Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заключительные и переходные положения 2 страница




8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на 30-й день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент.

Установленное в данном пункте правило логически обусловлено положением предшествующего пункта, предусмотревшего, что Совет Федерации первого созыва, как и Государственная Дума, избираются сроком на два года. Следовательно, речь шла не о постепенном обновлении его состава, как это вытекало из ч. 2 ст. 95 Конституции, в ее интерпретации одноименными Федеральными законами "О порядке формирования Совета Федерации" от 5 февраля 1995 г. и 5 августа 2000 г., а об избрании членов Совета Федерации первого созыва населением соответствующих субъектов РФ. В связи с этим комментируемый пункт воспроизвел правило ч. 2 ст. 99 Конституции, согласно которому Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избирания.

Что же касается открытия первого заседания Совета Федерации Президентом, этим подчеркивался не только высокий статус и авторитет палаты представителей субъектов Федерации - единственного федерального органа государственной власти, основанного на принципе федерализма, но и единство и целостность Российского государства, которому не препятствует его федеративное устройство. Тем самым обеспечиваются синтез федерализма и унитаризма, а сама Российская Федерация в конституционно-правовом смысле выступает как единое федеративное государство, олицетворяемое институтом Президента.

9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства. На депутатов Государственной Думы - членов Правительства не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.

Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

В развитие принципа разделения властей ч. 3 ст. 97 Конституции устанавливает, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, из чего в том числе следует, что они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Комментируемый же пункт "Заключительных и переходных положений" предусмотрел исключение из указанного требования, установив, что депутат Госдумы первого созыва может одновременно быть членом Правительства.

В основе этого исключения - особенности переходного периода с характерными для него нестабильностью конституционного строя и противостоянием различных политических и социальных сил и необходимость формирования работоспособного парламента, чему, в частности, могли служить депутаты - члены Правительства. При этом, однако, такое совмещение членства в Правительстве и депутатского мандата влекло существенные правовые последствия в виде изъятия из общего статуса депутата Государственной Думы: депутатская неприкосновенность не распространялась на указанных лиц в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей, т.е. обязанностей, возложенных на них в качестве членов федерального правительства.

В ч. 2 комментируемого пункта установлено, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Интересно отметить, что в проекте Конституции, подготовленном к опубликованию и направленном 8 декабря 1993 г. Президенту, этой части не было; она была вписана Б.Н. Ельциным и является отражением того, что составители проекта Конституции не пришли к окончательному выводу о том, каковы должны быть порядок формирования и деятельности Совета Федерации, статус его членов. При этом различия в используемой терминологии - "члены Совета Федерации", "депутаты Совета Федерации первого созыва" - скорее дань прежней традиции и привычке, чем осознанное решение.

Принцип осуществления членами Совета Федерации своих полномочий на непостоянной основе был воспринят Федеральным законом от 05.12.1995 N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Аналогичный по названию Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (в ред. от 21.07.2007), однако, предусмотрел, что члены Совета Федерации, как и депутаты Государственной Думы, осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе, что в том числе связано с изменениями персонального характера представительства субъектов РФ в Совете Федерации.

 

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 54.

*(2) СЗ РФ. 1996. N 29. Ст. 3543.

*(3) Ведомости РФ. 1993. N 14. Ст. 508.

*(4) СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2063.

*(5) СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4948.

*(6) Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на XX сессии ООН 21.09-22.12.1965. Нью-Йорк, 1966. С. 16-17.

*(7) Организация Объединенных Наций: Сб. док. М., 1981. С. 460-469.

*(8) Во имя мира, безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30.07-01.08.1975. М., 1975. С. 17.

*(9) СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.

*(10) СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 1033.

*(11) См. также: Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам // Московский журнал международного права. 1993. N 2. С. 170-173.

*(12) См., например: Конвенция МОТ N 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990. Т 2; Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1995) // СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1256; и др.

*(13) См.: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи (Сорок девятая сессия). Дополнение N 49 (А/49/49). С. 409-412. Аналогичные положения содержатся в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., в материалах Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и других международно-правовых документах.

*(14) СЗ РФ. 1996. N 29. Ст. 3543.

*(15) Ведомости РФ. 1993. N 29. Ст. 1112.

*(16) СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2579.

*(17) Федеральным законом от 03.01.2006 N 5-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" этот срок был продлен до 1 января 2008 г., а Федеральным законом от 01.12.2007 N 296-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" - до 1 сентября 2009 г.

*(18) СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2196.

*(19) СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3202.

*(20) СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5878.

*(21) СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 745.

*(22) Андреева Г.А., Экономическая конституция в зарубежных странах / Г.А. Андреева. М., 2006. С. 3.

*(23) СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

*(24) ВКС РФ. 1998. N 3.

*(25) СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2803.

*(26) ВКС РФ. 1998. N 3.

*(27) ВКС РФ. 2004. N 6.

*(28) СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5877.

*(29) СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1372.

*(30) СЗ РФ. 1999. N 31. Ст. 4039.

*(31) СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1254.

*(32) Ефремов А.А., Реализация конституционного принципа свободного перемещения финансовых средств: автореф. дис.... к.ю.н. / А.А. Ефремов. Волгоград, 2004. С. 5.

*(33) СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.

*(34) СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 830.

*(35) СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1429.

*(36) ВКС РФ. 2007. N 2.

*(37) СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 429.

*(38) См.: Гаджиев Г.А., О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе / Г.А. Гаджиев // Государство и право. 1997. N 3. С. 36.

*(39) См.: Чубаров В.В., Проблемы правового регулирования недвижимости / В.В. Чубаров. М., 2006. С. 96.

*(40) СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3988.

*(41) СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

*(42) ВКС РФ. 2005. N 6.

*(43) О.И. Крассов, Экологическое право. М. 2008. С. 59.

*(44) СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447.

*(45) Утратил силу.

*(46) Утратило силу.

*(47) Федеральный закон от 24.07.2007 N 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".

*(48) СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3581.

*(49) СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4943.

*(50) Об основных исторических теориях местного самоуправления см., напр.: Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России: учебник / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Проспект, 2009. С.53-62. Васильев В.И. Муниципальное право России / В.И. Васильев. М.: Юстицинформ, 2008.

*(51) См., например: Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе общественных отношений. История и современность. Опыт России / Н.С. Тимофеев. М.: Изд-во МГУ, 2005.

*(52) Подобная оценка общественных и государственных начал местного самоуправления сформулирована также, напр., в кн.: Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления / В.Е. Чиркин. М.: Норма, 2008. С. 356.

*(53) СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1374.

*(54) СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2375.

*(55) См.: Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. М.: Норма, 2008.

*(56) СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 214.

*(57) СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1260.

*(58) См. также: Определение КС РФ от 11.06.1999 N 104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса законодательного собрания Тверской области о толковании положений статьи 12 Конституции Российской Федерации" // ВКС РФ. 1999. N 5.

*(59) СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 708; N 42. Ст. 4902; N 45. Ст. 5241; 1998. N 4. Ст. 532.

*(60) ВКС РФ. 2003. N 6; СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2561.

*(61) СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4509.

*(62) ВКС РФ. 2007. N 2.

*(63) Безусловный факт "включенности" местного самоуправления в систему социальной государственности требует самостоятельного обоснования, в том числе в рамках комментария к ст. 7 Конституции.

*(64) СЗ РФ. 1999. N 31. Ст. 4037.

*(65) СЗ РФ. 1999. N 46. Ст. 5611; 2001. N 27. Ст. 2803; Архив КС РФ. 2003.

*(66) СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.

*(67) СЗ РФ. 1999. N 25. Ст. 3169.

*(68) ВКС РФ. 2007. N 2.

*(69) СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3117; 2007. N 10. Ст. 1260; 2008. N 2. Ст. 129.

*(70) СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 532; 2000. N 50. Ст. 494; 2002. N 14. Ст. 1374.

*(71) См.: Окончательное решение Европейского Суда по правам человека от 16 октября

2004 г. // Журнал российского права. 2005. N 1. С. 115-119.

*(72) Decisions and Reports (DR) 59. P. 251.

*(73) ВКС РФ. 2003. N 5; Архив КС РФ. 2003; ВКС РФ. 2005. N 1.

*(74) Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000. Т. 2. С. 504.

*(75) СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5260.

*(76) СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.

*(77) СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 2101.

*(78) БВС РФ. 1995. N 1.

*(79) СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.

*(80) СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1497.

*(81) СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5203.

*(82) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 54.

*(83) БВС РФ. 2003. N 12.

*(84) Напротив, в науке международного права за редким исключением (см.: Корецкий, В.М. "Общие принципы права" в международном праве // В.М. Корецкий. Избранные труды. Киев, 1989. Кн. 2. С. 165-199) под "общими принципами права" в смысле ст. 38 Статута Международного суда ООН понимаются традиционные юридические постулаты, известные еще римскому праву (закон не имеет обратной силы, специальный закон имеет преимущество перед общим законом, договоры должны соблюдаться, право не может возникнуть из правонарушения и т.д.). Они действительно свойственны как международному, так и национальному праву, что, однако, не позволяет указанные принципы интерпретировать как тождественные общепризнанным принципам международного права (см.: Международное право: учебник для вузов / под ред. Г.В. Игнатенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 92; Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов. М., 2001. С. 75; Каламкарян, Р.А. Международное право: учебник / Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. М., 2004. С. 106-107).

*(85) СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3003.

*(86) Данный подход получил освещение в книге: Эбзеев, Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. М.: Норма, 2007.

*(87) СЗ РФ. 2008. N 6. Ст. 540; N 10 (ч. 2). Ст.976; N 13. Ст. 1352; 2009. N 11. Ст. 1367.

*(88) СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. 2). Ст. 1073.

*(89) См. подробнее: Бондарь, Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации / Н.С. Бондарь. М.: Юстицинформ, 2005.

*(90) СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; 2007. N 42. Ст. 5083; 2008. N 8. Ст. 809.

*(91) СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603; 2001. N 32. Ст. 3411.

*(92) СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 267.

*(93) СЗ РФ. 2005. N 32. Ст. 3396.

*(94) ВКС РФ. 2006. N 2.

*(95) СЗ РФ 1998. N 45. Ст. 5603.

*(96) СЗ РФ. 2003. N 5. Ст. 503.

*(97) См.: Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б.С. Эбзеев. М.: Юрид. лит., 2005. С. 130 и др.

*(98) См.: Комментарий к Конституции РФ / пред. ред. колл. Л.А. Окуньков. М., 1994. С. 58, 59.

*(99) СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6363; 2001. N 22. Ст. 2276.

*(100) Подробнее см.: Крусс, В.И. Теория конституционного правопользования / В.И. Крусс. М.: Норма, 2007. С. 225-351 и др.

*(101) Комментарий к Конституции РФ / под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996. С. 85, 86.

*(102) См.: Конституция РФ: Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 30. По мнению В.А. Четвернина, права и свободы должны быть фактически опосредованы в соответствии с "универсальным" юридическим принципом формального равенства. Иными словами, законодатель призван обеспечить меру равной (юридической) свободы в осуществлении вполне конкретизированных и далеко не сходных (по содержанию) прав и свобод личности. Неизбежное принижение материально-правовой составляющей названных полномочий при этом "не замечается", а проблема конституционного опосредования прав человека сводится к обеспечению требования господства права "в формальном смысле". См.: Там же. С. 43, 44, 47, 48 и др.

*(103) СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.

*(104) СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 2058.

*(105) СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3763.

*(106) СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.

*(107) Архив КС РФ. 2005.

*(108) Архив КС РФ. 2006.

*(109) В постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" содержится важное уточнение (абз. 3 п. 1) относительно того, что права и свободы человека являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции РФ (БВС РФ. 2003. N 12).

*(110) СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2686.

*(111) СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3394; 2000. N 10. Ст. 1165.

*(112) Так, в гражданском судопроизводстве, а также при производстве в арбитражном суде ведущую роль в достижении этой цели играет принцип диспозитивности. См., например: Постановления КС РФ от 14.02.2002 N 4-П, от 16.07.2004 N 15-П // СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 894; 2004. N 31. Ст. 3282.

*(113) В рамках уголовного судопроизводства это предполагает по меньшей мере установление обстоятельств происшествия, в связи с которым было возбуждено уголовное дело, его правильную правовую оценку, выявление конкретного вреда, причиненного обществу и отдельным лицам, и действительной степени вины (или невиновности) лица в совершении инкриминируемого ему деяния. См.: Определение КС РФ от 05.11.2004 N 359-О // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 3). Ст. 5586.

*(114) СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.

*(115) СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1774; 2001. N 11. Ст. 1070.

*(116) СЗ РФ. 2007. N 14. Ст. 1741.

*(117) СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3412; 2003. N 21. Ст. 2058; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3199; 2007. N 30. Ст. 3988.

*(118) СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202; 1997. N 1. Ст. 197; ВКС РФ. 2004. N 3.

*(119) СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409; ВКС РФ. 2005. N 2; N 6; СЗ РФ. 2006. N 43. Ст. 4529.

*(120) СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2392.

*(121) СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 597.

*(122) СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 733; Архив КС РФ. 2006; СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 5136.

*(123) СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 531.

*(124) СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2173; 1999. N 16. Ст. 2079.

*(125) См.: Постановление КС РФ от 14.05.2009 N 8-П // СЗ РФ.2009.N 22. Ст.2752.

*(126) СЗ РФ. 2007. N 15. Ст. 1820; ВКС РФ. 2007. N 6.

*(127) ВКС РФ. 2005. N 1.

*(128) СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4948; ВКС РФ. 2007. N 2.

*(129) Архив КС РФ. 1997.

*(130) СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276.

*(131) СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 828; 2002. N 16. Ст. 1601; Архив КС РФ. 2007.

*(132) СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1549; 2005. N 10. Ст. 897; 2008. N 10 (ч. 2). Ст. 976; ВКС РФ. 2005. N 5.

*(133) СЗ РФ. 2000. N 8. Ст. 991; 2003. N 51. Ст. 5026; 2004. N 27. Ст. 2804; 2005. N 28. Ст. 2904.

*(134) ВКС РФ. 2004. N 1; СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2427; ВКС РФ. 2007. N 3, 6.

*(135) СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

*(136) СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

*(137) См., например: п. 40 Постановления Европейского Суда по правам человека от 25.11.1996 по делу "Уингроу (Wingrove) против Соединенного Королевства" // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. М.: Норма. 2000. С. 296-308; п. 86 Постановления Европейского Суда по правам человека от 24.05.2007 по делу "Владимир Соловьев (Vladimir Solovyev) против Российской Федерации"; п. 74 Постановления Европейского Суда по правам человека от 24.05.2007 по делу "Игнатов (Ignatov) против Российской Федерации" // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2007. N 10. С. 98-118; N 12. С. 107-134.

*(138) СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.

*(139) СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2803.

*(140) СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 831.

*(141) СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3214.

*(142) СЗ РФ. 2003. N 45 (ч. 2). Ст. 4509.

*(143) СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2803.

*(144) См. подробнее: Бондарь, Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав и свобод человека Конституционным Судом РФ / Н.С. Бондарь. М.: Юстицинформ, 2005. С. 246-253.

*(145) СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1242; 2008. N 12. Ст. 1183.

*(146) ВКС РФ. 2006. N 3.

*(147) Архив КС РФ. 1997.

*(148) Архив КС РФ. 2004; 2005.

*(149) Архив КС РФ. 1995; 1997; 2003.

*(150) ВКС РФ. 2004. N 1; СЗ РФ. 2007. N 14. Ст. 1742.

*(151) СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 162.

*(152) СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764; Архив КС РФ. 2006.

*(153) СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2876.

*(154) См., например: федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др.

*(155) См., например: Закон об образовании, Основы законодательства РФ о культуре, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.

*(156) См., например: Концепция государственной политики в отношении молодой семьи.

*(157) См.: п. 1 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2008).

*(158) СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5260.

*(159) СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4691.

*(160) Архив КС РФ. 2005; 2006.

*(161) СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909; 1998. N 6. Ст. 783; ВКС РФ. 2006. N 2.

*(162) СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4692; 1996. N 27. Ст. 3344; 2000. N 13. Ст. 1429; 2002. N 25. Ст. 2515.

*(163) СЗ РФ. 2008. N 12. Ст. 1183.

*(164) СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.

*(165) Так, например, Закон Владимирской области от 06.05.2008 N 86-ОЗ "О государственной семейной политике во Владимирской области" в ст. 4 прямо закрепляет гендерное равенство в качестве одного из принципов государственной семейной политики, определяя его как практическую реализацию равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин путем обеспечения равенства в аспектах законодательства, равной поддержки и развития культуры материнства и отцовства, поощрения равенства мужчин и женщин в распределении домашних обязанностей и занятости (См.: Владимирские ведомости. 2008. 14 мая.)

*(166) Архив КС РФ. 2000.

*(167) Архив КС РФ. 2007.

*(168) СЗ РФ. 2005. N 29. Ст. 3097.

*(169) См.: постановление Правительства РФ от 08.01.1996 N 6 "О Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" (в ред. от 26.07.2004).

*(170) См.: постановление ГД ФС РФ от 20.11.1997 N 1929-II ГД "О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".

*(171) В Российской Федерации был разработан и принят в первом чтении проект такого закона. См.: постановление ГД ФС РФ от 16.04.2003 N 3893-III ГД "О проекте федерального закона N 284965-3 "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". Однако эта работа до настоящего времени не получила завершения.

*(172) См.: Конституция РФ. Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 145.

*(173) Это ясно выражено в ч. 1 и 2 ст. 1 Основного закона ФРГ, где указано, что в силу неприкосновенности достоинства личности права человека признаются - как неприкосновенные и неотчуждаемые - в качестве основы всякого человеческого сообщества (см. Основной закон ФРГ. Ведомство печати и информации Федерального правительства и Германский фонд между народного правового сотрудничества. 1998. С. 13).

*(174) Краснов, М.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий / М.А. Краснов, В.А. Кряжков. М., 2006. С. 244.

*(175) Подписана Российской Федерацией в 1996 г. в связи со вступлением России в Совет Европы и ратифицирована в 1998 г., вступила в силу для России 5 мая 1998 г. - в день сдачи ратификационной грамоты Генеральному секретарю Совета Европы.

*(176) См., например: Постановление КС РФ от 18.02.2000 N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана" (СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1066); Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П (СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 4358).

*(177) См.: Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под. ред. Туманова В.А., Энтина Л.М. М., 2002. С. 19-20.

*(178) См.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: в 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 125.

*(179) Гибель людей в результате так называемых зачисток и вооруженных столкновений военно-полицейских сил с отрядами террористов при недоказанности принадлежности погибших к террористической организации или убийство подозреваемых в терроризме при ошибочном предположении о немедленной возможности теракта признаются ЕСПЧ в конкретных делах нарушением п. 2 ст. 2 Конвенции (см.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: в 2 т. Т. 2. М., С. 132, 138-140, 216). Кроме того, рассматриваются как нарушения государством требований ст. 2 Конвенции применение военнослужащими оружия, приведшее к гибели пятерых членов семьи заявителей из Чеченской Республики в ЕСПЧ в отсутствие обоснования необходимости таких мер, а также непроведение властями эффективного расследования обстоятельств, связанных с гибелью людей (см. Бюллетень ЕСПЧ. 2007. N 4. С. 12).

*(180) СЗ. РФ. 1995. N 35. Ст. 3424.

*(181) СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867.

*(182) СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764.

*(183) СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1271.

*(184) СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764; 2006. N 18. Ст. 2058.

*(185) СЗ РФ. 1999. N 4. Ст. 602.

*(186) Подробнее см.: Крусс, В.И. Теория конституционного правопользования / В.И. Крусс. М.: Норма, 2007. С. 194-203 и др.

*(187) ВКС РФ. 2005. N 5.

*(188) ВКС РФ. 2003. N 6.

*(189) ВКС РФ. 2004. N 3.

*(190) СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3346.

*(191) Так, например, в Определении от 15.02.2005 N 17-О Суд установил, что нормативные положения ч. 1 ст. 21 Конституции предопределяют юридическую меру притязаний индивидов на гарантирование им определенного уровня материального обеспечения, т.е. субъективные конституционные правомочия личности в социальной сфере (абз. 4 п. 2 мотивировочной части) (СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1479).

*(192) Соответствующий подход был сформулирован Конституционным Судом, в частности, в отношении достоинства личности и права каждого на свободу и личную неприкосновенность: названное право, по мнению Суда, предопределяет недопустимость вмешательства в сферу автономии личности исходя из признания государством ее достоинства. См.: абз. 1 п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 22.03.2005 N 4-П; абз. 2 п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 11.07.2006 N 347-О // СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1271; Архив КС РФ. 2006.

*(193) СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3393.

*(194) СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3394; 1999. N 14. Ст. 1749.

*(195) ВКС РФ. 2004. N 3.

*(196) СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.

*(197) СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1479.

*(198) СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.

*(199) СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2553.

*(200) СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6674.

*(201) Поэтому, в частности, конституционное гарантирование государственной охраны достоинства личности предполагает, наряду с прочим, необходимость обеспечения восстановления в полном объеме нарушенных преступлением прав и законных интересов, и этому не могут быть противопоставлены принципы правовой определенности и стабильности прав, а также принцип non bis in idem. См.: Постановление КС РФ от 16.05.2007 N 6-П (СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2686).

*(202) СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2579.

*(203) СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 701.

*(204) СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3394; 1999. N 23. Ст. 2890; 2000. N 27. Ст. 2882; 2005. N 22. Ст. 2194; ВКС РФ. 2004. N 3.

*(205) СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2892.

*(206) СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4922; Архив КС РФ. 2005.

*(207) СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.

*(208) СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2408.

*(209) ВКС РФ. 2001. N 4.

*(210) СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3988.

*(211) См.: постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // БВС РФ. 2005. N 4.

*(212) ВКС РФ. 2004. N 3.

*(213) См.: Кокотов, А.Н. Доверие. Недоверие. Право / А.Н. Кокотов. М.: Юристъ, 2004. С. 174, 175.

*(214) СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2375; 2007. N 14. Ст. 1742; N 15. Ст. 1820; СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 339.

*(215) СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; 2007. N 15. Ст. 1820.

*(216) Архив КС РФ. 2004.

*(217) СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1657.

*(218) См.: Де Сальвиа, М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. / М. де Сальвиа. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2004. С. 130-132, 141.

*(219) См.: приказ Минюста России от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (в ред. от 03.03.2008).

*(220) См.: Де Сальвиа, М. Указ. соч. С. 139.

*(221) См.: Алексеев, С.С. Философия права / С.С. Алексеев. М., 1997. С. 84-85.

*(222) Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

*(223) Чичерин, Б.Н. Общее государственное право / Б.Н. Чичерин. М., 2006. С. 212. Ср. у В. Даля, Толковый словарь: неприкосновенный - "не подлежащий чьему-либо ведению, власти ".

*(224) СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3185.

*(225) Решение по делу Гузарди от 6 ноября 1980 г. и др.

*(226) СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764.

*(227) СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1178.

*(228) Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" (в ред. от 24.07.2007).

*(229) Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Кроме того, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 14.07.2008) предусматривает, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по постановлению главного санитарного врача или его заместителей инфекционные больные или лица с подозрением на такие заболевания могут быть госпитализированы для обследования или изоляции (ст. 51), что объясняется ситуацией крайней необходимости. Указанные действия могут быть обжалованы в суд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.