Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология розничной продажи товаров 1 страница




I г

Т.з

где Кэ — коэффициент использования экспозиционной площади (площади выкладки);

S3 — экспозиционная площадь, м2;

ST3 — площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обо­зримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площа­дью торгового зала в магазинах самообслуживания явля­ются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя за­висит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, ис­пользуемых для выкладки товаров.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при опре­делении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е.


число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя.

Проходы для покупателей подразделяют на магистраль­ные (основные) и боковые. Магистральные проходы связы­вают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их шири­на должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок об­служивания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением дли­ны фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ши­рину прохода между прилавком и торговым оборудовани­ем для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-касси­ров, площадь проходов между кабинами и площадь, необ­ходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу

п•3600•и '

где К — количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П — площадь торгового зала, м2;

в — среднее время расчета с одним покупателем;

п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;

3600 — количество секунд в 1 ч;

и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.


Различают следующие основные варианты тех­нологических планировок торгового зала:

• линейную;

• боксовую;

• смешанную.

Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигу­рации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслужи­вания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендику­лярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчи­тываться за все отобранные товары в одном месте.

При линейной планировке создаются благоприятные усло­вия и для рациональной технологии работы магазина: наибо­лее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответст­венных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная (рис. 11).

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.

Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной по­купке покупатель вынужден обращаться в различные от­делы и производить оплату за отобранные товары в не­скольких узлах расчета.


Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специально­го выбора (ювелирных изделий и т. п.).

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбина­ций линейной и боксовой планировок.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания по­купателей (через прилавок обслуживания), зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственны­ми товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, — не менее 3 м. Ме­жду пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Раз­мещают рабочие места продавцов ближе к помещени­ям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка контрольно-кассового узла должна обеспе­чивать беспрепятственное направление движения покупа­тельских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы по­ток покупателей проходил слева от рабочих мест контроле­ров-кассиров. При организации единого контрольно-кассо­вого узла необходимо предусматривать применение со­вмещенной системы «вход — выход». Помимо кассовых ка­бин, для устройства контрольно-кассовых узлов использу­ют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д.


Технологическая схема должна отвечать следующим ос­новным требованиям:

• создавать для покупателей условия беспрепятствен­ного выбора товаров в минимально короткий срок;

• обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров;

• оптимально использовать торговые площади;

• создавать необходимые условия работникам магази­на для рациональной организации торгово-технологи­ческого процесса.

Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологиче­ских операций.

Для разгрузки транспортных средств в магазинах долж­ны быть оборудованы специальные места. В крупных мага­зинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.

Помещение (зона) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магази­не может быть также выделена специальная зона для то­варов, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности крат­чайшую связь с торговым залом для доставки товаров, по­ступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих по­мещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по строительным нормам и правилам. Ох­лаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого


блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подваль­ных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием — стеллажами, подтоварниками и т. д.

Размеры помещений для подготовки товаров к продаже также устанавливаются в соответствии со строительными нормами и правилами. Эти помещения должны иметь хоро­шую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к прода­же должны оснащаться приспособлениями для фасовки, на­резки, этикетирования товаров, а также другими устройства­ми в зависимости от характера подготовительных операций.

20.4. Санитарно-технические устройства магазина

В качестве источников теплоснабжения зданий магази­нов могут быть использованы городские теплофикацион­ные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар низкого или среднего давления, местные котельные или квартальные сети. Теплофикационная вода обычно принимается с па­раметрами 150-70°С, горячая вода для систем горячего водоснабжения — с температурой 65°С.

В зданиях магазинов могут применяться различные сис­темы отопления: водяное; воздушное, совмещенное с при­точной вентиляцией; электрическое; комбинированное — водяное и воздушное; паровое низкого давления.

Не допускается применение систем с инфракрасными и высокотемпературными газовыми или электрическими из­лучателями.

По действующим строительным нормам и правилам принимаются расчетные внутренние температуры и крат­ность обмена воздуха в помещениях магазина.


В магазинах, размещаемых в жилых или общественных зданиях, системы отопления рекомендуется присоединять в виде отдельных ветвей. Для того чтобы обеспечить от­ключение системы отопления торговых залов в период максимальных тепловыделений, их также рекомендуется выделять на отдельные ветви.

Для магазинов с общей площадью от 40 до 250 м2 могут применяться системы электрического отопления с исполь­зованием нагревательных приборов в виде электрорадиа­торов.

