Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения грамматике и правописанию 11 страница




Наилучший способ исправления - индивидуальная работа, ибо сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку: учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. Вместе они вы­ясняют способы проверки и исправления. К сожалению, такая ме­тодика отнимает много времени.

Второй вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. В ос­тальных - ограничивается отметкой на полях условными знака-пи, чтобы ученик сам нашел и исправил ошибку. Операция ис­правления завершается в индивидуальной работе, помощь учите­ля - эпизодическая. Известны приемы самостоятельного пись­менного объяснения ошибки и ее исправления. Оно завершается составлением и записью предложения, в котором употреблено слово, уже безошибочно написанное.

Третий способ - фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учи­телем) орфограмм. При этом каждый ученик, прослушивая ком­ментарий, находит свои ошибки и исправляет их при общем на­блюдении учителя. Метод удобен для такого класса, где до­стигнут высокий уровень самостоятельности и сознательности учащихся.

Система исправления ошибок предполагает ведение каждым учеником (кроме безупречно пишущих) своего личного учета ошибок в удобной для него форме.

Для работы над ошибками, свойственными большинству, на одном из уроков выделяется фрагмент продолжительностью в 20 мин на единую тему: повторение грамматико-орфографической темы, выполнение нескольких упражнений, обсуждение кон­кретных ошибок, составление примеров и задач самими учащи­мися и т.п. Такой фрагмент урока проводится обычно после кон­трольной работы или в конце изучаемой темы по совокупности накопившихся ошибок.

Уместны также орфографические минутки («разминки») в на­чале урока: отчетливое проговаривание 5-10 слов, в которых ра­нее многими допускались ошибки. Практикуется также включе­ние таких слов в упражнения, выполняемые устно или письменно на уроке. Также ученику задаются вопросы по его прежним ошибкам, когда он вызван отвечать к столу учителя или к доске.

Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографиче­скими словарями, пользоваться которыми учитель разрешает на всех уроках; словари находятся в классе в достаточном количестве.

Для слабых в орфографии учащихся организуются дополни­тельные групповые и индивидуальные занятия во внеурочное время: письмо дополнительных упражнений, диктантов, повторе­ние плохо усвоенных тем, приучение детей к приемам самопро­верки написанного. К таким занятиям нередко привлекаются хо­рошо успевающие учащиеся.

Способы предупредительной работы:

на основе диагностики допущенных ошибок выделение «опас­ных» правил, слов, их сочетаний, типов орфограмм;

соответствующие акценты в процессе изучения курса: усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются;

отчетливое выделение перечня трудных слов для каждого клас­са, включение их в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и пр.;

поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;

одобрение каждого, даже малого, успеха ученика, стремление придать уверенности тем детям, которых преследуют ошибки;

воспитание орфографического оптимизма, создание повышен­ной мотивации;

воспитание уверенности учащихся в возможности достижения высокого уровня грамотного письма.

 

 

Тема. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ)

 

Общие требования к уроку

 

Все разделы книги завершаются главами «Урок», так как именно в нем, в уроке, сливаются все поиски, подходы, методы, приемы обучения. Лишь в разделе «Методика изучения языковой теории» нет такой главы, так как в уроке русского языка орфография тесно сплетается с грамматикой, развитием речи, анали­зом текстов и пр.: эта глава введена в раздел «Методика правопи­сания». Именно в уроке реализуется и программа, и вся методика, Осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъ­екта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. • Отсюда проистекают и общие требования к уроку русского языка.

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики (синтаксиса, морфологии), морфемики, лексики, орфографии, прагматики языка, или речи. Так, слово как знаковая единица языка предстает и как совокупность звуков речи - это фонетический аспект, и как часть речи в определенной форме - морфологический аспект, и как единство морфем, и как член предложения - синтаксический аспект, и как носитель значения - семантический аспект и как средство выражения мысли субъекта говорящего или пишущего - речевой аспект, и как графический комплекс, слово в графическом коде - орфографический аспект.

Ни один из этих аспектов не должен оставаться без внимания, как не должен и превалировать, возвышаться над другими.

