КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обучения грамматике и правописанию 7 страница
Можно рекомендовать наряду с выводом определения через родовое понятие «мысль», подтверждаемым составлением предложения кем-то из учащихся перед всем классом, еще другой прием: разделение текста на предложения. Предложение при этом будет восприниматься как относительно завершенная составная часть текста. Остальные признаки - те же. Далее изучаются вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения (возможно - и побудительные). Анализ и определения этих предложений производятся по следующим критериям: а) цель высказывания: сообщение чего-либо, вопрос, приказ или просьба; б) интонация: сообщения или повествовательная, вопросительная или эмоциональная, восклицательная; в) в предложениях целесообразно выявить также утверждение или отрицание. Следует обратить внимание также и на то, в каких текстах или ситуациях обычно используются предложения изученных типов: например, вопросительные и восклицательные предложения употребляются в диалоге, в разговорах. Деление предложений на распространенные и нераспространенные вводится после знакомства с главными членами предложения, с предикативной группой (термин не дается). Важно, чтобы школьники научились быстро и безошибочно находить предикативную группу в предложении. Знакомство со сложными предложениями, как уже не раз встречалось, можно провести на основе анализа или синтеза (или обоими методами). Анализ: анализируется текст, выделяются предложения, в них главные члены. Вскоре встречается сложное предложение: в нем встречаются две предикативные группы, а возможно, находится и союз. Выделяется одно простое, второе простое, разбираются их значения и состав. Строим схему-модель сначала более общую (два параллелограмма, между ними - соединяющая линия, союз, запятая). И более полную модель, в которой показаны главные и второстепенные члены; и еще более полную - с показом связей между членами предложения. Синтез: составляются два предложения на близкие темы, устанавливается смысловая связь между ними; возможно, оба предложения входят в текст сочинения, например: Пригрело апрельское солнышко. Расцвели голубенькие подснежники. Эти два предложения легко объединить, употребив союз и, поставив запятую; при чтении изменится интонация. После этого упражнения дети составляют сложные предложения сразу, без объединения простых. При синтезе предложений, как и при аналитической методике, полезно выделять главные члены, чтобы не путать сложное предложение с однородными членами: такая ошибка часто допускается школьниками. Школьники подводят итоги: два простых предложения могут быть объединены в одно сложное (или даже три простых); в каждом простом предложении есть свои подлежащее и сказуемое; могут быть еще второстепенные члены; при объединении простых в одно сложное вводится союз и ставится запятая. Формируемые понятия: «речь», «текст», «предложение», «виды предложений», «интонации», «паузы», «сложное предложение», «простое предложение», «знаки препинания» и др. Практические действия учащихся (только новые): анализ: выделение всех предложений из текста, где не расставлены знаки препинания; попытка расстановки знаков пунктуации (точек, вопросительных знаков, запятых и пр.); усложнение предложений вне текста или (и) в тексте, обоснование необходимости введения новых слов (смысловые, коммуникативные цели); составление разнообразных по типам и по тематике предложений, введение их в текст; комментирование построения предложений, их смысла, пунктуации; работа с союзами и, а, но в сложном предложении; работа с союзами когда, где, что, который в сложных предложениях; построение предложений с сочинительными и подчинительными связями; отработка интонаций в устном выразительном чтении и в собственной речи: интонации вопроса, перечислительной интонации, интонации завершенности, восклицательной и пр. Виды обобщения: моделирование отношения между понятиями «речь», «текст», «предложение», «слова - члены предложения»; моделирование связей внутри предложения: главные члены, второстепенные члены предложения; моделирование компонента текста (абзаца), состоящего из предложений; подготовка обобщенных сообщений типа «Типы предложений», «Простое и сложное предложения», «Части речи и члены предложения», «Роль интонации в предложениях разных типов» и т.п.; обобщенное сообщение «Знаки препинания: знаки в конце предложения; когда ставится запятая; знаки в записи прямой речи». Работа над предложением имеет прямой выход в развитие речи учащихся, т.е. в творческую деятельность, поэтому в ее систему следует включать свободное составление текста, поиски наилучшего выражения мысли и чувства. Здесь уместна соревновательность, свобода творчества.
