Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные тесты. Занятие 4. Бюджет и бюджетное право




Занятие 4. Бюджет и бюджетное право.

На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Понятие бюджета с экономической точки зрения и с точки зрения его материального содержания. Бюджет и казна.

2. Особенности бюджета с юридической точки зрения. Значение придания финансовому плану публичной власти формы закона. Бюджет в системе сдержек и противовесов.

3. Структура бюджета. Доходы, расходы, дефицит и профицит. Особенности учета нефтегазовых доходов в федеральном бюджете.

4. Виды бюджетов. Консолидированный бюджет.

5. Бюджет и внебюджетные фонды, их соотношение.

6. Место бюджетного права в системе финансового права. Система источников бюджетного права.

7. Субъекты бюджетных правоотношений.

 

Выберите правильный или наиболее полный ответ.

1. Бюджет предназначен:

а) для планирования доходов и расходов на определенный период;

б) для учета операций сектора государственного управления;

в) для хранения резервов Федерального казначейства.

 

2. Федеральный бюджет составляется:

а) на год,

б) на 3 года;

в) на очередной финансовый год и плановый период.

 

3. Консолидированный бюджет:

а) это свод бюджетов;

б) это единый счет Федерального казначейства для учета средств бюджетов;

в) это финансовая стратегия на очередной финансовый год и плановый период.

 

4. Доходы, расходы и резервы Банка России:

а) учитываются в составе федерального бюджета;

б) не учитываются в составе федерального бюджета;

в) не учитываются в федеральном бюджете, за исключением 50 % прибыли.

 

5. Дефицит федерального бюджета рассчитывается:

а) без учета нефтегазовых доходов;

б) с учетом нефтегазовых доходов;

в) с учетом ненефтегазового дефицита и нефтегазового трансферта.

 

6. Бюджет должен быть:

а) профицитным;

б) дефицитным,

в) сбалансированным.

 

7. Принцип совокупного покрытия означает:

а) отсутствие в бюджете прямой связи конкретного расхода и конкретного источника дохода;

б) субсидиарную ответственность публично-правовых образований по долгам бюджетных учреждений;

в) включение в консолидированный бюджет показателей внебюджетных фондов.

 

8. Расходные обязательства федерального бюджета:

а) это векселя Федерального казначейства;

б) это расходы, которые РФ по закону обязана запланировать и осуществить;

в) это расходные статьи федерального бюджета.

 

9. Единство кассы и полнота бюджета:

а) это два различных по содержанию принципа бюджетного права;

б) это два названия одного и того же принципа бюджетного права;

в) это проявления принципа достоверности в бюджетном праве.

 

10. Бюджетный кодекс закрепляет:

а) что в случае противоречия федерального закона бюджетному кодексу применяется Бюджетный кодекс;

б) что федеральные законы не могут противоречить Бюджетному кодексу;

в) что федеральные законы могут быть признаны противоречащими Бюджетному кодексу в судебном порядке.

 

11. Министерство финансов РФ:

а) не может издавать нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения;

б) может издавать акты, регулирующие бюджетные отношения;

в) может издавать нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения.

 

12. К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности:

а) дотации и субсидии;

б) дотации, субсидии и субвенции;

в) дотации, субсидии и бюджетные кредиты.

 

13. Бюджетное учреждение:

а) это государственное учреждение;

б) это некоммерческая организация;

в) это автономное учреждение.

 

14. Финансирование «за результат» означает:

а) предоставление бюджетных ассигнований на выполнение государственных (муниципальных) заданий;

б) зачисление бюджетных ассигнований на счет получателя бюджетных средств после документального подтверждения оказания им государственных (муниципальных) услуг;

в) дальнейшее усиление контроля эффективности и целевого характера расходования бюджетных ассигнований.

 

15. Получателями бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу признаются:

а) получатели любых бюджетных ассигнований,

б) бюджетные учреждения;

в) государственные (муниципальные) учреждения.

 

Задания

1. Поясните, для чего государству нужен бюджет. Как соотносятся бюджет и сводная бюджетная роспись?

2. Можно ли составлять бюджет государства в виде свода бюджетных росписей министерств и ведомств?

3. Сколько бюджетов нужно государству? Аргументируйте свое мнение.

4. Является ли закон о бюджете нормативным правовым актом? Каково юридическое значение придания бюджету формы закона?