2. Гармоническое соотношение теории и практики. Напомним: теория - это языковые понятия, определения, закономерности, правила, модели и другие виды обобщений; практика - это речь (прагматика языка в ее разновидностях: речь - говорение, выражение мысли; аудирование - восприятие речи, ее понимание; письмо - выражение мысли в графическом коде; чтение и понимание; мысленная, внутренняя речь). Практикой принято также считать языковой анализ и другие упражнения, т.е. вспомогательные учебные действия.

Развитие речи как важнейшее направление языковой практики подробно рассматривается в соответствующем разделе данной книги.

3. Воспитательная направленность урока: формирование по­знавательного интереса и увлеченности изучаемым языком; раз­витие активности и самостоятельности учащихся через выбор ме­тодов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспи­тание личности ученика, его способностей, его творчества.

4. Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно художественных текстов - образцов языка, раз­личных по жанрам, стилистическим особенностям. Напомним, что понятие «культура речи» предполагает безусловное соблюде­ние литературной нормы и в выборе слова, и в произношении, и в грамматике, в правописании; на уроке должна звучать вырази­тельная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.

5.Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста).

6.Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.

7.Использование новых достижений дидактики и педагогиче­ской психологии: формирование умственных действий на мате­риале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся.

Обычно к уроку предъявляется требование - достаточно мно­го писать, не допускать безделья, скуки, энергично вести урок. Учитель должен тактично подводить учащихся к самостоятель­ным решениям, выводам.

В школьной практике директор, завуч, методист, посетив урок учителя, анализируют его. Анализ урока - это сравнение кон­кретного урока русского языка с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом. Анализ посещенного урока предполагает оценку реали­зации замысла - достижения поставленной цели, оценку работы учащихся, тех знаний и умений, которые приобретены на уроке, активность работы детей на уроке, их инициативу, поиск, творче­ство.

Типология уроков русского языка

Уроки должны быть разнообразны, шаблон недопустим. Тем не менее в методике выделяются их типы в зависимости от мате­риала, этапа его изучения, характера построения, цели.

Типов уроков не так уж мало, и они сами по себе могут создать разнообразие.

Типы уроков, ориентированные на ступень изучения опреде­ленного материала:

а) урок и з у ч е н и я новой т е м ы, например «1-е склонение имен существительных». Некоторые особенности такого урока: повторение ранее изученного материала, который необходим для понимания нового: падежи, их вопросы, значения и употребление падежных форм и пр.; в плане урока выделение для нового мате­риала наилучшего времени - через 12-15 мин после начала урока; выбор метода: в данном случае эффективно построение неболь­ших предложений с выбранными существительными река, земля; в итоге такого эксперимента - построение таблицы падежных окончаний. На таком уроке проводится первичное закрепление. Теоретическая работа занимает примерно 20 мин;

б) урок закрепления темы, новых знаний, формирования умений на основе нового материала. Особенности такого урока: основательное повторение новой темы, изучавшейся на прошедшем уроке; применение этой темы на практике для образования и правописания падежных форм 1-го склонения, правописания без ударных падежных окончаний; выполнение устных и письменных упражнений; тренировка в склонении, в употреблении падежных форм в речи, их безошибочное написание. На таком уроке есть и новое: оно состоит в применении изученной системы склонения, в построении правила и алгоритма проверки безударных падежных
окончаний е/и в безударных (т.е. слабых) позициях: по улице;

в) урок тренировки, упражнения. Новое на таком уроке состоит в введении вариантов изученного, новых ситуаций применения знаний, в выработке автоматизма грамматического или орфографического действия, в усложняющихся заданиях и задачах, в ускоряющемся темпе работы учащихся. На таком уроке
шире обычного используются моменты повторения и обобщения, сопоставлений, приемов развития речи и пр.;

г) урок повторительно- обобщающий проводится обычно при завершении крупной темы или раздела курса, например темы «Склонение имен существительных», где будут повторяться и обобщаться все три склонения имен. Здесь уместно составление обобщающей таблицы падежных окончаний без конкретных склоняемых слов, с обязательным выделением тех окончаний, которые бывают безударными и, следовательно, создают орфографические трудности. Одновременно повторяется изученный материал об имени существительном и за рамками склонения;

д) контрольный, или проверочный, урок. Чаще всего проводится в письменной форме: диктант, проверочные упражнения усложненного типа, реже - вопросы для письменного ответа.
Условия выполнения заданий обычно строгие, результаты контрольной работы тщательно выверяются учителем и оцениваются по единым критериям;

е) комбинированный урок. Так называют уроки смешанного типа, на которых проводится и изучение нового, и повторение, и обобщение, и тренинг. Строго говоря, уроков без совмещения задач и видов работ не бывает. Название «комбинированный урок» нередко выражает разнообразие его компо­нентов, совмещение в пространстве одного урока нескольких приемов работы.