Члены предложения. Словосочетания Первая часть этого заглавия традиционна для начальной школы, но второй части - словосочетания до сих пор в основных программах нет. Между тем, если следовать теории Н.И.Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределения субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов. Сочетание слов - двигатель речевого механизма. Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу - подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уже было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания. В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так, в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг: Коля купил - предикативная группа; купил что?- купил тетрадь; тетрадь какую?- тетрадь общую; тетрадь для чего? - тетрадь для записи; для записи чего?- для записи названий; названий чего?- названий книг; книг к а к и х? - прочитанных книг. Теперь можно построить схему-модель «глубины» подчинительных связей в предложении. Изобразим это в виде «лесенки»:
Коля купил 1-я позиция
тетрадь
общую Таков путь к пониманию функции словосочетаний. Вторая функция словосочетания - связь синтаксиса с морфологией: в построении словосочетаний используются морфологические формы склонений и спряжений частей речи. Напомним также, что в системе лексической семантики словосочетание нередко выражает расчлененное значение подчиняющего слова: дорога - шоссейная дорога, железная дорога, проселочная дорога. Главные члены предложения легче всего усваиваются в варианте «деятель - действие»: Коля и купил. В старых методиках рекомендовали в затруднительных случаях выделять сначала сказуемое-действие и лишь после этого - субъект действия. Общепринятое определение подлежащего - «то, о чем говорится в предложении» нередко дезориентирует школьника: так, в предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что?. Именно тетрадь несет новое сообщение (вспомним актуальное членение предложения: тетрадь в данном случае - рема). Наиболее частая и трудноисправимая ошибка учащихся - смешение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Уклониться от разбора подобных примеров (в данном случае подлежащее опущено) удается не всегда. Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля - отличник, высок ростом, стал чемпионом. В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием «второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усвоены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи синкретизма не часты, их можно не подчеркивать (Мальчик спрыгнул в яму - в о что? куда?). Практические работы: параллельный анализ синтаксических и смысловых связей внутри предложения; составление алгоритмов синтаксического анализа; языковой синтез, т.е. составление предложений; распространение нераспространенных предложений и переход к теоретическому осмыслению структуры связей внутри предложения методом моделирования, построения схематического изображения связей между членами предложения; на высших ступенях - определение ступеней подчиненности. Кстати, по глубине подчинительных цепей судят о развитии ума, об объеме оперативной речевой памяти. Однородные члены предложения Возможны три варианта подхода к этому явлению: логический - от перечисления каких-либо предметов, признаков, действий; структурно-синтаксический - члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову; интонационный - на основе особой интонации перечисления. Могут действовать и все три подхода вместе. Первый вариант наиболее подходит (или подводит) к функциональной грамматике. Все три создают благоприятные условия для исследовательской методики, для развития познавательной активности учащихся. Роль союзов также вытекает из названных трех подходов: со- Союзы а и но вносят разделительное и противительное значения. Смысловые связи и пунктуацию школьники усваивают самостоятельно. Если школьникам дается вариант с повторяющимся союзом и, можно предложить методику перестройки предложения: Осенью на рынке - арбузы, дыни, яблоки, груши. - Чего только нет на рынке осенью: и арбузы, и дыни, и яблоки, и груши! Школьники сами делают вывод об усилении экспрессии, выразительности второго варианта. Учителю остается лишь уточнить правило пунктуации и в этом варианте построения однородных членов предложения. А также перейти к понятию «обобщающие слова» (на примерах попроще) с двоеточием перед перечислением. Обобщающие слова следует дать индуктивно, методом наблюдения над готовыми предложениями. Новая конструкция анализируется, затем моделируется. Потом ставится задача: построить такое предложение, в котором был бы назван обобщенный тип предметов, потом перечислены отдельные предметы (или то же с действиями, с признаками). Может оказаться полезной иллюстрация. Используются также диктанты с нормальной разговорной интонацией: пусть дети усвоят звучание, свойственное подобным конструкциям, а также знакам препинания: тире, двоеточию, запятой, точке. Сложные предложения Этот параграф вводится как дополнение к тем кратким рекомендациям, в основном практическим, которые уже были даны, для того варианта программ, в котором сложное предложение выделено как самостоятельная тема. Если школьники уже ознакомлены методами анализа и синтеза со структурой сложного предложения и с некоторыми союзами в нем, то в углубленном изучении основное внимание уделяется двум типам: бессоюзным и предложениям с союзной связью; вторые же разграничиваются как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Для младших школьников в их собственной речи наиболее характерны бессоюзные сложные предложения с последовательными действиями: Медведица вышла из лесу, за ней выбежали медвежата, они стали купаться и шалить. Строго говоря, это три самостоятельных предложения, в речи устной они связаны интонационно, на письме не разделены точками. Намного труднее бессоюзные сложные предложения с причинными отношениями: Заткни топор за спину: лесничий ходит! Школьникам понятны и такие конструкции с двоеточием: Лес пробуждается: раскрылись листочки на березах, зацвела верба, только дубы стоят черные. Такие конструкции напоминают предложения с однородными членами. Дети сами строят подобные конструкции в сочинениях. При первом знакомстве с сочинительными и подчинительными отношениями между простыми предложениями в составе сложного оказывают помощь союзы и, а, но, а в сложноподчиненных, кроме союзов (союзных слов) что, где, когда, который и пр., - вопросы, омонимичные союзам. Языковой анализ не ограничивается структурой предложений, выясняются значения предложений и семантические отношения между простыми предложениями. Вводятся понятия «придаточные предложения места», «времени», «образа действия», «изъяснительные», «определительные». К концу IV класса учащиеся в своих сочинениях и изложениях употребляют до 18% сложных предложений, которые покрывают до 30% текста. Такая практика требует теоретического осмысления и обоснования. Иными словами, сложное предложение необ-одимо вводить в программу. Прямая и косвенная речь Не менее важно изучить построение и письменное оформление прямой речи. Основой понимания прямой речи служит диалог: необходимо поупражняться в устном ситуативном диалоге, затем найти диалоги в литературно-художественных произведениях, организовать чтение по ролям, проанализировать интонации, обратить внимание на особенности синтаксического построения реплик, наконец, присмотреться к тому, как они оформляются в печатном вариант, а затем - в письменном; какие в том и другом случае используются знаки препинания, как они соотносятся со смыслом и особенно с интонациями. Умение произносить речи персонажей и особенно - умение их записывать необходимо для развития устной и письменной речи учащихся, для сочинений повествовательного характера, где бывает необходима речь действующих лиц. В этом же контексте школьников знакомят с обращением в простейших случаях и со знаками препинания при обращении, следует дать такие варианты: обращение в начале прямой речи, в середине и в ее окончании; обращение, выраженное одним словом или несколькими; обращение, окрашенное эмоционально и выделяемое восклицательным знаком. Существенные трудности вызывает синтаксический анализ прямой речи: в разговоре часто встречаются эллиптические конструкции, односоставные предложения, иногда все высказывание состоит из одного слова - вопроса или ответа. Такие конструкции редко вызывают непонимание, но теоретически они не изучались. Следует обратить внимание учащихся на то, что в разговоре повторы не нужны, поэтому используются неполные, сокращенные предложения. Пунктуационное оформление прямой речи дается по образцам «__________?» - «_________!» - «______». Самое трудное - разграничение прямой и косвенной речи (последняя имеет форму сложноподчиненного предложения). Трудность не только в построении, но и в употреблении местоимений: в прямой речи - местоимения первого и второго лица, в косвенной - третьего лица: Петя рассказал, как он ездил к Черному морю. Обобщения по синтаксическому материалу: пополнение словарика грамматических терминов; повторение изучавшихся определений; моделирование двух разделов грамматики: морфологии и синтаксиса:
Такую схему-модель школьники могут составить и подробнее. Продолжение моделирования: модели простого и сложного предложений, моделирование различных случаев пунктуации и пр.; составление развернутых сообщений, выступления на тему «Сложное предложение» и т.п. Исследовательские задания: анализ конструкций усложненного типа - предложений с двумя-тремя придаточными; исследование синкретических членов предложения; объединение двух-трех простых в одно сложное с описанием необходимых изменений. Лингвистический эксперимент - выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах: в виде повествования-монолога и рассказа о том же, но в форме вопросо-ответной, диалогической; в виде рассказа с изменением адресата: в школе на уроке - и дома маленькой сестренке. Следующий раздел «Методика правописания», в силу его специфики, дается в настоящей книге отдельно, но фактически уроки языковой теории и орфографической практики сплетаются воедино. Очень редко случается урок грамматики, на котором нет правописания, и наоборот. Такое единство особенно важно еще и потому, что методика правописания почти всегда опирается на языковую теорию. Поэтому оба раздела «Методика изучения языковой теории» и «Методика правописания» завершаются общей главой - «Уроки русского языка (грамматика и орфография)», см. с. 340-351. Литература к разделу Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения 1ладших школьников русскому языку. - М., 1978. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А. Фомичевой. -М., 1973. Бондаренко A.A., Кален чу к М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. - М., 1990. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. -., 1983. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988. Методы обучения русскому языку: Хрестоматия / Сост. М.Р.Львов.-М., 1996. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. - М., 1986. Полякова A.B. Русский язык: Учебник для начальных классов.-М., 1997. Рам заев а Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. -М., 1993-1997. Р е п к и н В.В. Русский язык: Учебник для начальных классов. -., 1993-1997. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -., 1984. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. - М., 1981. Задания для самостоятельной работы 1.Составьте перечень методов обучения русскому языку, используемых в начальной школе. Выделите главные признаки и попытайтесь определить возможности каждого метода. В помощь студенту - группы методов: индуктивные - дедуктивные, методы анализа - синтеза, догматические - поисковые (эвристические), традиционные - инновационные. 2. Подготовьте доклады о выдающихся методистах русского языка XIX-XX вв. (на выбор: Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Шереметевский, A.M. Пеш-ковский, Н.К. Кульман, П.О. Афанасьев, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и др.). 3. Сделайте сопоставительный анализ программ и учебником по системам Т.Г. Рамзаевой, Л.В. Занкова и A.B. Поляковой, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и В.В. Репкина(или других - по а) содержание материала, соотношение теории и практики; б) дозировка материала, способы его подачи (презентации); в) ориентирование на метод или группу методов; г) использование текстового материала: характеристика самих 4. Напишите реферат по книге С.Ф. Жуйкова «Психология усвоения грамматики в начальных классах». Постарайтесь оттенить исследовательскую работу автора. Ознакомьтесь с учебниками «Русский язык» этого автора. Попытайтесь обнаружить, как отразились исследования С.Ф. Жуйкова в его (и его соавторов) учебнике, написанном и изданном позднее. 5. Постройте логические определения 5-6 языковых понятий в таком варианте, который был бы доступен младшим школьникам (примеры для выбора: «звонкий согласный звук»; «буква»; «орфограмма»; «корень слова»; «настоящее время глагола»; «родительный падеж имени существительного»; «глагол»; «сказуемое»; «вопросительное предложение»; «текст»). 6. Постройте таблицу падежных окончаний имен прилагательных для единственного и множественного числа; покажите различия мягкого и твердого вариантов склонения, а также варианты окончаний. Объясните, как соотносятся прилагательные с именами существительными в процессе склонения: в чем согласуются, как пишутся или произносятся, как проверяется правописание окончаний. Все должно быть выполнено на уровне, доступном младшим школьникам. 7. Составьте порядок (схему) языкового анализа или грамматического разбора всех изучаемых в начальных классах частей речи. Объясните последовательность операций в ходе анализа. 8. Прогнозируйте и диагностируйте возможные (вероятные) трудности, которые возникнут у учащихся при изучении крупных тем курса русского языка: а) имени существительного; б) имени прилагательного; в) глагола; г) членов предложения. 9. Составьте обобщенные сообщения (доклады) на темы: «Использование языкового чутья младших школьников в дике изучения грамматики русского языка»; «Выбор метода: от догматических методов до исследовательских - в зависимости от характера, свойств самого изучаемо-языкового материала»; в) «Принцип научности в действии: где граница, предел упрощения языкового материала в начальных классах?»; г) «Обобщение всех (замеченных) случаев значения грамматических форм частей речи в процессе их формообразования». 10. Составьте доклад (реферат) на тему «Углубленное изучение одного (русского) языка в современных начальных классах». 11. Подберите литературно-художественные тексты, которые целесообразно использовать при изучении грамматической темы (тему выбирает студент). Постарайтесь обосновать выбор текста с точки зрения культуры речи и текущих задач обучения. Для каких целей изучение языковой теории в методике связывается с литературными текстами? Изложите позицию К.Д. Утиного по этому вопросу. 12.Объясните построение темы (параграфа) в трех разных учебниках русского языка для начальных классов. Для этой цели можно использовать любые учебники по вашему выбору, но при проверке вашего ответа эти учебники должны находиться при ас. 13.Подберите дидактический материал к выбранной вами теме 1я следующих этапов ее изучения в начальных классах: а) подготовительный этап к выбранной теме, до непосредственного ознакомления с нею; б) первичное закрепление после ознакомления с новым материалом; в) обобщение; включение нового материала в общую систему уже изученного ранее. 14. Составьте фрагмент урока грамматики - этап ознакомления новой темой (тема - по вашему выбору). 15. Спроектируйте урок на выбранную тему; покажите на этом уроке методику: а) игры, мотивации, возбуждения познавательного интереса; б) исследовательской работы самих учащихся (или одного из них) при изучении новой темы; в) самостоятельной работы при обобщении материала; г) самоконтроля на этапе закрепления; самооценки. 16. Спроектируйте цикл уроков в рамках раздела «Глагол»,V класс, по теме «I и II спряжения глаголов». 17.Спроектируйте и представьте в виде макетов наглядные пособия к любым темам курса грамматики. 18.На педагогической практике ведите свой личный дневник, записывайте в него все педагогические наблюдения (не только по методике русского языка). Заметьте, что профессиональный дневник - это один из педагогических жанров.
Тема. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ
Общее понятие В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв в письменном и устном вариантах, т.е. алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее, фонем), т.е. графика, все ее правила и тонкости. В-третьих, усвоение собственно орфографии и пунктуации, т.е. системы правил их применения, проверки орфограмм и пунктограмм с помощью правил на основе понимания значений слов, грамматических форм, текста. В научной литературе орфография определяется как система правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где, казалось бы, возможны разные написания. Так, слово город может быть написано с точки зрения графики несколькими способами: «горат», «горот», «горад», и во всех этих случаях оно будет читаться одинаково: [гбрът]. Но несколько разных написаний одного и того же слова не нужны, могут привести к ошибкам в понимании; орфография обосновывает выбор того варианта, который (в данном случае) позволяет единообразно обозначать корень слова {пригородный, городской, городишко), сохранить обозначение фонемы в слабой позиции, проверив ее сильной позицией, а в данном случае - сохранить историческое полногласие -оро-. Важно, чтобы дети поняли, что правописание форм слова мотивировано (кроме непроверяемых слов, которые тоже, в сущности, мотивированы традицией). Примеры мотивировки: заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от омонимичных слов (Наша Соня совсем не соня!); корень в родственных словах пишем одинаково, чтобы не исказить значения слова, чтобы понятнее было родство слов; всегда единообразно пишем приставку, чтобы не исказить ее значение (подложил и подставил), или суффикс (луна и лунный). Учащиеся могут понять условную мотивировку некоторых написаний: известен и такой способ обучения. Учащиеся ставятся в положение изобретателей способов (правил) правописания - таких, как заглавная буква в начале предложения («Как будем обозначать начало предложения, чтобы читателю было сразу понятно?»). Так же дети «изобретают» знаки, обозначающие конец предложения. Подобной же целесообразностью обосновывают слитное написание приставок и раздельное - омонимичных предлогов («Как будем различать предлог и приставку на письме?»). Такая методика дает высшую сознательность в усвоении правописания: пусть дети сами «изобретают» правила там, где это им по "илам. Алфавит Буквы - это графические знаки, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге. Школьники должны различать буквы в различных вариантах начертания, писать их, соединять, безошибочно соотносить их со звуками - сильными позициями фонем: [дом] - дом, [луна] - луна, и это еще не орфография: слабые позиции фонем - вот ее область. В усвоении букв алфавита участвуют все виды письма и чтения: чтение вслух и про себя, виды письма - списывание, диктант, письменное выражение мысли, каллиграфическое письмо. Алфавитные ошибки - это искажение букв на письме, неправильное начертание, незнание каких-либо букв... Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы не было позиционных чередований, слабых позиций фонем. Мы говорим [још], а пишем еж. Значит, знания алфавита, букв недостаточно, нужно знать систему правил обозначения звуков буквами, и особенно - их сочетаний. Этим ведает графика. Графика Она устанавливает правила соотношения между буквами алфавита и звуковым составом слов. Правила графики устанавливают, что мягкость согласных обозначает последующая гласная буква и, е, я, ю, е, ю; твердость согласных обозначается гласными а, о, ы, у, э. Правила графики указывают также, в каких случаях мягкость согласных обозначается буквой ь. Весь этот сложный комплекс правил необходим потому, что в русском алфавите твердый и мягкий согласный обозначаются одной и той же буквой. В русском алфавите нет буквы, обозначающей фонему [ј]; применяется сложная система правил для обозначения этой фонемы: в сочетании с гласными: [јэ], [ја], [ јо], [ ју] - е, я, ё, ю. Вся система обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в процессе овладения чтением и письмом. При этом они не всегда идут от звука к букве, как требует звуковой метод обучения грамоте, чаще - от буквы к звуку, от сочетания букв к сочетанию звуков, ибо с буквами они знакомы, как правило, еще до школы через буквенные игры. Это естественно, особенно для чтения, и бороться с этим не следует. Когда первоклассники идут от звука к букве, им трудно понять случаи, в которых нет прямого совпадения: [ш'от] - счет, [мыц ъ] -мыться, [жал] - сжал, [јэвб] - его и мн. др. Чтение, т.е. путь от буквы к звуку, в подобных случаях способствует усвоению и графики, и правописания. В практической работе учителя нет необходимости разграничивать графические и собственно орфографические правила: разграничение требуется только учителю для понимания природы, механизма орфографического действия учащегося.
Орфография Ее правила, опирающиеся на языковую природу орфографического явления, на грамматику, фонологию, морфемику, словообразование, этимологию, помогают выбрать целесообразное, обоснованное написание, обеспечивают правильное, точное понимание смысла текста, служат гарантом единообразных написаний морфем, грамматических форм, родственных слов, собственных имен в отличие от нарицательных, единообразия переносов слов со строки на строку. Орфография обеспечивает смысловое разграничение слов, их сочетаний. Иными словами, она обеспечивает взаимопонимание, коммуникацию. Школьники должны на практике убедиться в этом, чтобы к орфографии относиться осмысленно, с пониманием ее системы (чему очень мешают многочисленные исключения из правил, отступления от основных принципов орфографии: такое отклонение представляют собой правила правописания приставок на з, не случайно они не изучаются в начальной школе).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |