КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обучения грамматике и правописанию 17 страница
Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому: а) самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое: дневники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой творческой деятельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное поведение; б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях; в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых; г) выпуск газет и журналов детского творчества. Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал. Приведем несколько примеров - из практики. Составление загадок. Дано начало. Мохнатенька, усатенька... Дети продолжают. На солнышке лежит. Прищурившись глядит. Другой предлагает. Ее мыши боятся. Третий. У нее одна забота: Ночью ходит на охоту! Конкурс загадок. Нет сомнения в том, что загадка должна быть веселой, шутливой и по возможности нелегкой. Легких загадок не нужно, но все же они должны дать хотя бы два-три признака, по которым можно отгадать. Например, Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). Она описательна, без юмора, без иносказания. Но намного интереснее такая загадка, где есть образ, иносказание, юмор, ритм и рифма: Колючий недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки - ни одной. Здесь тоже указаны признаки ежа, но загадка поэтична, весела. Еще пример. Мы спросили Алешу, победителя на прошлогоднем конкурсе, как он придумал свою загадку про лимон. Вот что он сказал. - Сижу за столом. На тарелке лежит лимон. Я сочинил начало: Лежит круглый, золотистый. На тарелочке на чистой. Что же дальше? Рот раскрыл я, сколько мог, Откусил большой кусок. Думал я, что будет сладкий, Оказался кислый, гадкий! Копилка поэтических образов. Кто-то записывает песни, кто-то афоризмы, а кто-то - отрывки из любимых стихов. Надо, чтобы отрывок был невелик, содержал образ. Вот звукопись: Волна на волну набегала, Волна подгоняла волну. (М.Ю. Лермонтов.) Плавное, ритмическое звучание, повторяется звук [л]. Вот еще слуховой образ, «грохочущий»: ... Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.М.Тютчев.) Далее - контрастный зрительный образ: Черный ворон в сумраке снежном. (А.Блок.) Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. (С.Есенин.) Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась... (М.Цветаева.) Пройти школу поэтического образа небесполезно каждому. Личный дневник. Принято язык определять как средство общения между людьми. Но общение с другими эпизодично, а сам с собой человек общается всегда. Это внутренняя жизнь, духовное богатство человека, это сознание, осознание всего, что человека окружает, это спор с самим собой, суд над собой, суд бескомпромиссный, это совесть - «когтистый зверь» (А.С.Пушкин). Мы знаем сохранившиеся дневники великих и малых: это зеркало души. Пример - дневники Л.Н.Толстого. Не следует понимать эту рекомендацию о детских дневниках как призыв к мукам совести в 9-летнем возрасте. Но разговор с самим собой и уместен, и полезен. И в обогащении духовного мира, и в развитии свободы речи, языковых навыков. Издание газет и журналов, преимущественно рукописных. Вот пример содержания журнала «Вешние всходы» (1993. - №1). Стихотворения Элла К. Жаворонок 3 Костя М. В сосновом лесу 4 Женя С. Друзьям 5 Рассказы Коля Ш. В нашем классе что случилось! 6 Тома С. Каникулы на Волге 9 Саша Ш. Шарик и Жучка 12 Очерки Жора М., Галя К. На экскурсии в Кремль 14 Новости нашей жизни Четыре письма из Воронежа 16 Конкурс на лучшего чтеца 18 Фантастика и юмор Петя Л., Денис К. Капитан дальнего плавания (комиксы) 20 Новые книги В библиотеке (информация) 23 М.И.Нечаева (учительница). Мифы Древней Греции 23
Журнал издает «Клуб сочинителей». Чаще всего в журнале представлены не только 1-1У классы, но и У-У1; общешкольные журналы бывают труднодоступны для младших школьников. Опыт великих педагогов. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? (отрывки из статьи): Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. Один раз, прошлого зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка. - Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я. Лучшие ученики - Федька, Семка и другие - навострили уши. - Как на пословицу, что такое? Скажите нам! - посыпались вопросы. Открылась пословица: Ложкой кормит, стеблем глаз колет. Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что «ложкой кормит, а стеблем глаз колет».
Да как ее напишешь? - сказал Федька. Поиск Л.Н.Толстого привел к блестящим результатам, Лев Николаевич с трепетом увидел, как расцветает в душе ученика цветок поэзии... «Нужно заронить искру интереса и помочь детям на первых порах» - к такому выводу он пришел. К стихам - через шутку. Создав в классе атмосферу раскован ности, учительница Р.В.Келина (Самара) подсказала детям пер вую строчку, т.е., в сущности, подсказала тему и ритмику: Только бабушка заснула... И получила разные веселые стихи: 1) Только бабушка заснула, ...Утро наконец настало, Погулял беглец немало. Приплелся шалун домой Грязный, мокрый и хромой. 2) Первый снег упал на землю, Общие советы учителю в связи с первыми попытками учащихся в литературном творчестве: не давать никаких заданий, никаких упреков и тем более - унизительных замечаний: полная свобода творческих попыток; создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение, можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, A.C. Пушкина и т.п.; помощь оказывать преимущественно индивидуальную; Л.Н.Толстой допускал помощь в выборе темы, в составлении отдельных фраз, в записи текста - в частности в орфографии; особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали описываемого; выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, обсуждений, издания журнала и,конечно же, в редактировании.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ,
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |