Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание и организация работы системы избирательных комиссий




Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что в систему избирательных комиссий в Российской Федерации входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий соответствующего уровня регламентирован ст.ст. 21-27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 ст. 22 Закона (политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 ст. 35 Закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений), а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Составление списков избирателей осуществляется на основаниист.ст. 16-17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (подробно раскрыто в вопросе № 33).

 

 

Вопрос № 32. «Прокурорский надзор за исполнением законодательства о финансировании выборов. Порядок и пределы финансирования, избирательные фонды».

Регулирование правоотношений, связанных с процедурой финансирования выборов и референдума, осуществляется на основании главы VIII Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Финансовое обеспечение расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета, исходя из уровня выборов - федерального, субъекта РФ и/или местного (статья 57 Закона).

Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Характерными нарушениями, выявляемые прокурорами городского и районного звена при осуществлении надзора в данной сфере, является несвоевременное перечисление муниципальными образованиями территориальной избирательной комиссии бюджетных средств на проведение выборов. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность для должностных лиц (глав МО) по статье 5.21 КоАП РФ.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.

В связи с этим, отчеты Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Кроме того, финансирование выборов осуществляется за счет средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и блоков.

Создание избирательного фона является обязанностью кандидата, избирательного объединения и блока, поскольку финансирование избирательной компании возможно только из средств данных фондов. Законом предусмотрены конкретные сроки и порядок создания избирательного фонда.

Для обеспечения возможности контроля над поступлением и расходованием средств избирательного фонда кандидат, избирательное объединение и блок обязаны в установленные законом сроки представлять финансовые отчеты.

Ответственность за создание избирательного фонда и расходованием находящихся в нем средств несет сам кандидат, уполномоченное им лицо или представитель избирательного объединения.

При проведении поверки законности при финансировании избирательной компании необходимо выяснить следующие вопросы:

- предусмотрены ли в соответствующем бюджете на очередной финансовый год средства на подготовку и проведение выборов;

- своевременно ли данные средства перечислены избирательным комиссиям;

- своевременно ли создан избирательный фонд кандидата, избирательного объединения и блока;

- не вносились ли пожертвования в избирательный фонд лицами и организациями, которым это запрещено законом;

- не расходуются ли средства избирательного фонда на цели, не связанные с проведением избирательной компании;

- представлены ли финансовые отчеты о расходовании средств избирательного фонда в установленный законом срок.

При проверке законности финансирования избирательной компании следует учитывать, что в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы. В их функции входит:

- осуществление контроля над целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов;

- контроль над источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов;

- проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений и блоков;

- организация проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках;

- контроль над возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

 

Вопрос № 33. «Прокурорский надзор за исполнением законодательства, регламентирующего порядок составления списков избирателей».

 

При проверке составления списка избирателей (ст.ст. 16-17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) устанавливаем следующее:

- осуществляется ли уполномоченным органом или должностным лицом (глава МО, командир в/ч, руководитель дипломатического представительства, консульства) регистрация (учет) избирателей – лиц, зарегистрированных на соответствующей территории по месту жительства (вынужденные переселенцы – по месту пребывания);

- предоставляют ли органы, осуществляющие регистрацию граждан по месту жительства, и ЗАГС соответствующие сведения главе МО не реже 1 раза в месяц; военкоматы и учреждения УИС не реже 1 раза в 3 месяца, суды о признании граждан недееспособными (дееспособными) – по мере принятия решений, а главой МО в ИК субъекта РФ - 1 раз в месяц

- проводится ли регистрация избирателей и установление численности в системе ГАС «Выборы» 2 раза в год - на 1.01 и 1.07. - смотрим списки избирателей, документы, послужившие основанием для внесения изменений и дополнений в списки (уточнения вносят глава МО, командир в/ч, руководитель дипломатического представительства, консульства) направляются в ТИК, ИК МО. Списки составляются по каждому избир. участку на основании сведений ГАС «Выборы» в 2-х экземплярах. 1 экз. списка подписывается председателем ТИК, заверяется печатью и передается в участковые избирательные комиссии (УИК).

- представлены ли списки избирателей избирателях в 20-дневный срок до дня голосования в участковые избирательные комиссии. Смотрим акты передачи.

- соответствуют ли данные сведения действительности, учтены ли все избиратели, зарегистрированные на данной территории, нет ли случаев регистрации выбывших избирателей (умерших, сменивших место жительства), а также избирателей, не имеющих права являться участниками избирательного процесса (недееспособные, находящиеся в местах лишения свободы, не достигшие на день голосования 18 лет, имеющие двойное гражданство, не предусмотренное международным договором, вид на жительство; военнослужащие, проходящие службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жителей данного МО)

- когда и к кому обращался гражданин с заявлением об ознакомлении со списком избирателей, кто, когда и в связи с чем отказал ему в ознакомлении; (гражданин вправе ознакомиться со списком в течение 20 дней до выборов). Смотрим жалобы, материалы гражданских дел.

- когда и к кому обращался гражданин с заявлением о неправильности в списке избирателей, было ли лицо, к которому он обратился правомочно рассматривать его обращение, почему заявление не было рассмотрено. Смотрим жалобы, материалы гражданских дел.

 

Вопрос № 34. «Прокурорский надзор за исполнением законодательства, регламентирующего порядок и сроки формирования участковых избирательных комиссий».

 

В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

На выборах соответствующего уровня и вида действует определенная система избирательных комиссий. Для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей при проведении выборов всех уровней на территории соответствующего избирательного участка формируется участковая избирательная комиссия.

Участковая избирательная комиссия является нижестоящей комиссией по отношению к территориальной, окружной избирательным комиссиям или избирательной комиссии муниципального образования и всем вышестоящим избирательным комиссиям соответственно уровню и виду выборов. Участковые комиссии действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий.

Порядок формирования и полномочия участковых комиссий регламентирован статьей 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Согласно положениям данной статьи участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 ст. 22 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.

В соответствии со статьей 22 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (в зависимости от уровня выборов).

Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии. Исключение из данного положения - формирование участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

Обязательным является требование о получении органом, назначающим в состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с требованиями действующего законодательства, его письменного согласия на вхождение в состав комиссии.

В статье 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлен перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса: а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций; е) судьи, прокуроры и т.д.

Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

Число членов участковой комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию голосования и выдачу бюллетеней в помещении для голосования, обеспечение учета заявлений и голосования вне помещения. Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается федеральным законом или законом субъекта РФ о конкретных выборах и, как правило, составляет от пяти до 15 человек.

Председатели участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями (ст.28 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Сроки формирования участковых избирательных комиссий определяются законами о проведении соответствующих выборов. Вышестоящая избирательная комиссия непосредственно после опубликования уполномоченным лицом в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 19 Федерального закона списков избирательных участков (либо одновременно с их опубликованием) публикует в средствах массовой информации сообщение о предстоящем формировании участковых избирательных комиссий. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав участковой избирательной комиссии, а также о количестве членов участковой избирательной комиссии. Количественный состав участковой избирательной комиссии может быть также утвержден при принятии решения о персональном составе участковой избирательной комиссии. Срок приема предложений по составу участковых избирательных комиссий устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять менее десяти дней.

Срок полномочий участковых комиссий заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позже одного месяца со дня голосования. Следует отметить, что на практике официальная публикация результатов бывает гораздо быстрее, поэтому и сроки полномочий комиссий обычно короче максимально допустимых. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения окончательного решения по жалобе.

При проверке законности при формировании избирательных комиссий особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы:

1. уполномоченным ли органом предложены кандидаты в члены избирательной комиссии;

2. не включены ли в нее лица, которые в силу закона не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса;

3. соблюдены ли установленные нормы представительства для государственных и муниципальных служащих;

4. соблюдено ли равенство представителей от политических партий, избирательного или общественного объединения.

 

Вопрос № 35. «Прокурорский надзор за исполнением законодательства о предвыборной агитации. Ответственность за нарушение правил предвыборной агитации».

 

В соответствии со статьей 2 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Статьей 44 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что предвыборная агитация является одной из форм информационного обеспечения выборов и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Порядок проведения предвыборной агитации регламентируется положениями ст.48 ФЗ от 12.06.2002 года № 97-ФЗ.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методам и проводить предвыборную агитацию (избиратели, кандидаты, их доверенные лица, представители общественных объединений и.т.д.),.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной компании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться:

- на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

- посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

- посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 9 настоящей статьи (использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц).

Законом установлен запрет на проведение предвыборной агитации, выпуску и распространению любых агитационных материалов:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи (право на проведение предвыборной агитации по вопросам референдума), и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона (содержание в предвыборных программах, выступлениях признаков экстремистской деятельности).

Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов.

Лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности. Указанные лица вправе проводить предвыборную агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (ст.49 ФЗ от 12.06.2002 года № 97-ФЗ). Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

При осуществлении предвыборной агитации можно выделить три вида обстоятельств, возникновение которых предполагает необходимость вмешательства прокурора:

1. Совершение административного правонарушения или преступления, препятствующего реализации права на осуществление предвыборной агитации.

2. Нарушение запретов, регламентированных в нормах избирательного права о сроках, формах и порядке проведения предвыборной агитации.

3. Неисполнение обязанностей, регламентированных в нормах избирательного права о сроках, формах и порядке проведения предвыборной агитации.

Нарушения законодательства, допускаемые при проведении предвыборной агитации:

- подкуп избирателей, т.е. вручение им подарков, льготные распродажи, бесплатные концерты, а также осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах;

- проведение предвыборной агитации в период, когда она запрещена, в местах, где она запрещена, или лицом, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом;

- публикация агитационных материалов, не оплаченных из соответствующего избирательного фонда;

- нарушение правил опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанного с выборами;

- изготовление и распространение анонимных агитационных материалов.

Административная ответственность за нарушения правил предвыборной агитации предусмотрена ст.ст.5.5, 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.13, 5.14, 5.15, 5.16, 5.48., 5.51., 5.52. КоАП РФ.

Кроме того, п. «а» ч.2 ст.141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения.

Следует также учитывать, что предвыборная агитация не должна содержать в себе призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.