Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология организационных форм развития речи




ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие речи происходит в первую очередь на уроках русско­го языка. Выделяется традиционно один час в неделю на специ­альные упражнения в связной речи: на сочинения, изложения, устные рассказы. Но обогащение словаря, постоянное построение предложений и текстов, усилия школьников выразить свою мысль наблюдаются на всех уроках, как языковых, так и по другим предметам. Направляющую функцию выполняют специальные речевые уроки: беседы, сочинения, изложения, уроки риторики, сообщения и доклады учащихся.

Далеко не все уроки, на которых цели развития речи преобла­дают, вписываются в общую типологию уроков русского языка. Так, подготовка к сочинению или устному выступлению бывает рассредоточенная: это и наблюдения, походы, экскурсии в музеи; домашняя подготовка, поиски книжных материалов; сам урок

(или конференция, телепередача, письмо, статья и пр.). Поэтому, классифицируя уроки сточки зрения развития речи, можно выде­лить четыре их типа. Уроков без каких-либо видов обогащения и развития речи, в сущности, вовсе не бывает.

П е р в ьг й тип- это любой урок русского языка (чтения и ли­тературы, грамматики и орфографии, письма и чистописания), на котором не стоит специальная речевая задача, но по ходу урока имеют место и беседа, и словарная работа, отработка вырази­тельности, интонаций, пересказ прочитанного, составление пред­ложений, их перестройка, исправление речевой ошибки, иная ра­бота по культуре речи.

Второй тип - это урок, на котором, помимо основной пла­нируемой цели по грамматике, литературе, орфографии, вводится фрагмент, имеющий отношение к речи, - от 10 до 20 минут при­мерно: знакомство с новым видом пересказа, с построением плана усложненного типа, с лексико-семантическим материалом (синони­мами, антонимами), с новым пособием - фразеологическим слова­риком, отработка дикции или пауз, логических ударений, написа­ние микросочинений с грамматическими заданиями, импровиза­ция диалогов, знакомство с записью прямой речи. Эти фрагмен­ты, весьма частые в структуре современных уроков, занимают свое место в системе развития речи школьников.

Третий тип - это уроки, целиком посвященные сочинению, изложению, устным рассказам, драматизации, инсценированию, докладам и пр. продолжительностью в один - полтора урока. При­меняются уроки анализа речевых ошибок, редактирования текста, работы над композицией, уроки - конкурсы на лучшего чтеца, уро­ки вне класса - экскурсии, уроки в библиотеке. Отдельные примеры таких уроков приведены в 6-7-й главах настоящего раздела.

Четвертый тип - это уроки риторики, которые идут по своей программе. Как уже было сказано, их тематика должна быть согласована с календарным планом сочинений во избежание дублирования.

В любом случае занятия по программам риторики не должны отмежевываться от системы занятий по родному языку, как и уро­ки литературы, ибо и система, структура языка, и речь на этом языке, и литература - это неразделимое единство, единый путь обогащения интеллекта, разума, всего духовного мира человека, а риторика - «введение в храм слова» (С.Ф. Иванова).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.