Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требование к выразительности чтения и их осуществление




Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований:

1. Соблюдение знаков препинания. Этот эле­ментарный навык особенно важен для учащихся I—II классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связывать определенный знак интонации с содержанием предложения и всего текста. Недостаточно просто указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак,— ученик должен понять необходимость выразить то или иное чувство, радость, удивление и т. п. — «Ура, ребята! — крикнул Никита.— Идите за мной. Я вас к жилью выведу». Эти слова из рассказа «Знакомые сле­ды» Е. Пермяка первоклассники прочтут с нужной интонацией, если осознают переживания Никиты, когда он понял, что дети заблудились по его вине. Учащиеся сознательно свяжут смысл прочитанного с определенным графическим знаком, передадут радость и уверенность мальчика.

Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запетая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и т. п. Третьеклассники узнают и о том, какие знаки препинания требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения; не выделяются паузами одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.

2. Паузы логические и психологические. Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после него. Например:

Он глядел / веселыми глазами На поля, на дальнюю межу. И подумал: «Дай-ка я на память У дороги / вишню посажу».

В этом отрывке из стихотворения М.Исаковского «Вишня» мы подчеркиваем значения слова веселыми паузой перед ним. Пауза после слова дороги привлекает внимание слушателей к этому слову: решение старика неожиданно, но ведь нес вишню домой. Использование паузы также повышает значение рас­пространенных, членов предложения, помогая охватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Такова пауза между двумя предложениями из рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы»: «Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу.// И вдруг Никита увидел зна­комые следы».

При чтении «Рассказа о неизвестном героем» С. Маршака психологические паузы подчеркивают драматизм положения героя, спускающегося по стене горящего дома: «Вот ухватился рукой / за колонну,/Вот по карнизу/шагнул он к балкону ...J/ А до балкона / четыре шага».

Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульмина­ционной части сказки или рассказа, а также возле яркого сравнения или эпитета. Следует также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается грубое «рубленое» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке, и паузы между стихами не должны ее искажать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.