Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского




Фома выдвигает пять собственных доказательств

Пять доказательств существования Бога.

Фома Аквинский и его основные произведения.

а) Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах,
крупный теологический средневековый философ,
систематизатор схоластики, автор томизма - одного из
господствующих направлений католической Церкви.

б) Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма
теологии», «Сумма философии» («Против язычников»),
комментарии к Библии, комментарии к произведениям
Аристотеля.

Nb:Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения -окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

существования Бога:

- движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то)
другим следовательно, есть первичный двигатель всего -
Бог;

- причина: все, что существует, имеет причину -
следовательно, есть первопричина всего - Бог;

- случайность и необходимость: случайное зависит от
необходимого - следовательно, первоначальной
необходимостью является Бог;

- степень качества: все, что существует, имеет различные степени
качества (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следовательно,
должно существовать высшее совершенство - Бог;

- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель,
направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-
то разумное начало, которое направляет все к цели, придает
смысл всему - Бог.

а) Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога,
но и всего сущего.

б) В связи с этим он:

- разделяет: сущность (эссенцию) и существование
(экзистенцию).

- Nb: Их разделение - одна из ключевых идей католичества. подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую
идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт,
назначения, которые существуют в разуме Бога
(Божественный замысел);

- подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам
факт бытия веши;

считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

- доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог,
давший сущности существование, может данную сущность
существования и лишить, следовательно, окружающий мир
бренен и непостоянен;

- сущность и существование едины только в Боге,
следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен,
всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних
факторов;

- исходя из данных посылок, согласно, Фоме: все состоит
из материи и формы (идеи);

- суть любой вещи - единство формы и материи;

- форма (идея) является определяющим началом/а материя
есть лишь вместилище различных форм;

- форма (идея) есть одновременно цель возникновения
вещи;

- идея (форма) любой вещи троична: существует в
Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти)
человека.

4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

- откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как
считал Августин Блаженный), а различные понятия;

- вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
вера и разум дают истинное знание;

если человеческий разум противоречит вере, то он дает

неистинное знание;

- все в мире делится на то, что можно познать рационально
(разумом), и то, что разумом непознаваемо;

- разумом можно познать факт существования Бога, единство
Бога, бессмертие человеческой души и др.;

- не поддаются рациональному (разумному) познанию
проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность
Бога, а следовательно, могут быть познаны через
Божественное откровение;

- философия и теология -разные науки;

- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

- все остальное (божественное откровение) может познать
только теология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.