Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения грамматике и правописанию 17 страница




Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой рабо­той, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:

а) самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое: днев­ники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой творческой дея­тельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное поведение;

б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях;

в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых;

г) выпуск газет и журналов детского творчества. Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.

Приведем несколько примеров - из практики. Составление загадок.

Дано начало. Мохнатенька, усатенька... Дети продолжают. На солнышке лежит.

Прищурившись глядит. Другой предлагает. Ее мыши боятся. Третий. У нее одна забота:

Ночью ходит на охоту!

Конкурс загадок. Нет сомнения в том, что загадка должна быть веселой, шутливой и по возможности нелегкой.

Легких загадок не нужно, но все же они должны дать хотя бы два-три признака, по которым можно отгадать. Например, Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). Она описатель­на, без юмора, без иносказания. Но намного интереснее такая за­гадка, где есть образ, иносказание, юмор, ритм и рифма:

Колючий недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки - ни одной.

Здесь тоже указаны признаки ежа, но загадка поэтична, весела.

Еще пример. Мы спросили Алешу, победителя на прошлогод­нем конкурсе, как он придумал свою загадку про лимон. Вот что он сказал.

- Сижу за столом. На тарелке лежит лимон. Я сочинил начало: Лежит круглый, золотистый. На тарелочке на чистой. Что же дальше? Рот раскрыл я, сколько мог,

Откусил большой кусок. Думал я, что будет сладкий, Оказался кислый, гадкий!

Копилка поэтических образов. Кто-то записывает песни, кто-то афоризмы, а кто-то - отрывки из любимых стихов. Надо, чтобы отрывок был невелик, содержал образ. Вот звукопись:

Волна на волну набегала, Волна подгоняла волну.

(М.Ю. Лермонтов.)

Плавное, ритмическое звучание, повторяется звук [л]. Вот еще слуховой образ, «грохочущий»:

... Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

(Ф.М.Тютчев.)

Далее - контрастный зрительный образ:

Черный ворон в сумраке снежном.

(А.Блок.)

Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.

(С.Есенин.)

Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась...

(М.Цветаева.)

Пройти школу поэтического образа небесполезно каждому.

Личный дневник. Принято язык определять как средство обще­ния между людьми. Но общение с другими эпизодично, а сам с собой человек общается всегда. Это внутренняя жизнь, духовное богатство человека, это сознание, осознание всего, что человека окружает, это спор с самим собой, суд над собой, суд бескомпро­миссный, это совесть - «когтистый зверь» (А.С.Пушкин).

Мы знаем сохранившиеся дневники великих и малых: это зер­кало души. Пример - дневники Л.Н.Толстого.

Не следует понимать эту рекомендацию о детских дневниках как призыв к мукам совести в 9-летнем возрасте. Но разговор с самим собой и уместен, и полезен. И в обогащении духовного ми­ра, и в развитии свободы речи, языковых навыков.

Издание газет и журналов, преимущественно рукописных. Вот пример содержания журнала «Вешние всходы» (1993. - №1).

Стихотворения

Элла К. Жаворонок 3

Костя М. В сосновом лесу 4

Женя С. Друзьям 5

Рассказы

Коля Ш. В нашем классе что случилось! 6

Тома С. Каникулы на Волге 9

Саша Ш. Шарик и Жучка 12

Очерки

Жора М., Галя К. На экскурсии в Кремль 14

Новости нашей жизни

Четыре письма из Воронежа 16

Конкурс на лучшего чтеца 18

Фантастика и юмор

Петя Л., Денис К. Капитан дальнего плавания (комиксы) 20

Новые книги

В библиотеке (информация) 23

М.И.Нечаева (учительница). Мифы Древней Греции 23

 

Журнал издает «Клуб сочинителей».

Чаще всего в журнале представлены не только 1-1У классы, но и У-У1; общешкольные журналы бывают труднодоступны для младших школьников.

Опыт великих педагогов. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? (отрывки из статьи):

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне пред­ставляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. Один раз, прошлого зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

- Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я.

Лучшие ученики - Федька, Семка и другие - навострили уши.

- Как на пословицу, что такое? Скажите нам! - посыпались вопросы. Открылась пословица: Ложкой кормит, стеблем глаз колет.

Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что «ложкой кормит, а стеблем глаз колет».


 

Да как ее напишешь? - сказал Федька.

Поиск Л.Н.Толстого привел к блестящим результатам, Лев Николаевич с трепетом увидел, как расцветает в душе ученика цветок поэзии... «Нужно заронить искру интереса и помочь детям на первых порах» - к такому выводу он пришел.

К стихам - через шутку. Создав в классе атмосферу раскован ности, учительница Р.В.Келина (Самара) подсказала детям пер вую строчку, т.е., в сущности, подсказала тему и ритмику:

Только бабушка заснула...

И получила разные веселые стихи:

1) Только бабушка заснула,
Мурзик быстро слез со стула,
Стал по комнате ходить,
Прыгать, бегать, всех будить.

...Утро наконец настало, Погулял беглец немало. Приплелся шалун домой Грязный, мокрый и хромой.

2) Первый снег упал на землю,
Сразу стало всем светло!
Он пушистый, яркий, белый,
На земле лежит легко.

Общие советы учителю в связи с первыми попытками учащих­ся в литературном творчестве:

не давать никаких заданий, никаких упреков и тем более - уни­зительных замечаний: полная свобода творческих попыток;

создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее на­строение, можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, A.C. Пушкина и т.п.;

помощь оказывать преимущественно индивидуальную; Л.Н.Тол­стой допускал помощь в выборе темы, в составлении отдельных фраз, в записи текста - в частности в орфографии;

особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное сло­во, юмор, умение замечать детали описываемого;

выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, обсуждений, издания жур­нала и,конечно же, в редактировании.

 

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.