КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обучения грамматике и правописанию 10 страница
3.Порядок выполнения: выделение безударного гласного, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня проверочных слов с корнем проверяемого слова. 4.В ы в од или ответ на вопрос задачи: проверка подтвердила, что в слове ч..сы следует писать букву а - часы. Возможная проверка: по словарям, с помощью учителя. Решая грамматико-орфографическую задачу, школьник должен: увидеть орфограмму и осознать ее как задачу; определить ее тип: проверяемая или нет, к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило; определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы; определить «шаги» решения и их последовательность, т.е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно; решить задачу, т.е. выполнить действие по «шагам», не пропустив ни одного и не сделав ошибки; сделать вывод о правильном написании; написать без ошибки, аккуратно, соблюдая требования каллиграфии; не потерять при этом общего смысла, содержания того текста, который он записывает под диктовку; соблюсти это требование труднее, если он пишет сочинение, т.е. самостоятельно составляет весь текст. Все эти действия очень сложны для 7-9-летнего ребенка. Тем не менее идеи моделирования и алгоритмизации все более проникают в технологию правописания, в практику даже начальной школы. В помощь учащимся создаются памятки (т.е., в сущности, те же алгоритмы, доступно изложенные), указания в виде плакатов, таблиц и схем.
Алгоритмы Алгоритм - это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом решения задачи определенного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм приводит к правильному решению задачи. Примеры алгоритмов уже встречались выше; рассмотрим алгоритмы подробнее: Алгоритм проверки употребления разделительного ъ 1 шаг: Указать орфограмму, назвать ее тип. Проверяемые слова: 2 шаг: Есть ли в слове приставка? Да Нет: ъ не пишется 3-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? Да Нет: ъ не пишется 4-й шаг: Есть ли после приставки е, ё или я? Да: ъ пишется Нет: ъ не пишется5-й шаг: Написать слово правильно, проверить его. поехал подъем
поднял Такой тип орфографического алгоритма разработан Л.Н. Ландой и А.И. Власенковым в 1965-1966 гг. Рассуждение по шагам алгоритма (слова подъем, поехал, под-): 1-й шаг: в слове подъем орфограмма на употребление ъ. 2-й г: в слове подъем есть приставка под-. 3-й шаг: приставка «оканчивается на согласный. 4-й шаг: после приставки - гласная уква е. Значит, пишется ъ по правилу его употребления (правило русской графики). 1-й шаг: по произношению в слове поехал слышится [јэ]. Орфограмма на употребление ъ. 2-й шаг: в этом слове есть приставка по-. 3-й шаг: но она оканчивается не на согласный, а на гласный о. Следовательно, ъ не пишется. (4-й шаг не нужен, задача решена.) 1-й шаг: проверим, нет ли в слове поднял твердого знака. 2-й аг: в проверяемом слове есть приставка под-. Продолжим проверку. 3-й шаг: приставка под- оканчивается на согласный. Продолжим проверку. 4-й шаг: после приставки нет гласных е, ё, я, есть согласный н. Следовательно, ъ не пишется. Такое подробное рассуждение необходимо лишь на начальных тапах овладения алгоритмом, затем оно постепенно сокращается, «свертывается», что будет показано ниже. Алгоритмы проверки орфограмм других типов можно найти в методической литературе (см.: Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - 2-е д. - М., 1998). Далеко не все правила орфографии и пунктуации легко поддаются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым (жы, ши, на, ща, чу, щу), в иных случаях - слишком сложным, например проверка безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений. Требуется до 10 шагов, что превышает возможности школьника IV класса, ибо объем его оперативной памяти не превышает 2-5 единиц. В начале изучения орфографической темы, когда применение правила находится на начальной стадии, следует добиваться от учащихся полных рассуждений по всем «шагам» алгоритма, даже если они кажутся избыточными. Но в дальнейшем, по мере безошибочного овладения действием по алгоритму и заметной учителю постепенной автоматизации действий ученика, необходимость полного воспроизведения общего способа решения грамматико-орфографической задачи отпадает: умение работать по полному алгоритму должно сохраняться для самоконтроля, на случай необходимости. Ступени сжатия алгоритма По мере овладения проверкой орфограмм определенного типа вступают в действие ступени свертывания алгоритма: 1-я ступень - полное рассуждение по каждому «шагу», без сокращений, с произношением полных предложений; 2-я ступень - частичное сжатие, допускаются неполные предложения; 3-я ступень - максимальное сжатие. Приводятся примеры сжатия алгоритмов. Пример: А по двору метелица ковром шелковым стелется (С. Есенин). Проверяем орфограмму - слитное или раздельное написание по двору. Суть задачи: выяснение, является ли по предлогом - в этом случае писать следует раздельно, или же по- -приставка и ее следует писать слитно. Как известно, правило построено на лингвистическом эксперименте: учащийся должен попытаться расширить предложение, ввести между предполагаемым предлогом и именем существительным двору какое-либо прилагательное. Как видим, решение опирается на языковую интуицию, на чутье языка. Главный «шаг» - подстановка имени прилагательного: по широкому двору. Лингвистический эксперимент дал положительный результат: прилагательное здесь уместно, вставить его можно, смысл предложения при этом не теряется, не искажается. Шаги алгоритма: 1.Обнаружение орфограммы и ее квалификация. 2.Выбор способа проверки; возможны и другие способы: двору - имя существительное, в дательном падеже, предлог по участвует в образовании падежной формы. Этот способ проверки требует глубокого грамматического анализа. Но предположим, что ученик выбрал более простой способ проверки. 3. Лингвистический эксперимент: между по и словом двору вводится имя прилагательное. 4. Написание как итог решения задачи: по двору. Задача решена: ученик пишет и проверяет себя. Ступени сжатия: 1-я ступень: по двору. По - предлог или приставка? По широкому двору - вставить прилагательное можно, значит, по - предлог, пишем раздельно. (Дополнительная проверка не обязательна.) 2-я ступень: по двору, по - предлог? По широкому двору, значит, по - предлог, пишем раздельно. На 2-й ступени сжатие алгоритма становится почти моментальным. Действие сведено к перечню основного, оно почти автоматично. Дальнейшее сокращение уже не позволяет рассматривать его как решение задачи. Процесс решения синтезирован. Если все же выделить еще 3-ю ступень сжатия, ее условно можно было бы изобразить так: по двору - предлог – раздельно. Здесь срабатывает интуиция, орфографическое (или языковое) чутье. : Собственно, к этому и стремится учитель: не прибегать ни к правилу, ни алгоритму, писать безошибочно, полностью овладеть грамотным письмом. Правила приберечь лишь для самоконтроля в трудных случаях. Но нельзя забывать и того, что поспешное, преждевременное сжатие приводит к ошибкам и, следовательно, к разрушению формирующегося навыка. Нельзя забывать и того, что темпы перехода к сжатию у детей не одинаковы: немало детей, которым следует разрешать ускоренное сжатие алгоритма.
Виды упражнений в правописании Поскольку обучение правописанию имеет цель формирование навыка, автоматизма, то в системе обучения ему отводится более половины времени, и до 80% площади в учебниках затрачивается на упражнения разнообразных видов. Как правило, эти упражнения предусматривают не только практическое действие - письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической теорией и орфографическими правилами. Упражнения могут быть и устными (комментирование напеча танного или написанного текста, проговаривание слов, выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр.), но письменные упражнения преобладают. Письмо подразделяется, в первую очередь, на естественное, самостоятельное, т.е. на выражение своей мысли и ее запись (сочинение, изложение, творческие и свободные диктанты, письма, деловые бумаги): в них правописание выполняет свою естественную нормативную функцию, и на учебное, искусственное (списывание, слуховые и зрительные диктанты и пр.): в них главной целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание. В зависимости от методической (и дидактической) концепции, выбранной школой и учителем, преимущество в практических системах обучения отдается тем или другим видам упражнений. Так, в конце 50-х годов XX в. наблюдалось повсеместное расширенное использование орфографического комментирования, которое постепенно вошло в число методических средств; оно используется и сегодня. В работе некоторых методических школ в разное время наблюдалось увлечение устным и мысленным побуквенным проговариванием, что также вошло в массовую практику в качестве одного из приемов учебной работы. Рассмотрим некоторые из видов упражнений. Имитативные упражнения (виды списывания) Списывание нельзя расценивать как механическую деятельность, как бездумное копирование. Широко известны следующие виды обучающего списывания: списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, списывание с выделением орфограмм или грамматических форм, списывание со вставкой пропущенных букв, списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее, списывание с грамматическим разбором путем условного подчеркивания и пр. Механизм списывания: а) прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм; б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого (от 2-3 букв в 1-м полугодии I класса - до 5-6 слов в IV классе); в) запись - воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии; г) в необходимых случаях - уточнение того, чего память не сохранила; д) выделение орфограмм в темпе письма, их подчеркивание; е) комментарий к орфограммам - вслух или про себя; проверка орфограмм по алгоритму - обычно свернутому;) проверка по книге. В списывании действует не только зрительная память, но и логическая, и рукодвигательная, а иногда - и слуховая. Списывание как методический прием (иногда его называли медом) имеет разную степень сознательной работы ученика: от простого копирования, которое тоже бывает необходимо, до полного, несвернутого решения грамматико-орфографических задач. В первом случае установка делается на произвольное запоминание (тренируется память, столь необходимая в правописании), формирование аналогий, внутренних обобщений, в перспективе на языковую интуицию. Последняя формируется, вне сомнений, и во втором случае, возможно, даже более целенаправленно. Виды заданий при списывании: а) списывание без заданий: пишутся слова, предложения, текст; б) в тексте для списывания пропущены некоторые буквы, иногда - морфемы, например окончания. В этом случае орфограммы указаны, сам школьник не должен их искать, а только понять их и решать грамматико-орфографическую задачу по алгоритму. Орфограммы могут быть на одно правило, чаще - на разные. Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой - повышают целенаправленность работы, устраняют вероятность бессознательной догадки, ибо требуют обоснованного выбора; в) к списываемому тексту даны дополнительные задания: те или иные грамматические единицы, указать в скобках проверочные слова и т.п. Разнообразие заданий, в сущности; г) одной из высших форм списывания можно считать письмо по памяти заученного текста. Такие тексты обычно бывают образцами, далеко не простыми и, разумеется, не адаптированными. Школьники пишут стихотворный или прозаический текст, созданный мастером слова, это оценивается высоко. Припоминая этот текст, школьник должен сам найти все трудные места, проверить, осознать. Иногда этот вид письма относят к диктантам, называют диктантом «проверяю себя», или самодиктантом. Виды диктантов Диктанты, как и списывание, чрезвычайно распространены в практике школ. Различают диктанты слуховые, зрительные, «самодиктанты» и творческие диктанты. Слуховой диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т.е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм: а) акустическое восприятие диктуемого текста; б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический; в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением; г) на этой основе - мысленное выделение орфограмм; д) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил; е) запись; проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо); ж) запись, самопроверка. После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста. По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые. Последние наиболее приближены к естественным условиям письма, а словарные более конкретны и направлены на орфографическую тему. Для пунктуации целесообразен текст. По цели проведения: предупредительные - орфограммы комментируются до письма; объяснительные - орфограммы объясняются после написания; контрольные, или проверочные, проводятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце четверти, полугодия или года. Для контрольного диктанта «Нормы оценки» устанавливают минимумы объема текста для каждого класса. В любом случае слуховой диктант диктуется строго орфоэпически, иначе он не выполнит свою функцию перекодирования речи с акустического кода на графический. Слуховые диктанты требуют не эпизодического использования, но системы (если они в принципе принимаются учителем). Зрительными диктантами называют такие орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии. Механизм зрительного диктанта: а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание; б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с этого раза); в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и коментирование орфограмм; г) запись на основе зрительного образа слов; д) самопроверка по образцовому тексту. В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается (но не орфоэпическое!). Самодиктант, или диктант «проверяю себя», есть, в существенности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное прочтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Это способ преодоления отставания в правописании. Работа требует длительной системы, без нее вряд ли удастся добиться улучшения грамотности. Творческий диктант возвращает учителя и учащихся к исходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенствующей цели - передаче содержания мысли, смысла в тексте. В гой цели творческий диктант смыкается с сочинением как средством развития речи, речевого творчества. Творческие диктанты очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам, которые дает учитель (обычно это трудные в орфографическом отношении слова, их называют также ключевыми словами), - до «диктовки мыслей, а слов» (В.А.Флеров, 1913), т.е. свободного диктанта: текст промывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик изла-1ет его по-своему, в своем индивидуальном ключе. В методической литературе можно встретить и такие названия диктантов, как предметный диктант (требуется написать названия всех предметов определенной тематической группы, например названия деревьев), диктанты п о воображению, по воспоминанию, по картине. Грамматико-орфографическое комментирование Его первоначальное название комментированное п и с ь м о, позже - комментируемое письмо. В сущности, комментирование - это один из видов анализа, разбора. Он, как и работа с алгоритмами, может быть подробным, полным и кратким, свернутым. Механизм комментирования: а) чтение текста или его запись; б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними; в) к каждой орфограмме - комментарий: тип орфограммы, ее правильное написание; г) в конце предложения - комментирование пунктуации. не пропустить ни одной орфограммы, пунктограммы; комментировать кратко и точно, без ошибок; комментировать в темпе письма, не отставать. Комментируемое письмо - работа систематическая и длительная (не менее года). Навык комментирования должен