5. Дайте определение кассового исполнения бюджета. В каких формах оно осуществляется? Назовите достоинства и недостатки казначейского исполнения бюджета.

6. Объясните, почему при расчете консолидированного бюджета не учитываются межбюджетные трансферты.

7. Должны ли учитываться в составе доходов бюджета доходы государственных учреждений и принадлежащих государству компаний? Аргументируйте свое мнение.

8. В средствах массовой информации встречается утверждение, что доходы от экспорта нефти поступают в бюджет России. В чем состоят неточности подобного утверждения с юридической точки зрения?

9. Согласно ст. 92 БК РФ, дефицит федерального бюджета «не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета». Поясните смысл этой нормы.

10. Дайте определение бюджетного права.

11. Прокомментируйте, как бюджетное право соотносится со смежными подотраслями и институтами финансового права.

12. Поясните, что такое система бюджетного права, из каких элементов она состоит.

13. Назовите основные источники бюджетного права.

14. Какие нормы о бюджете содержатся в Конституции РФ?

15. Поясните, как разграничиваются предметы ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области бюджета? В чем это разграничение проявляется применительно к системе источников бюджетного права?

16. Президент Украины своим указом назначил досрочные выборы в парламент страны. На проведение выборов требуется 75 млн. долларов. Правительство отказалось организовать проведение выборов, мотивируя это тем, что данные расходы не предусмотрены бюджетом, а значит, отсутствует источник для их покрытия. Внесение изменений в бюджет невозможно, т.к. прежний парламент указом Президента Украины распущен, его полномочия прекращены. Какой механизм может быть предусмотрен бюджетным правом для выхода из подобной ситуации?

16. Организация в IV квартале 2005 года продала крупный пакет ценных бумаг. Прибыль составила 360 млн. руб., налог на прибыль к уплате в бюджет – 86,4 млн. руб. По правилам законодательства о налогообложении прибыли, авансовый платеж налога за I квартал 2006 года был рассчитан, исходя из прибыли за предшествующий отчетный период, и составил также 86,4 млн. руб.

Поскольку фактической прибыли в сопоставимом размере у налогоплательщика в 2006 году не было, образовалась существенная переплата налога в бюджет. Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, однако деньги возвращены не были.

В апреле 2007 года Организация обратилась в арбитражный суд с требованием о возврате переплаты налога и взыскании процентов за несвоевременный возврат денежных средств.

Налоговый орган, не возражая против требований Организации по существу, заявил, что требования Организации не подлежат удовлетворению, так как бюджетной сметой налогового органа на 2007 г. не предусмотрен возврат средств Организации, вследствие чего отсутствует источник для возврата налога и уплаты процентов.

Какое решение должен принять арбитражный суд в такой ситуации?

17. На совещании у губернатора N-ской области рассматривался вопрос о повышении собираемости налогов в областной бюджет. Заслушали доклад руководителя УФНС по N-ской области И. А. Крылова «О мерах по легализации налоговой базы». Губернатор выступил со следующим предложением: создать специальный фонд областной администрации для стимулирования работников налоговых органов на территории области. Для формирования фонда направлять в него 10% от всех штрафов, взимаемых на территории области за нарушения налогового законодательства.

Имеются ли препятствия для практической реализации данного предложения с точки зрения действующего бюджетного законодательства?

18. По сообщениям в прессе, высокопоставленный сотрудник ЦБ РФ признал факт, что некоторая часть международных резервов ЦБ РФ вложена в ценные бумаги иностранных государств. Большинство такого рода активов – это государственные облигации высочайшего уровня надежности, однако некоторая часть ценных бумаг может представлять собой обязательства ипотечных компаний США, испытывающих финансовые трудности.

По мнению журналиста, комментировавшего данную ситуацию, это свидетельствует об угрозе потери средств резервного фонда РФ, накопленных за время существования высоких цен на энергоносители. Какие неточности с юридической точки зрения содержатся в подобном комментарии?

19. Бухгалтерия ОАО «Магаданская золоторудная компания» (далее – Компания) допустила счетную ошибку при распределении сумм налога на прибыль между бюджетами районов, на территории которых находятся обособленные подразделения (рудники) налогоплательщика.

В результате образовалась переплата 60 млн. руб. в бюджет Сусуманского района, и недоимка 60 млн. руб. в бюджет Омсукчанского района. Налоговый орган вынес решение о взыскании штрафа за неуплату налога и о взыскании недоимки.

Компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, мотивируя свои требования следующим: ошибка в определении бюджета является нарушением бюджетного, а не налогового законодательства. Поскольку сумма налога выбыла из обладания налогоплательщика, пусть и не в надлежащий бюджет, недоимки перед консолидированным бюджетом не возникло. Следовательно, нет оснований для привлечения к ответственности за неуплату налога и взыскания недоимки. Кроме того, распределением средств между бюджетами занимается Федеральное казначейство. К нему и следовало обратиться налоговому органу для возврата излишне полученных средств из бюджета одного района и передачи их в бюджет другого района.

Какое решение должен принять арбитражный суд?

20. В рамках программы развития сельского хозяйства и животноводства N-ской области 11 фермерских хозяйств получили в 2008 году адресные субсидии на закупку за рубежом элитных семян кукурузы. Фермер Василий Сидоров, который также обращался за предоставлением субсидии, но получил отказ, обратился с жалобой в прокуратуру.

В своей жалобе он указал, что граждане не могут являться участниками бюджетных отношений и получателями бюджетных средств, и просил разобраться с фактом незаконного, по его мнению, расходования бюджетных средств на выдачу субсидий.

Обоснована ли жалоба гражданина на нарушение бюджетного законодательства?

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Ст. 10, 71 – 73, 104, 106.

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Налоговый кодекс РФ, часть I.

4. ГК РФ, ст. 120, 214, 215.

5. Федеральный закон от 24.77.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // СЗ РФ. 2007 г. №31, ст. 3995, приложение 1, приложение 2. (С последующими изменениями и дополнениями).

6. Федеральный закон от 03.04.2008 г. № 36-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» // СЗ РФ. 2008 г. № 14, ст. 1355

7. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ.2006. №45, ст. 4626 (С последующими изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003 г. № 40, ст. 3822. (С последующими изменениями и дополнениями).

9. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»//СЗ РФ. 2007. № 18, ст. 2117.

10. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию <О бюджетной политике на 2009-2011 гг.>

11. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

12. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. N 49, ст. 4908. (С последующими изменениями и дополнениями).

13. Приказ Минфина РФ от 24 августа 2007 г. № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»// Финансовая газета, 2007 г. №№ 46-51. (С последующими изменениями и дополнениями).

14. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, №8, август 2006 г.

15. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». //Вестник ВАС РФ, №8, август 2006 г.

16. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, №8, август 2006 г.

17. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2007 г. № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение». // Вестник ВАС РФ, №7, июль 2007 г.

 

Литература:

1. Финансовое право: Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Грачевой Е.Ю. - М.: Проспект, 2009.

2. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Химичева Н.И. - 4-е изд., перераб. и доп. М: Норма - Инфра-М, 2008.

3. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. - М.: Юристъ, 2005.

4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Горбунова О.Н. – М., Юристъ, 2006.

5. Финансовые системы зарубежных стран: учебное пособие / А.М. Балтина, В.А. Волохина, Н.В. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Финансовое право: Учебник / Под ред. Ровинского Е.А. - М.: Юридическая литература, 1971.

7. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

8. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1996.

9. Годме П.М. Финансовое право. – М.: Прогресс, 1978.

10. Бюджетное право РФ: Ежегодник. 2006/ Под общ. ред. С.В. Запольского, Д.М. Щекина; Международная ассоциация финансового права. – М.: Статут, 2007.

11. Бюджетное право: учебное пособие для студентов юридических и экономических вузов. Под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. - М.: ЮНИТИ – ДАНА: закон и право, 2008.

12. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

13. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

14. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2002.

15. Селюков А.Д. Правовое регулирование бюджетных отношений: теория и практика. - М.: Издательство МГЮА, 2002.

16. Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. - СПб., Издательство СПбГУ, 2004.

17. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М.: Госюриздат, 1960.

18. Пискотин М.И. Советское бюджетное право (Основные проблемы). – М., Юридическая литература, 1971.

 

 

Занятие 5. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации.

На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Бюджетная система РФ, ее элементы.

2. Понятие бюджетного устройства. Принципы бюджетного устройства РФ.

3. Понятие бюджетного процесса. Место процессуальных норм в системе бюджетного права.

4. Критерии деления бюджетного процесса на стадии.

5. Порядок составления проекта бюджета (на примере федерального бюджета).

6. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета (на примере федерального бюджета).

7. Порядок исполнения и отчета об исполнении бюджета (на примере федерального бюджета).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.