КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обучения грамматике и правописанию 14 страница
Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения сочетания чт в местоимении что и его производных; сочетания чн в отдельных словах {конечно, нарочно и пр.); сочетания щн в существительном помощник; окончания ого/его (зимнего) и слова сегодня; слов иноязычного происхождения типа почтальон, район; сочетаний гк, гч в словах легкий, мягкий; твердых и мягких согласных перед е в заимствованных словах. Предметом усвоения становятся слова и формы, отличающиеся устойчивостью, стабильностью. Третье направление работы по развитию речи на произносительном уровне - совершенствование интонационных умений учащихся. Подобную работу следует вести и на уроках чтения, и на уроках русского языка, однако особое значение она имеет в период обучения грамоте, когда представляет собой курс интонационной пропедевтики. Такой подготовительный, вводный курс, систематически изложенный в предельно сжатой форме, позволяет, с одной стороны, организовать совершенствование интонационной культуры первоклассников и осмысление имеющегося речевого опыта, а с другой - является основой для дальнейшего изучения синтаксиса, пунктуации, обучения выразительному чтению, усвоения интонации как средства общения. Интонационная работа включается в структуру обычных уроков обучения грамоте и опирается на учебный материал (текстовый и иллюстративный) букваря. Для решения этой сложной задачи учителю необходимо хорошо понимать сущность данного лингвистического явления. Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации как явления сложного входят такие элементы: мелодика (повышение и понижение тона); интенсивность (силовой или динамический компонент); темп или длительность; пауза; Своеобразие интонации находит отражение в методических подходах к организации соответствующей работы. Реализация функционального подхода к изучению явления требует условного (в учебных целях) разграничения эмоциональной и смысловой (логической, грамматической) интонации. Начинать же работу следует с углубленного рассмотрения именно эмоциональной интонации, так как первоклассники, по образному выражению В.С.Мухиной, - «пленники эмоций». Эффективность работы над эмоциональной интонацией обеспечивается определенными условиями. Во-первых, следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных со сто я н и й, так как первоклассник не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики; предметом практического освоения становятся интонации первичных эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Во-вторых, в качестве важнейшего средства развития интонационных умений учащихся необходимо «пользовать речевую ситуацию, которая обеспечивает возникновение живых, естественных интонаций. Следует предельно детализировать обстоятельства действительности, это поможет ребенку без труда представить себя вместе с героем или вместо героя. Воображение пробуждает чувства, на волне эмоционального отклика - высказывание (от лица персонажа) и получает необходимое интонационное оформление. Целесообразно избрать путь «от диалога - к монологу», т.е. начинать совершенствование интонационных умений учащихся следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической речи. выражения эмоций. Уровень лексический (словарная работа) Слово - основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками (а следовательно, и перед методикой) стоят две задачи: а) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; б) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении. По результатам обследований, 7-летний ребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз с пониманием значения слова (это активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, так как не было потребности (пассивный словарь), от 2,5-3 тысяч слов до 7-8 тысяч; соответственно 11 летний школьник имеет в своем словаре от 7-8 до 10-15 тысяч слов (в отдельных случаях - больше). Установлено, что не менее половины новых слов (и новых значений) усваивается через уроки русского языка и литературы (чтение, беседы, письмо, грамматика, риторика и пр.). Простой арифметический расчет дает среднее число ежедневного пополнения словаря школьника: 5-7 слов и значений. На эти объективные показатели учитель может ориентироваться в организации словарной работы в системе обогащения словаря учащегося. Автор ранжирует источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей: Речевая среда в семье, среди друзей. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя). Словари,справочники. Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно. Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на: а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык. Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов - названий городов, деревень, рек, озер и т.п. (деревня Катериновка, Черный Дол, Камышенка, фамилии Некрасов, Кузнецов, реки Десна и Шуя, имена Владимир, Всеволод). В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы: работа с синонимами; с омонимами (термин вводить необязательно); с антонимами, с паронимами; со словами иноязычного происхождения; с устаревшими словами и историзмами; с многозначными словами; со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; с новообразованными словами; с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами; с тропами - словами, имеющими дополнительное переносное, иносказательное значение; составление тематических групп слов. Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся: а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность; б) семантизация - одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы» «слова иноязычного происхождения» и т.п.; в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.; г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр. Не следует забывать, что речь имеет несколько видов: следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Добавим к этому память - и долговременную, хранящую запас лексики, и оперативную память, в механизме которой формируется высказывание. Теперь можно перейти к системе активизации словаря. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах. С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения: составление предложения - толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове; составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами; составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.; словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом; орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование; перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов; подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову; составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов. Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказаний. Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника. Индивидуальный словарь языковой личности в известной мере определяет и ее интересы, и общее развитие. Языковое богатство дает возможность выбора: известно, что самый большой из русских словарей, 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», содержит около 130 тысяч общеупотребительных слов, в словаре письменных произведений А.С.Пушкина -более 23 тысяч слов, в письменной речи учащегося начальных классов удается зафиксировать не более двух тысяч слов. Грамматический уровень работы по развитию речи На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Количество возможных предложений слишком велико, их заучить, подобно словам, невозможно, хотя методика признает и заучивание пословиц, афоризмов, стихотворений, отрывков прозы, словосочетаний. Необходимо уметь быстро и синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте. Это достигается упражнениями, тренировкой, т.е. построением словосочетаний и предложений разнообразных типов. В свободной речи выбираемые говорящим или пишущим типы синтаксических конструкций в оптимальном варианте отвечают коммуникативным целям, взаимопониманию. Но в учебных ситуациях приемлемы и такие задания, в которых на первое место ставится именно форма, изучаемая в курсе синтаксиса, а также образец для подражания. Словосочетание - это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли; в его составе - подчиняющее и подчиненное слова, в нем реализуются морфологические категории и формы, их синтаксические связи: согласование, управление, примыкание. В речевой деятельности словосочетание создает последовательность связей слов внутри предложения. Словосочетание в порождении речи - это момент становления мысли, т.е. предложения, в нем «срабатывает» традиционная сочетаемость слов. Выбор подчиненного слова, согласно теории словесных ассоциаций, происходит так. В ходе построения предложения слово погода у школьников по ассоциации вызовет слова хорошая, пасмурная, холодная, теплая, они используют слово по смыслу его высказывания. В начальных классах принят такой прием работы над словосочетанием, как постановка вопроса к подчиненному слову от подчиняющего; так выстраиваются цепи подчиненности: Я вчера купил в магазине интересную книгу; купил когда? - вчера; купил что?- книгу; книгу какую?- интересную; купил г д е? - в магазине. Сам вопрос ставится на основе языкового чутья ученика, его интуиции. При постановке вопросов в двусоставном предложении образуются две цепи подчиненности: от сказуемого цепь, как правило, длиннее, чем от подлежащего. Такая методика обладает следующими достоинствами: она доступна даже в I классе, связывает речевые упражнения с грамматикой, способствует синтаксическому разбору и пунктуации, реализует функциональный подход в изучении теории языка. Виды речевых упражнений со словосочетаниями: установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме; толкование значений словосочетаний вне предложения или в нем; схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, т.е. моделирование; составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации; выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи; исправление речевых ошибок в словосочетаниях, допущенных учащимися класса, например исправление диалектизмов был «у сестре», поймал «мыша»; редактирование собственного текста (или подготовленного учителем). Предложение: говорят, что речь строится из предложений, как дом из кирпичей. Если это так, то сами кирпичи не подвозятся в готовом виде, а тут же (причем моментально) формуются, высушиваются, обжигаются в момент строительства. В самом деле, в момент речи, как письменной, так и, особенно, устной, каждое предложение составляется и тут же произносится или записывается. Но ведь должно же быть какое-то опережение? Да, оно есть. Согласно теории Н.И. Жинкина, это опережение, или «упреждащий синтез», у взрослого человека - не менее семи знаменательных слов, а у младшего школьника - не более четырех слов (при большом «разбросе» индивидуальных различий). Следовательно, если ученик IV класса имеет средний размер предложений - 6 слов, а некоторые его предложения достигают 18 слов, то в огромном большинстве случаев он записывает или произносит только начало предложения, не зная еще, как его закончит. Эта теория объясняет те частые случаи, когда школьник, начав предложение, не знает, как его закончить, и начинает сызнова. Оказывается, что процесс речи непрерывен, он опирается на практический навык, как на результат многолетней тренировки механизмов порождения речи (см.: Жинкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958). Почему же ребенок, не изучавший пока синтаксиса крупных (сложных) предложений, все же употребляет в своей речи предложения большие, чем его возрастной объем «упреждащего синтеза»? Здесь и скрывается движущая пружина развития речи: это, во-первых, потребность выразить все более сложное содержание, и, во-вторых, речевая среда, подсказывающая ребенку все новые и новые образцы сложных синтаксических построений задолго до их теоретического изучения, осмысления их структуры. Ребенок постепенно овладевает механизмом развертывания речевых конструкций. Говорящий, пишущий конструируют свое высказывание, исходя из задачи общения, из того содержания, которое должно быть передано. В поисках наилучших средств передачи мысли говорящий подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры, называемые предложениями. Предложение не цель, а средство. Бывает, в школе составляют рассказ по вопросам: учитель задает вопрос - школьник отвечает. Следует второй вопрос - и второй ответ-предложение и т.