стать необходимым, он нужен ученику. Сам термин предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме для комментирования быть не должно: в начальных классах это требование не всегда удается выдержать, потому что не удается достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы. Но стремиться к этому необходимо: именно такой темп нужен человеку в жизни. И от этого темпа, по мере его достижения, ученик, овладевающий грамотным письмом, постепенно переходит к автоматизму, к навыку безошибочного письма. Комментирование может обходиться и без письма, проводиться на основе читаемого текста; оно тождественно орфографическому разбору. Комментирование может быть выборочным (тематическим) или полным, сплошным. Последнее применяется на продвинутых, высших ступенях изучения орфографической темы. Оно нередко используется для контрольной функции. Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании Именно такое письмо - цель обучения: все упражнения завершаются в школе, человека будет экзаменовать сама жизнь. Самостоятельное письменное выражение мысли - один из видов речемыслительной деятельности человека, признаваемой психологами творческим актом. Само собой разумеется, что в такой деятельности главной целью является не орфография, не каллиграфия, а точное, адекватное выражение содержания речи и мысли автора, его эмоций, стремлений. Письменная речь учащихся и средства ее развития будут рассмотрены в соответствующем разделе данной книги; здесь же прослеживается механизм данного вида письма: а) выбор темы, ее осознание, подготовка материала, содержа- б) обдумывание плана и композиции сочинения; в) выбор слов и построение предложений в уме (порядок слов, грамматические связи между ними, маркирование); г) приготовление к записи; д) выявление орфограмм, пунктограмм одновременно с письмом, в его темпе; е) проверка орфограмм - по памяти, по правилам; запись; ж) самопроверка после каждого предложения, в конце работы еще одна, общая самопроверка; исправления. Исправления, сделанные самостоятельно учащимися в письменных работах, должны поощряться учителем, а не караться, как это бывает. Виды самостоятельных текстовых упражнений, используемые в школе с двоякой целью: развития речи и мышления и усвоения правописания в свободных условиях: составление и запись предложений на заданную тему, возможно - по опорным словам, по заданной модели (схеме); составление и запись небольших текстов, или сочинений малых форм (микросочинений), или пейзажных зарисовок и т.п.; изложения различных типов, свободная диктовка; сочинения разных типов; составление и запись различных деловых бумаг - заявлений, писем и пр.; первые попытки детского литературного творчества; ведение различных дневников. Детские творческие работы не следует использовать в качестве контрольных работ в начальной школе: лишь в старших классах они используются с этой целью наряду с целями развития, разумеется, как и в начальных классах. Исправление ошибок, допускаемых младшими школьниками в самостоятельных речевых упражнениях, должно быть тактичным, роль учителя здесь сводится к помощи найти ошибку и исправить ее самостоятельно. Планомерное, спланированное на значительный отрезок времени или на весь период изучения темы, соотнесенное по целям, видам и этапам изучения использование описанных здесь упражнений составляет систему грамматико-орфографических упражнений.
Тема. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ
Наилучшее обучение правописанию в его идеальном варианте должно обходиться без ошибок. Нередко можно услышать призывы строить обучение письму так, чтобы изначально исключить ошибочные написания. Например, предлагают до тех пор не переходить к самостоятельному письму или диктантам, пока дети не овладеют стопроцентно правильным письмом, хотя бы в варианте списывания. Но такое требование, при всей его заманчивости, вряд ли реально в обычной школе. По наблюдениям, лишь немногие дети (не более 10%) усваивают грамотное письмо легко, на основе развитого языкового чутья. Пока не удается в обучении грамотному письму обойтись без анализа допускаемых детьми ошибок, без выяснения их причин, т.е. их диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки методики их исправления и предупреждения. Классификация ошибок Ошибки учащихся классифицируются по нескольким основаниям: I. По разделам орфографической системы: ошибки в обозначении звуков (точнее, фонем) буквами; ошибки в слитно-раздельных написаниях; ошибки в переносе слов со строки на строку; ошибки в употреблении заглавных и строчных букв; пунктуационные ошибки; каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв; ошибки, не относящиеся к правописанию: речевые и пр. Самая многочисленная группа - первая; в нее входят все случаи проверки слабых позиций фонем в корне слова, в приставках, суффиксах и окончаниях, а также все случаи традиционных, непроверяемых написаний слов. Остальные типы ошибок также связаны с нарушениями тех или иных правил правописания. Для понимания многогранной природы допускаемых детьми ошибок следует учитывать и другие основания их классификации. П. По причинам допускаемой ошибки: ошибки, объясняемые непониманием или неточным пониманием значения слов, их сочетаний или текста; ошибки, обусловленные неумением выделять морфемы в слове, найти границы морфем (на стыках морфем); ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм, например, в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных; ошибки, возникшие в результате плохого ориентирования в структуре предложения, например пунктуационные; диалектные ошибки; ошибки, порожденные орфоэпическим произношением; ошибки, идущие от просторечия, жаргонов и других ненормативных влияний; ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью; ошибки памяти (в непроверяемых словах); ошибки от неточного владения правилами, нарушения алгоритма проверки; в последнем случае очень важно установить, на каком шаге алгоритма допущена ошибка; ошибки от неправильной догадки, от переоценки своего языкового чутья; как известно, случайная догадка, по теории вероятности, дает 50% правильных решений, в этом заключается опасность; ошибки из-за невнимания, случайные замены, описки. Ш. Ошибки, относящиеся к принципам орфографии и пунктуации, - следствия несоблюдения: морфологического и фонематического принципов; традиционно-исторического принципа; принципа дифференцирующих написаний; структурно-синтаксического принципа пунктуации; смыслового (логического) или интонационного принципа. IV. По частотности (при определении частотности ошибок необходимо учитывать и частотность орфограмм определенного типа в тексте): ошибки частотные, характерные для многих учащихся; ошибки индивидуальные. V. Грубые и негрубые ошибки. К числу негрубых ошибок относят те из них, которые допущены на неизученные правила, в словах усложненного состава, труднодоступной этимологии, в редко употребляемых словах из числа непроверяемых, а также не актуальные для начальной ступени обучения. Так, искажения и замены букв в I классе считаются грубыми, а в Ш-1У - негрубыми. Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения. Для учета ошибок учитель делает таблицу в форме листа, на котором по вертикали записаны имена детей, а по горизонтали - типы ошибок; нередко учителя ведут тетради, где каждый учащийся имеет свою страницу, на ней отмечаются индивидуальные ошибки и пробелы в знаниях. Сами учащиеся имеют «копилку» ошибок в виде конверта с карточками, а также ведут словарики трудных слов. Диагностика и прогнозирование ошибок Диагностика - это исследование причин как отдельной, индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемых многими учениками или даже большинством. В процессе анализа ошибок и их причин учитель или методист-аналитик опирается на признанные типологии и использует свои, новые критерии. В результате анализа строится методика исправления и предупреждения ошибок, прогнозируется дальнейшее обучение, делаются определенные акценты в обучении, выделяются приоритетные темы курса, методы и приемы. В диагностике ошибок используются методы статистики, накапливаются картотеки ошибок, вычисляется частотность их по типам, результаты наносятся на матрицу. Постепенно вырисовывается картина орфографических трудностей в классе, школе, районе, округе. Одновременно создаются диагностические карты для отдельных учеников, обычно для отстающих. На основе анализа и статистических обобщений установлено, что в начальных классах самыми частотными оказываются: ошибки на безударные гласные, преимущественно в корне слова, на употребление звонких и глухих согласных; ошибки на правописание гласных и согласных в непроверяемых словах (слабые позиции фонем); ошибки от слабой орфографической зоркости, от неумения увидеть орфограмму. Много ошибок на жи, ши, на, ща, чу, щу\ у детей сильна тенденция писать по произношению. Нередки ошибки в написании безударных падежных и личных окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов, в слитном или раздельном написании предлогов, приставок. Бывают и такие случаи, когда статистика показывает неожиданные «скачки»: например, ошибки в употреблении заглавной буквы. Следующий этап диагностики - выяснение причин массовых ошибок. Так, в результате анализа выясняется, что причины ошибок квалифицируются так: первое место - бедность или пассивность словаря, мешающая быстро и правильно находить проверочные слова; вторая - слабая зоркость: ученик не видит орфограммы, не слышит безударного гласного; третья причина: ученик плохо разбирается в морфемном составе слова, не обнаруживает границ корня в слове. У каждого типа ошибок - свои причины, и очень важно, чтобы сам ученик, допустивший ошибку, понял ее причину. Это существенно повышает осознание познавательного процесса самим учеником. Диагностика ошибок учитывает не только абсолютную частотность (согласно такому показателю на первом месте всегда стоят ошибки на безударные гласные), но и относительную. Подсчитано, что в обычном повествовании орфограммы на безударные гласные в корне слова встречаются в среднем в 6 раз чаще,!чем на употребление заглавной буквы. Следовательно, если в (классе допущено 120 ошибок на безударные гласные и 20 ошибок на употребление заглавной буквы, то их относительная частота одинакова. Становится ясно, как прогнозировать дальнейшую работу по предупреждению ошибок: метод диагностики выполняет свою прогностическую функцию. Исправление и предупреждение ошибок Согласно школьной традиции, все допущенные учениками ошибки должны быть исправлены. И не только в тетради ученика, но и в его сознании, в его памяти.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |