КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды складских помещений и их планировка
Складские помещения делят на следующие группы: • основного производственного назначения; • вспомогательные; • подсобного назначения. К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хранения), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпуску товаров, цеха фасовки, комплектовочные. Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры. Сюда же относится зал товарных образцов. Складские помещения подсобного назначения используются для хранения упаковочных и обвязочных материалов, для размещения технологического оборудования, ин-нентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары. Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются соответствующие зоны.
На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров. Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса. Схема размещения основных операционных зон общетоварного склада приведена на рис. 2. Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны, обеспечивающие, прежде всего, возможность размещения необходимого набора оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов-коммерсантов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.
Зарядная станция
Холодильник Зона комп- г лектования\ заказов Главные проходы (проезды) Боковые проходы (проезды) Рис. 2. Схема размещения основных операционных зон общетоварного склада Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов. Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются конторскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения Документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале то-варных образцов. Зона экспозиций разделяется на отдельные Подзоны, оснащаемые пристенными и островными горка-
ми с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т. д.). Подзоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т. п. Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте. Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-коммерсантов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т. д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации. Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м. Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис. 3. 12.4. Определение потребности в складской площади и емкости складов При решении вопросов нового строительства или реконструкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле Sn = NQ, где Sn — потребность в складской площади (емкости); N — норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб.товарного запаса; Q — товарный запас, подлежащий хранению на складе, тыс. руб. Определение потребности в конкретных объемах строительства может проводиться по различным методикам. Расчет площади склада производится по показателю товарных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилищ). При этом сначала определяют максимальный товарный запас по каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле Vmax 365C' где Qmax — максимальный запас товаров в условных вагонах; О — годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс. руб.; К — коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2-1,3; С — средняя стоимость одного вагона товаров, тыс. руб- Затем рассчитывают площадь хранения по каждой товарной группе с учетом способа хранения товаров. При этом исходят из того, что для хранения товаров, уложенных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каждый условный вагон, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, — 40 м2. Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800x1200x1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6 м3) вмещает шесть условных поддонов. Располагая данными о площади склада и соответствующими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада. Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы: " K2h' где Sn — потребная площадь для хранения товаров, м2; Q — необходимый объем хранения, м3; Ку — коэффициент неравномерности поступления товаров; К2 — коэффициент использования объема складских Помещений; h — высота складских помещений, м. Необходимый объем хранения товаров соответствующей гРуппы рассчитывается путем деления суммы средних товарных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров.
После определения потребной складской площади для хранения товаров рассчитывают общую площадь помещения (камеры), предназначенного для хранения товаров. При этом наряду с площадью, занимаемой непосредственно товарами на поддонах, расположенных в стеллажах или штабелях (грузовая площадь), учитывают зазоры между поддонами и расстояния, отделяющие грузы от стен, приборов отопления, а также площади, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями. Сюда же включают площадь, отводимую под зону приемки, отборки и комплектации товаров и т. д. Площади экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, соединяющих административно-бытовые помещения, определяются по специальным нормативам. При определении грузовой площади холодильника учитывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и условных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле о тс зап хол " Nh ' где SXOA — грузовая площадь холодильника, м2; Q3an — запасы по соответствующей группе скоропортящихся товаров, фактические тонны; N — нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м3; h — высота укладки товаров, м. Для определения площади камер хранения холодильника следует грузовую площадь разделить на коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение грузовой и общей площади камер хранения. Расчет площади для хранения картофеля и плодоовощной продукции основан на данных об объеме единовременной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера (при контейнерном способе хранения), количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади. Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле Ьфр =nl + (n-l)lu где L фр — длина фронта погрузочно-разгрузочных работ, м; п — количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу; / — длина транспортной единицы, м; I1 — расстояние между транспортными средствами, м. ГЛАВА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СКЛАДОВ 13.1. Оборудование для хранения товаров Оборудование этой группы подразделяют на следующие подгруппы: • для укладки и хранения тарно-штучных товаров; • для хранения навалочных и насыпных товаров; • для хранения наливных товаров. Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко применяются стеллажи и поддоны. Стеллажи по назначению делят на универсальные и специальные. В зависимости от конструктивных особенностей различают сборно-разборные и неразборные стеллажи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и узлов, что обеспечивает большое количество вариантов их компоновки. Универсальные стеллажи используют для хранения различных продовольственных и промышленных товаров в таре или на поддонах. Они бывают полочными, клеточными, ящичными, каркасными и гравитационными. Самыми распространенными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках. В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками. Их используют для хранения мелкоштучных товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и другим признакам. Ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров — радиодеталей, светочувствительных фотографических материалов и т. д. Ячейками в них служат ящики. Каркасные стеллажи состоят из вертикальной металлической рамы и горизонтальной обрешетки. С помощью перфорации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа. Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на поддонах с применением средств механизации. В гравитационных стеллажах грузовые полки наклонены, и груз перемещается под действием своей силы тяжести. Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров. Их подразделяют на стоечные, консольные и механические стеллажи-вешала. Стоечные стеллажи состоят из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В консольных стеллажах грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей. На стоечных и консольных стеллажах размещают для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл и т. д.). Механические стеллажи-вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на плечиках. На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое Для обработки грузов подъемно-транспортное оборудование. Потребность в стеллажном оборудовании можно определить по формуле г^е Qct — количество стеллажей; QT — количество товаров, подлежащих хранению в стел-Л£*жах, м2; ^ст — емкость стеллажа, м3.
Поддоны (рис. 4) представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. По своему использованию они универсальны. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящичные поддоны. Плоские поддоны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре. Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить многоярусную их укладку с грузами, которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках связках, свертках и легкоповреждаемые грузы. Рис. 4. Поддоны: 1 — ящичный для картофеля, капусты, корнеплодов; 2 — стоечный для телевизоров Использование поддонов на складах создает необходимые условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза возрастает производительность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортных средств. Хранение навалочных и насыпных грузов (поваренной соли, жмыха, строительных материалов, зерна и т. д.) осуществляют в бункерных устройствах и закромах. Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для временного хранения навалочных и сыпучих грузов. Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства, снизу — высыпной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические. Могут иметь емкость от 20 до 100 м3 и более. Закрома — отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочных грузов. Могут иметь ячейки, образуемые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются железобетонные и деревянные закрома. Наливные грузы (растительные масла, нефтепродукты и т. п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, бидонах и т. п. Резервуары чаще изготовляют из стали. Могут иметь емкость 5, 10, 25, 50, 75, 100 м3. Снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива нефтепродуктов и для выпуска воздуха. Для хранения и перевозки наливных грузов могут использоваться специализированные контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т. Их применение является экономически выгодным, так как позволяет максимально ме-Ханизировать и упростить операции, связанные с хранением и перевозками наливных грузов.
13.2. Подъемно-транспортное оборудование Применение подъемно-транспортного оборудования в складском технологическом процессе способствует облегчению тяжелых и трудоемких работ, ускоряет выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сокращает время простоя транспорта. Механизация складских работ повышает производительность труда работников в 3-5 раз. Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по следующим основным признакам: • функциональному назначению; • принципу периодичности действия; • роду перерабатываемого груза; • видам привода; • степени механизации труда. Рассмотрим классификацию подъемно-транспортного оборудования по одному из важнейших признаков — функциональному назначению. По этому признаку оно подразделяется на три группы: грузоподъемные машины и механизмы; транспортирующие машины и устройства; погрузочно-разгрузочные машины. К грузоподъемным машинам и механизмам относят краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали. Краны предназначены для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Их подразделяют на мостовые и консольные, козловые и автомобильные, краны-штабелеры. Мостовые краны представляют собой грузО" подъемные машины, передвигающиеся по рельсам, закре" пленным на выступах стен склада или специальных колоннах. Применяются для перемещения тяжеловесных грузо0 и контейнеров в закрытых складских помещениях, под **а' весами или на открытых площадках. На складах применяет мостовые краны грузоподъемностью 5-10 т, способные поднимать груз на высоту 8-16 м. Консольные краны используются на комплек-товочно-сортировочных площадках и рампах складов. Они предназначены для работы с грузами небольшой массы и малых габаритов. Бывают напольные и настенные, могут крепиться к колонне складского помещения. Дуга поворота консоли крана достигает 360°.
Электрические козловые краны (рис. 5) грузоподъемностью до 30 т широко применяются при производстве погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках складов и баз. Перемещаются по подкрановым рельсам, уложенным на земле. Обладают высокой производительностью.
