Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструктаж. 3 страница




Занятие подготовительного этапа имеет такую структуру:

Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая вос­становить в памяти детей (или сформировать) реальные представ­ления, на основе которых будет строиться образная система про­изведения (2-3 мин).

Выразительное чтение учителем избранного художественно­го произведения вслух (3-7 мин).

Воссоздание прослушанного произведения, размышления по поводу прослушанного произведения (4-6 мин).

Рассматривание детской книги, в которой помещено про­слушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин).

Рекомендации детям к самостоятельной деятельности с кни­гами, которые есть в классе или дома. Вывешивание рекоменда­тельного плаката по теме прошедшего занятия (1 мин).

Урок начального э т а п а. Его структура:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).

2. Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 мин).

3. Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин);

Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (до 5 мин).

Чтение учащимися названного произведения про себя (10-12 мин).

Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания книги (7-10 мин).

Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на теку­щую неделю, вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока (1-2 мин).

Урок основного э т а п а включает:

Составление из самостоятельно прочитанных дома книг вы­ставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделе­ние книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 мин).

Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором при­нимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20-25 мин).

Расширение читательского кругозора детей, которое осуще­ствляет учитель, выступая перед учениками как квалифицирован­ный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авто­ров, новые жанры, новые темы (10-15 мин).

Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чте­ния, вывешивание рекомендательного указателя или списка книг (2-3 мин).

В конце начального этапа рекомендуется провести несколько уроков переходного типа. Их своеобразие в том, что для второй части типового урока детям для чтения-рассматривания предлагаются разные произведения или даже разные книги, но объединенные одной темой. Такие уроки дают ребенку возмож­ность не только самостоятельно познакомиться с книгой и прочи­тать в ней произведение, но и попробовать понятно и интересно рассказать о нем товарищам. В то же время учитель приучает де­тей участвовать в беседе по разным источникам, понимать обоб­щенные вопросы и правильно на них реагировать.

Урок знакомства с периодической печатью проводит­ся на основном этапе. Структура такого урока не отличается от типовой, однако привычная беседа-обсуждение прочитанного имеет некоторую специфику. Детям на уроке предлагается рас­смотреть и почитать незнакомый (любой) номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики жур­нала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с тер­минами периодическая печать, журналист, редак­тор, тира ж, номер, экземпляр.

В начале учебной четверти на основном этапе может быть про­веден урок-отчет. Цель такого урока - дать возможность всем де­тям поделиться со своими товарищами впечатлениями о книгах, прочитанных на каникулах. В этом случае при подготовке к уроку дети должны ориентироваться на собственный читательский опыт, поэтому учитель дает установку подумать, что интересного узнали из книг, что привлекло внимание в журналах, какие замет­ки из газет запомнились. Учитель к уроку-отчету готовит 1-2 ли­тературные игры, которые будут предложены детям или в начале урока, или в завершении обсуждения прочитанного. Например, урок после летних каникул может начаться с игры-викторины «Знаешь ли ты журналы?». По условиям игры дети по обложкам некоторых номеров должны узнать журнал, вспомнить, с какого года он издается, назвать некоторые рубрики журнала или по на­званиям рубрик определить, о каком журнале пойдет речь, какие авторы часто печатаются в этих рубриках и т.п. Тогда основная часть урока - обсуждение материалов, опубликованных в летних номерах, беседа по прочитанным книгам знакомых авторов - ста­нет органическим продолжением викторины, а завершить урок может новая игра. Например, игра «Дежурная буква»: на доске закрепляется буква, допустим, а, и звучат вопросы и задания: «Назовите фамилии писателей на я»; «Заглавия каких известных сказок начинаются на а?»; «Заглавия каких рассказов начинаются на о?» и т.п.

Как правило, учебная четверть завершается уроком-ут­ренником. Он подводит итог всему тому, чем дети занимались в учебное время. Материалом для утренника будут служить те книги, которые детьми читались и обсуждались на уроках. По ним можно делать инсценировки, составлять литературные загадки, придумы­вать игры, брать из них песенки и стихи для исполнения на сцене. К такому празднику готовится весь класс, на него можно пригласить родителей, учащихся других классов. Важно, чтобы каждый ре­бенок так или иначе поучаствовал в подготовке утренника и его проведении. Однако учитель, разыгрывая с маленькими актерами сценки, разучивая песни, организовывая игры, должен помнить, что главная задача урока-утренника - предоставление детям возмож­ности продемонстрировать знание книг и читательские умения, (см.: Светловская H.H. Методика внеклассного чтения. - М., 1977). Итак, к концу обучения в начальной школе дети должны знать: -виды доступной литературы - художественной, научно-познавательной, справочной, периодической, публицистической;

возможные темы чтения;

виды возможной библиотечно-библиографической помощи;

- внешние приметы книги и разные типы внетекстовой инфор­мации;

правила гигиены чтения. Должны уметь:

ставить для себя цель обращения к книгам;

обращаться к библиотечно-библиографической помощи;

пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на

них, осуществить прогнозирование содержания книги;

-выбрать книгу, наиболее полно соответствующую постав­ленной цели;

осознать содержание выбранной книги, максимально исполь­зуя свои

читательские возможности;

соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила ги­гиены чтения (Там же).

В настоящем разделе рассмотрена одна из возможных систем работы с детской книгой в начальных классах.

В последнее время в школьной практике появилась тенденция ис­пользовать детскую книгу как особый объект не только на уроках внеклассного чтения, но и на уроке чтения и анализа литературного произведения. В некоторых системах предусмотрено обращение к книгам-сборникам, в которых художественные произведения спе­циально отобраны и структурированы в соответствии с замыслом автора. Например, книги серии «Моя первая библиотека» В.А. Ле­вина: «Мозаика», «Ступеньки», «Чудаки», «Собеседники», «Что я люблю».

В настоящее время есть программы, в которых уроки чтения по хрестоматии предусмотрены только в 1-П классах, а на более поздней ступени - в Ш-ГУ классах - уроки чтения должны проводиться по «живым книгам». Например, такой порядок работы предполагается по программе «Литература» Т.С.Троицкой и О.Е.Петуховой.

Один из главных принципов строительства современной на­чальной школы - принцип вариативности, поэтому учитель впра­ве выбирать в обучении тот путь, который ему представляется наиболее продуктивным. Однако инвариантна должна быть сама идея обязательного включения в процесс обучения книги как осо­бого объекта человеческой культуры.

 

Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.