Об уроках развития речи, относимых к этому же типологиче­скому ряду, будет сказано в соответствующем разделе.

Уроки классифицируются и по содержанию изучаемо­го материала: уроки грамматики, развития речи, орфогра­фии или пунктуации, уроки фонетики, уроки словаря (лексиколо­гии), уроки грамматического разбора, каллиграфии, исследова­тельские уроки - наблюдения над языком.

Используется также деление уроков по методам и приемам, которые применяются: урок-списывание, урок-дик­тант, урок работы над ошибками, урок изложения или сочинения, урок редактирования текста, кино-урок, телеурок, урок взаимного обучения, урок-экскурсия, урок - лабораторная работа...

Принята также классификация уроков по месту проведения: урок в кабинете русского языка, урок в кабинете ТСО, в компью­терном классе и т.п.

Отмечаются также варианты типов уроков. Так, варьироваться урок может по типам диктантов, по характеру преподнесения но­вого материала (рассказ учителя, исследовательская работа уча­щихся, вывод правила, построение алгоритма орфографического действия и т.п.).

Но разнообразие не самоцель: разнообразие нуждается в упо­рядочивании.

Структурные компоненты уроков русского языка

Начало урока обычно носит подготовительный характер. Войдя в класс, учитель выясняет: все ли дети на своих местах, при­готовлены ли тетради, ручки, учебники, словари и пр., успокоились ли дети после шумной перемены. Учитель приветствует детей, объ­являет тему и цель урока. С целью организации внимания нередко в начале урока проводится орфографическая минутка, или чтение образцового текста, на который следует равняться в культуре речи, или запись небольшого отрывка - афоризма, пословицы и пр. Это введение в урок. Учитель отмечает отсутствующих. Дежурные уче­ники докладывают о готовности класса к уроку (от 2 до 5 мин).

Проверка домашнего задания: учитель просматри­вает тетради, проходя вдоль рядов парт. Выборочная устная про­верка письменного упражнения; устные ответы учащихся по тео­ретическому материалу; проверка правописания нескольких слов, в которых были допущены ошибки; к доске в то же время могут быть вызваны 2-3 ученика для выполнения письменных заданий по карточкам. Может использоваться методика самопроверки или взаимопроверки письменных работ или выполнение учащи­мися упражнения, аналогичного тому, которое выполнялось до­ма. Используется также прием построения модели, схемы, табли­цы по материалу предыдущего урока, или учащиеся сами состав­ляют задание для своих воображаемых учеников.

Обычно на данном этапе урока учитель вызывает 2-3 человек для развернутого ответа по материалу предшествующих уроков. Обычно такой устный ответ сопровождается небольшим пись­менным заданием у доски.

Если учитель работает с отметками, то выставляется заслужен­ный балл. В школе применяется так называемый поурочный балл, который не должен быть основной формой оценки знаний и уме­ний, он выполняет вспомогательную роль.

В проверке домашней работы уместны игровые приемы, особенно в 1-Н классах. На этот компонент урока отводится до 15 мин.

Подготовка к новому м ат ер и ал у. Необходимо за­интересовать детей, создать положительную мотивацию. Высшая степень такой мотивации - создание проблемной ситуации. Она подготавливается логическим повторением предыдущих тем, вы­яснением неизвестного, постановкой познавательной задачи. Так, если тема «Суффикс», то логично повторение корня и приставки (если последняя изучалась до суффикса). Составляется модель морфемного состава слова, например под-снеж-ник:

 

Приставка Корень  
под- -снеж- -ник

 

Другие варианты психологической подготовки к новому:

игра-соревнование: придумывание, подборка слов по модели «приставка + корень». Выбирается слово, к которому может быть добавлен суффикс, например подъем +-ник = подъемник.

