Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исправление и предупреждение речевых ошибок




Этот вид деятельности учащихся и учителя вливается в систему культуры речи школьников. Он складывается из следующих со­ставных частей:

а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) составление картотеки типичных ошибок, допущенных учениками преимущественно в письменной речи;

в) определение типов ошибок и их причин (диагностика);

г) классная работа над общими типичными ошибками на уроках обсуждения сочинений (обычно фрагмент урока длится 15-20 мин, в устной и письменной форме);

д) индивидуальная или групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение, исправление;

е) показ и анализ образцов, противопоставляемых ученическому примитиву;

ж) система стилистических и иных упражнений, в которых предусматриваются трудные ситуации, вероятные ошибки;

з) языковая подготовка перед сочинением, изложением или устным выступлением;

и) обучение самопроверке написанного и его редактированию;
к) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем; например, при изучении личных местоиме­ний сообщается их функция в тексте и т.п.

Ошибки исправляются самим учеником, с помощью учителя. Ис­правление состоит в перестройке предложения, текста, в замене слов и т.п. В трудных случаях учитель сам исправляет ошибку, а в легких -использует условные знаки: /7- «повтор »,З.с. - «замени слово», V -«пропуск», порядок слов обозначается цифрами над словами.

На уроке, посвященном анализу сочинения, прочитываются вслух лучшие работы, они обсуждаются (к этому надо приучать детей).

Предмет обсуждения - не только содержание, но и компози­ция, и язык, и ошибки, и недочеты, и исправления.

Для урока, как привило, избирается одна тема, соответствующая допущенным ошибкам. Требования к такому фрагменту урока:

а) тема формулируется и осознается школьниками, например
«Замена неудачно выбранного слова»;

б) приводятся примеры выбора слова из лаборатории известного писателя;

в) даются на карточках отрывки текста, содержащие ошибки;
учащиеся должны их обнаружить и исправить, обосновать замену
слова.

Ученик написал в сочинении: Осенью очень красиво. Деревья по­крываются желтыми листьями, и только одни ели стоят зеленые. Класс читает этот текст, предназначенный для редактирования. Не сразу, но все же обошлось без помощи учителя. Ученик (не очень уверенно) говорит: «Почему покрываются! Ведь осень, а не весна. Осенью зеленые листья пожелтели». Предлагается несколь­ко вариантов исправления: деревья пожелтели; деревья теперь оделись в золотой наряд, липы светло-желтые, клены в золоте с ру­бинами, и только ели да сосны стоят зеленые.

Покажем еще исправление ошибок и недочетов (редак­тирование) целого текста, но на основе теории сложного синтак­сического целого - ССЦ. Цель - обогащение, совершенствование внутритекстовых связей.

Работа общеклассная, коллективная. На доске записывается (или проецируется с помощью графопроектора) полный текст ученического изложения, в данном случае - по рассказу В.Бианки; для удобства работы предложения пронумерованы:

чи сгущались, чернели (несовершенный вид), и наконец полил (совер­шенный вид) дождь. Здесь употребление того же несовершенного вида может оказаться ошибкой. Следовательно, видовременная соот­несенность требует тщательного смыслового анализа текста.

Неумение находить границу предложения: неоправданное деление сложного предложения на простые: «Дворник когда под­метал двор. Он сломал ростки тополя».

Как бы в противоположность этому типу ошибки многие школьники строят очень длинные предложения, не разделяя в бес­союзном сложном простые, его составляющие: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убе­гать, медведица догнала его и надавала ему шлепков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.