Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 38 Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей




 

Прокурорский надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей включает в себя:

1) надзор за соответствием конституции и федеральному законодательству принимаемых НПА ОМС в исследуемой сфере

2) надзор за законностью деятельности федеральных органов государственного контроля и их территориальных структур

3) надзор за законностью деятельности органов государственной власти субъектов РФ

4) надзор за соблюдением законодательства ОМС, органами по защите прав потребителей при местных администрациях

5) надзор за соблюдением законодательства руководителями коммерческий и некоммерческих организаций

Нормативная база: Конституция, ФЗ от 07.02.2008 № 301 -ФЗ (измен. 05.05.2014), ФЗ "О прокуратуре",Указ президента РФ "О структуре Федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2012 № 636

Объектом прокурорских проверок является деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, также ОМС. ОМС не имеют право проводить соответствующие проверки, но органы мониторинга могут существовать. Их проверять надо на предмет соблюдения требований ФЗ - 59 (о порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан). Органы по контролю в сфере защиты прав потребителей при местных админитсрациях также могут обращаться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Прокуратурой практически не проверяются общественные организации

Копипаст из других ответов:

Нормативное регулирование:

- ФЗ «О защите прав потребителей»;

- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- КоАП РФ;

- Приказ «Роспотребнадзора №224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях и испытаниях»;

- Приказ ФАС «О некоторых вопросах, связанных с применением ФЗ «О защите прав потребителей».

Источники информации:

- СМИ, обращения, жалобы граждан, сведения и отчетность контролирующих органов,, письма главного санитарного врача РФ

Контролирующие органы:

- Роспотребнадзор (Полномочия: выдача предписаний; принятие мер по приостановлению производства товаров, выполнения работ, оказания услуг ненадлежащего качества; возможность отзыва со внутреннего рынка товаров ненадлежащего качества; направление в лицензирующий орган материалов о нарушениях для решения вопроса о приостановлении действия или отзыве лицензии; направление в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; обращение в суд с заявлениями о ЗПП или о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта).

- органы местного самоуправления (имеют право рассматривать жалобы обращения, консультировать по ЗПП, обращаться в суд по вопросам ЗПП, извещать федеральные органы гос. власти при выявлении товаров, работ, услуг ненадлежащего качества).

- Общественные объединения (полномочия: участвовать в разработке законов по вопросам ЗПП; проводить независимые экспертизы качества товаров, работ, услуг; проверять соблюдение ПП, составлять акты, направлять их в контролирующие органы; распространять информацию о ПП и необходимых действиях по их защите, о результатах сравнительных исследований); (ФЗ «Об общественных объединениях)

Типичные нарушения:

- Ненадлежащая информация о качестве товаров, работ, услуг (н/п: Постановление правительства РФ №1036: должен быть указан те только вес продукции, но и энергетическая ценность);

- Включение в договор условий, которые ущемляют права потребителей;

- Обман потребителей (обвес, обсчет).

 

 

Вопрос 39 Прокурорский надзор за исполнением закона "О воинской обязанности и военной службе"

Повышенное внимание в настоящее время к проблемам законодательства о воинской обязанности и военной службе со стороны государства обусловлено серьезными трудностями с комплектованием Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, что отрицательно сказывается на обороноспособности страны.

Прокурорские проверки свидетельствуют о неисполнении закона, как гражданами, обязанными в соответствии со ст. 59 Конституции РФ защищать Отечество, так и должностными лицами, обязанными согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» обеспечивать призыв граждан на военную службу.

 

1.Законодательство, регламентирующее организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе:

1. Конституция Российской Федерации.

2. ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ;

3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 № 53-фз.

4. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.96 № 61-фз.

5. Положение о порядке прохождения военной службы, утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

6. Общевоинские Уставы ВС РФ, утверждены Указом Президента РФ 10 ноября 2007 г. N 1495.

 

Источники информации о нарушениях законодательства о воинской обязанности могут быть:

- обращения, жалобы, заявления граждан и организаций;

- правовые акты, издаваемые территориальной призывной комиссией;

- обращения военных комиссаров;

- сообщения средств массовой информации;

- материалы уголовных, административных и гражданских дел;

- обращения органов государственной власти, местного самоуправления и организаций обеспечивающих, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу;

- материалы прокурорских проверок.


Типичные нарушения:

1. Нарушения порядка заключения контракта о прохождении военной службы;

2. Нарушения порядка аттестации военнослужащего;

3. Нарушения установленного порядка увольнения с военной службы;

4. Несвоевременное присвоение воинских званий;

5. Необоснованное лишение премий и надбавок;

6. Порядка предоставление отпусков, не предоставление их либо суток отдыха;

7. Не оказание медицинской помощи, права на санаторно-курортное лечение;

8 Иные нарушения требований вышеуказанного законодательства.


Меры прокурорского реагирования.


Установив факты нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, прокуроры направляют в адрес должностных лиц нарушивших закон представления, при обнаружении незаконных правовых актов (приказы командиров частей, решения аттестационных комиссий и иные распоряжения из данные в письменном виде) в их адрес протесты, содержащие требования отменить или изменить противоречащий закону правовой акт, обращаются в суд с исковым заявлением либо направляют материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании..

При этом прокурор должен четко отслеживать соблюдение должностными лицами сроков, установленных Федеральным законом «О прокуратуре РФ», для устранения выявленных нарушений законодательства и дачи ответа на акты прокурорского реагирования. В случае их несоблюдения прокурор должен рассматривать вопрос о привлечении должностного лица к административной ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ.

Следует обращать внимание не только на факт своевременного получения ответа, но и на его содержание, мотивировку и подтверждение исполнения требований прокурора.

Повышенное внимание в настоящее время к проблемам законодательства о воинской обязанности и военной службе со стороны государства обусловлено серьезными трудностями с комплектованием Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, что отрицательно сказывается на обороноспособности страны.

В обществе упал престиж Вооруженных Сил, военно-патриотическое воспитание подростков в нарушение федерального законодательства о воинской обязанности, проводится недостаточно. Не служить в армии считается нормальным и естественным явлением. В таких условиях надзор органов прокуратуры за исполнением законодательства о военной службе приобретает наибольшую значимость и необходимость для государства.

Прокурорские проверки свидетельствуют о неисполнении закона, как гражданами, обязанными в соответствии со ст. 59 Конституции РФ защищать Отечество, так и должностными лицами, обязанными согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» обеспечивать призыв граждан на военную службу.


Законодательство, регламентирующее организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе:

1. Конституция Российской Федерации.

2. ФЗ "О статусе военнослужащих" от27 мая 1998 года N 76-ФЗ;

3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 № 53-фз.

4. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.96 № 61-фз.

5. Положение о порядке прохождения военной службы, утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

6. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 222 Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы;

7. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан российской федерации;


Надлежит выяснить:

- соответствуют ли нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие организацию исполнения воинской обязанности, Федеральному законодательству РФ;
- принимаются ли органами местного самоуправления меры к обеспечению организованной явки граждан в военкоматы для проведения приписки, как налажен учет лиц, подлежащих приписке и призыву;
- соответствует ли ст. 9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» деятельность комиссии по постановке граждан на первоначальный воинский учет;

- соответствует ли ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» состав призывной комиссии;

- соответствуют ли законодательству о призыве граждан на военную службу решения призывной комиссии;

- имелись ли случаи обжалования решений призывной комиссии, в том числе в жалобам, оценить законность принятых решений;

- имелись ли факты незаконного призыва граждан на военную службу, какова практика мер реагирования, привлекаются ли к дисциплинарной и административной ответственности должностные лица и граждане, нарушающие установленный порядок призыва на военную службу, проверить реальность их исполнения;
- сколько материалов в отношении лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу направлено в органы прокуратуры, сколько в отношении указанных лиц, возбуждено уголовных дел, сколько из них осуждено, обеспечивается ли законность решений об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении уголовных дел по этим материалам.


Особое внимание при проведении проверки следует уделять выполнению должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, возложенных на них ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обязанностей по обеспечению исполнения гражданами воинского долга. Как показывает практика прокурорского надзора такие нарушения законодательства наиболее распространены и выявляются повсеместно и каждый год, однако прокуроры не реагируют на них надлежащим образом. В случае установления такого рода нарушений целесообразно не только вносить представление об устранении нарушений закона в адрес должностных лиц нарушивших закон, но и возбуждать в отношении них административные производства в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона:


1. Руководители, другие ответственные за военно - учетную работу должностные лица (работники) организаций, ответственные за военно - учетную работу должностные лица органов местного самоуправления обязаны: оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно - территориальных) образований (далее - военные комиссариаты) или иных органов, осуществляющих воинский учет;
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет; направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно - учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете; производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.
5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет: о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

7. Органы государственной службы медико - социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о признании инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.
В результате посещения военного комиссариата должны быть получены ответы на следующие вопросы:
- соответствует ли закону организация учета допризывной молодежи, призывников и военнообязанных, (ст.ст. 9, 10 Федерального закона «О воинской обязанности …); обеспечен ли реальный воинский учет;
- как организовано взаимодействие военных комиссаров с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами ЗАГС, должностными лицами организаций и предприятий всех форм собственности;

В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» четко сформулирована и закреплена обязанность органов внутренних дел производить розыск лиц уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов. Производство розыска должно осуществляться постоянно и планомерно, с использованием всех сил и средств полиции, необходимых для обнаружения местонахождения разыскиваемого. Полноценный розыск не может производиться без применения методов предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД). В целях собирания, систематизации и документирования сведений, проверки и оценки результатов ОРД, органами осуществляющими ОРД в соответствии со ст. 10 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» должны заводиться дела оперативного учета. Никаких ограничений и отличий в законодательстве РФ при осуществлении розыска лиц данной категории нет, следовательно розыск таких лиц должен производиться также, как он проводится в отношении любых других предусмотренных Законом категорий лиц.

Кроме того, только при наличии дела оперативного учета на лицо длительное время уклоняющегося от призыва на военную службу, прокурор при осуществлении надзора за исполнением соответствующего законодательства может сделать вывод о полноте применяемых для розыска лица мер.
В ходе проверки представленные военкоматом статистические данные, надлежит сверять с данными территориальных органов внутренних дел. Необходимо выяснять, сколько сообщений и заявлений о гражданах уклоняющихся от призыва на военную службу поступило в ОВД из военкомата и сколько их зарегистрировано, сколько заведено дел оперативного учета (розыскных) на лиц длительное время уклоняющихся от прохождения военной службы, какие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные законодательством об оперативно- розыскной деятельности проведены и проводятся по розыску лиц данной категории.

Вместе с тем следует разграничивать обязанность органов внутренних дел по розыску лиц уклоняющихся от призыва на военную службу и обязанность по обеспечению прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложенных на милицию ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Такие мероприятия проводятся органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу лицами, указанными в п/п. 1 п. 2 ст. 31 названного Федерального закона.

С учетом информации изложенной в предыдущих абзацах следует организовывать проверку в органах внутренних дел, где необходимо выяснить:

- надлежаще ли организована работа органов внутренних дел по розыску и задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва и прохождения военной службы, использует ли милиция все силы и средства, предоставленные ей Законом РФ «О полиции» для розыска «уклонистов», в т.ч. и методы оперативно-розыскной деятельности, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- как исполняются должностными лицами ОВД нормы ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности …».
Дополнительного внимания требует проблема альтернативной гражданской службы. В области стали частыми случаи уклонения от призыва на военную службу путем требования замены военной службы альтернативной гражданской.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о военной службе, прокуроры должны иметь в виду, что Конституция гарантирует право на замену военной службы альтернативной гражданской только в трех конкретных случаях - это в случае противоречия несения службы вероисповеданию гражданина, его убеждениям и в случаях предусмотренных федеральным законодательством. На сегодняшний день федеральным законодательством случаев замены военной службы на гражданскую альтернативную не предусмотрено. Два других случая должны реально присутствовать на деле, а не провозглашаться гражданином непосредственно перед призывом на военную службу. Большинство призывников, не имея веры и убеждений требуют замены военной службы, ссылаясь на конституционное право, такие действия содержат признаки состава преступления предусмотренного ст. 328 УК РФ, т.е. уклонение от прохождения военной службы. Им необходимо давать уголовно-правовую оценку, выясняя все обстоятельства. (образ жизни, поведение в школе, во дворе, на работе, посещает ли религиозные организации и т.п.). Недопустимо с точки зрения прокурорского надзора воспринимать предоставленное Конституцией РФ право на альтернативную службу, как право для всех желающих не служить в армии.

Из собственной практики: между нормами ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ФЗ "О полиции" существует определенная коллизия, в связи с тем, что ФЗ "О полиции" не содержит обязанностей сотрудников полиции по обеспечению розыска лиц уклонившихся от явки по повестка военного комиссариата, в связи с чем, в 2014-2013 году прокурорами подавались соответствующие иски по обязанию сотрудников ОПов осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.