Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. С. Лебединская




ТЕРАПИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА1

Проблема медикаментозной терапии раннего детского аутизма (РДА) имеет свой исторический путь, связанный как с эволюцией взглядов на эту патологию, динамикой отношений к ее лечению, так и с традициями медицины, прежде всего детс­кой психиатрии в разных странах.

В отечественной психиатрии, долго рассматривавшей РДА в основном в рамках детской шизофрении, его проявления расце­нивались как симптоматика самой болезни. Поэтому предпочи­тались достаточно высокие дозы нейролептических препаратов.

Это же было характерно для американской психиатрии с 50-х гг. в связи с победным опьянением от «психофармакологи­ческой эры» — парадом открытий психотропных препаратов. Тя­желых возбужденных больных удавалось «вписать в интерьер», сделать относительно управляемыми, но, как заключил отец аутич-ного ребенка, «жить стало проще, но мы потеряли сына». Ко­нечный эффект больших доз нейролептиков в детской практике сводился к угнетению познавательных процессов, психического развития ребенка в целом.

Как известно, в 60-е гг. за рубежом, прежде всего в США, начала преобладать идея РДА как особой аномалии психическо­го развития, связанной с психотравмирующими условиями вос­питания: патологически тяжелым эмоциональным давлением ма­тери, парализующим психическую активность ребенка. Такой подход предусматривал необходимость не медикаментозного ле­чения, а психотерапии: реконструкции межличностных отноше­ний «мать — ребенок». Присоединение к этому и предшествую­щего неудачного опыта от лечения большими дозами нейролеп­тиков отбросило поиск адекватного лечебного воздействия в сторону только психолого-педагогической коррекции. Ме­дикаментозная терапия была скомпрометирована как фактор, тор­мозящий нормальный психический онтогенез. Стадия неоправ­данного терапевтического оптимизма сменилась стадией такого же неоправданного пессимизма.

Однако постепенно накапливалось все больше данных о био­логической природе РДА. В 70-х гг. эта аномалия развития была описана при таких грубых органических поражениях ЦНС, как фенилкетонурия, хромосомная патология (фрагильная Х-хромо-

1 Печатается по изданию: Детский аутизм. Хрестоматия. СПб., 1997. стр. 124—133.

сома), таких дегенеративных заболеваниях, как болезнь Ретта и др. Это вновь развернуло поиск в сторону медикаментозной те­рапии РДА.

Предшествующее разочарование в нейролептиках сначала определило предпочтение барбитуратов, пептидов, опиатов, боль­ших доз витаминов. Однако быстрое накопление многочислен­ных вариантов транквилизаторов, антидепрессантов и психости­муляторов, не обладающих массивными побочными действиями и осложнениями нейролептиков, значительно уменьшило страх перед медикаментозной терапией.

Подход к лечению РДА различен в разных странах. Во мно­гих учреждениях США, где проводится массивная психолого-пе­дагогическая коррекция РДА, медикаментозное лечение отсут­ствует вообще. В других терапия используется в различной мере, часто — лишь при психотических осложнениях, судорожных при­падках. В Европе арсенал психотропных средств значительно шире и подход смелее. В отечественной детской психиатрии ме­дикаментозное лечение РДА проводится особенно интенсивно.

Поэтому странным образом выглядит та ситуация, что в от­личие от зарубежной практики, где при меньшем применении лекарств вопросы медикаментозной терапии РДА достаточно широко освещаются в монографиях и текущей литературе, в на­шей стране специальных достаточно обобщающих работ, посвя­щенных этой проблеме, практически не существует. Данные ре­комендации имеют целью по мере возможности восполнить этот пробел.

К сожалению, медикаментов со специфическим действием именно на синдром РДА практически не существует. Речь идет об индивидуализированных комбинациях нейролептиков, транк­вилизаторов, антидепрессантов, психостимуляторов, лекарствах общеукрепляющего действия, а в случаях необходимости дегид-ратационной и антисудорожной терапии. В детской практике широко применяются препараты, обладающие более мягким дей­ствием и меньшими побочными явлениями, различные комбина­ции микстур и лекарственных трав. Препараты, получившие те­перь рабочее наименование «антиаутистических» (лепонекс, эг-лонил, оран, флупширилен, симан, фенфлюрамин) относительно более специфичны ввиду их действия не на сам аутизм, а лишь на его предпосылки: аффективные, двигательные расстройства, состояния тревоги и страхов.

Нозологический подход к медикаментозной терапии РДА оказался несостоятельным. Во-первых,-не может быть нозологи­ческой терапии РДА, относимого к эндогенному, шизофренному

кругу, так как неясна нозологическая сущность самой шизофре­нии. Неэффективной оказалась попытка специфической терапии синдрома РДА внутри различных органических форм пораже­ния ЦНС: при фрагильной Х-хромосоме, фенилкетонурии и др. Лечение фолиевой кислотой, большими дозами витаминов груп­пы Вб, завираксом, чуть поднимая общую активность аутичного больного с фрагильной Х-хромосомой, антиаутистического эф­фекта не давало. Специфическая диета при ФКУ хотя и умень­шает проявления тяжелого органического психосиндрома, одна­ко аутистические проявления не снимает. РДА органической при­роды лечится также неспецифическим набором психотропных препаратов, независимо от нозологии.

Лечение РДА трудно ввиду сложного переплетения дизонто-генетических расстройств с нередкой симптоматикой текущего болезненного процесса. Нарушение психического развития при РДА по типу искажения (недоразвития одних систем и акселе­рации других) требует большой осторожности в применении пре­паратов, оказывающих затормаживающее действие.

Наш многолетний опыт выявил ряд общих закономерностей, специфических для длительной «поддеРживающей» терапии РДА. Поэтому, прежде чем представить частное действие отдельных лекарств, мы сочли целесообразным сначала остановиться на ряде общих принципов терапии РДА в домашних условиях.

Полученные данные основаны на анализе лечения 385 аутич-ных детей в возрасте от 4 до 10 лет, наблюдаемых в специаль­ной экспериментальной группе по комплексной клинико-психо-лого-педагогической коррекции РДА при НИИ коррекционной педагогики РАО,

Как известно, там, где речь идет не о психической болезни (либо ограниченной во времени, либо текущей), а об аномалии развития, на первый план в стимуляции психического онтоге­неза выходит психолого-медико-педагогическая коррекция. В слу­чае РДА ее основной задачей является установление контакта аутичного ребенка с внешним миром, формирование межлично­стных взаимоотношений, предпосылок целенаправленной соци­альной деятельности, воспитание и поддержание адекватных со­циальных установок и интересов.

Медикаментозная же терапия облегчает психолого-педаго­гическую коррекцию, способствуя снятию продуктивной болез­ненной симптоматики (тревоги, страхов, психомоторного возбуж­дения, навязчивых явлений), поднятию общего и психического тонуса. Такая лекарственная «подушка» делает аутичного ребенка более доступным психотерапии, воспитанию и обучению и

является неотъемлемой частью комплексной клинико-психоло L го-педагогической коррекционной тактики. Объединение биоло-< гической и социальной коррекции способствует их взаимному потенцированию.

С точки зрения основной цели — реконструкции психичес­кого развития, возможности адекватного воспитания и обучения — главной задачей медикаментозной терапии является стимуляция энергетического потенциала и снятие сенсо-аффективной ги­перестезии. Это осуществляется комплексом психостимуляторов, нейролептиков и транквилизаторов.

Достаточно крупной терапевтической мишенью является и комплекс «возрастных» симптомов, сопутствующих специфичес­кой симптоматике РДА, а иногда и маскирующих ее: вегетатив­ной дистонии, явлениям психомоторного возбуждения, растор-моженности влечений.

Ряд подходов к лечению РДА обусловлен важностью учета функциональной незрелости внутренних органов ребенка (пече­ни, почек и др.), других функциональных систем (гормональной, ферментативной, иммунной, определенных отделов мозга, гема-тоэнцефалического барьера).

Поэтому к медикаментам предъявляются повышенные тре­бования в отношении их безопасности, минимальности побоч­ных действий. Предпочитаются психотропные препараты, уже апробированные в практике терапии взрослых больных и в боль­ничных условиях.

В детском возрасте очень незначительна разница не только между дозами, вызывающими терапевтический и угнетающий эффект, но и дозами токсическими. Поэтому необходимы осто­рожность и терпение при наращивании доз, начало лечения — всегда с доз минимальных.

Если такие первичные для РДА расстройства, как низкий психический тонус и сенсо-аффективная гиперестения являются облигатным2 объектом терапии, то подход к другой симптоматике РДА, расцениваемой нами как вторично-дизонтогеническая, ви­доизменяет наше отношение к стратегии лечения. Это в первую очередь относится к стереотипиям, особенно двигательным. Как известно, в традиционной клинической практике эти явления рас­сматриваются в кругу процессуально-болезненных, кататоничес-ких расстройств и подлежат терапевтическому снятию.

Облигатный {лат. obligatus — обязательный, непременный), термин, при­меняемый для обозначения свойства, присущего данному явлению, со­стоянию, процессу, болезни {примеч. ред.].

Вопрос о механизме стереотипии представляет, с нашей точки зрения, большой интерес. Действительно, их кататонический (или кататоподобный) характер не случаен. Достаточно вспом­нить весь моторный облик аутичного ребенка: манерность позы и походки, скованность и деревянность движений. В этом дви­гательные стереотипии правильно расцениваются клинициста­ми как патологические образования. Однако защитные механиз­мы больного организма могут работать только в патологическом регистре. Двигательные, сенсорные, речевые стереотипии в оп­ределенной мере субъективно спасительны для аутичного ре­бенка, так как, заглушая ощущения тревоги и страхов, в то же время вызывают у него положительные эмоции в условиях са­моизоляции от окружающего мира. Поэтому в психолого-педа­гогической коррекции, начиная от этапа завязывания контактов и нередко до этапа разработки профессиональных навыков, склонность к стереотипиям используется психологом и педаго­гом как фактор, облегчающий для аутичного ребенка выработку полезных социальных навыков. В этих условиях перед врачом встает задача определения степени выраженности стереотипии. Их медикаментозная ликвидация целесообразна тогда, когда они достигают уровня насильственности, тяжелой одержимости, пре­пятствуют целенаправленной деятельности и осуществлению коррекции.

То же касается и патологических фантазий, привычно рассматриваемых в детской психиатрической клинике как «бре-доподобные», в связи с чем они нередко являются объектом ак­тивной нейролептической терапии. Наш опыт показывает, что «лечить» их, особенно в начале, не следует. Через фабулу пси­хологу и педагогу облегчается вход в эмоциональный контакт с ребенком, в совместную деятельность, прежде всего — игру. В дальнейшем направленное специалистом видоизменение сюже­та такой фантазии поможет ему постепенно «развернуть» инте­ресы ребенка на окружающий его мир.

Имеется ряд и других закономерностей в терапии РДА у де­тей. Так, нередко при достижении в процессе психотерапии эмо­ционального контакта со специалистом ребенок, ранее скрывавший свою тревогу и страхи, начинает с облегчением о них рассказы­вать. Такой «прорыв» обрушивается на врача массой информации о патологической симптоматике и не всегда позволяет ему разгра­ничить ее во времени, понять, что откровенность ребенка свиде­тельствует о дезактуализации страхов. Поэтому первым порывом врача нередко является ошибочное увеличение дозировки препа­рата, в то время как речь должна идти о ее снижении.

Ряд специфических сложностей в лечении РДА связан и с недифференцированным подходом к психопатоподобным прояв­лениям. Так, одному из вариантов РДА присущи агрессивные высказывания и действия, и поэтому действительно показаны нейролептические препараты. Но нередко агрессия аутичного ребенка обусловлена психогенно, как третичное образование — реакция на обиду, ущемление, как попытка самоутверждения в ответ на чувство собственной неполноценности. Назначение ней­ролептиков здесь малоэффективно. Гораздо результативнее при­менение транквилизаторов, а еще более — психотерапии. Это относится и к склонности к аутоагрессии — самоповреждениям, в части наших наблюдений также обусловленным психогенно.

Сходный механизм возникает при изменениях поведения, обозначаемого нами как «псевдопсихопатоподобное». Уменьше­ние в процессе психотерапии и медикаментозного лечения ско­вывавших ранее ребенка тревог и страхов высвобождает его ак­тивность, возможность эмоционального, личностного реагирова­ния и сначала нередко приобретает гипертрофированные формы негативистичности, неуправляемости. Неумелое стремление к контактам проявляется в неестественных импульсивных поступ­ках, внешне похожих на агрессию. «Глушение» этих состояний нейролептиками, естественно, ошибочно. Здесь эффективна лишь психолого-педагогическая коррекция поведения.

Есть и более частные ситуации, когда ради максимального сохранения эмоциональной активности ребенка целесообразно сни­жение доз и даже снятие медикамента. Так, в период внедрения «холдинг»-психотерапии, эффективность которой зависит от пер воначального сохранения высокого уровня эмоционального напри жения, целесообразно временно прекратить седативную терапию.

Очень важным фактором, требующим постоянного учета, яв­ляется роль «почвы» или «фона», на котором развивается РДА. Прежде всего речь идет об органической недостаточности ЦНС. Эта «почва» часто вносит выраженность экстрапирамидных по­бочных действий при лечении нейролептиками, часто уже с са­мого начала лечения, при малых дозах препарата. Очевидно, здесь имеется суммация органически обусловленных побочных действий препарата с вероятной (судя по особенностям моторной сферы) экстрапирамидной недостаточностью, свойственной самому РДА.

Побочные действия транквилизаторов проявляются, как из­вестно, в виде мышечной и психической релаксации. И здесь происходит неблагоприятная суммация расслабления, вызванного как препаратом, так и свойственным самому аутизму низким общим и психическим тонусом.

Побочные действия, вызываемые при органической недо­статочности ЦНС психостимуляторами, нередко проявляются в эпилептиформных припадках.

Как указывалось выше, нозологического лечения самого син­дрома РДА практически не существует. Тем не менее специфи­ческое воздействие на органическое заболевание ЦНС, хромо­сомную патологию, врожденные нарушения обмена, породившие РДА, имеют большее или меньшее значение для улучшения об­щего и психического состояния больного. В этих случаях лече­ние психотропными препаратами комбинируется по конкретным показаниям с дегидратационной, антисудорожной общенейро-тропной терапией, применением больших доз витаминов, спе­циальной диетой при некоторых энзимопатиях3.

Фактор «почвы» касается и соматических особенностей аутич-ного ребенка. Ряд признаков позволяет предположить, что ран­нему детскому аутизму присущ свой соматический облик в пла­не как конституциональных физиологических особенностей, так и врожденной склонности к недостаточности ряда систем. Зна­чительная часть аутичных детей имеет астеническое телосложе­ние, бледность кожных покровов, пониженный тургор мышц и кожи, общую гипотрофичность. Многим свойственна склонность к аллергическим реакциям, в том числе лекарственным. Неред­ка общая задержка в физическом развитии. Слабость и извра­щенность аппетита, парадоксальные реакции на определенные медикаменты, «необъяснимые» желудочно-кишечные расстрой­ства достаточно часто позволяют заподозрить ферментативную недостаточность неясного характера и происхождения. Это требует не только повышенной осторожности в выборе психо­тропных средств, но и поисков в каждом отдельном случае адек­ватной соматотропной терапии ферментосодержащими, анти-гистаминными препаратами, а также поддерживающего обще­укрепляющего лечения. Однако нужно иметь в виду, что под дистимическими расстройствами настроения, трактуемыми как следствие соматической астении, нередко маскируется депрес­сия, развивающаяся в процессе лечения нейролепиками фено-тиазинового ряда.

Учитывая частую гипотрофию, общую задержку физическо­го развития, во избежание передозировки следует также помнить об ориентации дозы препарата не на календарный возраст, а на фактический вес тела ребенка.

3 Энзимопатия — патология ферментативной активности организма (при­меч. ред.].

Учет приведенных соматических особенностей аутичного ре­бенка нередко оправданно сужает круг применяемых медика­ментов. Неблагополучие соматоневрологической почвы увеличи­вает возможность побочных действий и осложнений психотроп­ных препаратов, суммирует их неблагоприятные действия. Поэтому одновременный набор психотропных средств не дол­жен быть большим.

Следует также помнить, что вследствие повышенной сенсо-аффективной чувствительности, в том числе проприоцептивной, аутичный ребенок нередко субъективно более чувствителен к не­приятным ощущениям, вносимым побочным действием нейролеп­тиков и антидепрессантов (сухость во рту, сомнолентность4 и др.}.

Адресация медикаментозной терапии к коррекции дизонто-генеза, направленность на максимальную реализацию потенци­альных интеллектуальных возможностей ребенка делает особенно актуальным выбор препаратов, в наименьшей мере обладающих тормозящим действием на познавательные процессы. Это отно­сится как к нейролептикам, так и (в меньшей мере) к транкви­лизаторам вследствие их релаксирующего действия.

Но нередко бывает, что препарат, дающий достаточно выра­женные побочные действия, в то же время оказывается наибо­лее эффективным.

В этих случаях особенно важна подборка минимальных эф­фективных доз препарата и увеличение дозы корректора.

Все сказанное выше делает особенно актуальными задачу инди­видуализации терапии при РДА, неприемлемость стандартных схем и методик лечения. В связи с этим нужно отметить, что применяе­мая нами система психолого-педагогической коррекции, опираю­щаяся на выделение четырех клинико-психологических вариантов (типов) РДА, позволяет больше «типологизировать» психолого-педа­гогический подход, чем медикаментозную терапию, которая долж­на учитывать именно индивидуальные параметры неврологическо­го и соматического статуса ребенка.

Лабильность не только психосоматического статуса аутично­го ребенка, но и необходимость частых коррективов в лечении предъявляет повышенные требования к динамике наблюдений аутичного ребенка, поэтому обязательны достаточно частые осмотры.

Есть специфика в технологии применения лекарственных препаратов у детей с РДА.

Негативизм к приему лекарств определяет предпочтение препаратов с пролонгированным действием, лекарств в виде

Сомнолентность — патологическая сонливость [примеч. ред.). Ь-М05 А8\

капель, сиропов, таблеток, размельченных в сахаре. Большую роль играет распределение препаратов в течение суток. При отсут­ствии противопоказаний прием нейролептических препаратов, снижающих концентрацию внимания, целесообразно максимально отдалить от времени психолого-педагогических занятий.

Большинство клиницистов придерживаются мнения о кур­совом лечении, необходимости перерывов, периодов «отдыха» от медикаментозных нагрузок. Однако подход к РДА не как к болезни, а как к дизонтогении и тут направляет терапевтичес­кую мысль в сторону необходимости сохранения даже мини­мально достигнутого продвижения в психическом развитии. Ухудшение работоспособности при снятии стимуляторов дает «откатку» интеллектуальной активности. Возобновление даже небольшой тревожности при перерыве в лечении транквили­заторами актуализирует и вновь закрепляет уже ушедшие было страхи. Возвращение агрессии при снятии нейролептических препаратов способствует новой фиксации привычных ранее форм неправильного поведения. Возникает феномен всплыва-ния прежних патологических явлений. Поэтому мы предпочи­таем частичный «отдых»: периодическое снижение дозы препаратов, чередование психотропных и общеукрепляющих средств.

И наконец, нам хотелось бы обратить внимание на не­целесообразность терапии в больничных условиях. Иногда по­мещение в психиатрический стационар, пугающую обстановку с большим количеством новых взрослых и детей, отрыв от близ­ких для аутичного ребенка, одержимого страхом перемен, чре­ваты возникновением психических расстройств, регрессом при­обретенных навыков. В то же время лечение самого синдрома РДА в настоящее время не включает ни инсулиновой, ни элект­росудорожной терапии, ни капельных внутривенных вливаний, требующих стационарных условий. Поэтому, по нашему мнению, госпитализация аутичного ребенка показана лишь в двух случа­ях: 1) возникновение острого психоза; 2) поиск подбора лекарств при неэффективности всех препаратов, использованных ранее. Во всех остальных случаях медикаментозная терапия должна осу­ществляться в домашних условиях, в привычной обстановке се­мьи, детского сада, школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.