Автомобильные краны применяют для по-грузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах. Они представляют собой самоходные погрузочно-раз-грузочные механизмы, смонтированные на автомобильных шасси. Их грузоподъемность — от 3 до 45 т. Поднимают груз на высоту более 7 м. Краны-штабелеры предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных работ в закрытых складах для переработки тарно-штучных грузов. Подразделяются на мостовые и стеллажные. Мостовой кран-штабелер представляет собой механизм, состоящий из кранового моста, вертикальной колонны и грузового захвата. Перемещается по рельсовым путям, смонтированным на строительных конструкциях здания склада. Стеллажный кран-штабелер — подъемно-транспортная машина, состоящая из тележки и смонтированной на ней вертикальной рамы, а также передвигающейся по раме подъемной платформы, на которой установлен грузовой захват. Стеллажные краны-штабелеры в зависимости от конструкции могут передвигаться по рельсовым путям, уложенным на полу или на стеллажах. Краны-штабелеры используют для укладки грузов в штабеля и стеллажи значительной высоты, а также для комплектования ассортимента товаров при их отборке с мест хранения. Грузовой лифт представляет собой грузоподъемное устройство прерывистого действия для подъема и спуска грузов. Грузоподъемность — от 150 кг до 5 т. Лебедки используются для вертикального (подъемные лебедки) и горизонтального (тяговые лебедки) перемещения грузов. Выпускаются с ручным и электрическим приводами. Могут иметь тяговые усилия от 1 до Ют. Электрическая таль (рис. 6) — механизм с электроприводом для вертикального и горизонтального перемещения груза, подвешенного на крюк. Горизонтальное перемещение осуществляется вдоль подвесного однорельсового пути. Управляют ею с помощью кнопочного механизма. Выпускается грузоподъемностью 0,5; 1; 5 и Ют. Рассчитана на высоту подъема груза от 4 до 30 м. Рис. 6. Электрическая таль К транспортирующим машинам и устройствам относятся конвейеры, гравитационные устройства, грузовые транспортные тележки, электротягачи и др. Конвейеры (транспортеры) — транспортирующие машины непрерывного действия. В зависимости °т конструктивных особенностей их грузонесущих органов °ни бывают ленточные, пластинчатые и роликовые. Применяются для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и штучных грузов. К гравитационным устройствам относятся гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. РУз при помощи этих устройств перемещается под действием своей силы тяжести. Грузовые транспортные тележки (рис. 7) используются для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов. Они бывают электрические и ручные. Электротележки применяют для перемещения грузов на расстояние до 1 км. Их грузоподъемность — 500, 750, 1000 и 2000 кг. Ручные тележки выпускают на трех-четырех колесах, грузоподъемностью 0,25-1 т. Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов. Тележки-штабелеры с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза позволяют производить многоярусное складирование, укладку в стеллажи и перемещение грузов в производственной таре. Тележки могут иметь подъемную платформу или подъемные вилы. Рис. 7. Тележка электрическая Электротягачи применяют для горизонтального перемещения прицепных тележек и тары-оборудования на колесах. Общая масса перевозимых грузов составляет до 1500 кг. Погрузочно-разгрузочные машины Щ вилочные погрузчики и штабелеры — предназначены РА& выполнения погрузочно-разгрузочных работ, внутрисклаД" ского перемещения и складирования грузов. Вилочные погрузчики делятся на электропогрузчики и автопогрузчики. Электропогрузчики (рис. 8) — машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, приводимые в движение электродвигателем с питанием от аккумуляторных батарей. Основным рабочим органом являются вилы, служащие для подхвата груза, его подъема, транспортирования и укладки. Выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 т, высота подъема груза — от 2,0 до 5,6 м. Электропогрузчики обладают высокой маневренностью. Вилочные электропогрузчики используются для производства погрузочно-разгрузочных и транспортных операций на открытых складских площадках, в складских и производственных помещениях. Они широко применяются для погрузки и разгрузки железнодорожных вагонов, бортовых автомобилей и автоприцепов. Автопогрузчики приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания, в связи с чем применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках. Выпускаются грузоподъемностью от 3,2 до 10 т, высота подъема груза — до 8,2 м. Электроштабелеры (рис. 9) также относятся к машинам напольного безрельсового транспорта. Служат Для выполнения складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрытием пола. Их используют, как правило, для работы в стесненных условиях при штабелировании грузов в высокие ярусы стеллажей. Загрузка груза в стеллажи и его выгрузка производится выдвижением гРУзоподъемника с вилочными захватами. Рама грузоподъемного механизма может наклоняться вперед и назад, ^о и обеспечивает возможность взятия груза из штабеля и Укладку его в штабель. Выпускаются грузоподъемностью °>8; 1; 1,25; 1,6 и 2т.
Рис. 8. Электрический погрузчик При оснащении складов подъемно-транспортным оборудованием учитывают: устройство складов; ассортимент и габариты подлежащих переработке грузов; объем погру-зочно-разгрузочных и складских работ; производительность механизмов; режим работы складов.
Потребность в подъемно-транспортных машинах можно определить по формуле Р ТС ■ N ' л маш л р "^см 1У н гДе Омаш — потребное количество машин, единиц; Vr.o — годовой объем грузооборота, т; Кн — коэффициент неравномерности грузооборота; Риаш — эксплуатационная производительность машины за 1 час, т; Гр — количество часов работы машины в смену; ССм — количество смен работы машины в сутки; NH — количество рабочих дней машины в году. Для расчета эксплуатационной производительности машины можно использовать формулу -^маш = ^т ' *М К2 > где Рмаш — эксплуатационная производительность машины за 1 час, т; Рт— техническая (конструктивная) производительность машины, т; К\ ~ коэффициент использования машины по загрузке; К2 — коэффициент использования машины по времени. При этом К\ определяется как отношение среднего веса транспортируемого груза за один цикл работы к номинальной грузоподъемности машины. Коэёрфициент использования машины по времени К^ равен отношению фактической продолжительности работы машины (с учетом простоев на профилактику и т. д.) к нормативной продолжительности рабочей смены.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |