Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограниченная способность интерпретировать жесты




Новая серия когнитивных экспериментов подтверди­ла трудности в интерпретации. Эти эксперименты проводились по старой схеме: измерялись достижения трех групп детей — группы аутичных детей, группы детей с умственной отсталос­тью и группы детей с нормальными интеллектуальными спо­собностями. Все дети были одного психического возраста — 5 лет (А. Н. Attwood et al., 1986).

Как установили исследователи, аутичные дети использовали инструментальные жесты наравне с детьми из других групп. Этот тип жестов можно назвать «портретным» (так как существует выраженная визуальная связь между образом и его значением}. Другими словами, о значении жеста нет необходимости догады­ваться. Жест говорит сам за себя. Например, жест «уходи»: его значение очевидно. Значение заложено в самом восприятии, зна­чение не отстранено от него.

Однако, когда на втором этапе были протестированы экс­прессивные жесты, исследователи обнаружили, что аутичные дети совсем не использовали их, хотя для обычных детей и осо­бенно для детей с синдромом Дауна такие жесты не представ­ляли никакой трудности. Исследователи обнаружили существен­ные различия между этими двумя видами жестов. Понять зна­чение экспрессивных жестов не так легко. Они используются для передачи сложных эмоций и состояний.

Результаты эксперимента могут быть истолкованы по-друго­му. «Экспрессивные жесты» намного труднее идентифицировать для детей, которые испытывают большие трудности в понима­нии смысла, скрытого за буквальным значением. Рассмотрим в качестве примера жест «мы близкие друзья». Рука, лежащая на плече другого человека,— очень условный жест. Визуально зна­чение нечетко выражено. Оно отстранено от образа, и чтобы понять его значение, требуется сделать выводы. Группы детей с нормальным и нарушенным интеллектом не испытывают боль­шие трудности, «читая» этот жест. Но группа детей, страдаю­щих аутизмом, потерпела полную неудачу. Если бы можно было проникнуть в их сознание, то тогда можно было бы понять,

почему такой вид жестов создает для них проблемы. Если рас­сматривать этот жест строго в его буквальном смысле, то мы видим только круговые движения руки. Почему в одном контек­сте этот жест означает «утешать», а в другом то же движение означает «чистить» — именно таким движением я вытираю пыль со стола?

Экспрессивные жесты

Инструментальные жесты Рис. 2 Инструментальные жесты

В заключение еще одно важное замечание. Все жесты, кото­рые вызвали трудность у аутичных детей, используются для вы­ражения чувств. Это говорит о том, что даже при одинаковом психическом возрасте (5 лет) с другими детьми, участвующими в эксперименте, аутичные дети имеют специфические трудно­сти в понимании многих человеческих чувств. Действительно, если иногда кажется, что они бесчувственны по отношению к нам, на самом деле это часть их когнитивных нарушений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.