При удачной подготовительной работе переход к новом у может оказаться не только логичным, но даже почти незамет­ным. На основе построенной модели слова дети легко усваивают и название, и роль, и место суффикса в слове.

После первого знакомства с суффиксом на подступах к форми­рованию понятия 2-3 мин затрачиваются на письменную работу -запись ряда слов, имеющих суффикс: под-свеч-ник, пере-воз-к-а, вы­брос-ил, на-конеч-ник, вы-бег-а-ю и т.п.

 
 

Далее - формирование понятия, т. е. подведение нового поня­тия «суффикс» под ближайший род «часть слова» и выделение существенных признаков:

Дальнейший шаг к новому - формулирование грамматическо­го определения, сверка его с тем определением, которое дано в учебнике, проверка полученного определения на различных при­мерах.

На новый материал уходит до 20 мин.

Закрепление (первичное): чтение текста, обнаружение в нем слов с суффиксами, отбор доступных случаев, их устный ана­лиз и запись в три столбика:

 

Корень+суффикс Приставка+ко-рень+суффикс Корень+суффикс +окончание
лет-чик до-сроч-но лет-чик-ами

 

Даны корни: -сад-, -вод-, -город-.

Образовать слова с любыми суффиксами; возможны приставки и окончания. Предположим, что дети образуют слова садовый, садовник, подводник, городок, городской, пригородный и пр.

Попутно идет проверка орфограмм, их объяснение.

Закрепление обращено преимущественно к знаниям, т.е. к тео­рии; на первичном этапе проверяются признаки суффикса:

а) стоит после корня - проверяется стык корня и суффикса;
учитель для этого случая подбирает более или менее трудные слова: лун-н-ый, скольз-к-ий, корова Крас-авк-а, спут-ник, перед-ок, числ-ителъ и т. п.;

б) с помощью суффикса образуются новые слова - в этом дети убеждаются сами, образуя эти новые слова;

в) суффикс придает слову новое значение - школьники дают толкование каждого слова, все они имеют вполне самостоятельные значения. Если же образовать несколько слов с одинаковым суффиксом, то нетрудно заметить сходство их значений: дом-ик,нос-ик, ключ-ик; плот-ник, огород-ник, печ-ник и т.п. Так в процессе закрепления вводятся новые знания, новые варианты материала.

Приемы закрепления бесконечно разнообразны, особенно на продвинутых этапах изучения темы, когда происходит закрепле­ние практических умений и навыков, в частности по орфографии: десятки видов заданий при списывании, при языковом анализе, при орфографическом комментировании, в видах диктанта, дру­гих упражнений. Как всегда, высшей формой закрепления служит самостоятельное выражение мысли в речевых формах, т.е. сочи­нение, изложение, другая письменная творческая работа.

Планирование уроков и подготовка к ним

Основа планирования - программа по русскому языку. В ней намечены и основные цели курса, и его содержание, последова­тельность разделов и тем, и умения учащихся, виды работы учите­ля и учащихся.

Затем учитель обращается к учебнику. Напомним, что в усло­виях современного плюрализма программ и учебников последние должны строго соответствовать друг другу: например, если школа (или учитель) работает по системе Л.В. Занкова, то и программа, и учебник должны принадлежать этому направлению (автор учебника «Русский язык» - A.B. Полякова).

В своем экземпляре программы учитель размечает календар­ные сроки прохождения разделов курса на учебный год с точно­стью до 2-5 уроков. Даты, разумеется, ориентировочные.

Затем на развернутом листе тетради составляется так называе­мый календарный план изучения разделов. Рубрикацию плана устанавливают руководители школы. Здесь приводится расши­ренная схема календарного планирования одного из разделов по программе традиционного типа и по учебнику «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой.

Раздел «Имя прилагательное», IV класс, 18 ч (уроков).

1.Тема (первая после «Повторения»): «Склонение имен прила­гательных (в единственном числе)».

2.Количество часов (уроков), отводимых на данную тему: 4 ч.

3.Календарные сроки проведения уроков.

4.Типы уроков: 2 урока изучения нового материала, 2 - закре­пления.

