Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случаи для иллюстрации




ЛЕЧЕНИЕ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Первое, что необходимо предпринять врачу,— это ди­агностика, причем учесть следует не только симптомы и уро­вень интеллектуального развития, но и сопутствующие расстрой­ства, для которых нужна соответствующая терапия. Лечение су­дорожных расстройств является наиболее важным. Несмотря на

то что противосудорожные препараты не оказывают воздействия на психотическое поведение, кроме тех случаев, когда судорож­ные приступы маскируются под психоз, данные лекарства мо­гут быть жизненно необходимы, так как помогают предотвра­тить дальнейшее ухудшение.

Весомые доказательства указывают на то, что исход заболе­вания не зависит от количества и качества психотерапии, и пси­хотерапия сама по себе не дает никаких гарантий. Это, конеч­но, не означает, что надо отказаться от общих методов и про­грамм бихевиоральной психокоррекции.

Природа трудностей ребенка должна быть подробно разъяс­нена родителям, с акцентом на том факте, что они не являются причиной его аномального поведения. Они не должны пытаться форсировать социальные контакты с ребенком, но при этом дол­жны быть внимательны к его спонтанным попыткам завязать отношения и соответствующе отвечать на них. Родители также нуждаются в длительной психологической поддержке.

Наиболее важным при планировании дальнейшей жизни ре­бенка является обеспечение его индивидуальной программой обу­чения, соответствующей его способностям. Занятия необходимо начинать в тот момент, когда ребенок созреет для начального этапа школьного обучения.

Мы закончим данную главу двумя небольшими случа­ями, которые были представлены в дискуссии Гезелла и Амарт-руды о «псевдосимптоматической задержке».

Случай 4.

Это был физически красивый, очаровательный ребенок. Она села сама в 7 месяцев. В 10 месяцев перенесла судорожный припадок после предполагаемого энцефалита. Оценка ее развития в 33 месяца показа­ла, что ее уровень соответствует 18 месяцам. Родители чувствовали, что в основе задержки и отсутствия речи лежит какое-то препятствие в эмо­циональной сфере, что подтверждалось и логопедом, который настаи­вал, что девочка «способная, но очень упрямая».

Очевидно, что отсутствие внимания к людям подтверждает,, что в данном случае ведущими являются эмоциональные нарушения. Неуем­ное рвение в обучении только увеличивает напряжение и усиливает бо­лезненные проявления в поведении ребенка. Они уменьшаются в том случае, когда большее внимание уделяется заботе о физическом и эмо­циональном состоянии ребенка вместо упорного его обучения. Вновь

произведенная оценка развития в 4 года показала очень незначитель­ные продвижения во всех пяти областях поведения.

Родителям было посоветовано следующее: «Если вы сможете посвя­тить себя тому, чтобы приспособить мир вокруг ребенка к ее потреб­ностям и готовы делать все для ее пользы, то ваш дистресс значитель­но уменьшится. Если и существует какой-то отдаленный шанс, что ее положение изменится, то вы увеличите этот шанс более, поступая с ней таким образом, чем если вы будете постоянно прилагать тщетные уси­лия, чтобы научить вашего ребенка тому, что выше ее способностей». Не более чем через 2 года был поставлен диагноз умственной отсталости.

Случай 5.

Это был маленький, худенький, активный ребенок, которого мы эк­заменовали в возрасте 42 месяцев. Как и в случае 4, он также абсолют­но не обращал внимания на других людей, но моментами можно было мимолетно привлечь внимание ребенка, например, к картинке в книж­ке. Его мама наивно верила, что, «кроме отсутствия внимания к сло­вам, это абсолютно нормальный ребенок».

Родители сконцентрировали свою озабоченность на проблеме труд­ностей понимания речи и отсутствия собственной речи. Они выясняли, насколько это могло быть обусловлено глухотой, афазией, эндокрин­ным расстройством или простой задержкой развития. Их односторон­няя заинтересованность в речевых факторах привела к тому, что цело­стная картина поведения ребенка выпала для них из фокуса, и они недооценили серьезность других нарушений поведения, таких, как бес­цельный бег и вокализации, потряхивание руками перед глазами, соса­ние языка, щелканье, поглаживание живота, сопение и т.д. Этот маль­чик не ходил до 27 месяцев, что родители объясняли трудностями в пи­тании. У них была целая история рвот, несильного кормления и плохой прибавки веса. Родители предполагали, что насильное кормление могло вызвать эмоциональные трудности.

Предыдущая серия медицинских обследований привела к двум диф­ференциальным диагнозам глухоты или эндокринного расстройства. Мы отвергли оба этих расстройства и рассмотрели третью возможность, обозначенную как «глубокие эмоциональные трудности». Это также было не принято нами на основании того, что наблюдаемые эмоциональ­ные проявления в поведении ребенка согласовались только со всеобъ­емлющей задержкой, касающейся всех областей поведения. Едва ли эмо­циональные факторы могли объяснить тот факт, что ребенок начал хо­дить в 27 месяцев. Был установлен диагноз умственной отсталости.

Каков прогноз? Он научился ходить и через какое-то время будет немного говорить. Любой прогресс будет идти очень медленно, в зави­симости от возраста. Не будет никаких значительных изменений и в эмоциональной сфере. Школа, в обычном понимании этого слова,

будет для него,недоступна. Родители в конце концов приняли диагноз умственной отсталости, но только после множества тщетных усилий и надежд, многие из которых должны были быть сэкономлены.

Случаи псевдосимптоматической задержки доставляют чрез­мерное беспокойство тем, кто ими заинтересован. Истории на­ших случаев показывают, что родители этих детей прилагают все усилия, чтобы «найти место». Они переходят от одного спе­циалиста к другому, от одной программы к следующей. Между тем ребенок становится старше, и ретроспективно это доказы­вает, что это была существенная задержка, в основе которой лежит повреждение центральной нервной системы. Она имеет органическую природу и не обусловлена «эмоциональными труд­ностями» или «препятствиями со стороны внешнего мира», но базируется на настоящей умственной отсталости. Интеллектуаль­ное повреждение может иметь разную степень глубины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.