Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения грамматике и правописанию 15 страница




В устной речи редактирование невозможно, поэтому здесь особен­но важны навыки импровизации, нужны тренировка, речевой опыт.

Известна статистика: при удовлетворительном обучении редактированию учащиеся классов делают в среднем по 3-4 исправления к лучшему (к сожалению, иногда фиксируются исправления к худшему - ведь опыт школьников еще очень слаб).

В последние годы в школе применяется методика само- и взаи­моанализа и оценки (рецензирования) устных выступлений и письменных сочинений, изложений учащихся под руководством учителя; используются критерии:

по содержанию: тема, интересен ли материал, важнейшие фак­ты, полнота раскрытия темы, поступки действующих лиц и пр.;

по композиции: план, последовательность изложения, сюжет, развитие действия, доказательность и пр.;

по языку (выражение мысли): размеры текста, деление на абза­цы, правильно ли построены предложения, связаны ли они между собой, и если связаны, то какими способами; удачно ли подобра­ны слова, есть ли изобразительные средства, ошибки правописа­ния; качество письма - каллиграфия;

по устному исполнению: как держался, осанка, свободна ли речь, голос, выразительность, интонации, много ли было попра­вок, пауз и пр;

при письменном выполнении - состояние тетради, анализировать свой текст и подходить к нему.

Пересказы и изложения, их значение, цели и виды

Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьни­ка, он как бы берет уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.

Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы неболь­шого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказыва­ет правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в пер­вом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - уст­ное рисование картин, иллюстраций и пр.

Письменные пересказы принято называть изложениями. Это методическое средство имеет неплохое оснащение - пособия для учителя, именуемые «Сборниками текстов для изложения». Такие сборники содержат не только тщательно подобранные и, как пра­вило, адаптированные тексты удобных размеров, но и подробный методический аппарат к ним.

Письменное изложение отличается от устного пересказа воз­можностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки под­бирать слова, тщательно выверять строй предложений. Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к уст­ному пересказу.

В сущности, любой вариант устного пересказа может приобре­сти письменную форму, лишь утрачивается возможность вырази­тельности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письмен­ной. Письменные изложения отнимают много времени, поэтому они проводятся значительно реже устных.

Учитель должен учитывать и трудности, с которыми сталкива­ется школьник в изложении. Некоторые методисты (в их числе -

К.Д.Ушинский) признавали, что в изложении школьник вступает в непосильную для него борьбу с высокохудожественным текстом писателя-мастера. Несколько облегчает задачу детям адаптация текста. Тексты для изложений подбираются интересные, понят­ные, близкие детям.

Методист В.А. Флеров изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению - так называемую «свободную диктов­ку», назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей»: текст прочитывался по частям, школьники записывали его «своими словами» (Фле­ров В.А. Свободная диктовка.-СПб., 1913).

Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, пред­назначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элемен­ты творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложение относят к числу творческих приемов развития речи учащихся.

Роль учителя в том, чтобы управлять степенью влияния образ­ца; он следит за употреблением тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, на­блюдает за переносом фразеологии, следит за тем, чтобы сохра­нялся стиль образца (например, сказочный стиль или художест­венное описание природы). Все это тактично делается при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа. Имеется специальная методика - «изложение с языковым разбором текста» (H.A. Плен-кин, его книга с таким же названием).

В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», со­переживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пере­сказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ пре­вращается в рассказ творимый, а не заученный. Поэтому целесо­образно сразу при чтении нацеливать школьников на предстоя­щий пересказ, предлагать пересказать отдельные фрагменты.

При подготовке к пересказу, изложению используются сле­дующие приемы:

уяснение вида пересказа - подробный, близкий к тексту образ­ца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т.п.;

определение цели работы;

беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей;

выразительное перечитывание образца;

логическое и композиционное расчленение рассказа - состав­ление его плана, обычно методом озаглавливания его частей;

предварительный пересказ фрагментов;

анализ «чернового» пересказа и его критика;

исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма изложения.

Иными словами, устному и письменному пересказу нужно по­следовательно обучать от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.

