КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обучения грамматике и правописанию 6 страница
Вслед за анализом идет синтез: составляется таблица (или две рядом):
В процессе эвристической беседы школьники делают следующие выводы: глагол имеет два варианта будущего времени: простое и сложное; сложная форма будущего времени образуется о помощью спрягаемого глагола быть: буду, будешь, будет, будем, будете, будут - и неопределенной формы заданного глагола; сам спрягаемый глагол не изменяется; простая форма будущего времени полностью совпадает с формами спряжения глаголов в настоящем времени; оказывается, что эти глаголы не имеют настоящего времени вовсе: их форма, подобная настоящему времени, имеет значение будущего; глаголы, которые имеют простое будущее время, содержат приставку (позже школьники заметят, что не всегда); глаголы, которые имеют сложное будущее время, спрягаются и в настоящем времени. В гуманитарных классах уместно будет сравнить систему времен русского глагола с английским или французским. Используемые новые понятия: «будущее время», «будущее простое и сложное», «вспомогательный глагол». Продолжается обогащение словарика терминов. Виды упражнений: анализ глаголов, имен существительных и прилагательных в тексте; выяснение роли глаголов в предложении; вопросы к глаголу и от глагола; спряжение глаголов в разных временах с личными местоимениями и с существительными; составление словосочетаний типа управления: купил книгу, вернешься из леса и т. п.; выделение личных окончаний глаголов I и П спряжений, проверка безударных окончаний; проверка гласного перед -л в прошедшем времени глагола; перестройка предложений с изменением времени глагола; образование инфинитива от формы будущего времени, от форм других времен. Виды обобщения: построение таблиц спряжения обобщенного типа; построение обобщенных таблиц спряжения во всех трех време нах; выделение личных окончаний по временам, «опасных» в орфографическом отношении; работа с алгоритмом правила проверки безударных окончаний глаголов I и II спряжений в настоящем и в будущем простом времени. Исследовательское задание - провести наблюдения системы словообразования глаголов: образование антонимических пар типа вошел - вышел, прибежал - убежал; образование приставочных глаголов с заданным корнем, например: дать - отдать, выдать, передать, задать и т.п; составление моделей полученных словарных связей; объяснение значений каждого образованного глагола; составление с ним предложения; исследование семантики и возможностей формообразования следующих пар глаголов: купить - покупать, нести - унести, опустить - опускать. Знакомство с наклонениями и залогами глаголов Понятия наклонения и залога (как и вида) в начальных классах, как правило, остаются лишь на ознакомительном уровне. К.Д.Ушинский давал и эти понятия, и вид. При современном плюрализме программ и учебников учителям необходимо ориентироваться и в этих категориях (методически). Понятие об изъявительном наклонении (если такая тема изучается) дается после изучения сослагательного (доступнее - условного) и повелительного в сравнении с ними, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени выражают отношение говорящего к действию как реально происходящему, или происходившему ранее, или к тому, что произойдет в будущем. Наиболее доступно детям повелительное наклонение, часто употребляемое ими в ситуативной речи, в игре. В соответствии с принятым нами функциональным подходом могут быть использованы два варианта методики: а) наблюдение глаголов в форме повелительного наклонения в тексте, сопоставление с другими глагольными формами и вывод как итог; б) постановка коммуникативной задачи по ситуации: нужно Оба варианта обеспечивают осознанное усвоение темы и подводят к выводу, к определению: повелительное наклонение выражает просьбу, повеление, приказ; обозначает не действие, а побуждение к действию. После этого ставится исследовательская задача: какие лица могут быть в этом наклонении? Почему? Отказывая повелительному наклонению в наличии форм 1-го лица, дети (или учитель) могут процитировать слова известной песни: «...Пусть всегда буду Я!» - как особый и редкий случай. Третье лицо образуется аналитически: «Пусть несут в колоду пчелы больше меду!» (С.Маршак). Условное наклонение детям понять труднее: в нем действие может стать реальностью лишь при каком-то условии. С этой формой наклонения можно познакомить через сравнение с прошедшим временем: Я пошел купаться. Я пошел бы купаться, если бы умел плавать. Затем следует анализ текста, в котором формы сослагательного наклонения употреблены в разных числах и родах. После анализа - исследование: как образуется сослагательное наклонение? Затем - подбор примеров употребления форм условного наклонения в собственных предложениях, в своем тексте. Наконец, вывод: значение этого наклонения. Дальнейшая работа над повелительным и условным наклонением идет по ступеням: построение таблиц спряжения в каждом из этих наклонений; исследование этих таблиц, выделение формальных признаков, т.е. окончаний; употребление новых форм в собственных предложениях и диалогах; поиск возможных орфографических трудностей и при обнаружении таковых составление правила их проверки. Теперь может быть составлена модель наклонений, времен: Глагол
Наклонения Изъявительное Условное Повелительное Работая по этой схеме, необходимо: указать, на каком этапе действует система лиц (личных форм); выяснить, когда образуются родовые формы глагола; объяснить значение каждой из возможных форм по этой схеме, ДО пример 2-е лицо множественного числа будущего времени; привести примеры глаголов и перечислить, какие формы можно образовать от этого глагола (устно, а затем и письменно); с каждой из образованных форм составить предложение, ибо только в употреблении можно проверить их правильное понимание; показать интонирование предложений с формами повелительного, условного наклонения, отдельными примерами из изъявительного наклонения; сделать сообщение по теме «Правописание форм условного и Повелительного наклонения (сядь - сядьте, прочитал бы)» так, чтобы получилось связное высказывание. Общее понятие о глагольной категории, выражающей отношение действия к действительности, вызывает у детей затруднение, поэтому работу следует конкретизировать, приближая ее к ситуациям жизни, в которых эти формы употребляются и выполняют "вою функцию в общении. Такие ситуации, как правило, не за-удняют учащихся. Не менее трудна и категория залога, выражающая отношения ежду субъектом и объектом действия. Даже в средней школе залог водится на примере глаголов с постфиксом (частицей) -ся (-сь). Запомним, что понятие «залог» вводил вслед за К.Д.Ушинским в двоих программах Л.В.Занков еще в 60-годах XX в. Возвратный средневозвратный) понятнее других залогов: обуваться - обувать себя, умываться, остановиться и пр. Понятно детям и взаимное значение - обниматься, здороваться и обозначение свойства предмета - крапива жжется, собака кусается. Действительный и страдательный залоги связаны с понятием переходности глаголов, а также с причастиями. В современной начальной школе эти понятия даются в системе углубленного изучения языка. У школьников формируется весьма ложная, переплетенная система глагольных форм и значений. Практические работы учащихся на этом этапе: анализ глаголов в тексте, например: Садовник посадил флоксы действительный залог; Цветы посажены садовником - страдательный; спряжение глаголов средневозвратного залога, уточнение в их личных формах окончаний и места частицы -ся, включение форм их спряжения в предложения; работа над умением различать формы инфинитива или 3-го лица: умываться - умывается и т. п.; постановка вопросов к глаголам, к их смешиваемым формам. Новые понятия, новые формы и их значения включаются в ранее составленную модель глагольных форм, словоизменения глаголов.
Словообразование глаголов Эта работа практически была начата до введения темы «Словообразование», теперь она расширяется. Глаголы образуются от глаголов префиксальным способом (нес-ти - унести, принести). Заметим, что многие глаголы изначально имеют простую, непроизводную основу: чит-а-ть, прочитать. Однако многие глаголы образуются от других частей речи: красный - по-красн-е-ть. Следует обратить внимание школьников на роль глагольного суффикса, научить их выделять суффиксы глагола -а-, -и-, -е-, -у-: чит-а-ть. Обратить внимание на значения некоторых суффиксов, например: толкать - толкнуть: суффикс -ну- имеет значение однократности действия; подбросить - подбрасывать: суффикс -ыва-имеет значение многократности. Значения приставок: "войти -выйти («внутрь» - «н аружу»), приех ать - Делать («удаление» -«приближение»), продвинуть - отодвинуть и пр. В словообразовательной работе должны иметь место семантическая и формальная стороны. Не следует забывать также образование глаголов с частицей -ся: мыть - мыться, жечь - жечься, кусать - кусаться, спать - спаться (Не спится что-то) и т.п., а также целые словообразовательные цепи: кос-а, кос-и-ть, скос-и-тъ, обкосить (кругом), выкосить и т.п.; пахать, вспахать, перепахать, перепахивать. Особо о приставке не-: ее необходимо отличать от отрицательной частицы не, которая пишется как отдельное слово, т.е. раздельно. Не следует давать правило в догматической форме: «Не с глаголом пиши раздельно, т.е. в два слова». На самом деле здесь нужно видеть семантическую основу. Отрицание не меняет смысл высказывания на противоположный: Я купался - Я не купался; Иван Иванович не любил читать книги - Иван Иванович любил читать книги. Это антонимия на уровне синтаксиса. Но есть еще приставка не-. Разграничение частицы и приставки не с различными частями речи - одна из самых непростых тем в курсе русского языка. В начальных классах дается лишь один его случай: «Не с глаголом слитно пишется лишь в том случае, когда глагол без не не употребляется: ненавидеть» и т.п. Слова «навидеть» нет в русском языке, и в слове ненавидеть ошибка маловероятна. Но слово негодовать у детей вызывает затруднения: они допускают существование слова «годовать». Поэтому глаголы ненавидеть и негодовать следует рекомендовать для заучива ния, как и невзвидеть, невзлюбить, недоставать, недосмотреть, недосыпать, нездоровиться, недоумевать. Обобщение по теме «Глагол» строится так: а) анализ глаголов в тексте с учетом всего изученного в обычной школе или по углубленным программам, лексико-семантическая, морфемная, категориальная и формальная, структурно- б) синтез глагольных форм, словообразование, построение предложений и текста с акцентом на глаголах; в) прикладное использование грамматического материала по теме; правила правописания и соответствующие орфографические действия учащихся; элементы культуры речи - в точном, стилистически адекватном использовании глаголов и их категорий, их г) моделирование: составление обобщающих таблиц и схем, отражающих как категориальную систему глагола, так и систему словообразования и формообразования, спряжения; д) терминологический словарь, включение в него темы «Глагол»; е) включение глагола в системы более высокого ранга – частей речи, всей лексики, знаковой системы - языка. И, разумеется, главного - речи, языковой прагматики. В конце изучения такой крупной темы обычно дается проверочная работа в виде диктанта (орфографическая цель), сочинения или изложения (речевая, коммуникативная цель), письменных аналитико-синтетических упражнений, построения моделей (конструктивная цель).
Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ Знакомство с местоимением Три рассмотренные выше части речи представляют собой крупные темы, дающие основательные представления и о самих частях речи, и о языковом курсе в целом, о семантике, грамматических признаках, синтаксических функциях, о роли каждой части в речевой деятельности человека. В данной главе рассмотрены те части речи, которые изучаются в ознакомительном плане: местоимения, наречия, имена числительные (знаменательные, подобно существительным, глаголам) и предлоги, союзы, частицы (служебные). Под названием местоимений объединены мало похожие между собой разряды слов, объединенные отсутствием собственного значения: они употребляются вместо имен. По степени знакомства с ними эти разряды могут быть разделены на три группы:
Личные местоимения изучаются в лексико-семантическом плане, а также функционально, т.е. как заменители существительных в предложениях и в тексте, что служит средством устранения повторов. Другая их функция - служить опорой при образовании личных форм глаголов. В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что содержит супплетивные формы падежей: я, меня, мне...; она, ее, ей... Вторая трудность - это звук и буква н в косвенных падежах перед гласными и после предлогов: род. п.: к о г о? - его, но побывал у него. Трудность и в соотнесении форм косвенных падежей с именительным: ты - тебя, здесь ошибка маловероятна, но она - ее, ей, с ней - ошибки нередки. В соответствии с этими трудностями подбираются упражнения: устное и письменное склонение, употребление косвенных падежей в предложениях, особенно с предлогами; редактирование текста, устранение неоправданных повторов путем замены повторяющихся слов местоимениями. Изучение личных местоимений облегчается их участием в спряжении глаголов; следует обратить особенное внимание на роль личных местоимений в передаче значений лица в прошедшем времени глаголов, так как в других временах эти значения передаются с помощью окончаний, а в прошедшем времени - аналитически, поэтому роль местоимений возрастает: ты писал, они писали и пр. Ко второй группе относятся в первую очередь вопросительно-относительные местоимения в их вопросительной функции: вопросы, выявляющие связи между словами в предложении; падежные вопросы кто? что? и их косвенные падежные формы при склонении имен существительных и личных местоимений; вопросы какой? какая? какое? и пр. в склонении имен прилагательных. относительном значении эти же местоимения употребляются ли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Толя. Указательные местоимения употребляются в приеме определяя рода имен существительных (путь - тот, степь - та) на основе языковой интуиции. В такой же роли употребляются притяжительные местоимения: конь -мой, дверь -моя. Возвратное местоимение себя используется при изучении постфикса -ся (-сь) в теме «Залоги» при анализе образования возвратных глаголов (и страдательного залога). Усваиваются понятия «местоимение», «личные местоимения», просительные», «возвратное» и пр. Практические упражнения: грамматический анализ местоимений в тексте; включение их в собственные предложения; образование их форм; использование в редактировании компонентов текста и пр. Обобщение по теме: включение местоимений в модель, отражающую систему часть речи; составление таблиц склонения личных местоимений; составление ступеней местоименных замен при устранении поров; пополнение словаря грамматических терминов; определение роли (функции) местоимений в сравнении с другими частями речи. Знакомство с именами числительными Эта часть речи неоднократно вводилась в программы и учебники уского языка. Объясняется это введение главным образом практической необходимостью: на уроках математики