В случае устройства в здании магазина воздушного ото­пления, совмещенного с приточной вентиляцией, необхо­димо предусматривать специальное отопление в нерабочее время, рассчитанное на поддержание температуры в тор­говых залах на уровне 10°С.

В мелких магазинах в исключительных случаях может быть использовано печное отопление.

В магазинах может применяться естественная и меха­ническая вентиляция.

Естественная вентиляция предусматривается в мага­зинах с торговой площадью не более 150 м2. Она обеспечи­вает воздухообмен в помещениях в результате действия ветрового и теплового напоров, получаемых вследствие разной плотности воздуха снаружи и внутри помещений.

Механическая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов или эжекторов. Она может быть приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.

Различают общеобменную (для всего помещения) и ме­стную (для отдельных рабочих мест) вентиляцию.

При размещении магазинов в первых этажах жилых домов или общественных зданий системы вентиляции ма­газинов должны устраиваться раздельно от вентиляции зданий, а приточные камеры, как правило, необходимо размещать в помещениях, находящихся ниже магазина или на одном уровне с ним.


Для расчета воздухообмена в помещении магазина мож­но использовать следующую формулу:

где Кв — коэффициент воздухообмена, указывающий на количество раз замены воздуха в помещении наружным воздухом;

Qy.B — объем удаляемого из помещения воздуха, м3/ч;

Qu — объем помещения, м3.

Этот показатель для торговых залов должен составлять не менее 1,5, для кладовых — не менее 1,0, а помещений с резким запахом товаров — не менее 2,0.

С помощью специальных технических средств в поме­щениях может осуществляться кондиционирование возду­ха, которое является наиболее совершенным видом венти­ляции и отопления помещений. Кондиционеры служат для приготовления, перемещения, распределения воздуха и автоматического регулирования его параметров. Их под­разделяют на местные (для отдельных помещений) и цен­тральные (для всех помещений магазина).

При расчете воздухообмена необходимо учитывать, что ис­точниками тепловыделения являются покупатели (75ккал/ч от одного покупателя) и работающие (100ккал/ч). Кроме того, в среднем один покупатель выделяет 23 л/ч углеки­слоты, один продавец — 30 л/ч. Допустимое содержание углекислоты — 2л/м3.

В охлаждаемых камерах для хранения овощей и фруктов должна быть предусмотрена автономная, не связанная с другими помещениями, приточно-вытяжная вентиляция.

Не допускается присоединять к общим вентиляционным системам помещения складов сгораемых материалов и из­делий из несгораемых материалов в сгораемой упаковке.


 




Все приточные системы вентиляции должны быть авто­матизированы. В случае возникновения пожара в зданиях магазинов должно сработать централизованное отключе­ние систем механической вентиляции, кондиционирова­ния и воздушного отопления.

Водоснабжение магазина должно обеспечивать его по­требность в воде для хозяйственно-гигиенических и про­тивопожарных целей, а также в питьевой воде, удовлетво­ряющей требованиям действующего стандарта.

В магазинах с объемом здания 5000 м3 и более обязатель­но должен быть внутренний противопожарный водопровод.

На одного работника магазина принимается норма во-допотребления 25 л в смену при коэффициенте часовой неравномерности потребления — 2,5.

Согласно санитарным правилам и нормам все магазины должны иметь канализационные сооружения, предназна­ченные для отвода сточных вод. Канализационная сеть бывает внутренняя и наружная. Внутренняя канализация устраивается в виде трубопровода, идущего от санитарных приемников и других мест приема сточных вод до наруж­ных каналов или коллекторов.

Объединение канализации магазинов с общедомовыми канализационными сетями не допускается. Нельзя прокла­дывать трубы канализации под потолками торговых поме­щений и помещений для приема, хранения и подготовки к продаже продовольственных и ценных непродовольствен­ных товаров. Не допускается также установка санитарных приборов в подвальных помещениях, сообщающихся со складскими помещениями для хранения этих же товаров.

Магазины должны быть также оснащены противопо­жарными устройствами. К ним относят противопожар­ные водопроводы или специальные резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожар­ной автоматики и сигнализации.


ГЛАВА 2!

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНОВ

21.1. Мебель для торговых залов магазинов

Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического про­цесса. Она широко применяется при выполнении различ­ных операций, связанных с приемкой, хранением и прода­жей товаров.

Мебель для торговых предприятий принято классифи­цировать по следующим наиболее важным признакам:

• месту применения;

• назначению;

• товарному профилю;

• конструкции.

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкороз­ничных предприятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приемки товаров по качест­ву (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые



кабины); для обслуживания покупателей (примерочные ка­бины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).

По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель.

По конструкции торговую мебель изготовляют нераз­борную и сборно-разборную. Магазины оснащаются пре­имущественно сборно-разборной торговой мебелью, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или отдельных его секций.

Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, уни­фикация и стандартизация.

Под типизацией понимают систему мероприятий, на­правленных на устранение излишнего многообразия и от­бор наиболее рациональных типов торговой мебели. Она позволяет свести количество конструкций к небольшому числу технически совершенных и экономически эффек­тивных, отвечающих современным требованиям и подле­жащих массовому распространению типов.

Мебель для торговых предприятий делится на следую­щие основные типы:

• пристенные и островные горки;

• секции замкнутых зон внутри торгового зала;

• прочие товароносители;

• прилавки;

• немеханические кассовые кабины для магазинов само­обслуживания;

• механические кассовые кабины для магазинов самооб­служивания;

• корзины для покупок;

• тележки для покупок;

• вешала для одежды.


Для оснащения магазинов также применяются: приме­рочные кабины, банкетки и подставки для примерки обу­ви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвиж­ные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы и т. д.

Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельны­ми секциями или сплошным фронтом (рис. 12).

Рис. 12. Горки пристенные и островные: 1 — горка пристенная универсальная; 2 — горка пристенная для пар­фюмерии, галантереи, канцелярских и других товаров; 3 — горка при­стенная для одежды; 4 — горка островная для обуви; 5 — горка остров­ная для головных уборов.


Различают горки универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и не­продовольственных товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов и т. д.). Устанавливают пристен­ные горки вдоль стен, островные — в средней части торго­вого зала.

Выложенные на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.

Прилавки (рис. 13) используют для отпуска различ­ных товаров, размещения отборочных корзин и сумок по­купателей, а также для упаковки товаров.


Рис. 14. Прилавки-витрины


 





 


 


Рис. 13. Прилавки

Прилавки-витрины (рис. 14), в отличие от прилавков, имеют частично или полностью застекленную

верхнюю часть.

Вешала (рис. 15) служат для показа и продажи гото­вого платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стацио­нарные и передвижные.

Кассовые кабины (рис. 16) являются рабочим местом контролера-кассира. Они оснащаются вращаю­щимся стулом с подъемным сиденьем и проволочной кор­зиной для мелких товаров. 392


Рис. 15. Вешало Рис. 16. Кабина

двухъярусное кассовая

Для оснащения подсобных помещений применяют стел­лажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудование для бракеража и подготовки товаров к продаже.

Унификация — приведение к единообразию форм, кон­струкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели. В процессе унификации сокраща­ется многообразие деталей, имеющих одинаковое функ­циональное назначение.


Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована следующая формула

где Q\ — количество унифицированных элементов, вхо­дящих в изделие;

Q2 — общее количество элементов, входящих в изделие.

Стандартизация торговой мебели предусматривает ус­тановление нормативных требований к размерам, мате­риалам, качеству изготовления, правилам приемки и мар­кировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобств при отборке товаров покупа­телями. Она должна отвечать эксплуатационно-техни­ческим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Эксплуатационно-технические требования. Они преж­де всего предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить ее сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойст­вам товаров и стандартизированным размерам упаковки.

Наиболее высокими эксплуатационно-техническими ха­рактеристиками обладает универсальная торговая мебель, собранная из ограниченного количества взаимозаменяе-


мых унифицированных деталей и узлов. Универсальность мебели предусматривает широкое ее применение для раз­нообразных групп товаров в различных типах магазинов.

Кроме того, торговая мебель должна обеспечивать ра­циональное использование площади торгового зала, быть пригодной для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивать наглядность показа и удобства отборки их покупателями. Это достигается за счет применения более емкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции то­варов, укомплектованную наполочными и навесными кор­зинами, другими приспособлениями для выкладки това­ров, различными типами тары-оборудования.

Важным эксплуатационно-техническим требованием торговой мебели является ее прочность и устойчивость, а также надежность соединений отдельных деталей.