 

 

Методика изложений отдельных видов

Простейший вид пересказа - близкий к тексту образца. В нем сохраняется и передается учеником не только содержание, но и язык в значительной степени.

Он служит, во-первых, средством закрепления в памяти содер­жания прочитанного, прослушанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии. В-третьих, это уже процесс речи, устной или письменной.

Не всякий текст рекомендуется для пересказа, особенно пись­менного. Так, текст малого объема дети легко запоминают. Не следует также пересказывать поэтические творения, их полезнее заучивать и читать выразительно наизусть, а возможно, и обу­чаться художественному чтению. Ведь поэзия насыщена обра­зами, которые не могут быть искажены, перестроены.

В наши дни, в отличие от XIX в., эта рекомендация распро­страняется и на басни. Методисты прошлого века не только до­пускали пересказ басни, но даже методику сжатия при пересказе строили на басне «Волк и Кот»:

 

Передача содержания
1 -я ступень 2-я ступень 3-я ступень 4-я ступень
Текст с под­робностями, с прямой речью Без деталей, без прямой речи Схематиче­ское изложе­ние основных событий Лишь общая мысль без сюжета, без действую­щих лиц

Однако вернемся к подробному пересказу, изложению. Начи­нать обучение следует с повествовательного текста, где легко про­слеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при том условии, когда ему самому интересно, когда у него есть ре­альный или воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога. Поря­док подготовительных ступеней в письменном изложении:

1. Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.

2. Чтение текста: учитель - 1-2 раза; учащиеся - один раз; если
текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз.

3. Беседа - не очень подробная.

План составляется школьниками (готового плана не следует давать).

Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обо­роты речи.

В старых методиках рекомендовался устный рассказ 2-3 че­ловек до его записи. В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцо­вого текста.

Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах.

Самопроверка, саморедактирование (проверяется построе­ние текста, выбор слов, правописание).

К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без чер­новиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно.

С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обуче­ния редактированию. В остальных случаях детям разрешается де­лать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются помарками и не приводят к снижению оценки или к упрекам. Наоборот, удачные исправления поощря­ются.

Изложение оценивается целостно. Зрелым считается такой пе­ресказ, такое изложение, которые опираются не на серию вопро­сов учителя по содержанию текста, а на его внутреннюю логику, на план.

Типичные недостатки пересказа устного и письменного: неумение начать;

подробное начало и скомканное окончание; пропуск чего-то важного;

обеднение языка - допустимым считается 40% лексики образ­цового текста в ученическом изложении (выше 60% бывает редко).

Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию:

расскажите, как медведица купала медвежат;

опишите картину лесной поляны;

сделайте пересказ по одному из пунктов плана;

перескажите по иллюстрации к рассказу;

выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа.

В выборочном пересказе элемент логической самостоятельно­сти пересказчика выше, чем в полном пересказе.

Третий вид - сжатое изложение: это по преимуществу логиче­ская работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Школьник должен выбрать основное, су­щественное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла, свя­зей, последовательности. Языковое оформление сокращенного, сжатого варианта текста требует качественной перестройки: пря­мая речь уступает место речи косвенной, нередко изменяется лицо глаголов, простые предложения объединяются в сложные струк­туры.

Выше было сказано и о четырех ступенях сжатия. С точки зре­ния логики это очень ценная методика, но психология интересов говорит о другом: такая перестройка утомляет детей, требуя мно­го времени; детям трудно понять коммуникативную цель таких пересказов или изложений.

Необходим тщательный подбор текстов для успешного сжатия: для этой цели не рекомендуется описательный текст; рассуждение нельзя сокращать за счет аргументов, доказательств - сокращать можно лишь некоторые примеры, а также «уплотнять» синтакси­ческие конструкции. Лучше других поддаются сжатию повество­вательные тексты, рассказы, имеющие сюжет: здесь могут быть сокращены некоторые подробности действия, разговоры дейст­вующих лиц, вставные пейзажные зарисовки.

В идеальном варианте сжатое изложение - это не отдельные фразы из полного текста, кое-как связанные между собой (так бы­вает), а новый рассказ, заново самостоятельно построенный, це­лостный, лаконичный, ясный.

Творческие пересказы и изложения

Такое название получили пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяю­щим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ сло­весных картин - так называемое словесное рисование, это вооб­ражаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Примеры: составление пьесы в трех картинах по рассказу Л.Н. Толстого «Филиппок»; продолжение судьбы Ваньки из одноименного рассказа А.П.Чехова; вымыш­ленный эпизод «Как елку из лесу привезли» в этом же рассказе; словесный портрет белого пуделя из рассказа А.И. Куприна; пере­сказ «Бежина луга» И.С. Тургенева в 3-м лице и т.п.

Рассказ писателя нередко дается в первом лице, а в пересказе -в третьем. При этом заменяются личные местоимения и личные формы глаголов; изменяется точка зрения на многие события и эпизоды - это самое важное и трудное; отдельные фразы и отрыв­ки текста могут оказаться лишними, а другие надо придумать и ввести в пересказ.

Вариантом такого пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лиц, например при пересказе сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица... лисицы! Ведь лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а также дальнейшей судьбы уточки. «Рассказ кизиловой палки в ее собственном изложении» (Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. - М., 1883) - это новое фантастическое повествование с вымышленными героями, с приключениями хо­зяина этой кизиловой палки. Иными словами, некоторые сцены отпадут, иные могут быть изложены совсем по-новому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого воображения. Про­изойдут изменения и в языке, в нем должен отразиться характер лисицы, которой так хотелось съесть Серую Шейку, а Ванька Жу­ков расскажет свою историю, вводя в речь слова и обороты речи, свойственные деревенскому мальчику.

Словесное рисование и воображаемая экранизация - это рас­сказ о том, что рассказчик хотел бы изобразить на картинах или на киноэкране по ходу развития действия рассказа. Например, первый кадр: широкая городская улица, по ней бегут автомобили; второй кадр: вдруг два мальчика, играя, выбегают на тротуар, а дальше - и на проезжую часть улицы... Это стоп-кадры, останов­ленные мгновения.

К такой необычной работе школьники могут подготовиться, предварительно наметить эти кадры, составить своеобразный план из 5-8 пунктов. И план, и сами кадры записываются, могут быть обсуждены в классе.

Несколько слов о драматизации, особенно часто применяв­шейся в первые десятилетия XX в. (Игра-драматизация в школе / Под ред. Е.Е.Соловьевой. - М., 1923). Это перевод повествова­тельного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение. Переходом от обычного чтения и пересказа к драматизации служит чтение по ролям, а также ролевой пересказ. Ведущий обрисовывает обстановку тоже в форме чтения или пересказа. Так классный пересказ постепенно перерастает во внеклассную работу, в актерскую игру. И даль­нейшая ступень - так называемая «ролевая игра», но это уже дру­гой уровень работы - сочинение.

Как видим, в выборе методов пересказа и изложения методика движется от простого подражания образцам через переходные ступени - к самостоятельности и творчеству под благотворным влиянием лучших образцов. Пренебрежительное отношение к об­разцам может привести только к примитиву, к неудаче. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но оши­бочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание лишь дает материал для самостоятельной деятельности». Опасность «сшивки чужих фраз» (К.Д. Ушинский) кроется и в методике подготовки переска­за. Так, традиционные пересказы по вопросам, рассказывание своего текста перед письмом - все это снижает уровень творчества детей. Коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда ставится задача коллективно работать, редактировать или когда учитель знакомит школьников с новым для них типом тек­ста, стилем, жанром.

УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Сочинение как самовыражение личности

С одной стороны, сочинение - это одно из учебных упражне­ний, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновремен­но и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыс­лей, знаний, чувств, намерений.

Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения -накопление материала, его систематизацию, расположение, логи­ку, выбор слов и образных средств, через построение предложе­ний и текста приближает автора к самораскрытию, самовыраже­нию личности. Судите сами - вот примеры детских сочинений:

Белка

Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, веселая. Сидит на сосне и
смотрит. Глаза у нее как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но
больше ее не видели. (II класс)

Игорек

Игорек - это мой младший брат. Ему только пять лет. Я его провожаю в детский садик, слежу, чтобы он не выпачкался. А то он такой хитрый - вес время старается в лужу ступить, и чтоб я не заметила. Дома мы с ним играем, и я нарочно ему поддаюсь. Он очень любит выигрывать, а когда проигрыва­ет, то плачет. Я ему говорю: какой ты будешь мужчина, все плачешь!

(III класс)

Сочинение придает смысл всем урокам родного языка: ведь в нем реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение - наилучшее сред­ство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника.

Очень важно, чтобы первые слова, написанные первоклассни­ком, были бы выражением его собственной мысли, своего чувст­ва: отгадка к загадке, результат жизненного опыта, переживания.

Сентябрь. Роща вся в золоте. Солнце, синь неба. Дети на про­гулке. А на следующий день, на уроке пишут первое в своей жизни слово - липа. Всего одно слово, но оно передает впечатление, по­лученное на прогулке. В сознании ученика одно это слово ассо­циируется с картиной золотой осени, прекрасного дерева, кото­рым они любовались.

Если учителю удастся сохранить такой настрой на все годы учения, это огромный успех.

Сочинение начинается с первых уроков в I классе в виде не­больших устных рассказиков, оно постепенно перерастает в серь­езную умственную планируемую работу - не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысли­вать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выво­ды. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность. В сочинении актуали­зируется весь комплекс умений, описанных на с. 374-375.

В самостоятельном рассказе, сочинении и особенно в письмен­ных его вариантах обретают жизнь изученные грамматические формы, требования орфографии, орфоэпии, культуры речи. Толь­ко в сочинении письмо осознается детьми не как орфографиче­ское упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читаю­щим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.

Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбира­ют средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», наконец, редактируют, совершенствуют текст.

Напомним, что сочинения ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам ма­териала, и по типам текста, стилю и жанрам, и по тематике, по степени самостоятельности и творческого вклада, по применяе­мым методам и приемам.

Напомним о роли сочинений в воспитании учащихся. Принято считать, что воспитательный эффект сочинения определяется вы­бором его темы.

Роль темы, содержания сочинения неоспорима. Однако воспи­тательная сила сочинения зависит и от заинтересованности школьников, т.е. от мотивации сочинения; и от степени самостоя­тельности ученика; и от позиции автора-ученика, от его замысла. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побу­ждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой. В некоторых современных систе­мах преподавания литературы в начальных классах ученики при­нимают на себя роль авторов, они пишут рассказы и стихи, кото­рые анализируются наравне с произведениями настоящей литературы. Это, разумеется, не наносит ущерба изучению основ лите­ратуры подлинной, созданной мастерами слова.

Сочинения младших школьников, как правило, эмоциональны, патриотичны, проникнуты гуманностью, уважением к труду, нау­ке, культуре, к подвигу, к благородству. Сочинение вовлекает школьников в познание жизни человека и общества, в разрешение нравственных проблем, учит понимать прекрасное.

Подготовительные ступени к сочинению

Выбор темы и вида сочинения - первая подготови­тельная ступень. Это функция учителя, но последний все делает, чтобы дети выбрали тему сами. Тема может «вырасти» из прогу­лок, экскурсий, игр, труда, из чтения произведений литературы. Учитель может предложить список тем - дети выберут либо об­щую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя. Бы­вают и такие темы, которые имеют общее звучание, но каждым учеником раскрываются по-своему: «Самый радостный день ка­никул», «Моя семья», «Моя любимая книга» и т.п.

Общая тема для класса позволяет проводить коллективную подготовительную работу: сбор материала, его обсуждение, со­ставление плана, подбор языковых средств; индивидуальные темы в значительной степени отменяют ее. Однако с точки зрения раз­вития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее.

Темы бывают широкие, обобщенные: «Весна», «Моя Родина», «Леса»; они могут быть сужены, конкретизированы, например: «Первые признаки весны», «Изменения в природе за март» (по ежедневным наблюдениям), «Подснежники», «Сегодня я видел первую бабочку!», «Весенние полевые работы» и т.п. Широкие темы дают школьнику больший простор для выбора материала, а узкие требуют большей определенности, конкретности, ибо со­держание должно соответствовать теме.

Заглавие и тема не всегда совпадают: под заглавием «Весна» может скрываться и тема полевых работ, и пробуждение природы, и появление первых бабочек.

Вместе с выбором темы решается вопрос о типе речи, стиле и жанре. Так, сочинение «Изменения в природе за март», очевидно, будет описанием, причем «деловым», строгим, а не художествен­ным (впрочем, возможен и художественный вариант, но при иной подготовке), по жанру - отчет о наблюдениях.

Деление широких тем имеет предел сужения: это микротема, которая дальше уже не делится. Текст микротемы обычно равен абзацу и даже одному предложению. Деление может быть смоде­лировано:

 

Полная тема 1-я ступень 2-я ступень Микротема
«Весна» «Полевые рабо­ты в деревне» «Сеют хлеба» «Всходы пшеницы»

Уже при обдумывании темы следует очертить ее границы, не писать (не рассказывать) о том, что выходит за ее рамки. Так, в сочинении «Золотая осень» уместно описание солнечных, теплых дней, лесов в золотом убранстве, но совсем не по теме такая фра­за: По небу плывут серые тучи или Волк уже ходит голодный, со своей волчихою выходит на дорогу.

Тему помогает раскрыть план, обычно из 3-5 пунктов; так, широкая тема «Осенью» может иметь такое содержание, отра­женное в плане:

Сентябрь, первые признаки осени в природе.

Последние полевые сельские работы.

Радостные дни золотой осени.

В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив.

В зависимости от типа и задач сочинения детали подготови­тельной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая - ситуация, вторая - мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с инте­ресными людьми, посещение театра и пр. Необходимо создать у детей определенное настроение.

План - необходимая ступень любого действия, любого выска­зывания. Обдумывая свою речь, особенно - монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план - письменный, за­тем - устный, затем - мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В I классе план не­редко дается в виде вопросов; во П классе предусматривается обу­чение составлению плана, он составляется коллективно; в III и в IV классах - индивидуально. В процессе составления текста сочи­нения план может корректироваться, это поощряется. При дли­тельной, рассредоточенной подготовке к сочинению план состав­ляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенст­воваться. С пунктами плана связывается деление текста на абза­цы. Вот варианты формулировок плана:

 

Назывные предложения Повествовательные предложения

1. Мы собираемся в лес. 2. В лесу очень красиво. 3. Лес полон жизни. 4. Мы хорошо поиграли!  
Прогулка в лес

Приготовления.

Лесные картины.

Жители леса.

Наши игры на поляне

 

 

Время составления плана определяется видом и целью сочи­нения: так, план сочинения по картине составляется непосредст­венно перед его написанием и даже перед рассматриванием кар­тины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рас­сматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.

План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения.

План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением более или менее подробного плана: текст совсем не составляется или ограничива­ется развернутым раскрытием лишь одного из пунктов плана.

К сожалению, в школьной практике сохраняется традиция давать школьникам готовые планы сочинений, изложений. Это­го делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьет самостоятельности мышления, не будет готов к реальным ситуациям жизни.

Накопление материала - вторая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компе­тенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его до­бывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбран­ной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен; второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного со­чинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелет­ные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, про­спектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсу­ждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя». Иногда само наблюдение превращается в твор­ческий процесс, например при подготовке к сочинению «Жизнь белочки на воле и в неволе».

Материал для предстоящих сочинений не только накаплива­ется в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или напи­сания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечени­ем лишнего, второстепенного.

Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подго­товку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составле­ние словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Напоминаем, что проговаривание всего текста перед записью нежелательно, так как оно снижает самостоятельность тех учащихся класса, которые подготовлены хуже.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в боль­шей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность. Об этом свидетельствуют примеры:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.