КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изначальный уровень развития речи у детей с нарушениями без аутизма
Органические расстройства у детей с аутизмом и у детей с нарушениями без аутизма (по 50 детей в каждой группе)*
У всех пациентов было отмечено хотя бы одно расстройство, связанное с поражением ЦНС Уровень развития речи сопоставлялся с уровнем адаптивной зрелости детей, а также с их хронологическим возрастом. Таблица 3 показывает, что для большинства пациентов уровень речевого развития коррелирует с их адаптивным уровнем функционирования и практически не зависит от возраста и коэффициента развития. Поскольку у 80% адаптивное поведение соответствовало уровню ниже, чем 18 месяцев, а у половины ниже, чем 40 недель, использование языка для коммуникации не могло и ожидаться. Появление речи не может быть предсказано точно, но в большинстве случаев можно ожидать, что ее развитие идет параллельно с развитием адаптивного поведения. Двое детей с центральным расстройством коммуникации, функционирующие на уровне 2—3 лет, могли воспринимать речь, но понимали сказанное лишь в отдельных случаях. Ни у одного ребенка, функционирующего ниже 18 месяцев, речь не соответствовала хронологическому возрасту. Таблица 3 Изначальный уровень развития речи у детей с аутизмом
Таблица 4 показывает, что развитие речи у детей с органическими нарушениями без аутизма также соответствует развитию адаптивного поведения. Для тех детей, коэффициент развития которых выше 75, тенденция приближения к нормальному речевому развитию должна существенно подтверждаться с увеличением количества испытуемых. Однако схожесть между двумя группами пациентов оказалась поразительно больше, чем различие. Таблица 4
Судороги могут приводить к путанице, особенно у маленьких детей, и должны учитываться при постановке диагноза. Психомоторная судорожная активность (припадок), во время которой пациент выпадает из контакта с окружением, может быть принята за аутистическое поведение. Обычно такие припадки носят пароксизмальный характер, изменения уровня сознания могут быть обнаружены в исследовании и/или отмечались ранее. В такой ситуации диагноз психоза некорректен. Аутизм не является прерывистым состоянием, для которого характерны резкие переходы от нормального социального функционирования к его нарушению. Однако в том случае, когда ребенок выпадает из контакта с окружающим миром вследствие продолжительного припадка, то провести границу с аутистическим поведением оказывается сложным. Случай 1. л На графике 2 можно увидеть иллюстрацию такой необычной ситуации у одного из наших самых маленьких пациентов. Этот ребенок был одним из дизиготных близнецов, беременность сопровождалась токсикозом и кровотечениями в первой половине, вес при рождении 6,2 фунта. В анамнезе отмечались частые эпизоды миоклонических подергиваний. Нас попросили осмотреть мальчика в возрасте 11 недель, так как его абсолютное пренебрежение по отношению к персоналу больницы вызвало вопросы о слепоте. Он очень заинтересовался предложенными материалами и выполнил их с опережением, соответственно уровню адаптивности 14 недель. У него отмечалось некоторое увеличение тонуса мускулов, но другие нейромоторные нарушения выявлены не были. Крупная и тонкая моторика также соответствовали 14-недельному уровню. Во время обследования повторялись частые эпизоды, когда ребенок поворачивал голову в одну и ту же сторону, становился неподвижен и слабо реагировал на зрительные стимулы. В итоге у мальчика диагностировали наличие аутистических симптомов при нормальном интеллекте. Он был выписан без противосудорожной терапии и вернулся обратно в больницу через несколько недель в состоянии полного отсутствия реагирования на окружение. Контраст в его поведении был настолько разителен, что возник вопрос о наличии у мальчика психомоторного эпилептического статуса, и мы рекомендовали лечение фенобарбиталом, что и было выполнено. К нашему огромному удивлению, к 2? неделям мальчик стал социабельным, дружелюбным, живым и проворным, с небольшими проблемами, связанными с атетоидной тет-раплегией. Несмотря на его моторные проблемы, уровень адаптивного поведения соответствовал нормальному функционированию 23 недель. Дальнейшее течение заболевания было далеко не благоприятно. Мальчик бесчисленное количество раз поступал в больницу с респираторными инфекциями, сердечными приступами, большими эпилептическими припадками и токсикозом Дилантина (Dilantin). Несмотря на это и некоторые моторные трудности, он продолжал бороться с неутомимой энергией, в 24 месяца он при участии взрослого выполнял тестовые задания в течение часа или более, идентифицируя картинки и доблестно пытаясь исполнить инструкции. Его припадки никогда полностью не контролировались, и он был не в состоянии расти; по сравнению со своей сестрой он выглядел как кукла. Продолжал ухудшаться его рахит, связанный с заболеванием почек. Когда мы его видели в последний раз, ему было 54 месяца, и к этому моменту у него уже было 22 госпитализации. Он был дружелюбен, но на более инфантильном уровне, при этом он потерял интерес и свою энергию. Крупная моторика была развита на уровне 20 недель, его атетоз все еще сохранялся. Единственное, что осталось от былого потенциала, — некоторое понимание речи на уровне 12—15 месяцев. Оглядываясь на прошлое мальчика, так и остается неясной природа недостаточности социального взаимодействия вопреки сохранному интересу к объектам в возрасте 11 недель. Его случай иллюстрирует, как неконтролируемые припадки могут оказывать разрушительный эффект на развитие. Случай 2. В другом случае мы совершили ошибку, проигнорировав анамнез, рассказанный родителями. Этот 14-месячный ребенок описывался ими как очень ласковый, живо реагирующий и веселый — временами. По рассказам, девочка произносила два слова, знала названия некоторых предметов, с удовольствием играла в игры-потешки (типа «ладушки»), выполняла несколько простых инструкций. Родители сказали, что она использует свои ноги больше, чем руки, и «не смотрит на предметы». Во время обследования ребенок абсолютно не замечал экспериментатора, уровень адаптивности был снижен почти втрое по сравнению с нормой и соответствовал 18 неделям. У девочки отмечался низкий тонус, уровень моторного развития соответствовал только 28 неделям. Было ясно, что она не является нормальным ребенком 14 месяцев, но были ли у нее припадки, когда мы ее видели? Изменили ли бы мы дальнейшее течение болезни, если бы были достаточно мудры в то время, чтобы обсудить такую возможность и назначить соответствующее лечение, особенно принимая во внимание уровень речевого развития, о котором рассказывали ее родители, соответствующий ее возрасту? Связь с этим ребенком для последующего наблюдения была потеряна, но мы знаем, что ее поведение осталось нарушенным, из той информации, которую предоставила нам частная школа для «исключительных» детей, в которой училась девочка. Случай 3 (случай 31 на рисунке 2). До 21 месяца ребенок развивался нормально. В этом возрасте длительный большой эпилептический припадок вызвал сильную атаксию, потерю речи и отсутствие реакции на людей. При этом адаптивное поведение осталось сохранным. Данные симптомы сохранялись на протяжении 2—3 месяцев, после чего речь и моторный контроль вернулись, нормализовалось взаимодействие с людьми, но девочка стала гиперак-тивна и дезорганизована. Впоследствии имели место еще три развернутых конвульсивных припадка. В 55 месяцев было отмечено ухудшение интеллекта до уровня 15 месяцев. При этом у нее не отмечалось никаких моторных нарушений, кроме некоторой задержки моторного развития. У нее сформировались определенные социальные отношения, соответствующие ее очень незрелому уровню адаптивного поведения, с использованием единственного слова. Таким образом, психотическое расстройство может быть преходящим в том смысле, что может продолжаться в течение нескольких месяцев. Эти три ребенка являлись исключениями. В случаях других психотических расстройств паттерны аутистических симптомов сохраняются постоянно. Наблюдаемые припадки обычно имели судорожную природу и в 14 случаях были сходны с большими эпилептическими припадками. В тех случаях, когда аутистичес-кое поведение отмечалось эпизодически, как правило, оно было обусловлено судорожной активностью. Те дети, у которых диагностировалось судорожное расстройство, не вошли в группу детей с аутизмом и инфантильными психозами. Несмотря на то что э/4 пациентов обеих групп (с аутизмом и с органическими нарушениями) были частными пациентами, лишь V3 родителей обеих групп получила образование в колледже. Эта популяция не соответствовала обычному описанию родителей аутистов как высокообразованных людей. В конечном итоге при первоначальном обследовании было выявлено, что все 50 детей из группы с аутизмом страдали органическими расстройствами ЦНС. Ни у кого не отмечались одни только психотические симптомы. У 5 детей без нарушения ней-ромоторной интеграции отмечалось отставание в развитии крупной моторики как результат умственного дефицита. У остальных 45 независимо от умственного развития отмечались ней-ромоторные нарушения от некоторых отдельных знаков до развернутого паралича. Наименее выраженные нейромоторные нарушения отмечались в раннем детстве педиатрическими службами до того, как произошла их компенсация; в более позднем возрасте эти нарушения не выявлялись при помощи стандартного неврологического обследования. Моторные и умственные дефекты были связаны с судорожными припадками или некоторыми другими специфическими болезненными процессами. Помимо этого, аутистические симптомы квалифицировались одинаково независимо от того, отмечался или нет у ребенка умственный дефицит, и от того, имел ли место болезненный процесс с самого рождения или возник после поражения мозга, связанного с энцефалитом или припадками. Психотические пациенты отличаются от детей с органическими нарушениями только лишь наличием у них аутистического симптомокомплекса в добавление к расстройствам ЦНС. Такой вывод не является неожиданным для популяции детей в возрасте 2—3 лет, наблюдаемых в педиатрической службе.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |