 




кондитерские, табачные изделия), а также видеокассеты, газеты, журналы, почтовые открытки и др.

Размещение торговых автоматов вне магазинов (на площадях, улицах, вокзалах и т. п.) позволяет осуществлять торговлю в любое время суток.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специаль­ные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высы­лаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно по­лучить из специальных каталогов или перечней товаров в местном почтовом отделении. В каталогах и перечнях по­мещают также правила покупки товаров посредством по­сылочной торговли.

Продажа товаров на ярмарках и базарах позволяет при­близить места реализации товаров к покупателям, расши­рить продажу товаров. Ярмарки представляют собой пе­риодические крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют различные предприятия и организации торговли, культурно-просветительные учреждения. Базары тоже представляют собой периодические торги, организуе­мые торговыми предприятиями и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т. д.).

Проведению ярмарок и базаров предшествует большая подготовительная работа: выбирается место и определяет­ся время их проведения, благоустраивается территория, возводятся необходимые сооружения, проводится реклам­ная работа, комплектуется ассортимент товаров, подби­раются соответствующие работники. Необходимо также предусмотреть возможность посещения ярмарок и базаров жителями отдаленных сел и деревень.


ГЛАВА 24

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ТОРГОВЛИ

24.1. Защита прав потребителей

В Российской Федерации имеется целая группа норма­тивных актов (как законов, так и постановлений прави­тельства), регулирующих отдельные сферы потребитель­ского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к раз­личным отраслям законодательства. Перечень норматив­ных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гаран­тии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы администра­тивного и уголовного законодательства. Например, в Уго­ловном кодексе Российской Федерации имеется специаль­ная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей (статья 200). Нормы, предусматри­вающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правона­рушениях.

Основное регулирование отношений с участием потре­бителей осуществляется Гражданским кодексом Россий-


ской Федерации и Законом Российской Федерации «О за­щите прав потребителей». Кроме того, в сфере потреби­тельского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, преясде всего, Законы Российской Федерации «О сертифи­кации продукции и услуг», «Об организации страхового де­ла в Российской Федерации», «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рын­ках», Федеральный закон «О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов.

Для того чтобы исключить ограничение прав потребите­лей ведомственными инструкциями, в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нор­мы, касающиеся потребителей. Только Правительство Рос­сийской Федерации имеет право принимать правила и ин­струкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей. Это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

Основные права и обязанности как организаций, про­дающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами поль­зуются, закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В преамбуле Закона приведены основные понятия, ис­пользуемые в нем: потребитель, изготовитель, продавец,

исполнитель и др.

Потребителем признается гражданин, имеющий наме­рение заказать или приобрести либо заказывающий, при­обретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с осущест­влением предпринимательской деятельности.

В качестве другой стороны во взаимоотношениях с по­требителями выступают изготовители, исполнители или


продавцы, которыми могут являться организации незави­симо от их организационно-правовой формы, а также ин­дивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их по­требителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги.

Изготовителем признается та организация или инди­видуальный предприниматель, которые производят това­ры для реализации их потребителям.

Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют потребителям това­ры по договору купли-продажи.

Исполнителем выступает организация или индивиду­альный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» дается так­же определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответ­ствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям догово­ра или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), а также образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию. Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (ра­боты, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных за­трат времени, или выявляется неоднократно, или проявля­ется вновь после его устранения, или другие подобные не­достатки.

В этой же части Закона сказано, что безопасность това­ра (работы, услуги) определяется его безопасностью для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хране­ния, транспортировки и утилизации, а также безопасно­стью процесса выполнения работы (оказания услуги).


Продавец обязан передать потребителю товар, а испол­нитель выполнить работу или оказать услугу, качество ко­торых должно соответствовать договору.

Если в договоре отсутствуют условия о качестве товара, работы или услуги, то продавец или исполнитель обязаны передать потребителю товар, выполнить работу или ока­зать услугу, пригодные для целей, в которых их обычно ис­пользуют.

При продаже товара по образцу и (или) описанию, а также если требования к качеству товара (работы, услуги) предусмотрены стандартом, продавец (исполнитель) обя­зан передать потребителю товар (выполнить работу, ока­зать услугу), соответствующий этим требованиям, образцу

и (или) описанию.

Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на то­вары (работу), предназначенные для длительного использо­вания, срок службы,в течение которого он обязует­ся обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрега­тов), устанавливается в обязательном порядке, если они по истечении определенного периода могут представлять опас­ность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Феде­рации.

Срок службы товара (работы) может исчисляться еди­ницами времени, а также другими единицами измерения (километрами, метрами и т. п.).

На ряд товаров (продовольственные, парфюмерно-кос-метические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, а также на некоторые работы, перечень которых также устанавливается Правительст-


вом), изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар (рабо­та) считается непригодным для использования по назначе­нию.

Законом Российской Федерации «О защите прав потре­бителей» определено также, что изготовитель или исполни­тель вправе устанавливать на товар или работу гаран­тийный срок, в течение которого они по выбору потребителя обязаны выполнить его требования о ремонте, замене товара ненадлежащего качества и другие, преду­смотренные Законом требования.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем, или установить гарантийный срок большей продолжительности, чем уста­новленный изготовителем. В этом случае требования, ко­торые потребитель вправе предъявлять к продавцу, поря­док и сроки удовлетворения этих требований, а также его ответственность устанавливаются договором между потре­бителем и продавцом.

Для того чтобы обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные органи­зации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей.

Потребитель вправе потребовать предоставления необ­ходимой и достоверной информации об изготовителе (ис­полнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.

Так, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан дове­сти до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) разме­щает эту информацию на вывеске.


Индивидуальный предприниматель, являющийся изго­товителем, исполнителем или продавцом, должен предос­тавить потребителю информацию о государственной реги­страции и наименовании зарегистрировавшего его органа. Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или про­давца подлежит лицензированию.

Информация о товарах должна содержать:

обозначения стандартов, обязательным требованиям ко­торых должны соответствовать товары;

сведения об основных потребительских свойствах това­ров, а в отношении продуктов питания — сведения о со­ставе, весе и объеме, калорийности, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязатель­ными требованиями стандартов, а также противопоказа­ниях для их применения при отдельных видах заболева­ний;

цену и условия приобретения товаров;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного исполь­зования;

срок службы или срок годности;

место нахождения (юридический адрес) изготовителя

(продавца);

информацию о безопасности товаров;

информацию о правилах продажи товаров;

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу).

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация о товарах доводится до сведения потреби­телей в технической документации, прилагаемой к това­рам, на этикетках, маркировкой и т. д. Например, марки-


ровкой представляется информация об обязательном под­тверждении соответствия товаров требованиям безопасно­сти товаров для жизни, здоровья потребителя и окружаю­щей среды.

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабже­ны информацией о месте их изготовления.

Закон не только предусматривает обязанность изгото­вителя или продавца предоставить потребителю информа­цию о себе и о реализуемых товарах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

Предусмотрена также ответственность продавца (изго­товителя) за нарушение прав потребителей, имуществен­ная ответственность за вред, причиненный вследствие не­достатка товара, а также компенсация морального вреда, размер которой определяется судом.

Права потребителя при продаже ему товара с недостат­ками установлены во второй главе Закона РФ «О защите прав потребителей».

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены на товар аналогичной модели (марки, артику­ла);

• замены на такой же товар другой марки (модели, ар­тикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• расторжения договора купли-продажи.

В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования. Он вправе требовать их замены на товар аналогичной модели


или на такой же товар другой марки лишь только при об­наружении в товаре существенных недостатков.

По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявить по своему выбору два тре­бования: о замене товара или о возврате уплаченной за не­го суммы. Эти требования могут быть предъявлены только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.

На время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен на период ремонта или замены аналогичный товар в безвозмездное пользование с бес­платной доставкой. Правительством Российской Федера­ции устанавливается перечень товаров длительного поль­зования, на которые это требование не распространяется. Это автотранспортные средства (кроме автомототранс-портных средств, приобретенных инвалидами с разреше­ния органов социальной защиты населения Российской Фе­дерации), мебель, электробритвы, электрофены и некоторые

другие товары.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительству Российской Фе­дерации предоставлено право утверждать правила отдель­ных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров.

24.2. Организация государственного контроля

торговли

Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и тор­говли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии,


Государственного комитета санитарно-эпидемиологичес­кого надзора Российской Федерации, Министерства Россий­ской Федерации по антимонопольной политике и поддерж­ке предпринимательства и другими органами государствен­ного управления в пределах своей компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, каче­ством и безопасностью товаров народного потребления яв­ляется Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства эко­номического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция). Ее деятельность направлена на иско­ренение злоупотреблений в торговле и недопущение посту­плений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами контроля Госторгинспекции являются пред­приятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, гражда­не, реализующие, производящие товары или услуги.

Госторгинспекции подчинены территориальные управле­ния по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также ин­спекционные пункты в отдельных городах и районах.

Территориальные управления проводят проверки со­блюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осущест­вляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, кон­тролируют правильность пользования весовыми и измери­тельными приборами, торговым, технологическим и дози­рующим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обес­печивают широкую гласность результатов проверки.

Свою деятельность в деле защиты прав и интересов гРаждан территориальные управления координируют с ор-


 




ганами государственной власти и управления, обществен­ными организациями потребителей.

В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предпри­ятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изгото­вителем.

Департамент Госторгинспекции организует работу и осуществляет контроль за деятельностью территориальных управлений. В его функции также входит:

участие в разработке предложений по совершенствова­нию правил торговли;

внесение в Государственный комитет Российской Феде­рации по стандартизации и метрологии предложений о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

осуществление непосредственного контроля за продав­цом, изготовителем и выполнение в отношении них тех же функций, что и у территориальных управлений;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.