Экономические требования. При проектировании мебе­ли для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она была недорогой и экономичной в эксплуатации. Она должна изготовляться простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с ис­пользованием современной технологии производства. Важ­ными условиями снижения стоимости торговой мебели и повышения ее экономичности является организация мас­сового индустриального производства, простота техноло­гического процесса, возможность замены отдельных дета­лей и узлов в процессе ее ремонта, а также реконструкции и перепланировки магазина. Она должна занимать воз­можно меньшую площадь торгового зала и подсобных по­мещений, но быть достаточно емкой, обеспечивающей вы­кладку и хранение необходимого количества товаров.

Эргономические требования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т. е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечи-


 




вать минимальную утомляемость обслуживающего персо­нала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей.

Эстетические требования. Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствовать ее функциональ­ному назначению и архитектурно-художественному оформ­лению интерьера торгового зала магазина. Она должна под­черкивать единство ансамбля интерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть само­стоятельной роли.

Поэтому архитектурно-конструктивное решение торго­вой мебели должно отвечать ряду эстетических требований.

В цветовой отделке необходимо максимально использо­вать декоративные свойства материалов (дерева, пласти­ческих масс и др.). Отделка торговой мебели должна быть увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее фор­мой, конструкцией. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света следует располагать так, чтобы вы­делить товар, обратить на него внимание покупателей.

Цвет мебели должен подбираться с учетом некоторых особенностей композиции ее формы. Например, чем боль­ше предмет и более громоздки его формы, тем светлее должна быть его окраска. И наоборот, чем меньше пред­мет, тем насыщеннее должна быть его окраска. Предметы с четкими и строгими формами окрашиваются в малона­сыщенные и светлые цвета, со сглаженными формами и нечеткими гранями — в относительно более насыщенные цвета. Для окраски несущих элементов мебели (стоек, кронштейнов и т. д.) используют краски более темных цве­тов, чем для других поверхностей. Нецелесообразным счи­тается введение в отделку многоцветной окраски, что мо-


жет нарушить целостность формы мебели. На цветовую схему существенное влияние оказывает фактура поверх­ности мебели. Так, матовая фактура наиболее приемлема для спокойных приглушенных цветов, глянцевые поверх­ности — для интенсивных цветов.

Кроме перечисленных, к мебели торговых залов магази­нов предъявляются и другие эстетические требования, ос­новные из которых сводятся к следующему:

при конструировании торговой мебели должны быть уч­тены возможности широкого применения современных материалов и отделки;

при монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели долж­ны быть малозаметны, а горизонтальные — подчеркнуты;

для придания торговой мебели композиционной закончен­ности необходимо, чтобы ее собранные секции имели декора­тивное оформление. С этой целью устраиваются боковые стенки, карнизы для подсвета, плинтуса в основании горок. Декоративная отделка может иметь самостоятельный цвет, однако желательно, чтобы он повторялся на отдельно стоящих изделиях, так как это придает всей мебели единый характер.

Санитарно-гигиенические требования. Устройство тор­говой мебели, а также материалы, используемые для изго­товления этой мебели, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.

Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пище­выми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машино­строении.

Поверхности, покрытые пластиком, протираются влажным тампоном. Мыть мебель обильно смоченным тампоном нельзя,


так как жидкость, затекая в щели между деталями, приводит к разбуханию деревянных и ржавлению металлических час­тей. Удаление загрязнений с окрашенных поверхностей мебе­ли рекомендуется производить только путем сухой уборки.

21.2. Торговый инвентарь

Важным дополнением торгово-технологического обору­дования магазинов является торговый инвентарь, кото­рый представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различ­ных вспомогательных и хозяйственных операций. Рацио­нальное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и увели­чению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.

Материалом для изготовления инвентаря служат: ме­талл, дерево, стекло, пластические массы. Он должен быть простым, прочным, не громоздким, дешевым, удобным в эксплуатации, отвечать эстетическим и санитарно-гигие­ническим требованиям.

По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для тор­говых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.

В зависимости от назначения торговый инвентарь де­лится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, под­готовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, вы­кладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться


счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

Инвентарь для складских и подсоб­ных помещений магазинов представляет со­бой широкое разнообразие различных приспособлений. Рассмотрим их краткую характеристику.

Инвентарь для вскрытия тары и упаковки. В эту груп­пу входит инвентарь для вскрытия деревянной, металли­ческой и мягкой тары (рис. 17). Для вскрытия деревянной тары используются съемники обручей, набойки бондар­ные, различные гвоздодеры, хозяйственные топоры, мо­лотки и клещи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.