5.Методы, приемы (важнейшие) при изучении нового - линг­вистический эксперимент, составление таблиц склонения слово­сочетаний «существительное + прилагательное», обобщение; при закреплении - языковой анализ, устные и письменные уп­ражнения, конструирование предложений и текста с использо­ванием словосочетаний «существительное + прилагательное».

6.Повторение: «Склонение имен существительных».

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений.

7. Наблюдение над правописанием падежных окончаний имен прилагательных, согласующихся в роде, числе и падеже с именами существительными. Анализ согласования в словосочетаниях и в тексте.

8. Словарная работа: тематические группы имен прилагатель­ных (приблизительно 20 слов на 4 урока); синонимические группы имен прилагательных (3-4 группы); антонимические пары имен прилагательных (4-5 пар).

9. Работа над предложением: анализ предложений; выяснение роли прилагательных в предложении: на какие вопросы отвечают, какими членами предложения являются, какие окончания имеют; самостоятельное составление предложений, введение прилага­тельных в их состав

10.Виды работ по развитию связной речи (конструирование текста): микросочинение на 4-м уроке по теме; тип речи - описа­ние, роль и место имен прилагательных в нем; редактирование текста: синонимические замены имен прилагательных в описании; подготовка к сочинению в конце раздела.

11.Работа над индивидуальными ошибками: по дневнику уче­та индивидуальных ошибок, допущенных учащимися ранее (на уроке и за его рамками).

12.Формы контроля: на 4-м уроке по теме делается провероч­ное упражнение на конструирование предложений с именами прилагательными в косвенных падежах (мужской, женский и средний род, ед. число).

Здесь формулировки даны в несколько расширенном виде: учитель все это записывает экономнее, пользуясь сокращениями. Иногда делаются ссылки на учебник и дополнительную привле­каемую литературу: словари, справочники, сборники упражнений для учащихся, сборники текстов для диктантов или изложений (для учителя) и т.п.

Четко составленный календарный план изучения раздела программы служит основой для поурочного планирования. Планы уроков имеют три варианта: конспект урока (обычно 3-4 страницы) (его используют начинающие, а прочие учителя - в особо ответственных случаях); развернутый план урока; сжатый план. Наиболее употребителен второй: приводим пример такого плана.

Раздел курса: «Глагол», IV класс (развернутый план урока)

Тема урока: «Неопределенная форма глагола» (1-й урок из двух, отведенных на эту тему).

Познавательная цель урока: ознакомление, отличие неоп­ределенной формы от других форм глагола; формирование поня­тия - выделение отличительных признаков глагола в неопреде­ленной форме; подготовка к определению понятия; употребление неопределенной формы в речи, в тексте.

Цель воспитательная и развивающая: развитие аналити­ческих умений; формирование языкового чутья и культуры речи учащихся; операции сравнения, выделения признаков, определе­ния понятия.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой; «Словарик синонимов и антонимов»; раздаточный дидактический материал.

Ход урока: 1. Организационный момент: проверка готовно­сти класса к работе. Снятие отвлекающих моментов (2 мин).

2.Просмотр тетрадей, замечания, вопросы учащимся по вы­полнению домашней письменной работы. Исправление возмож­ных ошибок (4 мин).

3.Вызов к доске трех учащихся для работы по карточкам с ин­дивидуальными заданиями (указываются фамилии вызываемых) на оценку.

4.Фронтальный опрос класса по теме предыдущих уроков «Изменение глаголов по временам». Запись в тетради глаголов в формах настоящего, прошедшего времени. Вопросы по их право­писанию.

5.Ответы вызванных к доске (частичное совмещение во време­ни) (8 мин).

6. Работа над новой темой. Она записывается учащимися.
Чтение текста «На лесной поляне» Г. Скребицкого. Выделение

глаголов, указание форм времени.

Чтение текста «Как обращаться о книгой». Задание: выписать из обоих текстов глаголы в 4 столбика:

Настоящее время: Прошедшее время: Будущее время: Неиз­вестная форма:

7. Исследовательская часть работы над новым материалом.
Задание - исследовать:

а) на какие вопросы отвечает новая, незнакомая форма глагола? (Могут быть варианты вопросов: что делать? что сделать?)

б) на что оканчивается эта форма? (-ть, -ти.)

в) значение этой новой формы: имеет ли она значение времени? Лица? Числа? Почему так назвали - «неопределенная»?

8. Обобщение новых наблюдений: запись трех существенных признаков этой новой формы глагола. Всего на новый материал отводится 15 мин.

9. Составление предложений с глаголами в неопределенной форме (2-3 предложения). Запись предложений. Связи в струк­туре предложения. Выделяют неопределенную форму глагола (5 мин).

10. Словарный диктант: 5 антонимичных глагольных пар (из словарика), их значения.

11. Работа с пословицами и поговорками из сборника
«Пословицы русского народа» А.М. Жигулева: их произнесение интонации, ритмика; глаголы в них, стоящие в неопределенной
форме (8 мин).

12. Задание на дом: разобрать еще 5 пословиц из сборников, какие имеются дома (2 мин).

Некоторые подробности, необходимые в данном пособии, учитель, составляя план урока, опускает. Но, как правило, он имеет запасные тексты, дополнительные дидактические материалы и пр.

Дальнейшее изучение урока русского языка должно проходить в лабораторных условиях, т.е. в школе (посещение и анализ уро­ков учителей).

 

Литература к разделу

 

Алгазина H.H. Формирование орфографических навыков. -М., 1987.

Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., 1973.

Гран и к Г.Г. и др. Секреты пунктуации. - М., 1987.

Гр ан и к Г.Г. и др. Секреты орфографии. - М., 1991.

Жедек П.С. Звуковой и буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию// Начальная школа. - 1991. - № 8.

Ж у й к о в С.Ф. Формирование орфографических действий. -М., 1966.

Иванова М.Ф. и др. Обучение орфографии и пунктуации: Хрестоматия. - М., 1995.

Львов М.Р. Правописание в начальной школе. - М., 1998. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.-М., 1992.

Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе.-М., 1960.

Рождественский Н.С. Очерки по истории методики на­чального обучения правописанию. - М., 1961.

Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М., 1961.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Сопоставьте принципы русской орфографии. Опираясь на принципы, попытайтесь обосновать трудности, с которыми встречаются школьники, изучающие правописание в начальной школе.

2.Объясните, что в системе правописания определяется прави­лами графики и что - правилами орфографии.

3.Составьте перечень типов орфограмм, которые учащиеся IV класса могут проверить (в конце учебного года).

4.Сравните, как дана методика проверки безударных гласных в учебниках «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, A.B. Поляковой, В.В. Репкина. Подготовьте сообщение на эту тему (для семинара, конференции).

5.Постройте алгоритм проверки правописания безударных гласных в настоящем и будущем простом времени I и II спряже ­ ний. Прокомментируйте каждый шаг алгоритма, соотнося его с теоретическим грамматико-орфографическим материалом.

6.Напишите реферат по книге Н.С.Рождественского «Свой­ства русского правописания как основа методики его пре­подавания». Оттените позицию автора иных подходов и методов обучения правописанию, имевших место в русской школе (в раз­ное время).

7.Напишите реферат по статье М.Р.Львова «Перспективы ме­тодики правописания в начальных классах» (Начальная школа. -1989.- №8).

8.Подберите текст контрольного диктанта для IV класса в;конце года. В тексте диктанта подчеркните и прокомментируйте все орфограммы (не только те, которые изучались в начальных классах).

Составьте классификацию ошибок, допущенных учащимися [того класса, где вы проходите практ

9.Проанализируйте орфографический материал в учебнике «Русский язык» (вариант по вашему выбору), подготовьте сооб­щение для семинара или конференции.

10.Сконструируйте и представьте в виде макетов три нагляд­ных пособия по обучению орфографии в начальных классах.

11.Определите их частот­ность. Объясните причины ошибок.


ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Речь и ее виды

Речь - это один из видов общения, которое необходимо лю­дям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспо­могательные, невербальные средства общения - жес­ты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания. И само пространство, ситуация участвуют во взаимопонимании. Термин речь имеет три значения:

а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы
речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется
свободно;

б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним - текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы
речи высокой культуры;

в) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный
текст речи депутата H.H. опубликован в газетах; блестящая речь,
произнесенная на суде адвокатом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.