Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и причины речевых ошибок




ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ

В методике рассматриваются ошибки орфографические, пунк­туационные, графические, каллиграфические; они относятся к письменной фиксации речи. В устной речи - ошибки орфоэпиче­ские, акцентологические (в ударениях), недочеты интонаций, мо­нотонность речи.

К числу речевых ошибок относят словарные (лексические), со­стоящие в неудачном, неточном, неуместном употреблении слов; морфологические - неправильности в образовании и употребле­нии форм склонения, спряжения; синтаксические - неумелое со­ставление предложений, ошибки в словосочетаниях, ненорматив­но составленные конструкции.

К синтаксическим ошибкам примыкают недочеты в структуре текста.

Кроме того, особо выделяют стилистические ошибки, нару­шающие наиболее трудные требования языковой прагматики, ее коммуникативной целесообразности.

Неязыковую группу ошибок, допускаемых в устной и письмен­ной речи, составляют логические ошибки и недочеты содержания текста.

По традиции, наиболее жесткие требования в школе предъявля­ются к грамотному письму учащихся, что несправедливо, ибо с точки зрения коммуникации, взаимопонимания, общения наи­больший урон наносят те ошибки, которые искажают смысл, т.е. ошибки в выборе слов, в построении фразы и другие ошибки речи.

Предупреждение таких ошибок осложняется несколькими при­чинами: во-первых, тем, что выбор слов, построение текста не имеют столь же четкой системы правил, как в орфографии; во-вторых, трудности объясняются малым объемом знаний младших школьников в области теории языка; в-третьих, недостаточно развитым чутьем языка (языковой интуиции).

Следовательно, основные способы борьбы с такими ошибками:

постепенное расширение знаний из области культуры речи, языковой нормы;

обеспечение хорошей речевой среды для учащихся;

знакомство с частотными, конкретными типами допускаемых ошибок;

приучение школьников пользоваться доступными им словаря­ми и справочниками;

специальное обучение редактированию своих письменных тек­стов, обсуждению устной практики речи, приемам логической вы­верки текстов, а также самопроверке.

Исследование речевых ошибок - сравнительно новая область методики. Тем не менее уже сегодня применяется обоснованная диагностика, помогающая выяснить причины ошибок. Если при­чина ошибки становится известна, то создаются возможности ее исправления и предупреждения.

Так, неточный выбор слова объясняется бедностью синонимики, словаря учащегося или поспешностью выбора слова; иногда тем. что ученик не приучен, не испытывает потребности поиска точного слова, что при отсутствии автоматизма приводит к ошибке.

Повторы слов - одна из самых частотных ошибок - объясняются отчасти теми же причинами, но главная - в том, что Н.И.Жинкни назвал «инертностью слов»: только что употребленное слово уже ак­тивизировано, индуцировано, тонус его выше (И.П.Павлов), и пи­шущий употребляет его снова и снова. Потом, перечитывая напи­санное, он изумляется, как это он мог допустить такой явный повтор.

Нарушения связей в предложении больших размеров объясня­ются тем, что у школьника мал еще объем «упреждающего синте­за», т.е. способности в уме (в механизме оперативной памяти) синтезировать текст с опережением: у ученика 10 лет этот объем не превышает 5-7 слов. Следовательно, он начинает писать пред­ложение, не зная еще, как закончит.

Многие стилистические ошибки объясняются диалектным влиянием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.