д. В конце школьник с удивлением убеждается, что получился текст, связный рассказик. Нетрудно заметить, что такой способ развития речи противоестествен. Однако он используется в школе по давней традиции. Упражнения с предложениями следует рассматривать как подготовительные, но необходимые: без умения строить разнообразные правильные предложения овладение речевым навыком сомнительно. Предложение обладает многими достоинствами, важными для развития речи: оно - минимальная единица речи; из предложений строится текст; предложение имеет четкую грамматическую организацию, формирует мышление, служит центром всех дополнительных средств речи - интонаций, темпа речи и тембра голоса, пауз, логических ударений, а на письме - пунктуации. К сожалению, объем синтаксических сведений очень мал в начальных классах и практическое овладение синтаксическими конструкциями опережает теорию. Так, уже в III классе около 20% текста оформляется с помощью сложных предложений. Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и синтетические - их построение, конструирование. По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения на основе образцов: а) чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбора слов, изобразительных средств; выразительное чтение: паузы, интонации и пр.; б) заучивание стихов и прозы, выделение предложений, анализ и пр.; в) составление предложений по вопросам как простейший при- г) составление предложений, аналогичных данному. К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Вариант детского предложения: К старому доброму детскому врачу Карлу Петровичу дед и внук Малявины принесли завернутого в старую куртку маленького раненого зайчишку, просили вылечить. Точное копирование образца не обязательно, важно, чтобы дети проникли в творческую лабораторию мастера слова кристально чистой прозы, каким был Константин Георгиевич. Образцы могут быть с заданием, например, дети составляют предложение с однородными членами, с использованием эпитетов. Конструктивные упражнения: в отличие от работ «по образцу», они опираются, полностью или частично, на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений. Вот основные виды таких упражнений: а) восстановление деформированного текста: даны слова вразброс; по смысловым и грамматическим связям надо восстановить «рассыпанное» предложение. Варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме (синем, в, хлещут, море, волны); в нужной форме стоят лишь некоторые слова; все слова даны в начальной форме; б) деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей; в) ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения: Птицы возвращаются. - Какие? - Перелетные птицы возвращаются. - Откуда? - Из южных стран. -Может быть, еще что-либо добавите? - И поправляют свои прошлогодние гнезда; возможно и «обратное» упражнение - сокращение предложения до возможного предела; г) то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста; для последних двух предложений не следует брать произведения писателей; д) соединение двух-трех простых предложений в одно; е) построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами и т.п.); ж) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла, например: В марте с крыш капает, весна приближается, детские варианты: Уже закапало с крыш, значит, скоро весна - Март уже наступил, а с крыши не капает. В чем дело? Март пришел, вот и капель - течет с огромных сосулек... Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом грамматические задания не возбраняются, но отходят на второй план. Варианты таких упражнений: а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон; б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы; в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п. В упражнениях творческого типа возможны и даже желательны элементы соревнования. Кто лучше, полнее, ярче скажет? Учитель не должен удовлетворяться примитивом. Работа над предложением, как и словарная, составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно, вплетаясь в другие виды деятельности учащихся. Она не самоцель, а, скорее, фон для связной речи, для текстовых упражнений: от пересказов до сочинений и сообщений типа доклада, реферата.
УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ Виды школьных текстовых упражнений Ввиду большого объема материала этот высший уровень развития речи выделяется как отдельная (и самая большая) глава. По традиции текст в старых методиках называется «связная речь» в отличие от фрагментов текста, не связанных с другими его частями. Текст же обладает единством темы и замысла, относительной завершенностью, определенной внутренней структурой, синтаксическими и логическими связям внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трем уже знакомым нам направлениям, или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие; упражнения подразделяются также на устные и письменные: а) устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый (несколько степеней сжатия), выборочный, творческий, драматизация; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение; б) различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развернутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения (преимущественно устные); в) различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.; г) сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета; д) записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников; е) письменные с тщательным редактированием изложения образцовых текстов, с лингвистическим анализом художественных, публицистических, научно-популярных текстов; ж) различные виды драматизации (перестройка текста с целью з) сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией; отработка особенностей каждого вида, т.е.реализация системы упражнений в связной речи; и) отзывы о прочитанном, о спектаклях, статьи, письма дружеские и деловые, документы и т.п. В этом перечне представлена речь мысленная, устная и письменная; преобладают монологи, но есть и диалоги; материал разнообразен: от живого опыта, наблюдений и дневниковых записей до творческого воображения и импровизации; широко представлен материал из книг, художественная литература; шкала стилевого разнообразия: и поэтический текст, и пейзаж, образный, близкий к художественному, и язык школьников, и учебно-научный стиль, и лаконичный стиль деловых бумаг, телеграмм. Представлены типы речи: повествование, описание, рассуждение, контаминированный текст, драматизированное изложение материала. Работы и классные, и домашние, и обучающие, и конкурсные, и социально значимые (например, статьи в газету, радиопередачи и пр.), с длительной, рассредоточенной подготовкой и моментальные, миниатюрные; литературно-творческие опыты. Чем больше разнообразие, тем больше оснований для разработки системы развития речи. Типология ученических работ и компоненты системы развития речи Типология (классификация) ученических работ на уровне текста или (традиционно) сочинений основывается на следующих критериях: Источники материала: непосредственные (жизненный опыт, наблюдения, исследования и пр.) и опосредованные (книги и вообще печатное слово, картины, театр, учебный процесс и т.п.). Степень самостоятельности учащихся: выбор темы (выбирает тему учитель или ученик индивидуально; организация накопления материала - коллективная или индивидуальная; то же в отношении плана, языковой подготовки, составления текста, его редактирования - все это делается в коллективном труде или индивидуально). Организация подготовки и выполнения: классная работа или домашняя, подготовка, рассредоточенная на какую длительность по времени; будет ли записываться или учитель ограничится лишь устным исполнением и пр. Тип речи (текста): описание, повествование, смешанный тип, с преобладанием одного из трех. Тематика: природа, растения, животные; наша Родина, ее города, села, горы, моря и пр.; школа, семья, товарищи; литература и искусства; труд, профессии, производство; нравственность - добро, поступки детей, взрослых; наука, знания, открытия, космос; история; народы мира; деловой мир. Стили: устно-разговорный или письменно-книжный, «деловой», научный, художественный, образный. Жанр: рассказ, басня, очерк, путевые заметки, пейзаж, статья, письмо, пьеса, сценарий (экранизация), отзыв, деловые бумаги и др. Планируя развитие речи учащихся на длительное время (как правило, на год, неплохо было бы и на 2-4 года), учитель использует все разнообразие упражнений и создает систему своей работы, обладающую пятью признаками: в плане на длительный срок проставляются все (по возможности) виды работ учащихся в соответствии с данной классификацией, разнообразная тематика, разные стили и жанры; соблюдается постепенное нарастание трудности работ - и в целом, и по отдельным типам; создается непрерывность речевых упражнений: 2-3 раза в месяц - крупные письменные изложения и сочинения с разбором и редактированием текста и так называемые сочинения малых форм (микросочинения), пересказы, развернутые ответы и пр. - почти ежеурочно: в каждой новой работе предусматривается какая-то новая доза знаний и умений: умение строить вступление или заключение; делить текст на абзацы; устранять неоправданные повторы; усложнять синтаксические структуры; использовать художественные средства и т.п.; система речевых упражнений связывается с внеклассной работой, газетой, школьным театром, библиотекой, экскурсиями, кружками, олимпиадами, конкурсами; в какой-то мере эта система становится межпредметной, поскольку доклады, сочинения, дневники, ораторские выступления имеют место не только на уроках русского языка (чтения, риторики), но и на уроках природоведения, изобразительного искусства, музыки, истории. На типологию и систему накладываются еще умения, описанные в главе 4 «Методы развития речи учащихся» (с. 371): умения, связанные с темой; умение подчинить свое сочинение определенной идее; умение собирать и систематизировать материал; умение располагать материал, составлять план сочинения, строить его композицию; умение проводить языковую подготовку; умение строить текст и передавать его устно и письменно; умение оценочно.редактировать. Последние два - самые ответственные, ибо в них реализуется вся подготовительная работа. Это - подведение итога подготовительных ступеней, синтез всех умений; умение уместно начать и удачно завершить, придерживаться плана, не пропустить чего-либо важного, использовать подготовленное и в содержании, и в лексике; «технические» умения: рассчитать время, чтобы успеть все сделать и в то же время не скомкать задуманное; в устной речи владеть темпом, громкостью, интонационной выразительностью, на письме - соблюдать поля, симметрию заглавия, строку, требования каллиграфии. И очень важно по ходу письма находить и проверять орфограммы. Редактирование своего текста - дело сравнительно новое в начальных классах, далеко не все учителя овладели методикой редактирования. Она складывается из: дополнений и поправок в содержании, в порядке выражения мыслей; вычеркивания лишнего и повторов; замены неудачно употребленных, неточных слов, сочетаний, средств изобразительности языка; исправления неудачно построенных фраз, предложений; устранения различного рода речевых ошибок (см. главу 9 «Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправление»).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |