Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика лексических ошибок




Принято считать, что эти ошибки самые частотные. Могут быть отчетливо выделены их типы.

1. Неоправданные повторы слов (все примеры подлинные):

У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, у нас мышей нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Здесь есть повторы однокорневых слов.

Не следует забывать, что повторы бывают иногда необходимы, как стилистическая фигура: Ветер, ветер на всем белом свете (А.Блок).

У детей мал объем внимания, они быстро забывают, какое сло­во только что употребили. Они не приучены к местоименным за­менам слова, которое повторяется: У нас дома есть кошка, ее зо­вут Муркой. Мышей она не ловит; их у нас нет и т.д. Младшие школьники легко овладевают приемами исправления ошибок данного типа, если им показать, как это делается. Тем не менее повтор - самая привязчивая ошибка даже у взрослых, образован­ных людей.

2. Употребление слов в неточном, не свойственом им значении. Говорящий или пишущий не ищет слова, берет первое пришедшее из памяти. У человека, хорошо владеющего словом, этот выбор занимает ничтожную долю секунды, он происходит почти автоматически, интуитивно. У школьника это не срабатывает -отсюда ошибки. Примеры:

«Река покрылась модным льдом», - пишет ученик.

Вспомним пушкинское:

Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета.

Подвело школьника стремление подражать поэту, он плохо понял поэтический образ.

«В тот день была оттепель, было 6 градусов мороза». Нужно: Было потепление, можно догадаться, что накануне было заметно холоднее. Слово оттепель означает плюсовую температуру.

«Над окопами противника появились вертолеты с красными звездами». Вертолеты - анахронизм: в годы второй мировой войны вертолеты еще не применялись в боях.

«Скалистые вершины чередовались с глубокими оврагами» (надо: ущельями); «санки воткнулись в забор» (надо: врезались); «соловей посвистывал, щелкал, переливался, стучал клювом» -здесь стучал нарушает музыкальный, поэтический ряд: это и не­точно, и непоэтично.

3. Нарушение общепринятой традиционной сочетаемости слов, их валентности. Например: «Мое детство проходило в болотной местности» (нужно в болотистой; болотный, болотистый паронимы); «вышел красный молодец на бой со Змеем Горынычем» (народно-поэтическому языку свойственно сочетание добрый молодец и красна девица, здесь стилистические различия).

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски; эти ошибки могут быть определены как стилистические, поскольку нарушают единство стиля, например: «Мы с мамой ходили в Большой театр на балет «Лебединое озеро». Какая чудесная музыка, какие танцы! Все как в сказке. Никогда не забуду этого мероприятия». Последнее слово было бы уместно в деловом тексте, в канцелярском стиле, но не в воодушевленном, эмоциональном рассказе.

«Мальчик почувствовал, что он утопает в болоте»; следовало бы: почувствовал, что он увяз в болоте, его может болото засо­сать. Слово же утопает уместно лишь в поэтическом тексте.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и оборотов речи. Диалекты - это местные говоры, которые и теперь широко употребляются в речи старшего поколения, да и молодежь не пренебрегает ими. Вот, например, диалог на перемене:

Вера, куда вы вчера с мамой ходили?

На супрядки, к тете Соне.

Ой, что это - супрядки?

Ну, на посиделки.

???

Ну, это значит в гости, чтобы вместе прясть волну...

- И где это ты, Верка, таких слов наслушалась! Нельзя так говори п., только некультурные люди так говорят.

Действительно, слова «супрядки», «посиделки» не входят И словарь современного литературного языка; надо знать, где их можно и даже должно употреблять: дома, с родителями, с дедуш­кой и бабушкой, если такая речь им понятна и близка. Но и школе - только литературный язык!

К диалектам литературная норма относится спокойно. Иное дело - просторечие, жаргоны. Здесь ограничения строги и бес­компромиссны. Примеры ошибок: «Петя шел взади» (сзади); «обратно пошел дождь» (опять пошел); «вперед всех к речке при­бежал Вова» (быстрее всех, раньше всех); «поклал» вместо поло­жил, «здоровый» в значении большой.

Корни лексических ошибок разнообразны, как и пути исправ­ления. Но залогом предупреждения любых словарных ошибок будет создание хорошей языковой среды, внимательный языковой анализ читаемых текстов, выяснение значений слов в тексте, при­чины употребления именно этого, а не другого слова.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.