числительные употребляются с нарушениями требований культуры речи. Проще говоря, дети не умеют склонять числительные: слишком трудны для них некоторые формы косвенных падежей: творительный падеж: семьюдесятью, тремястами. Орфография - еще труднее. Давно уже высказывается мнение об упрощении в употреблении трудных форм числительных, так как их неправильное употребление все более прочно закрепляется в разговорной речи даже образованных людей. Тем не менее включение числительных в круг изучения в школе вносит элементарную организованность в речевом их использовании. Что же должно быть усвоено в начальных классах? Вот круг тем: общее понятие об именах числительных; их деление по функциям на количественные (обозначают определенное число однородных предметов) и порядковые (порядок при счете); сходство первых с именами существительными, вторых - с прилагательными; деление числительных по составу - простые, сложные и составные; склонение простых числительных (трудные случаи склонения составных и сложных числительных откладываются); правописание простых и некоторых сложных числительных. Дробные и собирательные числительные не изучаются, однако использование их не исключено. Основные лексические и грамматические признаки числительных школьники могут выделить и сформулировать сами в ходе анализа предложений и текста. Они убеждаются в том, что числительные один и два могут изменяться по родам, как прилагательные, а один - даже по числам, при этом во множественном числе в форме одни существенно изменяется семантика. Склонение простых числительных сходно со склонением существительных, но есть и различия, последние выявляются самими школьниками. Порядковые числительные склоняются, как прилагательные. Числительные один, два, три обладают особенностями склонения. Полезно ознакомить школьников со склонением слов сто, тысяча, сложных числительных типа пятьдесят, пятьсот, составных двести сорок семь (хотя бы устно). Некоторые выводы и обобщения: большое разнообразие в значениях, в формах, в морфемном составе, в способах изменения, в правописании числительных. Тем не менее возможно построение нескольких схем-моделей: схема числительных по значению, по функциям; схема по составу слов и числительных типа 786; схема-модель сходств с другими именами - существительными, прилагательными; несколько таблиц склонения и пр. Исследовательские задания: проследить на текстовых примерах роль имен числительных в предложении; подготовить сообщение на тему «Числительные в русских пословицах и поговорках» (Один с сошкой, семеро с ложкой; Семеро по лавкам); попытаться просклонять числительное 800, на этой основе составить правило склонения числительных от двухсот до девятисот, а также употребления мягкого знака в них. Следует признать, что орфография числительных сложна. Многое усваивается практически, и от ошибок спасает лишь цифровое написание чисел. Очень важно, чтобы и на уроках математики элементарно соблюдались нормы формоизменения числительных, как и другие требования «Единого режима культуры речи в школе». Знакомство с наречиями До сих пор рассматривались знаменательные и изменяемые части речи: наречие - знаменательная, но неизменяемая часть речи. (Степени сравнения наречий не изучаются, как и у прилагательных.) Как и в предыдущих темах, школьники исследуют: а) лексическое значение наречий - это слова, обозначающие б) их вопросы: к о г да? где? как? по чему? и пр.; в) роль наречий в предложении; г) изменяются ли. Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику. Целесообразно познакомить школьников с несколькими разрядами наречий: времени, места, образа действия (самые употребительные в детской речи). Дети должны узнавать наречия в тексте, приводить свои примеры (т.е. вводить наречия в свою речь), ставить вопросы к ним, писать без ошибок, кроме трудных случаев. В последнем случае учитель должен предупредить ошибку. Школьники, как правило, относят к числу наречий и категорию состояния (Мне грустно и легко). Исправлять ответы учащихся в этих случаях не следует, но полезно обратить их внимание на значение и роль таких слов в предложении. Эти слова обозначают состояние природы или человека, животного (Было жарко). Теория: понятия «наречие», «его разряды», «наречия места», «наречия времени» и особенно - «признак действия». Упражнения: грамматический разбор наречий; введение их в текст; написание наречий типа направо, налево, вниз, вверх, вечером, утром. Исследовательские задания: проследить способы образования наречий: а) от имен существительных (вечер - вечером); б)от прилагательных (близкий - близко, добрый - по-доброму и пр.); в)от глагола (спешить - не спеша, шутить - шутя); г) от местоимений (свой - по-своему). Служебные части речи. Союзы. Предлоги Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Сложное предложение» и «Однородные члены предложения», но при этом обращается внимание и на их собственное значение. Удобнее всех для этой цели противительный союз но, его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который. Вводятся и сочинительные союзы и, а, с союзами составляются предложения. Изучение союзов удобно для применения функционального подхода: ведь функция этой части речи определена даже в самом названии. Обобщение: введение союза в ряд изученных частей речи; моделирование общего перечня частей речи с разделением на знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые. Первое знакомство с предлогами происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов. Однако их генетическая близость понятна школьникам. Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) пока не изучаются. Над лексическим значением предлогов работа проводится: предлог не имеет денотата, его значение связано с другими частями речи - именем существительным, местоимением, числительным в косвенных падежах. Тем не менее за предлогами закреплены значения, связанные с пространством, временем, причиной, целью, объектными отношениями и пр. Эти значения проясняются в процессе языкового, семантического анализа. Для выяснения значений предлогов используются также ситуативные рисунки, например: клетка - птичка в клетке, над клеткой, под клеткой, за клеткой и пр.; сюжеты: до обеда - после обеда; перепрыгнул через ручей и пр. Предлоги выполняют в грамматике служебную роль: они участвуют в образовании падежных форм, а также в построении словосочетаний типа управления: «глагол + предлог + имя существительное». Внимание школьников обращается и на то, что предлоги не употребляются с именами прилагательными, порядковыми числительными, глаголами, наречиями. Начальная школа знакомит детей с вариантами предлогов, зависящими от тех существительных или местоимений, с которыми предлоги употреблены: под столом, но подо мной; о завтраке, но об обеде и обо мне. Если существительное в косвенном падеже имеет и предлог, и прилагательное, то последнее стоит между предлогом и существительным: по синему морю, в высоком тереме, но за горами высокими (инверсия). Термин предложное управление не вводится, но практическая работа со словосочетаниями типа управления проводится (и анализ, и синтез, т.е. построение).
Тема. ИЗУЧЕНИЕСИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение - слово - слог - звук (на письме - буква). Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики (использования). Но знакомством с предложениями дело ограничивается: последующие синтаксические темы вводятся разрозненно, на протяжении нескольких лет. К сожалению, за последние 40 лет объем синтаксического материала в начальных классах значительно сокращен: ушли темы «Сложное предложение», «Обобщающие слова при однородных членах», «Обращение», «Прямая и косвенная речь», «Определение, дополнение и обстоятельства». В настоящее время многое восстановлено, если не в минимуме, то в программах углубленного изучения языка. Основные темы синтаксического курса: предложение, его словесный состав и его моделирование; обозначения начала и конца предложения, интонации; простейшие типы предложений; главные члены предложения; второстепенные члены; выделение предложения из текста; составление предложений и их запись; смысл предложения, выявление связей между словами в предложении – членами предложения и т.п. Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи. Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление». Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечивается в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст). Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосновывает усвоение пунктуации. Предложения, их виды В период обучения грамоте формируется понятие о предложении по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы; произнесение с нужными интонациями; членение на слова; постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов; составление схемы - моделирование: моделирование состава предложения и его границ: составление предложений по их моделям. Место предложения в тексте (в речевом потоке) может быть показано школьникам или аналитически (напечатанный текст разделяется на несколько предложений, производится чтение этого текста с паузами), или синтетически, путем составления нескольких последовательных предложений, создания текста - рассказа, описания и пр. Работа проводится в устном и письменном вариантах. Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с понятием «предложение». На основе практического знакомства с предложением, когда уже накопилось некоторое количество наблюдений, когда дети уже овладели операциями, перечисленными выше, вводится учителем или выводится самими школьниками логическое определение:
мысль предложение признаки выделяется относительно завершенная выражена словами интонацией знаками начала и конца
Познавательная активность учащихся обеспечивается эвристической беседой в процессе наблюдения различных предложений. Вывод определения осложняется тем, что само слово мысль дается так, будто оно всем понятно: на самом деле предложение как единица языка (речи) обладает намного большей конкретностью, чем мысль. Но такое определение устойчиво держится в учебниках.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |