КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чтения
Методика работы над планом на уроке Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает учащемуся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка части текста или пункта простого плана. Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид — установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом учитель должен объяснить, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит (заголовок должен отражать тему или основную мысль текста). Вторым видом работы, подготавливающим детей к составлению плана, является выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе. Составленный детьми план служит опорой при пересказе произведения. В зависимости от целенаправленности урока работа над планом может иметь место на любом этапе урока или в домашнем, задании. Не каждое произведение годится для составления плана. Длинные произведения, рассказы со сложной композицией трудны для этого упражнения. Не следует составлять план к лирическим стихотворениям и к рассказам очень эмоциональным. Картинный план. В младших классах работа над планом рассказа или сказки проходит на основе эмоционального восприятия содержания, и сам план часто имеет образное (картинное) содержание. Как начальное упражнение можно давать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить детям расположить их сообразно содержанию. Дав название картинке, дети отмечают в тексте место каждой, получается картинный план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого воображения. Эта работа углубляет эмоциональное восприятие произведения, помогает понять его идею. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т. е. аналитическая работа. Работа над картинным планом может варьироваться. Можно использовать иллюстрацию, находя в тексте ту часть рассказа, к которой она относится. Работа над картинным планом помогает учащимся определить свое отношение к прочитанному, вырабатывает внимание к деталям текста, развивает творческие способности учащихся. Логический план. Уже в I классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий, т. е. простейшей логической связи. При этом полезна постановка вопросов к каждой части рассказа, запись которых с последующим анализом текста помогает выделить главную мысль произведения. В младших классах полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная форма плана побуждает учащегося к поискам ответа. Работая над планом, первоклассники осваивают операции членения целого на части, установления связей последовательности; причины и следствия, сравнения. Учащиеся II класса уже способны осознать обусловленность поступков героя, хотя и не всегда полностью раскрывают мотивы поведения. Многие произведения ставят перед учащимися этические и социальные проблемы, которые решаются при выяснении стимулов поведения героя. Работа над планом таких произведений логически направлена на выяснение причин поступков. Многие произведения построены в форме доказательств. Организуя работу над планом, учитель, конечно, не употребляет термины логических категорий, но сам он должен отчетливо представлять, какой мыслительный процесс вызывает то или иное задание по составлению плана, и направляет мышление детей. В III классе работа над логическим планом отличается большей самостоятельностью, сообразно требованию программы: «Развитие умения самостоятельно установить последовательность и смысловые связи частей текста, составить план прочитанного». Кроме этого используются задания разных вариантов: 1) Озаглавить каждую часть рассказа и установить смысловую связь между 2) Озаглавить одну, крупную часть и разделить на более мелкие части. 3) Составить план в форме вопросительных предложений и подготовить 4) Возможно задание и на обобщение, например: объединить несколько Памятка «Как составить план текста»
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |